11 января 2011 11.01.11 105 11K

Who are you, machinist?

+19

ЗАФИКСИРОВАНО ПРИСУТСТВИЕ СПОЙЛЕРОВ

Однажды…
… примерно здесь
… я писал о том, что слова сами приходят в голову, когда нужно что-то написать.
Да, я считаю, что, если ты не думаешь о том, что и как ты пишешь, то ты пишешь хорошо.
Я так и делаю.
И лишь после того, как написал, если угодно, черновик, первую версию, чуть корректирую форму и отчасти суть свежим, трезвым, незамутненным страстью приходящих и приходящих идей и слов взглядом.
Считаю, что если ты силой выжимаешь из себя слова, то лучше не стараться и оставить это занятие на то время, пока не почувствуешь, что снова способен творить, а не работать.

Сейчас иду против своих правил.
Потому что какие-то слова вроде и приходят в голову.
Представляю, в каких тонах напишу о «Машинисте».
Но вот странные, тяжелые эмоции мешают обычно врывающимся в голову словам дать сигнал пальцам, чтобы они в бешеном темпе превращали слова в мыслях в слова на электронной бумаге.
Но так как сильное желание разобраться и рассказать о своих впечатлениях о фильме, дабы стало чуть легче и понятнее, есть, но буду стараться превратить цель в реальность.
Думается, в этом блоге от меня будут только эмоции и какие-то отрывки невесомых мыслей.
Надеюсь, вам всё равно, дорогие мои, понравится.

Итак, «Машинист» 2004 года.
Снова валлиец Кристиан Бэйл в главной роли.
И снова он тянет фильм на себе.
Это не плохо — если он оставшиеся фильмы, что я не видел с ним, будет подобным образом тащить на себе, то только рад буду.
Брэд Андерсон, режиссер фильма, и Кристиан Бэйл облачили крепкий, интересный, местами очень и очень неожиданный по содержанию сюжет в чудовищный фильм.
Чудовищный по эмоциям, что он дарит зрителю.
Чудовищный по форме, которая выплескивается на не читавшего сюжет до просмотра зрителя зловонной, но какой-то… утонченной массой. Я не знаю, как это следует понимать.
Чудовищный по процессу фильм, где ты каждую минуту видишь покойника.
Да, я про Тревора Резника.

Он — натуральный покойник, который цепляется грязными от сырой земли ногтями за край жизни.
Он — пугало для нормальных людей, потому что его внешний вид (мне очень и очень нравящийся, так как сам ярый адепт ненормальной худобы) отпугивает большую часть его окружения.
Он не живет, и не нужно путать симуляцию жизни (когда ты работаешь, вроде как общаешься, кушаешь и занимаешься любовью) с полноценной жизнью, когда ты при этом получаешь удовольствие.
Не думаю, очень не думаю, что Тревор рад своей жизни.
Год бессонницы — это не жизнь.
Это — убитые рецепторы ощущения полноты этой жизни и полнейшее сумасшествие. Говорю как человек, который экспериментировал с долгим отсутствием сна.
Ну или почитайте «Бойцовский клуб» Чака Паланика, если мне не верите.

У Тревора Резника есть причина не спать.
Но он не помнит.
В психологии/психиатрии наверняка есть соответствующий термин, обозначающий причину бессонницы Тревора, но оставим это.
Тревору нужно спасение. Спасение общением и сном.
Он его получит лишь тогда, когда несознательно пройдет через тоннель своего прошлого, убив настоящее и будущее.
Впрочем, ему не привыкать убивать.
А когда-то ведь он был обычным человеком…

Фильм жуткий.
Смотреть его ночью — гробить свое здоровье только так.
Конечно, если не вдумываться и не прочувствовать всё то, что заложено в фильм, проблем не будет.
«Машинист» — фильм, который не нужно смотреть, потому что, по сути, ничего интересного в нем нет.
Ну да, безукоризненная игра Кристиана Бэйла, который ради этой роли пошел на очень мужской, считаю, поступок, после которого мое уважение к нему поднялось в геометрической прогрессии. Да, очень красивые фильтры на изображении. Да, несколько эффектных сцен — но уж ради них кино-то стоит смотреть? Да нет.
Фильм этот нужно чувствовать и нужно прожить.
Даже так: нужно быть.
Быть покойником Тревором Резником — а иначе те сто минут, что идет это произведение искусства, вы потратите впустую.
Да, это сложно и непонятно (зачем осознанно вживаться в образ главного героя) ведь кино по большей части не учит нас переживать. Оно учит нас класть попкорн в рот и запивать это дело колой, да так, чтобы еще от экрана не отрываться при этом.
Есть исключения, безусловно, и их не так мало, как я пытаюсь сейчас показать, однако всё равно sad, but true.
Ну так вот. Если нет сочувствия к главному герою, то фильм пройдет мимо понимая.
Если нет удивления и щемящего ощущения от того, чем всё в итоге обернулось, то, по моему мнению, фильм прошел мимо.
Так уж вышло, что главный герой — персонаж не отрицательный даже тогда, когда он вспоминает причину своей бессонницы.
Так уж вышло, что главный герой не вызывает отвращения. Даже будучи скелетом, обтянутым кожей, он вызывает симпатию. Своей улыбкой и отношению к жизни.
Он — хороший человек. Просто однажды он случайно стал тем, кем никакой сознательный человек становиться не пожелает.
_ i l l e r
Грустная истина.

Смелость и привлекательность Тревора в том, что он нашел в себе силы сдаться.
Искупление — не это ли верующие люди просят у Господа?
Своим поступком, совершенным на той прекрасной красной машине, Тревор проклял себя, и через год он сам же и снял проклятие.
Потому что он — хороший парень, попавший в цепкие лапы плохих обстоятельств.

Нагнетает грустные, истинно Паланиковские настроения фильм.
Безысходность — вот что сквозит в каждом кадре.
И вроде светлые, добрые сцены есть, однако сделаны они для контраста — чтобы зритель видел, что могло бы быть, если… ну, если бы…
В основе же уныние.

И конец; да, конец тоже грустный.
Несмотря на то, что Тревор теперь будет спать.
Он спасся, вызволив себя из собственного Ада забытья, однако принесет ли ему покой это спасение потом?
Или он заснет в первый раз за год и… и не проснется больше?
Вариантов много, и все они имеют право на существование.
Вот почему концовка не обнадеживает и не слишком радует.

Да, вот так. Больше написать нечего. Вроде букв много, а всё как-то скомкано и ничего толком и не рассказано.
Разбирать фильм на куски — рушить его привлекательность.
Да и лучше один раз посмотреть, чем сто раз прочитать.
Строго, строго рекомендую тем, для кого оптимизм — пустой звук.
Такие сильно полюбят этот шедевр.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)


Лучшие комментарии

проститутка эта — вылитая Соня из «Преступления и наказания». Кроме того, весь фильм он поворачивает в сторону темноты и лишь в конце приходит к свету. По сути, он проезжает этот тёмный тоннель выезжая на свет.
Там есть элементы как «Преступления и наказания», так и «Двойника». кроме того, когда они едут с мальчиком на аттракционе, в одном кадре можно заметить надпись «Crime and punishment», что как бэ намекает. А если говорить о символах… Ты обращал внимание на время?
Похвастался, молодец.
Который руку со станком не поделил. ;•)
Чб тут не очень будет. :(
Никому это не надо. :(
В тексте спойлеры!
Между прочим, Тревор Резник — явный Раскольников, только промучившийся подольше. И ещё фильм символичен до жопы, обязательно надо пересмотреть как минимум ещё один раз — просто мириады моментов по-другом восприниматься будут.
Лолшто? Там серые тона и полутона постоянно, очень сильно нагнетают атмосферу, особенно на контрасте с солнечным сценами.
:\ Я перепутал всё. Однако и каша у меня в голове… Я про Ваню…
Это время, когда он убил...
Предупреди в самом начале о спойлерах.

Коллега Резника по работе — просто шикарный персонаж. Чёрт, я забыл, как его зовут?
Без этого как-то тускло, на мой взгляд.
Ради пробы следующую работу, если таковая будет, сделаю без выделений, хорошо.
So wut? Если это кино, то он мог бы вообще этот холодильник нетронутым оставить до скончания веков?
Ты про того, кто по воле случая и Резника ушел с работы?
Читай также