Небольшое предисловие.
Всех приветствую. Ставлю жизнь Айрис, что больше половины из вас при упоминании такого жанра, как «JRPG» сразу вспомнит Final Fantasy или Pokemon. А если копать глубже, то окажется, что у некоторых знакомство или вовсе поверхностное, или пройти какую-либо JRPG до конца так и не вышло, ну или впечатления от нее скорее отрицательные, чем положительные. Но найдутся в этих рядах те, кто с трепетом и любовью относится к этому жанру, кто готов перетерпеть первые часы шаблонного сюжета и, погрузившись в повествование с головой, пройти игру полностью.
Причина написания данного поста следующая: много где ходила информация, что японские ролевки доживают свой век и что сейчас они не способны затянуть в свои миры западных геймеров. Я же вижу совершенно противоположную ситуацию: японская массовая культура (я сейчас про анимэ и мангу), который год активно вырывается из собственной страны и покоряет Запад. Надеюсь, пройдет время и «Духи Изнутри» станут признанной мировой классикой как и произведения Миядзаки. И игры не стали исключением. К примеру, Square Enix с прошлого года активно портирует игры серии Final Fantasy и Dragon Quest (а некоторые еще и remaster'ит) на PC и смартфоны. Интерес к играм из линейки Shin Megami Tensei вырос после выхода Persona 3 и Persona 4. Вот поэтому я и считаю, что глупо утверждать о закате JRPG для западной аудитории, ведь мы наблюдаем только рассвет.
А я за то, чтобы этот рассвет шел куда быстрее, поэтому и хочу сегодня поведать о магии японских ролевых игр.
Начну с неприятного для многих, с игровой механики.
Самой главной причиной, почему множество игроков бросает игры данного жанра, — это однообразный геймплей. Стандартный пример — Bravely Default. Настал момент полной свободы управления персонажем и мы выходим на двухуровневую систему передвижения. Второй уровень — это определенная локация (в начале Bravely Default это город Caldisla). Тут мы бегаем от одних NPC к другим, покупаем новую экипировку для своих персонажей и отдыхаем по надобности. Либо это подземелье с кучей ловушек, random encounter'ов и, конечно, с каким-нибудь боссом. Как только вам нужно переместиться на другую локацию, настает черед первого уровня — мировой карты. Здесь меняется камера, расположение объектов и прочее. Настал момент сражения, иииии… В общем, в JRPG больше всего популярны две боевые системы:
— Count Time Battle или стандартная Turn-Based (ранние Final Fantasy и Dragon Quest, Shin Megami Tensei, Shadow Hearts, South Park: The Stick of Truth)
— Active Time Battle (все остальные Final Fantasy (за исключением некоторых) и Dragon Quest, Child of Light, Tales of)
Управление же персонажами проходит через меню, где надо выбирать опции наподобие «атаковать», «защищаться», «заклинание» и т.п. Частенько герои и противники не передвигаются по полю боя, а стоят друг против друга, лишь подбегая для удара и возвращаясь на место, ожидая ответной реакции. А вот анимация ударов или способностей может быть достаточно эпичной и захватывающей (к примеру, как в The Last Remnant). После боя подводятся итоги: сколько кто опыта заработал, какие предметы получили и сколько игровой валюты выпало с поверженного врага). В совокупности с передвижением по карте — это все, что придется делать в JRPG. Но ложку меда в бочку дегтя я добавлю: развитие не стоит на месте и на данный момент есть великое множество боевых систем, да тысячи их, которые все же базируются на выше перечисленных. На вкус и цвет себе найти сможете, я в этом не сомневаюсь.
И да, это ваше занятие на, как минимум, 7 часов игры (я сюда не включаю сюжет). Но поверьте, если затянет, то затянет надолго. А если нет (может даже без если), то на помощь в 90% (да и во всех 99%) случаев приходит сюжетная составляющая.
И вот вишенка на торте — сюжет, мир и персонажи.
Знали бы вы, сколько времени я провел в старших японских школах, пока разговаривал о предстоящих фестивалях или помогал с уроками своему непутевому однокласснику, с которым частенько заглядываем в потусторонний мир убивать Теней. Или как сильно меня затянул огромный фентезийный мир, где я со своей верной спутницей в розовом платье и с необычайно тонким чувством юмора спасал мир от неминуемой смерти. О да, в этом вся прелесть японских ролевок.
JRPG всегда брали проработкой мира, в котором происходило множество запоминающихся событий, когда при этом и сам он был достаточно красив и живописен. Всегда присутствовали отличные персонажи, которым по мере прохождения игры хочется все больше сопереживать или проявлять ненависть (это я сейчас про злодеев, хоть и бывают исключения среди спутников). При всем этом перечислении одна только Square Enix чего стоит. По мере выхода игр, сценаристы использовали стандартные клише, присущие массовой японской культуре, и умело их изменяли под свой мир (привет Dragon Quest, Final Fantasy и Front Mission). Да, на поверхности мы видим уже надоевшую историю о спасении всего и вся, но погружаясь глубже, мы открываем для себя персонажей и их взаимодействия, понимая предысторию событий и мотивации. Потом начинаем копаться в lor'е игры, читая всякие отрывки и слушая диалоги NPC.
Такая же ситуация почти у всех долгоиграющих на рынке серий JRPG. Задача в выборе любимой трудна, ибо никогда не знаешь, что на 3 часу сюжетной линии (теперь в расчет не беру геймплейную часть) выкинет твой спутник или вообще глав. гад. Но даже если ты ошибся, мир какой-нибудь Star Ocean или Fire Emblem не отпустит тебя до самого конца, чтобы в итоге добиться полного спектра эмоций от прохождения: от ненависти ко всему подряд, до неимоверной любви к данному произведению японского гейм-дева.
А что еще помогает в создании атмосферы? Правильно, музыка.
Стоять на коленях перед Нобуо Уэмацу и его группой за его великолепные треки для чуть ли не всех игр компании Square Enix? Обязательно. Ведь он действительно «Джон Уильямс от игровой индустрии». Только его музыка подготавливает вас к началу новой главы, именно она держит в жутком напряжении при битвах с огромными боссами, ending theme господина Уэмацу скрашивают любой финал, каким бы он ни был.
Шоджи Мегуро и Сихоко Хирата. Два человека, которые всегда приходят в голову при упоминании серии Shin Megami Tensei. Первый ударяет в голову не только из-за того, что пишет чуть ли не к каждой игре серии музыку, но и своим стилем, который он совершенствует из игры в игру, поражая самые нужные струны души. Вторая же обладает просто божественным голосом. Я даже объяснять не буду, ведь песни этой девушки достойны быть добавленными в плейлист (особенно из Persona 4).
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Жаль, что не знаю других талантливых японских композиторов, пишущих для JRPG, но самых главных для себя и своего уха я обозначил.
И немного заключения.
Надеюсь, что я смог убедить вас попробовать сыграть в JRPG. Это действительно сложные для восприятия игры (по началу уж точно), но все больше погружаясь, выйти из них будет трудновато.
Лучшие комментарии
Очень приятно видеть, что в мире еще есть люди, которые не плюют в сторону JRPG со словами: «Тьфу, мультики», «Где графон?» или что-то подобное :)
Сам же я именно с игры Persona 4 Golden с головой ушел в этот жанр.
В подобных играх действительное интересный сюжет и его неожиданные повороты из-за которых челюсть отвисает до самого пола, а иногда пробивается к соседям снизу.
Я конечно в давно в персон не играл… Последняя часть была Persona 2: Innocent Sin, но без опыта в этом жанре я бы не разобрался в ней. Если уж совсем для первого знакомства, то Cthulhu Saves the World и только он. И короткая(часа 4 что ли) и недорогая… И перевод(любительский) есть. И сюжет с юмором… Не, даже не так. и Сюжет с Юмором!
В посте говорят мол сюжет вытянет и тд, боевку надо просто перетерпеть. Но мы говорим про JRPG, где прохождение может составить в легкую 60+ часов, и это еще если повезет. И 20 из них минимум будут под бои, которые в 95% надоедают уже на 2м часу. И более менее с этим все нормально прошло только в Саус парке за счет небольшой продолжительности.
она то хоть в курсе?
1). серьезные проекты, по сути аналоги обычных игр с соответствующей стилистикой и атмосферой
2). чисто фансервисные игрулины, поржать и поофигевать с бурной фантазии разработчиков
3). что-то среднее :)
Сейчас же по-настоящему крупных представителей выходит не так много. И становится немного обидно. Хотя, если так подумать, некоторые серии сконцентрировались не на массовой аудитории, а на фанатах франшизы, благодаря чему смогли позволить себе правильное интенсивное развитие. Но неоднозначная репутация в современном игровом сообществе все равно ставит свои палки в полке.
P.S. Любимая JRPG — Final Fantasy VII: Crisis Core