13 июля 2015 13.07.15 12 24K

Базовый гайд по Dwarf Fortress. Часть 1, тестовая. Описание, запуск, генерация мира, настройка высадки.

+34

Всем бородатый привет!
Dwarf Fortress (aka Slaves to Armok: God of blood; Chapter II: Dwarf Fortress), для тех, кто не знает — это созданная Тарном Адамсом (ака Toady One) причудливая смесь градостроительства, Sims-оводства, Rouge-like-RPG и песочницы. От первого строительство, от второго вождение персонажей чуть ли не за ручку, от третьего Великий и Ужасный Рандом и от четвёртого полная свобода действий. И всё это обильно полито густым соусом из гигантского количества фич. Анатомия всего живого и шевелящегося, погода, смена времён года, понятия температуры окружающей среды, водяного давления и гравитации, полноценная генерация истории каждого места и каждого персонажа в мире, три режима игры (собственно Крепость Дворфов, Приключения и Легенды, их я опишу отдельно), это далеко не всё. И это только альфа-версия. 0.40.24, если быть точным. Что будет в релизе, даже представить сложно.

Но это всё присказка. Казалось бы, отличная игра, всем хороша. Так почему почти никто не играет?

Она сложна. Очень сложна. И очень недружелюбна к новичкам. Причин несколько:
1)ASCII-графика. Игра без модов выглядит

2) Интерфейс (смотри скрин выше) и управление в целом. Привет ПК-играм 80-тых.
3) Даже при условии того, что можно (и нужно) ставить игру на активную паузу, вам это не поможет. Без понимания что и как делать и куда смотреть, дворфы могут помереть от жажды, голода, толпы гоблинов, твари из глубин и своих же обезумевших собратьев одновременно. И никто вас жалеть и водить за ручку не будет.

По-этому существует три вида людей — те, кто не понимают и не хотят, те, кто не понимают, но хотят и те, кто понимает. Первые проходят мимо, третьи сами всё знают, а вот ради вторых я и надумал сделать сей блог. Сам таким был и в некоторых местах до сих пор являюсь. Скажу сразу — я не буду описывать абсолютно всё (для этого существуют викии) и делится «экспертным» мнением, что и как вам копать и строить. Это, чтоб её, песочница, сами придумаете. В первую очередь я простым (как смогу) языком объясню управление и то, что надо сделать, чтобы игру комфортно и невырвиглазно запустить, начать играть и всё-таки что-нибудь построить перед неминуемым капутом.
Собственно, начнём.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Первое. Запуск.
Для того, чтобы игру запустить, её надо, конечно же, скачать.
Вариант первый — официальный сайт. Будет оригинал на английском и с родной графикой. Хардкор начинается уже здесь — для настройки даже таких банальностей как фулскрин надо копаться в ini-шнике. Также к графике придётся либо привыкать, либо вручную ставить тайлсеты, т.е. заменять знаки, используемые игрой, на что-нибудь более приятное глазу (путь — /raw/graphics/).
Вариант второй — фанатские сборки. Как варианты DF Starter Pack aka Lazy Newb Pack (слегка устаревшая и порезанная, но с русифицированной игрой) и DF Masterwork, хотя последний это полноценный мод с новыми расами, постройками и прочим. Их много, они разные, подавляющее большинство на английском, выбирайте что по вкусу, но я играю в русифицированный Starter Pack, и скрины будут оттуда.
Скачали? Распаковывайте архив куда вам удобно и запускаете в корневой папке либо exe-шник игры и ручками расширяете окно как вам удобно, либо лаунчер вашего пака и лазите в настройках там. Настроили, запустили, посмотрели ролик.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Второе. Генерация мира.
Примечание. Игра не понимает команды по-русски. По-этому далее все обозначения клавиш будут английскими. И да, регистр имеет значение. «U» и «u» — это разные команды.

Стрелки вверх-вниз — прокрутка, Enter — выбор.
Выбираем «Создать новый мир». Важно — новичкам лучше не выбирать «создать мир с расширенными настройками». Там идут тонкие настройки перепада температур, высот, вулканизма и прочие вещи, для первого раза ненужные.

Управление всё то же. Выбираете, что вам больше понравится. Одно но — карты большого размера с длинной историей генерируются очень медленно. Если не хотите ждать минут эдак 10-15, а то и дольше, выбирайте «маленький» или «крошечный» мир с короткой историей. Выбрали? Жмите «y», и вам начнут показывать, как генерируется мир. Реки, источники, залежи руд, зарождение и история цивилизаций — короче, ждём.
Когда мир сгенерируется, вы сможете его осмотреть (стрелками), принять и играть в нём на Enter и отклонить его и сгенерировать заново на «a».
При принятии мир сохранится и вы опять окажетесь в главном меню. Появится строка «начать игру», выбираем её.

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Третье. Настройки высадки.
Выбрав «начать игру», вы получите выбор из трёх режимов.
Первый режим, он же самый популярный и как бы основной, «крепость дворфов». Семь дворфов с нехитрым скарбом и несколькими животными по приказу одного из королей отправляются основывать новое поселение. Нам сюда, но чуть позже.
Второй режим — «приключение». Рогаликовая РПГ. Не осваивал, по-этому сказать мне об этом нечего.
Третий режим — «легенды», т.е. осмотр ранее сгенерированной истории мира. Причём всю, от истории поселений до того, что такого-то числа такого-то месяца такого-то года человеческий рыбак Вася Пупкин из города Страхолюдинск пытался бить по роже напавшего на него аллигатора, отбился, но потерял ногу. Хотите читайте, хотите нет. Кстати, когда сольёте в очередной раз свою крепость, её можно будет найти в исторических хрониках, вместе со всеми дворфами и созданными артефактами, и почитать, как история сохранила ваши потуги. А потом собрать отряд и отвоевать её обратно в четвёртом, изначально недоступном режиме «возвращение крепости».
Так как мы всё-таки хотим крепости строить, то выбираем «крепость дворфов».

Слева направо — подробная карта местности, карта региона, карта мира, информация про выбранный участок.
Стрелками выбираем место на картах региона и мира; выбранное место отмечено мигающими крестами на обеих картах. Потом клавишами «u», «h»,«k» и «m» выбираем место для постройки (оно отмечено на карте местности зелёным квадратом), и клавишами «U», «H», «K» и «M» увеличиваем площадь этого квадрата, т.е. карты, на которой мы и будем строиться.
Справа будут написаны характеристики выбранного места — климат, количество леса и растений, уровень опасности и, что что важно, не / наличие водоносного слоя, металлов, глины и флюса. На Tab переключается показ дополнительной информации, такой как выбор дворфьей цивилизации, откуда родом первые поселенцы, отношения с разными расами (в игре кроме дворфов есть на данный момент играбельные только в «приключении» люди с эльфами и неиграбельные вообще враждебные по умолчанию кобольды) и карты высот в цветовом и численном отображении.
Для первой игры советую всё-таки выбрать спокойное место с умеренным или тёплым климатом (иначе гномом может стать дурно), большим количеством растений (чтобы еда и семена были) и деревьев (чтобы была древесина), с металлами на поверхности (для более быстрого получения хорошего эквипа и инструментов), с флюсом (с его помощью делаются чугун и сталь) и с цивилизацией, не воюющей с разумными расами. Но если вам просто понравилось какое-то определённое место, то выбирайте его,вы всегда можете начать заново.
Колесом мыши меняем масштаб карт и текста, чисто ради удобства.
Выбрали место, жмём «e». Если место выбрано сложное, например с водоносным слоем, то вам об этом напишут. Принимайте или отклоняйте, как хотите.
Дальше появится меню с вариантами «начать игру», и тогда все настройки будут стандартными, что не гарантирует вообще ничего, и «тщательно подготовится к путешествию», и, понятно почему, выбираем его.

Слева ваши дворфы, справа навыки выбранного дворфа. Обращаем внимание на цифры возле имён дворфов (каждому из них положено по 10 очков навыков) и на правый нижний угол, где находится графа «очки», которые тратятся на навыки и на снаряжение.
Управление — стрелками выбираем сначала дворфа, потом навык, и клавишами Num+ и Num- уменьшаем или увеличиваем навыки. Никто не мешает экспериментировать, но всё-таки по одному шахтёра-каменщика, лесоруба-плотника и садовода-пивовара-повара взять стоит.
Распределив навыки, нажимает Tab и

Тут уже должен быть небольшой набор того, что у вас будет в повозке по прибытию на место. Слева предметы, справа животные. Управление такое же, что и в прошлом меню. Проверьте, чтобы обязательно были пара кирок, топоров, еда и выпивка. Всё остальное, в том числе и животные, выбираются по вкусу, условиям местности и по оставшимся очкам. Если чего-то не хватает, нажимайте «n» и выдирайте в списке нужную вещь. Проверяете, всё ли необходимое у вас есть, нажав Tab, возвращайтесь в прошлое меню. Выбираете имя крепости и название экспедиции в меню на клавишах «F» и «G» соответственно. Убедившись, что ничего не забыли, нажимаете «e». Если остались очки, вас об этом предупредят. Нажимаете Enter, и…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
На этом я на сегодня закончу. Всем спасибо что прочли, всем до встреч, и помните —

проигрывать — это весело!

Попытался попроще да поменьше, а получилось полотно. Выдал экспромтом, так что опечаток небось тьма. Отпишитесь, если не лень, нужон такой гайд в блогах или сразу в… в вулкан. И да, первый-блог-не-судите-строго, все дела.


Dwarf Fortress

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
6 декабря 2006
332
4.5
173 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Скачал, я значит, её и попутно с твоим рассказом начал генерировать мир, собирать экспедицию, вот подобрался уже к высадке и тут ты говоришь — «На этом, на сегодня, всё». Чё мне одному делать то теперь?
Сегодня-завтра напишу, дайте хотя бы в голове текст составить и скринов наделать и морийский мост с ловушками достроить.
Все фигня, нормальный там графон. Я минут… полтора часа повтыкал, запомнил обозначения и нормально. Плюс если есть нормальное знание английского то игра становится легче раза эдак в полтора. Тут как на старой картинке " -Что ты видишь? -Символы какие то. -А я вижу реку, вход в крепость, горы, гномов и гоблинов ворующих мое пиво. Эй гоблины воруют мое пиво!!".
Всё-таки сделал?) Молодец! Только на мой взгляд, стоило сразу рассказать про модификации на отображение. С ними играть чуть менее хардкорно (а вот настройка может скатится в полный пэ), но таким образом можно привлечь большую аудиторию)
Да, я про тайлсеты только упомянул. Значит кину в начале следующего блога инструкцию по установке =).
Привет аутистам! Как там Урист поживает?
Русик не тащит, он упорот, особенно в плане описания существ, я шарил по текстам на transifex, но там самое упоротое и осталось, ибо система перевода не учитывает кучу тонкостей языков.
Зачем для демонстрации ASCII графики выбран скрин с высадкой на чистом поле? Показал бы, к примеру, трупы гоблоты после осады посреди залитого кровью коридора с ловушками, вот тогда от обилия значков кто-нибудь кровь и пустит глазами, а тут даже деревьев мало.
Всем LNP, который теперь Starter Pack.
Жаба после таверн, пения и танцев хочет сделать систему магии для артефактов. Представляю себе какой-нибудь шарф, позволяющий плеваться огнём. А ещё с этой системой опьянений вообще FUN.
Спасибо на добром слове. А про печку-то я и забыл =).
Спасибо за гайд, друже. Я как-то начитался про ДФ, попытался сыграть, но не смог и дропнул. А игра-то шикарная. Теперь смогу попробовать насладиться вновь. И, да, ПК, кстати.
Отличный гайд, сам люблю хардкоровые стратегии, но это… это даже для меня слишком
Я, собственно, о том же — привыкнуть можно ко всему, было бы желание.
Читай также