29 ноября 2015 29.11.15 3 72K

Всмятку: Поговорим о игровом движке M.U.G.E.N

+11

С этого проекта я и начал знакомство с движком Муген. Думаю, для некоторых из вас, эта картинка тоже окажется знакомой.

Вот такую антологию я прикупил в ближайшем от моего дома магазине в далёком 20XX году (кажется, покупка произошла после 2008). И если в WWE RAW играть было, мягко скажем, неприятно и неудобно (а говоря простым языком — отвратительно, но так как это единственная на тот момент вышедшая на персональные компьютеры игра из серии, то жаловаться и смысла не было), то Мортал Комбатик меня подкупил объёмом проделанной работы и играбельностью. Ясное дело я полез в интернет, чтобы выяснить, как такое чудо сделали, ибо и ежу понятно, что тут постарались не оригинальные создатели серии, а значит, здесь скрывается какая-то тайна от фанатских рукоделов. Я скачал Street Fighter vs Mortal Kombat, а потом, покопавшись во внутренностях игры, смог удалить оттуда ненужных персов и вставить своих. А дальше пошло поехало. Я стал собирать свой файтинг с блэкджеком и Сонями Блейд. От этого занятия мне и привилась любовь к файтингам, а так же к их коллекционированию и собирательству всего, что с этим связанно. И ведь заметьте, что эта программа была без проблем освоена таким чайником, как я. Она позволила мне окунуться в её мир и изучить механику и суть жанра мордобоев. Удобство, простота и огромное количество всевозможного контента скрывалось за обложкой странной солянки из несбалансированных и разномастных файтингов, бойцов, музыкальных тем и арен. Как можно назвать нечто такое несуразное и несерьёзное движком для файтингов? Можно ли вообще сделать качественную поделку на его основе? Давайте с вами и узнаем.

Задняя обложка коробки с этой игрой. Я просто не мог сказать нет Мотаро и Стиву Остину

Начну с определения слова MUGEN. Оно имеет японские корни. Переводится, как мечта, фантазия, бесконечность и т.д. Безграничные возможности уже при простом определении, хотя я привык к загадочной стороне японской души, но тут они хотя бы не решили изворачиваться и придумывать нечто на грани. Движок выпустили 17 июля 1999 года студией Elecbyte на языке программирования Си с использованием библиотек Allegro. Время от времени они возвращаются к своему детищу и обновляют его, а так же добавляют возможности, вроде работе на Линуксе и новых версиях Windows. В начале была пустая библиотека с созданным ими персонажем по имени Кунг Фу чувак и ареной предназначенной для тренировки. Всё остальное разработчики движка оставили на совести игрока и других программистов. С учётом того, что MUGEN бесплатный, то народу появилась уйма желающая прикоснуться к этому творению. Даже спрашивали разрешение у Capcom и SNK на использование спрайтов их игровых персонажей. Те с превеликим удовольствием дали добро. Аббревиатура M.U.G.E.N ничего толком и не значит, так во всяком случае утверждают сами создатели, но в файлах Readme можно найти отсылки на жанр леталок-стрелялок (а не на файтинги, как можно было бы подумать изначально).

Чего только тогда пиратки не предлагали, начиная эмулированными играми и заканчивая снежным Gta San Andreas. Впрочем, там бывает легко найти жемчужины и редкие экземпляры никому неизвестных игр и модов.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Что предлагает движок начинающему программисту и любителю файтингов? Простор для творчества, это, во-первых. Во-вторых, базовые возможности для тех, кто хочет создать свой собственный файтинг. Тут есть разные режимы игры: тренировка, аркадный режим, игрок против игрока, просмотр боёв компьютера с компьютером и опции. Есть даже внутренние режимы: одиночный, совместный (предоставляет выбравшему этот режим игроку напарника, управляемого компьютером) и переменный (задействует для каждого нового раунда до трёх человек в ожидании следующего раунда, как в King of Fighters). Движок игры позволяет любому (без исключений!) человеку добавить и видоизменить всё по своему желанию. Хотите вы просто ввести новых бойцов, увеличить количество их жизней, добавить арены, фоновые музыки или даже внешний вид меню, а так же интро или сюжетку, всё это реально сделать даже не разбираясь в базовых приёмах программирования (достаточно почитать парочку мануалов или FAQ и вы станете мастером). Создавать спрайты или брать за основу готовые, а так же регулировать баланс и механику — по сути, вы можете всё. Другое дело, что движок не идеален в том, что предоставляет и те, кто в нём работают, не совсем делают качественным продукты. Mugen мощностью слабоват, может время от времени вылетать и долго загружаться. Настоящего баланса вы почти никогда не увидите. На просторах интернета много персонажей с силой богов и отвратительным качеством анимации. Уже близкие к оригиналу копии известных нам персонажей могут быть далеки от того, чем были первоначально (я уж молчу о том, что у них могут отсутствовать те или иные приёмы и анимации). Порой можно совершать бесконечные комбо зажав противника в углу. От всего этого и сложилось плохое мнение о Мугене. Дурачковатая солянка, где Питер Гриффин сражается с Симпсонами или ещё что-то в этом роде. Простая веселуха, но никак не серьёзный претендент на звание настоящего файтинга. И даже я склонен предполагать, что данный движок помогает вводить людей в мир файтингов и знакомить их с сутью и механикой, но создать на его основе 100% хороший мордобой дело трудное и, в связи со слухами о Мугене, не благодарное.

Вот игра The Black Heart сделанная одним человеком по имени Andrés Borghi представляет из себя полноценный файтинг не похожий на солянку или иную подделку на основе движка. Я уже писал о ней в своей рецензии потому просто скажу, что это хороший пример того, как можно со знанием дела подойти к созданию игры и произвести на свет работоспособную игру с механикой и своим стилем, а так же завоевать славу в узких кругах. И пример не единичный. Вот ещё Project Catch 'Em All, где можно выбирать в качестве бойцов Покемонов, но сама битва происходит, как и в оригинальной серии, в пошаговом режиме с возможностью за тренера выбирать команды атак. Как видите, Mugen позволяет и видоизменять себя и убирать условности самого жанра и вводит новые, если то угодно игроку или создателю. И уж если кто хочет сыграть в не вышедшую на компьютере игру с теми же персонажами и сюжетной линией (к примеру Dengeki Bunko: Fighting Climax), то можно просто сделать это добавив все те элементы, что есть в игре (или воссоздав их) в Mugen и посмотреть как это будет выглядеть. Движок позволяет воссоздавать 2D мордобои, какими вы их помните с минимальными качественными изменениями. Это несомненный плюс для коллекционеров и любителей тех или иных серий файтингов.

Вот сделанные с нуля персонажи. Нарисованы и анимированы просто отлично. Играть за них тоже весело и порой не веришь, что такое возможно сделать.

Парочка прямых рук и скиллы художника/аниматора и можно попробовать сделать своего персонажа для файтинга через программу fighter factory. А так как количество людей, что всё ещё пользуются Мугеном просто огромное (посчитать их на всевозможных форумах, увы, я не в силах), то и спрос соответственно большой. Особенно если дело касается качественных и оригинальных героев. А если вы лентяй и неумеха, то не расстраивайтесь, всегда можно скачать тысячу другую чужих и не особо об этом беспокоиться. Для коллекции ли это или же для весёлой забавы с друзьями, не так и важно. Главное получить от этого удовольствие. Впрочем, есть вариант и в 100 раз интереснее. SaltyBet на канале твитч сумел превратить Mugen в золотое жило. Каким образом? Устраивает вполне реальные ставки на нереальных персонажей файтингов сражающихся друг с другом по истечению 2 раундов. Даже без денежных средств разрешается смотреть на матчи и вакханалию пропитанную солью (слезами) проигравших и зелёными банкнотами победителей.

И оригинальность персонажей иной раз даёт им возможность блеснуть и в других фандомах. Вроде персонажа Miko Hakurei, которая своей персональностью и качеством смогла стать известным среди фанатов Touhou и обзавелась довольно обширной галереей артов. Есть даже полноценный 3D модели, которые легко можно поместить в игру, вроде персонажа Dragon Claw. Я уж молчу о всяких там Чаках Норрисах и перерисовках злых версий Рю и Кенов. Но больше всего ценятся смешные персонажи. Они разбавляют блеклый ростер любой игры и оживляют даже самый скучный сборник своим присутствием (к примеру, Briaaaaaaaaaaaaaaaaan на гифке слева). С другой стороны можно посмотреть на то, что лежит в теме файтинги на сайте рутрекера. Одни сборники Наруто, Блич и похожего на них. Мракобесие одного и того же, но с меньшими изменениями. Я бы назвал такие поделки мусором, который забивает трубу файтингов, но надо же как-то людям самовыражаться. К тому же проекты вроде One Piece: Grand Line Bout могут блеснуть на фоне других подделок. И всё же тонут фанаты Мугена в таком безобразии каждый день. Надо лишь научиться избирать и отбирать, а потом уже и замечать такое не будешь.

Я как-то встретил такую перерисовку Кинга из Теккена под стиль King of Fighters XIII. Жалко, что только не как персонаж, а ещё только рисунок, но вполне возможно, что годик другой и будет готов.

K.O.: В умелых руках Mugen — сила. Но в связи с тем, что он бесплатный и легко доступный продукт, то рук прямых намного меньше, чем кривых. Серьёзных итоговых продуктов — кот наплакал. Но фанатское сообщество всё равно старается помогать начинающим игроделам. Материала и файлов на любой вкус — море, лишь бы Гугл работал. При всей своей несуразности и несерьёзности, появившейся вокруг движка благодаря не умельцам, M.U.G.E.N способен удивлять и давать новые ощущения. Дарить радость и восторг. Учить уму разуму и знакомить со строением игр и их файлов. Я не знаю, кого насколько хватит. Порой и просто посидеть в интернет и поискать себе бойцов бывает приятным, но затратным делом. Время и интерес уходят быстро, а будет ли это занятие того стоить другой вопрос. Но для меня это был скачок. Будто бы забрался на вершину горы к лысым монахам и понял суть одного игрового жанра. Глупо такое, конечно, говорить, но связи с тем, сколько всего я от этого получил (положительных эмоций и знаний), то и другие тоже могут. Кто-то с помощью Mugen зарабатывает. Другие получают известность. Иные и просто воплощают свои мечты. Вспомнив оригинальный перевод названия понимаешь, что так всё и должно быть. Я надеюсь, что после того как вы прочитаете мою статейку ваше отношение к этому движку изменится в лучшую сторону. Может кто-то даже захочет внести свою лепту в облагораживании его имени.


Лучшие комментарии

Помню, как-то давно сам создал игру на этом движке по вселенной Marvel. Всё ещё лежит где-то на яндекс диске :D
Ностальжи. В своё время наигрался, в основном упарывался по анимешным играм, коих чуть ли не каждый месяц клепали.
Читай также