Понимаю, я тут вообще не всрался в тему на фоне ожиданий похождений славного ривянина, но блин! Мне приспичило.
Думаю, многим знакома ситуация, когда в детстве сильно увлекаешься чем-то, но затем время неумолимо тянет вперёд и заставляет забыть и отбросить навсегда эти бесполезные пережитки былого. Спустя много лет всё то же время дарит в подарок забавную штуку – ностальгию. Всегда приятно заново пережить то, чем интересовался в раннем возрасте, поглядеть, насколько изменились вкусы и предпочтения, а может даже начать заносить в чеклист темы для активного обсуждения в старости на лавочке, типа: «А вот в моё время…».
А кульминацией всего этого действа выступает дежурная амнезия, когда начинает припекать по поводу и без него с целью вспомнить зацепившуюся в памяти мелодию или олдовую игру на какой-нибудь «SEGA-страшно-вспомнить-сколько-бит». И тут на помощь приходит случай. Обычный такой случай, который всегда дежурит недалеко от амнезии, на всякий пожарный.
Вот к чему я опять развёл эту воду? Излагаю по существу. Не так давно меня вновь потянуло на «панки». В смысле, на направления научной фантастики, а не на гм-гм творчество Сида Вишеса. Почему так случилось, не знаю, вроде как особых предпосылок к подобной активности не было, звучных бестселлеров в этом направлении в последнее время не припомню. Потянуло и всё, хотя мой Корво давно отдал Дануолл на съедение крысам, ШОДАН десять лет как повержена, громогласная Сариф Индастриз уже приоткрыла своими аугументированными конечностями каждую дверь любого дома во всём мире, а цветок юной Элизабет уже распустился.
Как это обычно случается, полез в гугл читать информацию о какой-то игре, нашёл совершенно другую, перешёл по ссылке, заблудился и наткнулся на случайный скриншот. Сначала я подумал, что это некий ранний билд War Thunder, но, приглядевшись внимательнее, узнал свою главную причину вырасти лётчиком – Crimson Skies, аркадный авиасимулятор. В детстве неумолимое время схватило меня за руку и, отторгнув все мои положительные эмоции, полученные от CS (какая неловкая аббревиатура), поволокло дальше. В итоге, я вырос человеком, не переносящим высоту вообще, а также успешно забывшем о существовании этой вселенной. А сейчас этот скриншот насмешливо глядел на меня, да ещё под обижающим фанатов Вина заголовком «дизельпанк». Что бы это, чёрт возьми, могло значить?
Поэтому, я полез разбираться, что в Crimson Skies есть дизельпанк, и как это проявляется в игре. Но для начала я проведу небольшой ликбез, для тех, кто не в теме. Предупреждаю сразу: для меня, как для человека, который знает, что Никола Тесла – это NPC из Ордена, а в ответ на словосочетание «квантовая механика» достаёт увесистый томик Фомы Аквинского, разобраться в квантпанках и нанопанках, а также физическо-химических операциях довольно тяжело, но я попробую.
Как за тридцать секунд понять, что такое дизельпанк? Представь: Америка тридцатых годов. Возвышающиеся небоскрёбы. Элегантные мужчины танцуют с дамами в шляпках фокстрот под граммофон. В ходу дирижабли, подлодки, самолёты на дизельной тяге. Высоковольтные установки. Страсть к созданию гигантских железных машин. Техническое превосходство Германии над всем миром, вследствие этого негативные настроения в обществе, перерастающие в паранойю и шпиономанию. Крах стабильности в обществе.
Итак, дизельпанк — развивающийся жанр фантастики. Происходит (впрочем, не всегда) в межвоенный период. (То есть между Первой Мировой и Второй aka 1918-1939). Главный и неотъемлемый символ жанра – цеппелин, в основе передвижения которого находится дизельный двигатель. А смущающее многих слово «панк» значит деградирующее или близкое к этому состоянию общество. К слову о Николе, выделяют ещё отдельный жанр «теслапанк», но разделять все эти подвиды, по моему нескромному мнению, как перечислять главных героев My Little Pony: выглядят одинаково, а отличаются лишь по цветам. Но я, конечно же, утрирую.
Такой вполне себе дизельпанк. Великие войны, соответствующие периоду технологии. А в детстве просто хотелось пощупать этого мишутку.
Дизельпанк делится на два основных направления. Первое — это ретрофутуризм, оптимистичное видение будущих технологий. Второе – постапокалиптическая антиутопия, где выживание человечества во многом зависит от рационального использования дизельных двигателей. Не нужно быть гением, чтобы догадаться, что повсеместное активное использование дизельного топлива несёт за собой отвратительные последствия в виде ядовитых выхлопов и чрезмерной задымлённости. Живая, кстати говоря, проблема.
Многие в детстве читали интерактивные книги, которые позволяли выбирать своё приключение. В моём случае это, конечно, были Ужастики. Но, путешествуя опять же в недрах паутины, я наткнулся на любопытный комикс, содержащий элементы дизельпанка: thrilling-tales.webomator.com. Наглядные картинки прилагаются. При себе иметь хотя бы небольшое знание английского.
Одна из самых популярных тем в дизельпанке охватывает послевоенный период, а именно победу Германии во Второй Мировой войне и последовавшие за этим события. По-своему раскрывают альтернативную мировую историю книги роман «Отечество» Роберта Харриса; серия комиксов «Дьяволы восточного фронта»; в качестве одних из самых известных игр с элементами дизельпанка называют Command & Conquer: Red Alert, Return to Castle Wolfenstein, BioShock, а также Crimson Skies. И о ней подробнее.
В детстве многие мечтали стать пилотами. Или пиратами. Crimson Skies объединяет эти понятия воедино.
Развитие вселенной, подобно популярному миру Warhammer, началось с выпуска настольной игры Aerial Combat в 1998 году, изданной известной на рынке настолок компанией FASA. Разработчики предоставили право фантазии командовать над реальными историческими фактами, в результате чего на поле боя вели ожесточённое противостояние никогда не существовавшие самолёты. После большого успеха настольной игры немедля принялись разрабатывать компьютерную игру по мотивам настольной.
Действие CS (Да простит меня Valve за такую аббревиатуру) разворачивается после Первой Мировой войны. США устанавливают железный занавес, дабы избежать распространения злостной зомбираковой эпидемии, а непосредственно штаты из-за различных противоречий отделяются от государства и объявляют о своём суверенитете. Правительство не в силах остановить распад государства, причём крах терпит почему-то и Канада. Транспортная инфраструктура нарушена, поэтому так становится популярна авиация, являющаяся главной темой в CS.
Логично, что из-за невозможности использования автомобилей и поездов, дирижаблестроение и их вооружение шли полным ходом. Крепкая броня, мощные пушки по бортам и даже радиоуправляемые, магнитные и звуковые ракеты – неторопливая махина превращалась в воздушную крепость. Особые технологии могли отключать двигатель у машины противника и контролировать погоду. А принцип действия тесла-гана, думаю, все и так уже знают.
Противостоят таким вооружённым пилотам не менее хорошо снаряжённые пираты. Авторы CS утверждают, что взяли идею Карибского пиратства 16 века и перенесли в сеттинг неспокойных 30-х годов. Любители халявы и прочие скевенджеры найдутся в каждом реальном или вымышленном мире, поэтому выглядит вполне логичным, что на территории бывших США стало процветать воздушное пиратство. Правительства штатов предпринимали попытки бороться с ними или их нанимать, но пиратов расплодилось столько, что любая попытка сотрудничества оборачивалась непременным провалом.
Во главу сюжета поставили непростую историю непростого парня по имени Натан Закари, который стремится к лёгкой наживе и грабит исключительно богатые суда. Он этакий Робин Гуд или Остап Бендер, делится незаконно присвоенным с малообеспеченными людьми, легко очаровывает женщин и не думает о последствиях своих поступков. Подобно любому антигерою, действия пирата должны быть восприняты неоднозначно. Чтобы не прослыть отъявленным мерзавцем, Закари разработал свой кодекс, которому строго придерживаются все члены банды воздушных пиратов «Ловцы удачи». Основные правила кодекса: «Воровать только у тех, с кого не убудет», а также «Не убивать невинных».
Всех сюжетов рассказывать не буду, но в игре найдётся место не только смертельным перестрелкам и диверсионным операциям, но и бесшабашным гонкам и поиску сокровищ (нет, не в сундуках). Помимо приличной (как по времени, так и по качеству) кампании, CS может предложить персонально настроить сценарий задания или пойти в мультиплеер, где можно даже устроить бодание гордых цеппелинов!
Любой дирижабль можно отнести к одному из трёх типов: мягкий, полужёсткий и жёсткий. Если рассматривать все нюансы, то текста выйдет ещё на один такой пост, но основное их отличие в способе поддержания неизменяемости формы. В мягких дирижаблях приходилось поддерживать избыточное давление газа, а в жёстких за это отвечал обтянутый тканью металлический каркас. В полужёстких, как можно догадаться, корпус выполнял сразу обе функции. Дирижабли жёсткой конструкции могли быть бОльших размеров, нежели другие типы, а также были гораздо удобнее и не так зависели от погодных условий. Из недостатков – сложный пилотаж и дороговизна производства и эксплуатирования.
Цеппелин – это наиболее распространённый вид жёстких дирижаблей, который мог переносить намного больший груз, чем самолёты, поэтому выглядел довольно перспективно. После катастрофы самого большого в мире цеппелина «Гинденбург» дирижабли в транспортных целях почти не использовали, и постепенно интерес у крупнейших мировых держав к ним угас. Интересный факт: крушение Гиндесбурга повлияла на выбор названия популярной британской рок-группы Led Zeppelin.
Разработчики, компания Zipper Interactive, определили упор на экшен, а не на реалистичную физику полётов и дотошный историзм. Также изначально CS задумывался как интерактивное кино, но затем и от этого отказались в угоду геймплею. Дизайн игровой авиатехники весьма специфичен, поскольку сочетает в себе исторические модели разных периодов истории.
Решение сделать ставку на аркадное, более того, фантастическое управление транспортом полностью себя оправдало. Самолёт мог крутиться как юла, пролетая под или над любым препятствием, что весьма упрощало игровой процесс, особенно в случаях с частыми заходами на второй круг для полного уничтожения всех врагов или сбора летящего на парашютах лута. Впрочем, девелоперы всегда позиционировали Crimson Skies как «золотую середину между аркадой и симулятором». В качестве элементов второго в игре есть вид из кабины, содержащий нагромождённый значками HUD: радар, спидометр, высотомер, индикаторы повреждений и боезапаса.
Миссии вынуждают игрока использовать разные модели самолётов. К примеру, «Миротворец» более маневренный, а «Ястреб» – отлично бронированный и вооружённый. Нетрудно спланировать выигрышную тактику, как для гонки, так и для уничтожения целей противника.
Разумеется, парк самолётов можно кастомазить как угодно, добавляя или изменяя детали, броню и вооружение, цвет и общий внешний вид. Всё это влияет на защиту, скорость, манёвренность и стамину. Полученные модели можно комбинировать, например, прикрепив манёвренной «Ярости» грузную турель в хвосте. Из этого, конечно, ничего хорошего не выйдет, скоростной самолёт будет страдать, но при грамотной тактике смелые эксперименты игрока будут поощрены.
Мировая пресса похвалила игру за её изобретательность и интересную историю хорошо проработанного, правдоподобного мира, но поставила в минус определённую однотипность миссий. Также релиз CS омрачили многочисленные технические ошибки, долго и упорно лечившиеся столь же многочисленными патчами.
Спустя три года на прилавках магазинов появился эксклюзив для Xbox под названием Crimson Skies: High Road to Revenge. Основным отличием от писишной игры стало появление подобия открытого мира. Кроме нескольких сюжетных заданий на выбор, развлечь себя можно было гонками, ограблениями или поиском коллектиблсов. При помощи удобных стиков теперь можно было выкручивать особые бочки и смертельные петли, помогающие в бою, а также повышающие собственное ЧСВ. Игра получила преимущественно положительные отзывы критиков за сохранение «всё того же задорного геймплея».
В дополнение ко всему уже выпущенному контенту компания WizKids взялась за коллекционный варгейм, который был выпущен в 2003 году. В комплект входили несколько тщательно воссозданных моделей самолётов из CS. Вселенная пополняется и тематической литературой, из которой можно узнать предысторию всего мира в целом и главного героя Натана Закари в частности, или познакомится с другими историями в рамках всё того же мира.
Ещё одна приятная для кинозадротов типа меня с тобой новость: скоро выйдет фильм Безумный Макс, который считается представителем течения «Piecraftian» в дизельпанке, то есть постапокалиптика, помешанная на дизельных движках. Только в главной роли вместо постаревшего обаяшки Мела Гибсона голливудский бой Том Харди, который Бейн. Посмотрим, что из этого выйдет.
На этом всё. Нужно было высказаться, а то за неимением тематического локализированного контента я бы снова благополучно забыл о CS, а следующий случай подвернулся бы лет этак через двадцать-тридцать. Кто знает, что там с миром станется. Может быть, будем бегать по Пустошам и уничтожать гулей и прочих шизов, обмениваться хабаром и спать стоя. А пока, пожалуй, пойду, дострою забор восьмого уровня в Clash of Clans. Постоянно нападают, спасения от них нет. А ты можешь поглазеть на картинки снизу.
Лучшие комментарии
ПыСы: а сокращение CS иногда сбивает с толку, использовал бы лучше CriSk, свежее как-то…
Реально все классно в постановке. Сплошной, интересный, оригинальный экшон. Местами я смеялся как злой гений, при просмотре этого фильма. Не пожалел, что в кино сходил. Веселуха. Жаль няшки Мелача нет :( Но все остальное по вышему разряду! Я таких эмоций в кино еще не испытывал! Реально пришлось челюсть в зале искать.
А еще можно было бы упомянуть Gaslamp Fantasy(Girl Genious), все таки это больше дизельпанк, нежели стимпанк.
Куда ему.
Кстати о дизель-панке — интересно можно ли сюда отнести «Железное Небо»? Да и в целом интересно было бы почитать более развернутое по теме.
Конечно можно, постер красноречиво об этом говорит:
По правде говоря, я не смотрел ещё, но в ближайшее время планирую.
А по поводу Бьёрк — такая манера исполнения и музыка присуща во многом именно скандинавским исполнителям, просто нужно привыкнуть;)