13 июля 2015 13.07.15 52 8220

Ради чего сражается воин? (рецензия на мангу Claymore)

+41

Каждый боевик, пусть даже и косвенно, но пытается ответить на этот вопрос. Можно даже утверждать, что для работ этого жанра он основополагающий. От правдоподобности, искренности и выразительности ответа зачастую зависит, удаётся ли произведению завоевать сердца читателей, стать выдающимся.

Ведь, несомненно, чтобы выходить с мечом наперевес или бластером в руке, воин должен быть чем-то мотивирован.

Притом настолько глубоко, что не будет чураться убивать, будет готов умереть сам. Да и читателю интереснее следить за хорошо прописанным персонажем, которым обуревает ураган страстей: злость, отчаяние, упорство, отвага, вера, любовь, надежда, а не за наёмником, работающим за червонец золотой. Хорошими примерами непростых персонажей являются Гриффит, ключевой герой манги Berserk – им двигала мечта, и Геральт из цикла Ведьмак – терзаемый множеством морально-этических противоречий, опекающий приёмную дочь от привратностей судьбы.

В контексте этого вопроса и стоит изучить Claymore, мангу авторства Норихиро Яги, выходившую с 2001 по 2014 год.

Оружие возмездия

Клеймор – это двуручный меч с длинной рукоятью и широким клинком, использовавшийся в Шотландии в XV—XVII веках. Название происходит от гэльского claidheamh mòr — «большой меч». Таким же именем в мире Claymore нарекли конгломерат из 47 суровых малоразговорчивых воительниц, экипированных ими.

Неудивительно, что и сами девушки получили такие прозвища — клейморы. Обезличенные, существующие лишь с целью быть оружием в руках таинственной организации: острым и смертельным. Как вещам в закромах заправского управляющего, им назначены номера, отражающие положение в иерархии и примерный уровень силы, присвоен индивидуальный знак различия, красующийся на манишке и голомне клинка. Своими именами девушки предпочитают особо не распространяться. Светловолосые, среброглазые с огромными мечами за спиной они странствуют по населённым пунктам, внушая трепет в местных жителей, и уничтожают йома — демонов, скрывающихся среди людей под личиной родственников и друзей.

На этом моменте у смышлёного читателя должен возникнуть закономерный вопрос. Что же позволяет не особо внушительным с вида девушкам давать отпор чудовищам, пред которыми пасуют и лучшие мужи королевства? А разгадка в физиологии. Клейморы сами наполовину йома. Будучи маленькими девочками, они подвергаются вживлению плоти монстров, а впоследствии проходят многочисленные тренировки и суровые испытания. Такое родство плоти позволяет чувствовать йома, а так же успешно им противостоять. Однако существует опасность высвободить слишком много запретной силы и, потеряв контроль, самой стать кровожадной тварью. Как говаривал Фридрих Ницше: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем». Процесс трансформации называется пробуждением и характеризуется увеличением силы, способностью принимать монстрообразную форму и вполне миловидным желанием отведать людских кишок.

Воительницы новых эпох вынуждены вступать в схватки с потерявшими человечность предшественниками, но, так как те слишком сильны, для достижения победы приходится перешагнуть свой порог. Так «круг зла» замыкается. Claymore именно об этом: о том, как стремление к добру и справедливости может привести ко злу, надежды обернуться отчаянием, о бездушной корпоративной машине, своей деятельностью коверкающей людские судьбы, в угоду своим целям бросая юные чистые сердца в круговорот ненависти, и о том, как из него можно вырваться.

Claymore не лишён нелицеприятных моментов, жестокости и зла. Ведь только узрев тьму, можно познать свет, а добро без зла потеряло бы свой статус. Эта манга мрачна настолько же, насколько пронизана духом надежды.

(Не)оправданный риск

Что же заставляет выходить против порождений тьмы, рисковать не только своей жизнью, но и сущностью? Страх, гнев, печаль, скорбь, отчаяние, растерянность и плеяда других эмоций. В попытке затушить ненасытное пламя, бушующее в душе, принести долгожданное спокойствие в родные земли, они сами становятся топливом питающим дьявольское пожарище.

Пусть и подчиняясь организации, ни одна их девушек не действует во имя неё, на этом пути в никуда они сражаются ради утраченных семьи и друзей и ради тех, кто стоит рядом. Ведь мытарствуя большую часть времени по одиночке, при охоте на сильных пробудившихся, клейморы объединяются в небольшие группы.

И только в своём кругу они могут почувствовать понимание, открыться своим соратницам и найти поддержку. В людском сообществе к клеймор относятся настороженно: внешние отличия, связь с йома, некая отстранённость и напускная холодность, приводят к непониманию в обществе, а высокая плата, взимаемая за услуги, никак не добавляет благожелательного отношения. А ведь понимания хочется каждому, и в особенности одинокому воину, каждодневно рискующему жизнью. Поэтому девушки крепко сдруживаются между собой.

Так что их война обусловлена не только лишь местью, она нечто большее: желание выжить, сберечь тех, кто находится рядом. Военный подход у каждой индивидуален. Особенности личной вендетты обуславливают боевую специализацию. Настроенные более решительно формируются как воительницы атакующего типа: они, бросаясь в гущу битвы, стараются сокрушить противника как можно быстрее. Более осторожные приобретают особенности защитного типа: при меньшей силе, способность на регенерацию утраченных конечностей.

За персонажами Claymore интересно следить: за их мотивацией, чувствами, порывами, осознанием, а затем и переосмыслением себя и картины действительности, проявлениями силы духа и крепости тела. Ведь каждая схватка – это проверка на прочность всего естества воина: его решительности, отваги, натренированности, смекалки. Дух, тело и разум, а ещё узы, товарищество и немного удачи.

«Такая сильная, но такая хрупкая» – так отозвалась Рафтелла о своей боевой подруге.

Может показаться, что героичность несколько роднит произведение с более подростковыми, типа Наруто, в котором можно победить кого угодно, главное очень сильно хотеть и ни за что не сдаваться. На самом деле в отношении Claymore это полуправда, да многие победы даются на последнем издыхании, на остаточном проблеске сознания, но иногда герои сталкиваются с противником, одолеть которого попросту невозможно. Когда разница в силе оказывается настолько значительной, что нет АБСОЛЮТНО никакой возможности не только победить, но и выжить, тогда к читателю приходит осознание, что перед ним совсем не сопливая манга для школьников. Безвыходные ситуации несколько раз встречаются по ходу повествования, будоража сознание неискушённого любителя фентези.

В любом случае, как бы не развернулась битва, за её ходом интересно следить. Аддиктивность достигается не в последнюю очередь благодаря переживаниям, которые были бы не искренними, если бы не возможность расстаться с полюбившимся героем. Claymore – жестокое произведение, тут запросто отрубают руки-ноги, жрут кишочки, а важного персонажа могут внезапно убить. Допускать такую возможность было правильным решением мангаки, ведь, как сказал Джордж Мартин – «От смерти не застраховал никто. Мне просто хочется, чтобы читатели действительно переживали за персонажей, и книги держали в настоящем напряжении».

Повесить на стену

С художественной точки зрения Claymore определённо имеет собственный, запоминающийся выразительный стиль. Местный бестиарий просто разрывается от чудковатых экземпляров: всевозможных тварей, наделённых клыками, клешнями, рогами, штыками, когтями, челюстями, отростками, крыльями и бог знает чем ещё. А ключевые злыдни и вовсе могут похвастаться величественным видом, объединившим человеческие и демонические черты.

Статичные сцены смотрятся изысканно, некоторые определённо просятся постером на стену. Позы, выражения и эмоции переданы просто восхитительно.

А вот когда начинается «возня», произведение встречается с проблемами формата, передать парой рисунков насыщенную действиями сцену очень непросто. В яростном столкновении нескольких сложноанатомичноустроенных существ, понять, что творится на поле брани становиться затруднительно. Но стоит отдать должное Норихиро, он достойно справился даже с такими сценами, в отличие, например, от работы Цутому Нихэя – Blame!, в которой уследить за ходом особо напряжённой схватки попросту невозможно. Особенно удачно в Claymore переданы скорость схваток и их ожесточённость. Размытие силуэтов, или наоборот, строгость контуров, расходящиеся вибрации и многие другие приёмы рисовки пришлись как нельзя кстати.

Ожесточённость лучше всего иллюстрирует внешний вид воительниц в критический момент: множественные раны, искажение черт лица и даже формы тела. Приём придания внутренним стремлениям материальной формы просто завораживает.

Уникальный внешний вид пробуждённых наиболее точно отражает их сущность. Каждая деформация тела пробуждающейся воительницы так или иначе связана с тем, что она пытается обрести.

И всё же чтобы лучше проникнуться динамикой стоит начать своё знакомство с одноимённого аниме, следовавшего букве первоисточника пока хватало глав. Но потом…увы и ах. Дело в том, что оно вышло в 2007 году, когда славные воительницы находились только на середине своего пути. Так что финал сценаристы аниме выдумали сами и этим откровенно слили весь посыл отличнейшей истории, исказив её посыл. Ныне, хоть приключения среброглазых воительниц и завершены, но, к сожалению, реинкарнацию Claymore в видеоформате мы, похоже, не дождёмся.

 

Что ещё можно сказать о визуальной составляющей… Она отличается детальной проработкой: каждый элемент одежды служит не простым украшательством, у него есть своё логическое предназначение. Стоит похвалить автора, видимо уже в начале работ, он чётко представлял всё полотно своей истории и «расставлял» неочевидные поначалу мелочи, элементы истории. Это не значит, что белых пятен и несостыковок нет вовсе, но их количество невелико и не мешает приобщению к этому своеобычному миру.

У каждой истории есть свой конец…

Для любителей тёмного фентези Claymore может стать настоящей находкой. Самобытная, с оригинальной вселенной, выразительной трогательной историей, интересными глубоко проработанными персонажами, качественной рисовкой, да к тому же изящным и правильным финалом (не в пример Берсерку, который, кажется, дописывать будут ещё внуки Кэнтаро Миуры), эта манга может завлечь на несколько дней в увлекательное странствие с всесильной Терезой, целеустремлённой Клэр, ответственной Мирией, очаровательной Синтией, робкой Юмой, добродушным Лаки, вспыльчивой Хелен, сдержанной Денёв, благоразумной Табитой и многими другими.

В путь?


Лучшие комментарии

Не знаю, с чем был связан глюк при первой публикации. Но вот оно снова тут и на этот раз, надеюсь, обойдётся без казусов.
Чувак, я тебе сейчас открою Америку, но с объективностью оперирует только одна наука — математика. И то из-за того, что работает она с абстракциями.

А рецензии, обзоры и вообще все, что имеет отношение к творчеству — в корне субъективно. Не существует объективно хорошего фильма, объективно красивой картины или объективно гениальной игры. Мнение и восприятие — штуки субъективные.
Ахах, а тебе поди главное, чтоб раздевались :)
Да, пародия. Но перещеголявшая прародителя. Берсерк ИМХО сдулся последнюю треть манги и хз закончится ли когда-нибудь (по главе в год писать — так может и жизни не хватить), а тут уже цельное грамотно логически построенное и рассказанное произведение.
Манга клёвая, концовка конечно радует. Мог бы что-нибудь под позитиватор запихнуть, манга чай не про полуголых мужиков :3
Посчитали мою статью не объективной, но при этом не знакомы с мангой… всё понятно.
1) Животным внедряли плоть — они сразу становились неуправляемыми и били без разбору всех вокруг. Мужчины тоже недолго выдерживали, потому что шишка вставала, гормоны игралм, самец, все дела. 2) А ты думаешь в нашей реальной науке откуда приходят идеи? Или они менее дикие? 3) Шла жестокая война, в бой использовалось всё. Со средствами (ресурсами) никто не считался

Ну а поворот: он там не с бухты барахты, как я писал — автор прописывал всю историю с самого начала. В манге идут полунамёки, потом намёки, потом рассказывают, потом расширяют — очень поэтапно и грамотно.

Вообще считаю, во «Вторжение титанов» похожий приём в основе лежит. Но он пока онгоинг, так что подождём.
Ну вот… а я не хотел спойлерить… Вообщем мир Claymore — это не Средневековье, это исследовательская лаборатория по изучению мутаций.
У Миуры ведь свободный график, вот и может делать главы манги раз в год или чаще.Пока не сдулся сам берсерк, но ждать уже становиться в тягость
Я уже в этой «рецензии» вижу нелогичность и глупости манги.Так-что я это читать не буду.
Автору же я хочу посоветовать быть более объективным.Это всё-таки рецензия.
Да не об этом разговор. Вот зашел я на Педивикию. Почитал местное определение «рецензии». И не вижу там нигде слов о том, что «рецензия есмь объективное выражение объективной правды о рецензируемом предмете».
У вас какой-то однобокий взгляд.Шоу можно сделать из всего.

Давай сыграем в «Вопрос/Ответ».Правила просты: Я задаю вопрос, ты отвечаешь, как это было объяснено в манге.НЕ как ты думаешь, а четко по тексту.
1.Как в средневековье умудрились пересадить ткани? Ведь, даже сегодня в 21 веке, пересадка тканей является одной из самых сложных операций (это вам не Surgeon Simulator).
2.Как они справляются с отторжение?
3.Как они додумались, что можно пересадить ткани йома?
4.Свободомыслие, серьезно? Как эта корпорация допустила свободомыслие у своего самого сильного оружия, оно ведь и взбунтоваться может?
5.Почему церковь не приброла к рукам технологию создания супер солдат?

Пока хватит.
1-5, художественное допущение, допущенное по той причине, что центральной темой манги является не средневековая медицина явно.
Правда? Тогда как по вашему понимать следующие :«Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.»-обратите внимание на слово «критический».Открываем википедию на слове критика и видим следующие: «Кри́тика (от фр. critique из др.-греч. κριτική τέχνη «искусство разбирать, суждение») — это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:

выявление противоречий;
выявление ошибок и их разбор
разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (например, критика текста, критика исторических источников).
отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
оценка.»
отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
1.Нет не сгодились бы, операция в определенном смысле мощно усиляет существ, так что в выборе что усилять обезьяну или слона ты ведь не выберешь обезьяну. Хотя пример так себе. Плюс континент бьется с разумной расой, а не с каким нибудь роем так что определенная соображалка и смекалка нужна, а дрессированные обезьяны мутанты не подойдут.
2.\3. Да мало ли кому? Повторяю сидит какой нибудь учёный ковыряется в тушке дракона, находит непонятный орган и от нехрен делать решает её вживить в туже обезьяну, и замечает что обезьяна усилилась. Идет на поклон начальству, начальство заинтересовалось и отправляет исследовать эти вживления на дальнем островке, оттуда и деньги.
4. Дак они и не были такие свободомысливые. Они четко слушались приказов организации, и и даже нападали на группку Клэр и спутниц из-за их определенных действий негодных Организации плюс Клэр скажем так особенная. И конкретно из-за этого все клейморы бабы, потому что усиленные мужчины легче съезжают с катушек и соответственно срываются с поводка.
5. Там действие по сути происходит на острове и церковь в принципе влиятельна но не настолько чтобы противостоять Организации, которая по сути Секретная научная лаборатория по производству супер оружия, которая прислала некая империя с внимание цельного Континента, у которой хватает сил месится с целой расой. Так что понятно что у Организации ресурсов больше.
Значит по вашему можно забить на правила мира (или их можно даже не устанавливать, за чем париться ?), логику ведь всё можно оправдать художественными допущениями.Я не против художественных допущений, но только не тогда когда из них состоит мир как бы «серьёзного» произведения.
Можно сказать, что здесь вы меня подловили, если бы не весь текст.


P.S не обращайте внимание на
прежде всего — критический
, я случайно нажал добавить.
Читай также