7 апреля 2015 7.04.15 110 4087

Советскому Союзу не нужны женщины или мысли о «Битве за Севастополь»

+20

История есть ложь. И дело тут даже не в том, что множество моментов и событий становятся объектами многочисленных споров и перессудов. Скорее в том, что история, как таковая, по большей части, является не более, чем площадкой, на которой художники конструируют собственные творческие интерпретации, политики — выстраивают политические программы, а историки — каждый тянет воз в свою сторону, отстаивая правду, какой бы она ни была. Это бесхозная ярмарка, на которую заходит любой, кому вздумается и берёт то, что хочет. «Дом свободен, живите, кто хотите.»

Особенно это заметно, если взглянуть на современные российские фильмы про Великую Отечественную. И нет, я не собираюсь говорить про черенки от лопат и пьяных майоров. Больше ни слова об этом. Есть другие, не столь заметные, но от того не менее насущные проблемы. На мой взгляд, современные российские кинодеятели целенаправленно калечат сам выразительный язык такого кино, выстраивая особый, близкий к оруэлловскому видению, новояз, с мясом и кровью вырывая из лексикона отечественных солдат такие понятия, как «родина», «тыл» и «близкие люди, оставленные в тылу».

В результате советская армия в кино больше похожа не на обученных солдат, а на сборище бывших детдомовцев и беспризорников, на которых насильно натянули форму, запихнули в руки винтовки и под дулом пулемёта погнали на фронт (под час, буквально). Они не сражаются за родную землю, они сражаются за Катю. Или за то, чтобы им показали сиськи.

Свежеиспечённая «Битва за Севастополь», пусть и не в столь очевидной форме, но, тем не менее, следует той же схеме. Семья Людмилы Павличенко состоит из всего двух персонажей — её родителей, ни один из которых не раскрыт должным образом: они присутствуют в начале на пару минут и затем не упоминаются практически ни разу. Отец, к тому же, — клишированный НКВД-ублюдок, взирающий на собственную семью с высокомерием и в упор игнорирующий дочь. Авторы сразу дают понять, что скучать Людмиле на фронте не по кому.

Конечно, почти в любом историческом кино встречается подтасовка фактов: попадаются анахронизмы, какие-то даты сдвигаются, переосмысливаются мотивы, куда-то пропадают второстепенные участники и тд. Но «Битва за Севастополь» в этом плане шагает чуть дальше. Реальная Людмила Павличенко стала матерью в шестнадцать лет и, после распада раннего брака, воспитывала ребёнка одна, сочетая это с учёбой в университете и работой на заводе. Уходя на фронт, она оставляла в тылу сына, которому не исполнилось и десяти. Этот факт не просто скрывают: более того, авторы очень старательно делают вид, что подобного никогда не было, превращая Павличенко в wannabe солдата Джейн, которая, по всем голливудским канонам, лишается девственности только на фронте.

У авторов был шанс рассказать живую, не выдуманную историю женщины, которая сражается ради того, чтобы немецкий солдат, в которого она стреляет, не смог в будущем причинить вреда близким ей людям. Стреляет ради того, чтобы вновь увидеть сына. Вместо этого мы получаем безыдейный любовный треугольник, в котором сильная-независимая Псевдолюдмила шатается из угла в угол, из одних мужских объятий в другие.

Отдельная тема для разговора — это линия Элеонолы Рузвельт. Само собой, с идиологемой «СССР нам не родина», адекватного идейного конфликта между советской женщиной-снайпером и Первой леди США выстроить не получится. А потому авторы в очередной раз бодро высасывают из пальца псевдофеменистский конфликт, который кратко можно описать так: «Советское начальство раздражает служивая женщина в платье». А главный чекист так и говорит всем своим видом: «Когда вернёмся в СССР, я лично посажу тебя в карцер и буду бить ногой по животу.» Как жаль, что в реальности ничего подобного не произошло и, по возвращении в Союз, Павличенко ещё несколько лет обучала курсантов в академии «Выстрел». А какой мог бы выйти фильм!

Странно, что инвалидность Франклина Рузвельта никак не помянули, а то ведь, может, советские командующие и об инвалидов ноги вытирали! Лично я ничего не имею против ревизионизма и плюрализма мнений в отношении истории, но когда чуть ли не в каждом первом отечественном фильме о войне, нам, вместо борьбы с нацизмом, повторяют, какие советские руководители поголовные сволочи и мрази, это уже даже не эпатирует, а просто раздражает. Мы уже поняли, что Сталин пил кровь младенцев вместо вина, может хватит?

Вы, конечно, можете возразить, что это такое видение, что это художественный фильм и тд. Я отвечу на это так: пройдет ещё пара лет, и в нашей стране могут снять кино про концлагеря, в котором немецкие солдаты, согласно исторической правде «Сталинграда», сжигают людей во славу древних богов Асгарда. Приносят таким образом жертвоприношения для успеха в войне с Союзом. А потом на «Оскар» это отправить. Не, ну а что! Концлагеря и газовые камеры на месте, мы лишь мотивацию слегка переосмыслили, что вы жалуетесь!

Если отбросить желчь, то в фильме есть пара неплохих сцен, заглавная актриса явно старается хоть как-то оживить тот дистиллированный и обезличеный образ, что ей дали и картинка, в общем, красивая. Хотя и тут не обошлось без навязшей в зубах «голливудчины» и закосов под Майкла Бэя (откуда у нас такой пиетет перед режиссёром, к которому на родине относятся, в лучшем случае, со снисхождением — загадка ещё та). Когда Павличенко совершает свой первый трикшот с видом летящей пули в слоу-мо Макс Пейн-стайл, я с трудом сдерживал истерический смех, ожидая, что сейчас за кадром прозвучит выкрик «Mom, get the camera!»

В отличие от «Сталинграда», «Битва за Севастополь» не вызывает эфекта рвотного порошка. Но этого явно не достаточно, чтобы считать фильм чем-то достойным. И уж тем более это не заслуживает того шквала положительных отзывов, которыми «Битва за Севастополь» усыпана сейчас.

Если вы хотите посмотреть хорошую, умную историю женщины-снайпера — пересмотрите последние полчаса «Цельнометаллической оболочки». За двадцать минут этот фильм высказывается полнее и глубже, чем двухчасовое кинополотно, набитое пафосом, неуместным саундтреком и бюджетом в 142 миллиона рублей.

Что же касается российского кино и нашего отношения к теме Великой Отечественной, то лично я надеюсь на то, что наши кинодеятели однажды повзрослеют и поймут, что такие темы, как защита близких людей и борьба за их и свою жизнь и свободу — это материи вне времени и вне политической идеологии. И что люди под час готовы встать стеной за что-либо, не потому, что им из-за спины тычут пулемётом. Далеко не все вещи в истории заслуживают ревизии.

 

Лучшие комментарии

Зачем вы смотрите это херню? Зачем вообще упоминаете это? Похер. Вышло кино- забили сразу.
А он и был тираническим режимом. И такой режим всегда был и будет нужен русскому человеку.

Другое дело, что про войну из таких фильмов мало что получится узнать. Но для самообразования достаточно достойных фильмов, в том числе снятых и в наше время.
Фильм отличный.
То что ты не увидел того, чего ты там хотел увидеть, — исключительно твоя проблема.
Фильм с самого начала просмотра говорит, что ты, чувак, попал на мелодраму, местами красивую и со снайперскими дуэлями, чтобы мужики совсем не заскучали, но снятую про женщину и, в целом, для женщин.
Перекроили историю? В угоду сценарию. Она воюет, ещё раз, за себя и за попытку доказать что-то отцу, и просто смирись с этим.
Музыка плоха? Да нет, пресловутая «Кукушка» и остальной музыкальный ряд (там ещё песни две-три) вписана крайне в тему.
Смеялся над спецэффектами? См. параграф 1 раз. «Завышенные ожидания». На уровне они, на уровне. И я тебе даже больше скажу — полёты сняты лучше, чем в черенках от лопат. И это без единой дефекации в процессе полёта.
Чекисты против платья? Для баб. Элеонора? Для баб. Любовный многоугольник? Для баб. Выкинуто всё, что мешало бы сопереживать сильной, но до которой каждая может дотянуться в случае чего героине.
А в довесок — Пересильд клёвая (даже на Кларк похожа), картинка клёвая, периодические снайперские битвы клёвые, и даже быстрая перемотка под музыку клёвые. И вкатывает, и, цитируя классика, «оставляет то особенное, в некотором смысле приятное ощущение, которое дарит только тяжёлые грустные фильмы».

Нет, правда. Я согласен с тем, что хотелось бы снова увидеть кино о войне, в котором люди кидаются на доты, совершают последние вылеты, убивают и умирают за родину, в едином порыве, а не за то, что у каждого человека в душе. Но это совершенно не означает, что нужно засирать подобные фильмы, которые не сделали то, что ты от них ожидал, но всё равно сделали хорошо. Это не просто несправедливо. Это тупо.
Какой следующий этап развития цивилизации после государств? Планетарное государство, планета как одно большое государство.


… Корусант?

А если серьезно, как им управлять? Если предполагается один планетарный президент, император… генсек, то это просто смехотворно. Россия — самая большая страна по площади, но все же эта площадь достаточно мала относительно общей площади суши планеты, и то столько проблем возникает при управлении такой страной. Множество регионов с разным климатом, разными условиями жизни, разной плотностью населения, разной почвой и так далее. Именно поэтому у нас федеративное устройство государства — очень трудно относительно небольшой группе людей уследить за всем, а уж одному человеку тем более. И, история тому подтверждение, любая крупная империя имеет тенденцию к тому, чтобы раздробиться на более мелкие государства (не знаю просто, как одним словом сказать).

Отсутствие классов — плюс.


Да, безусловно, плюс… с одной стороны. Но такого не будет, потому что не будет никогда. Каждый человек всегда подсознательно стремится в чем-то быть лучше других. И абсолютного равенства можно достичь, только подавляя это желание, а вот это уже тирания.

Отмирание государство, это вообще я считаю неизбежно и рано или поздно произойдёт.

Опять-таки, не произойдет, потому что не произойдет никогда. Многие считают, что государство только и делает, что «угнетает простой люд». О'кей, убираем государство. Кто будет ремонтировать дороги, например? Кто-нибудь хочет в полицию? Ну да, некоторые определенно хотят, но если нет государство, то кто ты, блин, такой, и с какого хрена я тебе должен платить штраф? И куда, собственно этот штраф пойдет? Государства нет, а значит, и казны нет. Тебе в карман? Хм…

Отмирание денег. Нам сейчас трудно представить мир без денег, а хорошо было бы как, помечтайте а.

И что… переходить на бартер? Хорошо, но со временем мы подумаем, что это не совсем удобно, надо придумать что-то универсальное, что мы могли бы обменивать на товары… Ах да, уже давно придумали, и это — вот сюрприз — деньги!

Ну и «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Как бы не кололо глаз, но каждый был бы занят своим делом.


Это все, конечно, здорово, но каким образом будет распределяться, кто чем занимается? Или каждый будет решать для себя сам? В таком случае кто будет, например, мусор возить или улицы подметать? Много ли желающих найдется? То же касается потребностей. Как определить, кому нужен последний айфон, а кому хватит и простого кнопочного телефона? Кто будет суши есть, а кто и картошкой перебьется? И таких примеров можно придумать сотни.

Если бы СССР не развалился, мы бы на сегодняшний день имели СОВЕРШЕННО другой мир.


Безусловно. Но был бы он лучше? Вы забываете, что помимо внешних, были еще и внутренние причины развала СССР, такие как ужасная экономическая модель и глупость правящей верхушки, а также сложность управления страной с большой территорией, о чем я уже писал выше.
Сами посмотрите. Какой следующий этап развития цивилизации после государств? Планетарное государство, планета как одно большое государство.
Это возможно лиш военным путём. Мирным путём ты такого никогда не сделаешь. Из за того что люди те ещё ублюдки и слишком разные мы все. А если пойти военным путём то нам нужен Император мать его. Так как с тем что мы имеем сейчас, а именно ядерным оружием глобальная война слишком опасна.А если и сделаешь то после смерти этого человека опять всё развалиться и будет гражданская война.
И вообще коммунизм это утопия. Сделать его было бы невозможно. Так как неравенство будет всегда. И кучу ещё чего.
Фильм не смотрел. Но когда Цоевскую кукушку перепела Полина *мать ее* Гагарина. Тут во мне что-то перевернулось. Подсознательно ненавижу это кино.
Ах да!

Реального снайпера в такой позе и на такой позиции убили бы в считанные секунды. Зато пафос!


Э-э-э-э-э… это, блин, постер! Нашли, к чему придраться)
Где совсем ничего — не могу. Но считаю, что лучше ничего не менять.
Вот когда донесёшь свою мысль до режиссёров и начнут снимать байопики без всяких изменений — тыды и поговорим )
Тебе просто можно покопаться в своих комментах годичной давности на эту тематику, да скинуть их в виде поста.
Или ты за год изменил мнение?

То есть мои заплюсованные комментарии оформлять в виде постов, чтобы срубить еще плюсов?
Да просто сам факт подобного кавера уже навевает тоску. Где Цой, и где Гагарина. И на мой взгляд сделан он неудачно. Но это не мешает ему кому-то нравиться. Шансон и русский реп на блогах не любят, а у них миллионы фанатов.
Вот поэтому я жду «28 панфиловцев». Очень сильно верится, что ребята не подведут. Ну и что соберут денег на съёмки.
А потом будут сокрушаться, что их дети считают СССР ошибкой и тираническим режимом, который начал вторую мировую.

А он и был тираническим режимом.

То, что творилось при Сталине и в послевоенные годы — это одно, а то, что СССР имел просто огромный потенциал, это другое.

Сами посмотрите. Какой следующий этап развития цивилизации после государств? Планетарное государство, планета как одно большое государство.
Сколько государств входило в союз и на сколько нынешние размеры России отличаются от размеров СССР? Как раз у СССР были большие шансы стать основой планетарного государства. В котором вряд ли бы был тот маразм, который творится сейчас, не только в политике, а вообще. Но как всегда во власти оказались какие-то безвольные кончи, которые убили армию, убили науку, постоянно оглядывались на заокеанских отродий. И что в итоге, хоть какая-то выгода появилась? Хоть одна грёбаная вещь без которой человек жить просто не может? СССР рухнул — весь результат.

Вернёмся к мысли о глобальном государстве. Что сейчас делают штаты? Наращивают свои военные силы по всему миру, тоже претензии на мировое господство, но они работают грубо и грязно. А союз? Дружба народов и все дела, разве не так было, возможно не прямо так идеалистично, но была ведь. И образование большого государства из многих меньших было на основе хороших отношений. СССР же был коммунистическим. А что хоть та же википедия говорит про коммунизм?

Коммуни́зм (коммуна от лат. commūnis — «общий») — в марксизме гипотетический общественный и экономический строй, основанный на социальном равенстве, общественной собственности на средства производства. Такая формация, согласно работам основоположников марксизма, предполагала наличие высокоразвитых производительных сил, отсутствие деления на социальные классы, постепенное отмирание государства, изменение функций и постепенное отмирание денег. По мнению классиков марксизма, в коммунистическом обществе реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

Смотрим:
Отсутствие классов — плюс.
Отмирание государство, это вообще я считаю неизбежно и рано или поздно произойдёт.
Отмирание денег. Нам сейчас трудно представить мир без денег, а хорошо было бы как, помечтайте а.
Ну и «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Как бы не кололо глаз, но каждый был бы занят своим делом. И не было бы такой бесполезной биомассы, которая только жрёт и не делает нормально свою работу. Если ты не способен сделать что-то хорошо, то даже не суйся в это дело, а как сейчас, одни профи кругом. И безмозглые нубы убирали бы улицы, а не сидели бы в офисах. А к этому плюс нынешнее образование и всё, вилы.
Если бы СССР не развалился, мы бы на сегодняшний день имели СОВЕРШЕННО другой мир.
Чувак, я так и не понял в чём твоя проблема.

Подпись к первой фотографии из разряда «разрешите до*баться». Это не кадр из фильма а только постер, нет ничего плохого в том, что он зрелищный.

На мой взгляд, современные российские кинодеятели целенаправленно калечат сам выразительный язык такого кино, выстраивая особый, близкий к оруэлловскому видению, новояз, с мясом и кровью вырывая из лексикона отечественных солдат такие понятия, как «родина», «тыл» и «близкие люди, оставленные в тылу».

А нужно фильм было смотреть внимательно. Посыл есть и он подаётся ещё в начале. Либо ты защитишь родину, либо никто и Бог не поможет. А насчёт «тыла», «родных» и прочего, так этот аспект раскрыт в стихотворении которое читает девочка в Новый год:

Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Константин Симонов «Убей его».

Идея вполне ясна. Фашизм — зло, а фашисты — враги которых нужно уничтожать. Без всяких полутонов в духе «они тоже люди и вообще, их заставили»

В результате советская армия в кино больше похожа не на обученных солдат, а на сборище бывших детдомовцев и беспризорников, на которых насильно натянули форму…
\
Совершенно внезапно подобного в «БзаС» нет. Как говорится, «пруф или не было»

Семья Людмилы Павличенко состоит из всего двух персонажей — её родителей, ни один из которых не раскрыт должным образом

И чего же так не хватило для их раскрытия. Какие грани характера должен был показать режисёр что бы оживить их?

Отец, к тому же, — клишированный НКВД-ублюдок, взирающий на собственную семью с высокомерием и в упор игнорирующий дочь.

Внезапно, он ветеран войны в Испании и считает, что скоро будет новая война и дочь должна вырасти сильной и самостоятельной. НКВД, кстати, раскрыли с лучшей стороны. Я напомню что действие происходило в 1937 (репрессии, расстрелы миллиардов в сутки и т.д.). А Людмилу НКВДшник тащит не в подвалы гэбни для пыток, а отправляет на курсы стрелков.

У авторов был шанс рассказать живую, не выдуманную историю женщины, которая сражается ради того, чтобы немецкий солдат, в которого она стреляет, не смог в будущем причинить вреда близким ей людям.

Я уж не знаю какой ты фильм смотрел, но она об этом неоднократно заявляет прямым текстом и не раз.

Вместо этого мы получаем безыдейный любовный треугольник, в котором сильная-независимая Псевдолюдмила шатается из угла в угол, из одних мужских объятий в другие.

Твои ожидания это твои проблемы, на качество фильма не влияющие. Кстати тема любви на войне здесь раскрыта на высоком уровне.

Отдельная тема для разговора — это линия Элеонолы Рузвельт. Само собой, с идиологемой «СССР нам не родина», адекватного идейного конфликта между советской женщиной-снайпером и Первой леди США выстроить не получится.

Какой идеологический конфликт мог быть в 1942 году? Тогда кстати СССР и США вполне серьёзно объединились против общего врага — Германии и, немного, Британии. А вот уже после смерти Рузвельта всё пошло не так хорошо как могло бы быть.

А потому авторы в очередной раз бодро высасывают из пальца псевдофеменистский конфликт, который кратко можно описать так: «Советское начальство раздражает служивая женщина в платье»

И не удивительно, ведь она приехала в США как военный и очень быстро занялась самодеятельностью. А раздражает это в первую очередь молодого главу делегации, для которого эта поездка критична для карьеры. И это нормально что он бесится, но заметь не грозит расстрелом и прочими подобными вещами.

А главный чекист так и говорит всем своим видом: «Когда вернёмся в СССР, я лично посажу тебя в карцер и буду бить ногой по животу.»

0_о И он кстати не чекист а гражданский.

Как жаль, что в реальности ничего подобного не произошло

Я уж не знаю почему тебе жаль что сюжет не угробили.

и, по возвращении в Союз, Павличенко ещё несколько лет обучала курсантов в академии «Выстрел». А какой мог бы выйти фильм!

Спасибо за информации, капитан, ведь об этом всего лишь прямым текстом сказали в конце.

Странно, что инвалидность Франклина Рузвельта никак не помянули, а то ведь, может, советские командующие и об инвалидов ноги вытирали! Лично я ничего не имею против ревизионизма и плюрализма мнений в отношении истории, но когда чуть ли не в каждом первом отечественном фильме о войне, нам, вместо борьбы с нацизмом, повторяют, какие советские руководители поголовные сволочи и мрази, это уже даже не эпатирует, а просто раздражает. Мы уже поняли, что Сталин пил кровь младенцев вместо вина, может хватит?

Это вообще к чему было?

Вы, конечно, можете возразить, что это такое видение, что это художественный фильм и тд. Я отвечу на это так: пройдет ещё пара лет, и в нашей стране могут снять кино про концлагеря, в котором немецкие солдаты, согласно исторической правде «Сталинграда», сжигают людей во славу древних богов Асгарда. Приносят таким образом жертвоприношения для успеха в войне с Союзом. А потом на «Оскар» это отправить. Не, ну а что! Концлагеря и газовые камеры на месте, мы лишь мотивацию слегка переосмыслили, что вы жалуетесь!

Есть неуловимая разница между не правильным отображением процесса убийств людей в концлагерях, и заменой мотивации этих убийств. Короче, не путай замену фактов с подменой концепции.

Когда Павличенко совершает свой первый трикшот с видом летящей пули в слоу-мо Макс Пейн-стайл, я с трудом сдерживал истерический смех, ожидая, что сейчас за кадром прозвучит выкрик «Mom, get the camera!»

Странный ты. Единственный недостаток сцены — нехватка денег.
Гайка, ты опять срачи разжигаешь? Тебе просто можно покопаться в своих комментах годичной давности на эту тематику, да скинуть их в виде поста.
Или ты за год изменил мнение?
А я не согласен. Звучит она хорошо. (Сам давний слушатель Цоя, если что и крайний нелюбитель попсы)
Отношение к музыке — самая субъективная вещь на свете, так что ничего удивительного.
Мне кажется тут три причины. Первая, назовём её «Утомленные Михолковым», самые пристижные кинонаграды (Оскар, пальма и т.д.) не дадут на «добрых русских». Да и вообще за «добрых кто-то кроме американцев». А режиссеры — это не абстрактные творцы, им нужно признание и слава. Да такое не останется в истории, при жизни о них будут знать. Вторая, назовём её «Тангейзер», самые обсуждаемые произведения культуры — провокации. На них можно сделать имя, где сейчас режиссер «Мы из будущего»? Снимает сериалы. А где режиссер злосчастного «Тангейзера»? Ему в большом театре место подготовили. И ждут. Ну и третья, назовём «Нашей юности Полёт». Нет режисёров времён Сталина, в лучшем случаи они помнят Хрущева, а значит «расстрелы, пытки, лагеря», в России (особенно после 90-х), СССР — зло. Сейчас с эти бороться, вот только называют это «Киселёвская пропаганда» «Ватничиство» и так далее. По тому видно это только на ТВ, где госполитика (Таможенный союз туда же) не последнее место занимает в формирование «политики компании», а «творцы» считают что им «виднее как там было». Просто принять факт того что люди хотят гордится прошлым, а не плевать на него, для них «низость и быдлятство». Да, как альтернатива, можно показывать как всё было «плохо», но когда это показывают постоянно, это уже не интересно.
А вообще самой противное, что вместо анализа «почему их фильмы провалились», тот же Михалков заявляет — выйди фильмы позже их бы поняли…
Читай также