За последние несколько лет тема виртуальной реальности все чаще мелькает в новостных сводках различных игровых изданий. Все крупные компании вступили в гонку за право быть лучшим игроком на новом рынке. И, хотя явный лидер все еще не определен, нет сомнений в том, что виртуальная реальность — это новый тренд и будущее нашего гейминга. На прошедшем недавно «Игромире» можно было лично опробовать практически все имеющиеся на данный момент устройства. Об одним из самых ярких виртуальных впечатлений и пойдет речь. Playstation VR.
Но для начала, немного истории. Идея виртуальной реальности не так нова, как принято считать. Еще в 60-е годы изобретатель с именем Мортон Хейлиг запатентовал то, что уже тогда напоминало современные VR-шлемы. Назвал он это устройство телесферической маской, которая дальше патента не ушла, но позже, под руководством все того же Мортона Хейлига, переросла в аппарат под названием Sensorama, в котором, помимо самого настоящего 3D-эффекта был также и генератор запахов. Естественно, ни о какой интерактивности тогда речи не шло, аппарат воспроизводил лишь заранее отснятые и обработанные видео, но начало было положено.
Для тех, кому интересно — вот ссылка на полную версию документа:
mortonheilig.com/TelesphereMask.pdf
Следующим витком в развитии технологии виртуальной реальности можно считать начало 90-х годов, когда появились первые устройства, позволяющие взаимодействовать с виртуальным пространством.
Затем, в 1995 году на арену выходит Nintendo со своим Virtual Boy. Этот VR-шлем был соединен с портативной консолью и был оборудован монохромным дисплеем. Очевидно, что Nintendo опередила свое время и технологии на тот момент просто не были готовы обеспечить должный уровень вычислительной мощности и комфорта игрока, ведь многие жаловались на тошноту и боль в глазах уже после нескольких минут использования. Шлем был действительно проколом японской компании и Virtual Boy до сих пор время от времени мелькает в различных топах худших консолей за всю историю.
Другая японская компания Sony выбрала иной путь развития и, осознавая опасность рынка, не стала рубить с плеча, выпустив в 1997 году ограниченную партию шлема Glasstron, который был оборудован двумя LCD дисплеями, а также встроенными наушниками. Шлем предназначался исключительно для просмотра видео и особой популярности не снискал, но перерос в более масштабный проект HMZ Personal Monitor, который компания постепенно развивала и выпускает некоторые его модификации до сих пор.
Поэтому неудивительно, что, когда началась повальная мода на виртуальную реальность, японская корпорация смогла оперативно отреагировать на ситуацию на рынке и представить в 2014 году свой Project Morpheus, переименованный недавно в Playstation VR.
Сам шлем, хоть и смотрится громоздко, на деле оказывается достаточно легким и абсолютно не напрягает. На голове он, конечно, ощущается, но ровно до того момента, пока не начнется игра, хотя об этом чуть позже. На выставке образцы подключались к консолям проводами, но финальная версия обещает быть беспроводной. Шлем, помимо того, что легкий, еще и обшит изнутри мягкими материалами, наподобие тех, что применяются при изготовлении наушников, а расстояние от дисплея до ваших глаз легко можно отрегулировать нажатием специальной кнопки. Кстати, шлем без проблем могут использовать и люди в очках. Наушников в шлеме нет, но подойдут любые, совместимые с PS4 или вашим телевизором.
Для некоторых игр понадобится достаточно серьезная подготовка — контроллеры PS Move, нужно будет принять определенное положение тела и рук (например, нужно сесть и не выпускать из рук геймпад определенное время), но все это меркнет, когда ты погружаешься в мир виртуальной реальности…
London Heist
Демка начинается в каком-то подвале. Бугай (которого я прозвал Винни Джонс) пытается выпытать из вас информацию. В этот момент я начал вертеть головой во все стороны, чтобы рассмотреть этот подвал и помещение оказалось действительно неплохо проработано. Светящаяся табличка над входом, какой то мусор, валяющийся тут и там. Смутило меня только то, что я не видел своих рук. Затем, когда бугай начал угрожать мне газовой горелкой и поднес ее к моему лицу, я рефлекторно отпрянул и начал отворачивать голову. Уровень погружения просто фантастический. К этому моменту я уже забыл, что нахожусь на игровой выставке и у меня еще куча дел, а Винни Джонс уже протягивает мне телефон, я прикладываю его к уху и начинается самое интересное (кстати, в зависимости от того, к какому уху приложить телефон — в том наушнике и будет звук. Еще один немаловажный факт, способствующий погружению). После разговора по телефону, нас переносят на некоторое время назад в холл какого-то особняка. Нужно забрать бриллиант из одного из ящиков стола, рядом с которым мы стоим. И если я думал, что раньше был большой уровень погружения, то я крупно ошибался. Он начался именно сейчас. Как только герой берет в руки бриллиант, срабатывает сигнализация и со всех сторон набегают охранники. В этот момент необходимо взять пистолет, вставить обойму (все с использованием манипуляторов PS Move по одному в каждой руке) и начать отстреливаться. Враги очень четко реагируют на попадания пуль и картинно умирают у вас на глазах. Охранники стреляют достаточно метко, поэтому приходится реально пригибаться, чтобы спрятаться за столом, высовываясь из укрытия, чтобы произвести несколько выстрелов. После того как неприятели будут повержены, демо заканчивается, а надпись «to be continue» только раззадоривает и ты хочешь этого самого продолжения. С тебя снимают шлем и ты вновь на Игромире. А хочется в Лондон, к Винни Джонсу. Хочется узнать: чем же закончилась история по ту сторону виртуального экрана. Хочется вновь испытать эмоции от погружения в виртуальный мир.
Kitchen.
Записи геймплея «Кухни» нет нигде. На стенде Sony игра демонстрировалась на выключенном телевизоре и даже заснять процесс не представлялось возможным.
А когда я думал, что максимальный уровень погружения был достигнут во время моей перестрелки в London Heist, то я ошибся еще раз. Эффект присутствия на замызганной грязной кухне в каком то загородном доме оказался просто феноменальным, несмотря на чуть худшую, по сравнению с London Heist, картинку.
Все демо вы сидите на стуле (как в реальной жизни, так и на виртуальной кухне), руки у вас связаны, в руках Dual Shock 4, кнопки на котором нажимать нельзя. Слышны странные шорохи и скрипы. Оглянувшись по сторонам, сразу замечаешь какого то мужика. Пытаясь до него дотянуться, опрокидываешь стоящий рядом штатив с видеокамерой, от чего мужик просыпается и пытается помочь нам, перерезая веревку ножом, которая связывает наши руки, для чего контроллер нужно вытянуть вперед. Затем, за спиной нашего помощника появляется жуткая дама со страшным лицом и темными длинными волосами, чем то напоминающая девочку из звонка. Эта дама оглушает мужика, пристально смотрит на нас (в этот момент невольно пытаешься отодвинуть свою голову подальше) и вонзает нож в ногу. Это очень жуткий момент, уж поверьте. Оставив истекать нас кровью, женщина утаскивает нашего помощника в соседнюю комнату, где слышны звуки борьбы, которые вскоре затухают и из распахнутой двери выкатывается отрезанная голова бедолаги. В этот момент и так уже дико страшно, но женщина не унимается и в конце демонстрации свешивается сверху своей страшной мордой прямо перед нашим лицом. Конец. Кошмар закончен.
К слову, во время прохождения обоих демок не ощущалось абсолютно никаких задержек. Движения в мире игры полностью совпадали с движениями в реальной жизни.
На стенде Playstation VR также была представлена демо-версия EVE Valkyrie, но в нее отыграть времени не хватило. Нужно было много чего еще успеть в рамках «Игромира»
Вообще, в данный момент для шлема шлема виртуальной реальности как внутренними студиями Sony, так и сторонними разработчиками, создается около 20 проектов, среди которых как уже известные Summer Lesson и Deep, так и не анонсированные тайтлы. Также, совсем недавно Epic Games оптимизировала свой Unreal Engine 4 для Playstation VR.
Основным положительным моментом виртуальной реальности в целом является то, что внутри нее даже самые простые действия вроде поднятия предметов и перетаскивания их с места на место доставляют неподдельную радость и кучу новых эмоций, а также дают новый игровой опыт, чего сильно не хватает современным проектам.
Самым четким выводом ко всему написанному будут следующие слова, которые я сказал представителям компании Sony сразу после демонстрации. На их вопрос: понравилось ли мне, я завис на несколько секунд, так как не мог выразить словами то, что только что пережил и сказал: «Слов нет — одни эмоции. И они только положительные»
Играйте только в хорошие игры!
Лучшие комментарии
так что, конкурировать проект будет с HTC Vive и Oculus Rift на первых порах. тут все решат эксклюзивные игры и цена, которая пока точно не известна ни для одного из продуктов.
после демонстраций VR и личного общения с технологией очень хочется, чтобы это пошло в массы, а не стало уделом энтузиастов. технология реально крутая))
Мнение о Playstation VR. Это самое настоящее будущее. Главное теперь, чтобы девайс не повторил судьбу PS Move.