Прежде чем приступить к рассказу о самой игре, хотелось бы сначала высказать несколько мыслей о киберпанке.На мой взгляд, этот жанр незаслуженно обходят стороной. Как в кинематографе (хотя там дела не так плохи), так и в игростроении. Проектов, которые используют киберпанк как антураж, безумно мало, а хорошие игры этой категории можно сосчитать по пальцам одной руки фрезеровщика со стажем. Мне на ум сразу приходят только «Bladerunner» и объект моего сегодняшнего внимания. Был еще конечно «Systemshock», но я, как ни старался, так и не смог в него нормально поиграть, поэтому и судить не буду. Чем же так не угодил киберпанк разработчикам? На мой взгляд — это просто не паханное поле для разработчиков. Возможности, которые можно воссоздать в декорациях киберпанка ограничиваются лишь фантазией. Это ведь будущее, а в будущем возможно все — твори не хочу. Ни в одной другой вселенной, будь то фэнтези или постапокалипсис (в которых существует не мало ограничивающих факторов), нет такого простора для выдумки. Так в чем же дело? Разработчикам не хватает фантазии? Или просто лень не позволяет создать настолько проработанный мир киберпанка, что бы в него поверили? Или киберпанк сейчас просто не популярен? Я не могу ответить на эти вопросы. Могу лишь взгрустнуть, что таких проектов очень мало (Благо в скором времени нас ожидает один такой, будем надеется, он будет достойным).
Для крупных корпораций Мир — всего лишь игрушка
Однако приступлю к рассказу о самой игре — «Deus Ex». В свое время она прошла мимо меня. Я был поменьше, не такой смышленый, и вершиной компьютерных игр для меня был «Max Payne»(который является замечательной игрой, не поймите неправильно). В общем игра показалась мне сложной, да и киберпанк меня тогда не очень впечатлял. Однако годы шли, я пытался осилить игру пару раз, но всегда мне что-то мешало. Но вот недавно я все-таки серьезно сел за сей шедевр и прошел до конца. Первое, что меня приятно удивило — это продолжительность игры. Редко когда я встречал такой длинный шутер, пусть и с РПГ элементами. Сейчас таких уже не делают, стандартным временем прохождения игры считается 6-8 часов(за исключением чистокровных РПГ как то «DA:O»). Игра длинная, но она не надоедает, и это очень большой плюс. Потому что цепляет своей атмосферой. Понастоящему атмосферных игр, на самом деле не так уж и много. Как по мне, так это «Fallout», «S.T.A.L.K.E.R.»(фэнтези проекты в расчет не беру, т.к. там у всех своя атмосфера). И вот «Deus Ex». Мир игры наполнен маленькими деталями, которые создают полную картину. Газеты, книги, бродяги, корпорации — все это способствует погружению в мир игры. И все-таки даже не атмосфера главный козырь игры. Вся изюминка заключается в нелинейности решения поставленных задач. Помнится в «Истории серии» восхвалялись структура уровней «Chaos Theory» и возможность достичь цели разными путями. Так вот — забудьте. Сэм Фишер добровольно ушел бы в отставку, знай он, насколько обходит его по этим критериям JC Denton (кстати так зовут главного героя игры). Уровни настолько продуманы, что глаза просто разбегаются от количества вариантов. Помните ролик к игре «Alpha protocol», когда герой решал, как ему сбежать с крыши. Так вот, то что в «AP» было в ролике, в «Deus Ex» присутствует в игре. Пример: Вам надо пройти через комнату, в которой стоит камера и пулемет, открывающий огонь, как только камера Вас засечет. Варианты решения: просто пробежать комнату, надев бронь, или пробежать комнату, включив имплантант, усиливающий сопротивление урону, или, одеть маскирующий жилет, или включить имплант, маскирующий от камер, или взорвать пулемет/камеру, или взломать пулемет/камеру при помощи мультиинструмента, или найти консоль, взломать ее и отключить камеру, или найти вентиляцию и просто обойти эту комнату. Если есть еще какие-нибудь варианты, то они мне просто не пришли в голову. Причем у альтернативных вариантов тоже есть альтернатива. Например решетка в вентиляцию закрыта. Вы можете либо вскрыть ее отмычкой, либо взорвать гранатой, либо найти бочку со взрывчаткой, поставит рядом в решеткой и выстрелить из пистолета. Путь свободен. Главное помнить, всегда есть альтернатива. Все зависит от Ваших навыков и содержимого инвентаря. Я упомянул о навыках и имплантах, надо бы рассказать о них да и об игровой механики в целом. Игра представляет собой шутер от первого лица с элементами РПГ. Хотя шутер — это сильно сказано. Пройти игру с пушкой наперевес очень сложно. Да и вообще игра легкостью не отличается, в сравнении с сегодняшними проектами. Так что больше подойдет аккуратный стиль стелс-прохождения. И он увлекает не хуже того же «Splinter cell». Благо все этому способствует. Набор оборудования и оружия, доступного игроку, меня впечатлил.
Арсенал впечатляет разнообразием
Помимо стандартных Пистолетов, автоматов, дробовиков(почти все из которых обладают двумя видами боеприпасов) есть такие экзотические и просто полезные экземпляры, как наручный арбалет, способный отравить врага при надобности, шокер для встряски, полицейская дубинка, которой можно забить до смерти и мой любимец — наномеч(очень похожий на световой меч из STAR WARS). Да и вообще, проходить игру с холодным оружием довольно приятно. Подкрался сзади к ничего не подозревающему противнику и полоснул его ножичком. Все тихо-мирно, без лишнего шума. Вспоминая сейчас всю игру целиком, могу предположить, что ее можно пройти не убив никого. Будет сложно, но, как мне кажется, возможно. Кроме того есть мины разрывные, электромагнитные, кодовые(перепрограммируют технику врага, и та атакует своих) и газовые. С минами связан один момент, очень уж нравящийся мне. Их можно не только кинуть во врага, но и прикрепить к стене(в таком случае они взорвутся, если кто-то пройдет мимо). Так вот, если с миной в руке подойти к стене, рука главного героя поменяет положение, чтобы повесить ее на стену. Вроде пустячок, всего-то маленькая анимация, а приятно, душу греет, что разработчики не поленились прикрепить такое.
Надеюсь, у героя нет арахнофобии
Помимо этого на оружие можно цеплять различного рода улучшения, как то глушитель или гаситель отдачи. Но и на этом арсенал агента не заканчивается. Есть отмычки для взлома дверей, мультиинструменты для хака электроники, броня, делающая невидимым, перцовые спреи и Бог знает что еще. Но мало владеть оружием. Нужно уметь его использовать. Для этого в игре присутствуют различные навыки. Это владение различным оружием, взлом замков, электроники, компьютеров, выживание, плавание и медицина. Чем больше прокачан навык, тем лучше — тратится меньше аптечек, отмычек и т.д. Плюс наноимпланты, увеличивающие физспособности героя или дающие ему новые, к примеру невидимость или способность сбивать ракеты на лету. В общем геймплей не хромает, а напротив — твердо стоит на обеих ногах, да еще и пританцовывает. Сюжет атмосферу не портит. Хоть он и довольно стандартный, но интересный и очень продуманный. Правда русский перевод не дал мне полностью насладится диалогами, а кое где даже мешал понять, что же происходит. Та к что, если будете играть, не ставьте русскую озвучку.
Что могу сказать подытоживая. Игра, на мой взгляд, по праву занимает лидирующее место среди киберпанковых проектов(в основном из-за малого количества оных). Но мне игра запомнилась не своим миром, а своей глубиной и многовариантностью. Фактор реиграбельности здесь актуален как никогда. Игра достойна звания классики, ибо другой такой игры просто нет(либо я не встречал). «Deus Ex» к прохождению обязателен, ознакомиться с ним должен каждый, хотя бы для того, что бы понять, как раньше делались игры.
И еще одно: я специально ничего не сказал, о графике, ибо игра 2000 года, и я считаю, что графика в играх не должна быть целью разработчиков.
Искренне Ваш,
DemonFrumpel.
Лучшие комментарии
P.S. Да, копировали скорее с BG.
KotOR — да.
Чо там не от РПГ?
не сомневайся, первая часть сделана на совесть