Эта статья предназначена для тех игроков, которые уже знакомы с основами игры, предполагается, что игрок знает, как получить торговую лицензию, как открыть склад, как построить/купить корабли и создать конвой и как настроить маршруты между городами.
Ниже я опишу некоторые факты, которые влияют на экономику и некоторые свои соображения и рекомендации относительно того, как быть в прибыли.
Поскольку игра экономическая, то самым главным в ней является прибыль, без нее продолжать играть невозможно. Так же важным является положительный остаток на счете, самое плохое в отрицательном остатке на счете является то, что вы не можете ремонтировать ваши корабли, и, следовательно, не можете противостоять пиратам, которые начнут вас грабить очень часто сразу же после того, как вы перестанете им противостоять. А грабеж – это довольно сильный удар по вашей прибыли.
Игра вообще напоминает эксель с графическим интерфейсом. Как вы позже убедитесь, многие вещи в ней подчинены точному расчету, благодаря чему вы можете планировать и контролировать процессы математически. Как это сделать я вам расскажу.
Доходы
В игре можно регулярно зарабатывать денежки на следующих занятиях:
Покупать дешево и продавать дорого – самый простой способ, который приходиться использовать в самом начале, пока вы не можете построить собственные склады и производство в других городах. Это не лучший способ зарабатывания денег.
Собственное производство и продажа.
Производить товары на собственных фабриках и продавать. Продавать причем стоит не там, где производиться товар, а в других городах, в которых нет производства этого товара, это связано с ценой продажи и спросом, об этом напишу ниже. Причем продавать удобнее и выгоднее со склада, т.е. цепочка следующая: производим товар, перевозим его в другой город, где у вас есть склад, выгружаем на склад и со склада продаем. В городе продажи настраиваем управляющего таким образом, чтобы он продавал по цене 180% от стоимости производства. В этом случае товар с вашего склада будет продаваться автоматически, как только спрос и цена на него возрастет до нужного уровня.
Важные моменты при производстве:
Количество фабрик ограничено статусом города: без церкви – максимум 30, с церковью – максимум 60, с собором – без ограничений. Поэтому имеет смысл в городе по возможности строить церковь и затем повышать ее до собора. Церковь лучше строить сразу же, как только вы построили в городе склад. Осложняется это тем, что нужно снабдить город редкими товарами, такими как инструменты, бревна, кирпичи. Собор построить сложно из-за того, что вы должны пожертвовать церкви товары, среди которых веревки и инструменты, причем сделать это нужно 5 раз.
Фабрика требует рабочих – 25 человек на 1 фабрику любого типа. Если рабочих мало, то фабрика не будет производить максимум возможного количества товаров. В этом случае вам следует построить жилье, чтобы привлечь рабочих. Информацию о недостатке рабочих ы можете получить на складе.
Фабрика каждого типа производит разное количество товара. Например, лесосека рубит 6 ед. товара в день, плантация хлопка – 4 ед./д., а 2 ед./д. эту информацию можно получить зайдя в склад и нажав кнопку строительства предприятия (+), там же можно увидеть, что для работы нужно 25 чел. и 200р. Денег каждый день. О расходах поговорим позже.
Некоторые фабрики для производства используют другие товары, например, для производства керамики необходимы бревна, для производства ткани – хлопок и краска. О том, чего и сколько надо для производства можно посмотреть зайдя в склад и нажав кнопку строительства предприятия (+). Если вы не обеспечите фабрику сырьем, т.е. сырья не будет на вашем складе, то фабрика не будет производить товары. Кстати, на вкладке управляющего есть параметр «Сохранить сырье», количество дней используется для вычисления запаса исходя из потребления.
Потребление же какого-либо товара вашими фабриками для производства можно посмотреть на вкладке «Запас» в вашем складе. В третьем столбце указывается потребление за 10 дней вашими фабриками в этом городе, а если нажать кнопку с двумя закрученными стрелками в левом верхнем углу («Город/Всего»), то можно увидеть потребление в масштабах всех ваших предприятий. Кстати столбцы производства и запасов тоже очень важны.
Себестоимость производства складывается из трех вещей: содержание фабрики, зарплата рабочим, стоимость сырья. Содержание фабрики всегда стоит 50р. в день. зарплата всегда составляет 6р./д. на чел. Исходя из этого получаем: 50+6*25=200р. Поскольку, фабрика каждого типа производит разное количество товаров то разделив затраты на производительность в день получим стоимость производства единицы продукции. Например, дерево производиться в количестве 6шт/д., следовательно, стоимость производства составит 200/6=33р. Стоимость сырья – необходимых товаров для производства рассчитывается по такой же формуле. Например, стоимость керамики составляет 66р.: (2 дерева (сырье) * 33р. + 200р. на содержание фабрики)/4 – производительность в день = 66р. эту схему можно увидеть нажав кнопку строительства предприятия. Таким образом, расходы на производство у вас будут всегда одинаковыми, что очень хорошо, т.к. вы четко можете прогнозировать ваши расходы.
Кстати, на вкладке управляющего фигурируют проценты от цены по которой управляющий будет продавать или покупать товары. Эти проценты цены берется от цены производства. Обычно, если товар производиться в городе и его в избытке (на экране торговли запас города обозначен двумя зелеными палками) то его цена составляет 120%. Если вы продаете товар городу у которого запасы очень малы (все 4 палки запаса — красные), то цена продажи составляет 200%.
Мы организуем производство для того, чтобы обеспечить собственные предприятия сырьем, и самое главное, чтобы эти товары продать и получить прибыль. Возникает вопрос, сколько нужно производить, чтобы не было перепроизводства? Потребление товаров вашими собственными фабриками можно увидеть в окне склад, запасы. Причем нужно смотреть в общем по всем городам, т.к. вы ваши товары будете перевозить между городами.
Все товары потребляет и сам город. Жители города покупают товары на рынке, цена на товар тоже определяется рынком – если товара в избытке, то цена ниже. Наполненность рынка товаром определяется зелеными палками на экране торговли. Сколько город потребляет товаров каждого вида в день можно посмотреть в окне торговли на вкладке «список товаров» — второй столбец «потребление городом и мануфактурами за 10 дней». Если убрать составляющую потребления вашими фабриками, то останется чистое потребление городом, которое зависит от типа товара и количества жителей – и все, тут точный математический расчет.
Я вывел следующие показатели потребления:
Зерно, Кирпичи – 1 ед. удовлетворяет 40 жителей (т.е. 40 жителей потребляет 1 ед. товара)
Дерево, Фрукты, Масло – 50 жителей
Керамика, Виноград, Конопля, Хлопок, Металл, Хлеб, Веревки – 100 жителей
Соль, Мед, Краска, Инструменты, Шелк, Мясо, Ткань, Пряности, Стекло, Одежда – 200 жителей.
Отсюда видно, что зерна и кирпичей городу нужно больше, а одежды, стекла, краски – намного меньше. Исходя из этого планируйте производственные мощности.
Аренда жилья.
Строить жилье и сдавать его в аренду – жилье вообще является важным ресурсом. Если жилья недостаточно, то у вас на фабриках будет нехватка рабочих и производство будет неэффективным. Кроме того, строительство жилья увеличивает количество жителей городов, что в свою очередь увеличивает потребление городом всех товаров.
С аренды жилья вы получаете доход, который зависит от благосостояния города и наполненности домов. Расход на содержание фиксирован – 200р. в день за 1 дом. Доходность аренды можно посмотреть в окне склада на вкладке «Производство», если щелкнуть на дом.
При низком благосостоянии города ваши доходы будут меньше расходов и ваши дома будут убыточными. Доходы и расходы в городе можно посмотреть на первой вкладке окна склада.
От чего зависит благосостояние города я точно не знаю, но его можно поднять, построив школы и больницы. Но чтобы их построить вам нужно иметь 100% репутацию, а она зависит от того, сколько и как часто вы продаете в городе дефицитные товары.
Транспорт товаров.
Моя модель производства/торговли следующая: в нескольких городах есть склад и производственные предприятия, корабли поддерживают складские запасы всех (производимых мной) товаров во всех складах, а управляющие складами продают товары по цене более 180% от себестоимости.
В игре довольно мало параметров для обеспечения минимального количества товаров на складах. Поэтому я реализовал такую схему:
Управляющий хранит минимальное количество товаров. Это реализуется галочкой «Заблокировать товары» и указанием количества резервируемого товара в столбце «передать конвою». Количество вычисляется для всех городов одно и тоже (так проще) и зависит от потребления этого товара самым большим городом и количеством дней, которое требуется конвоям для совершения полного оборота по всем городам. Эта схема не идеальна, из-за того, что количество жителей во всех городах разное на складах возникает переизбыток товаров, но поскольку стоимость хранения от количества товаров не зависит, дополнительных расходов это не вызывает. Таким образом, для зерна нужно выставить количество резервируемого товара больше, чем для одежды. Кроме того, нужно выставить галочку «Сохранить сырье» для того, чтобы дополнительное количество товаров резервировалось для вашего собственного производства.
Конвой настрое так, чтобы забирать весь незабронированный товар со склада и вести его в соседний город и там выгружать. Затем он снова забирает весь незабронированный товар и везет в соседний город. Маршрут составляется так, чтобы конвой плыл по кругу по всем городам. Таким образом получается схема: город производит товары в количестве, достаточном для всех городов, конвой его забирает и перевозит в соседний город, там склад пополняется на нужное количество, указанное в резерве склада, излишки конвой забирает и везет дальше. Таким образом весь производимый товар равномерно распределяется по всем городам, если его, конечно, хватает. Если не хватает, то какие-то города будут сидеть без товара.
Поскольку у каждого города есть запас всех производимых товаров, управляющий будет со склада продавать городу эти товары при цене превышающей 180%. Продажа осуществляется каждый день. Это лучше, чем отправлять торговый конвой, который осуществляет продажу только когда приплывает и непонятно по какой цене. Кроме того, по свету плавает очень много других кораблей конкурентов и непонятно, по какой цене они продают свои товары.
В этой схеме есть преимущества и недостатки:
Схема саморегулируемая – в любом случае на складах будет не слишком малое и не слишком большое количество товара, продажа происходит автоматически, распределение тоже автоматическое, нужно один раз настроить и следить за количеством предприятий и количеством кораблей.
Плохо то, что транспорт используется неэффективно – корабли возят и перегружают один и тот же товар, вместо того, чтобы погрузить в одном месте и выгрузить в нужном месте в том количестве, в каком нужно. Но автоматически так, к сожалению, сделать не получается.
Если у вас будет недоставать кораблей, то будет получатся так, что конвои будут возить, например, только бревна, а что-то более дорогое, например, ткань, будет лежать на складе производителя. Так что обязательно нужно следить чтобы хватало вместимости конвоев.
Еще при такой транспортировке может не хватать сырья вашим предприятиям, т.к. оно будет заканчиваться на предыдущих городах, через которые проходит конвой. Решений этой проблемы два: увеличить количество предприятий, производящих сырье или создать отдельный конвой для перевозки сырья из города производства в город потребления, причем указываем, что он должен игнорировать ограничения управляющего, но такое маршрут часто отваливается из-за того, что остатков на складе может не хватать.
Кстати, расходы на конвой тоже фиксированные и предсказуемые: у каждого корабля есть цена обслуживания, которую можно посмотреть в параметрах корабля. И вы платите эту стоимость обслуживания, когда конвой находиться в море. Если конвой стоит в порту, то за его обслуживание вы не платите. Цена не зависит ни от количества матросов, ни от груза, который конвой везет. Разгрузка и погрузка тоже бесплатная.
Мониторинг общих показателей
Самая общая и важная информация – это баланс. По балансу видно, как у вас идут дела в целом: вы в убытке или вы в прибыли. Чтобы посмотреть баланс вам нужно нажать в правом верхнем углу кнопку «Журнал учета», а в нем открыть вкладку «Баланс»
Строки в балансе не совсем понятны, точнее некоторые из них вообще вводят в заблуждение:
Торговля – то что вы продаете в ручном режиме с коробля.
Торговля с Базы – то, что продается со склада управляющим автоматически
Торговый маршрут – то, что продают ваши конвои сами, в режиме «торговля капитана»
Доход от Ренты – то, что платят вам ваши арендаторы
Оплата труда – общая сумма зарплаты ваши рабочим в мануфактурах
Строительство – Содержание складов (первый 50р/д, остальные по 200р/д), мануфактур: 50р/д, домов 200р/д. к постройке чего-либо вообще никакого отношения не имеет.
Затраты на конвой – содержание кораблей
Складские расходы – оплата хранения, если все товары не поместились в ваш склад.
Обратите внимание на строку «строительство» — там на самом деле содержание зданий, когда вы тратите деньги на постройку складов, мануфактур, кораблей или др. объектов, то в балансе это не учитывается.
Еще несколько параметров, которые можно посмотреть в Журнале учета на вкладке «Обзор»: Общее количество Складов, Общее количество Мануфактур, Общее количество Домов.
Таким образом, должно получиться уравнение: количество мануфактур*50+количество складских помещений * 200 + количество домов * 200 + количество городов, в которых есть склады * 50= «строительство» из баланса/10 (в балансе статистика за 10 дней). Соответственно, вы можете вычислить, какие у вас затраты на содержание всех складов или всех домов и т.п. и сравнить их с доходами от аренды или от продажи товаров.
Получается, что Доход от Аренды должен быть выше чем содержание домов, а доход от торговли с базы должен быть выше чем затраты на содержание складов, мануфактур и конвоя.
Если вы видите, что у вас проблемы с доходами, то ищите причину. Например, бывает так, что содержание домов больше чем доход от аренды. В этом случае вам следует найти проблемные города, это сделать довольно просто: перейдите в окно склада любого города, выберите вкладку обзор (или запасы, или торговля) и нажимая Shift+D (A) переходите между городами, вкладка при этом будет оставаться открытой. На вкладке «Обзор» вы можете увидеть баланс в рамках города. Так же как и в балансе, «Строительство» обозначает содержание. На этой вкладке есть доход от Аренды, но чтобы посмотреть расходы на содержание нужно зайти в производства и щелкнуть по домам или перемножить количество ваших домов на 200.
Еще несколько полезных советов
Рекомендую ознакомиться с горячими клавишами – это сильно ускоряет процесс переключения между окнами.
Чтобы защищаться от пиратов, выгоднее иметь один-два боевых конвоя с военными фрегатами или караками и ловить нападающих пиратов.
Еще можно не атаковать пирата, а плыть за ним, он, обычно, атакует несколько ваших конвоев, грабит их, а потом плывет в свое логово, так можем найти его логово и накрыть его целиком, после этого активность пиратов снижается на некоторое время.
У капитана конвоя лучше всего сначала повышать дворянство, так будет проще нанимать матросов, чем их больше, тем выше боевая мощь конвоя.
Итого.
Что касается меня, то я сделал себе сводную таблицу в Excel. В строках – список товаров, для каждого товара определено сколько 1ед. товара покрывает жителей, сколько товара производит 1 мануфактура в день, в столбцах – города и количество их жителей, на пересечении товара и города – количество мануфактур. При помощи формул вычисляется общее количество жителей, общее количество производимых и потребляемых товаров, а из этого уже – общее количество недостающих мануфактур. При строительстве новых мануфактур я вношу соответствующее число в таблицу и время от времени обновляю информацию по населению в городах, таким образом могу всегда увидеть, что мне нужно построить в первую очередь.
https://yadi.sk/i/feKD42z2hojnZ
На этом, пожалуй, все, спасибо за внимание.
Лучшие комментарии