Приветствую. Как вы могли слышать, «Frozen 2» официально подтверждён. Многие не видят в подобной новости ничего, кроме ковки студией Disney разгорячённого железа, нагретого на огне массовой популярности. Конечно, спорить с тем, что студия имеет коммерческий интерес к разработке сиквела — бессмысленно. Но лично мне хочется верить, что за этой идеей стоит нечто более сильное и глубокое, нежели просто получение прибыли. И сегодня я хотел бы поговорить о том, что лично меня зацепило в первой части, и почему я жду продолжения.
Хайп, как и любое другое массовое явление, склонно к упрощению и сведению сущности произведения к наиболее ярким и броским его элементам. Таким образом мы и имеем то, что в «Титанике», при всём его трепетном отношении к материалу и тщательном воспроизведении эпохи во всех деталях, главными становятся молодой милашка-Дикаприо и стерва Роуз, которая не уступила ему место. В BioShock Infinite, при всём его богатейшем культурно-историческом бэкграунде, ключевыми героями становятся огромные голубые глаза Элизабет и аккордеон, под который на сцену выходят Лютесы.
В случае же с «Frozen» в топе зрительских симпатий оказались Идина Менцель, громко декларирующая свободу и независимость. Как следствие, мы имеем комментарии в духе «полуторачасовой клип к „Let It Go“» по отношению к одной из лучших диснеевских историй последних лет, которая, по одному только уровню написания, гораздо сильнее, глубже и взрослее, чем вышедшая вскоре после, якобы очень серьёзная и жестокая «Малифисента».
Конечно, в «Frozen» можно долго вылавливать неувязки и дыры в сюжете, придираясь к малейшим деталям, но среди этих придирок большинство можно конструктивно оспорить, и среди них совершенно точно нет таких, которые бы начисто разваливали сюжет. В том, что касается анимационного кино, у студии Disney очень высокий уровень выделки и внимания к деталям, и наивно полагать, что авторы не в курсе всех тех допущений, что они предприняли. Да, местами история первой части смотрится сырой и нераскрытой, но в ней также есть и большой потенциал, который можно и нужно развить.
Одна из тех вещей, за которые я люблю мультфильмы Disney — это то, что в каждом из них есть своя «тёмная сторона радуги», своеобразная тайная тема, понятная лишь взрослому зрителю. В «Дамбо» — это «Розовые слоны» и алкоголизм, в «Короле Льве» — это аллюзии на фашизм, в «Пиноккио» — это работорговля. Но подобные темы всегда присутствовали в этих творениях лишь на второстепенных ролях. В «Frozen» же «тёмная сторона» выходит на совершенно новый уровень, ложась в основу сценария.
В сущности, у этой истории, на мой взгляд, есть лишь один серьёзный недостаток. Тролли. Никакой решающей роли в сюжете они не играют, а то и вовсе не вписываются в общее настроение (Анна замерзает, из неё по крупицам уходит жизнь, но мы не можем не спеть о том, какой Кристофф Мальчиш-Кибальчиш). В принципе, их легко можно было бы убрать, или использовать вместо них другой уже имеющийся элемент. По сути, их основная задача — быть защитной прокладкой для зрителя. Через заклятия и пророчества, пляски и песни, они придают истории «лёгкость» и «сказочность», удерживая зрителя от осознания того, какой трындец творится на экране.
Убрать этих троллей — и что останется? История о том, как недальновидные родители, напуганные несчастным случаем, вызванным силами Эльзы, в котором сама девочка едва ли виновата, запирают её в комнате, годами удерживая детей друг от друга. При этом, в отличие от других «провинившихся» героев, вроде Пиноккио или Симбы, Эльза изначально не нарушает запретов, не обманывает и не попирает честь семьи. Всё упирается в параноидальный страх отца с матерью, заставляющий ребёнка чувствовать себя виноватой. И пока кто-то считает подобную «психопатию» истории недостатком, я вижу в ней достоинство. Для меня лучшие сказки — те, что не делают скидки на возраст аудитории.
В российском прокате «Frozen» окрестили «Холодное сердце», и я считаю это очень грубой, ломающей суть истории локализацией. По честному, этот мультфильм следовало назвать «Замёрзшие». Для меня «Frozen» — это история того, как человеческое естество замерзает в одиночестве. Отталкивая от себя тех, кто хочет помочь, ты не сделаешь лучше, а лишь причинишь боль себе и окружающим, в полном соответствии шопенгауэровской «дилеммой дикобразов».
Отдельно в этой связи хочется затронуть предфинальную сцену, в которой происходит «оттаивание» главных героинь. Я знаю тех, кто видит в ней ЛГБТ-посыл,* и да, я знаю, что это звучит претенциозно, но мне честно жаль тех людей, что видят подобное в совершенно невинной сцене, проникнутой одним из самых искренних и живых страхов — потерять единственного по-настоящему близкого человека. Лично я верю в то, что любовь между братьями и сёстрами не менее глубокая и значимая, чем абстрактная «истинная любовь». И сцена эта, совершенно точно, поставлена куда живее и честнее, чем её абсолютно пошлый и искусственный аналог из «Малефисенты».
Теперь пройдусь по фактам и выскажусь о том, что лично я хочу увидеть в «Frozen 2». Отбросим «Frozen Fever», потому что это короткометражный спин-офф, изначально рассчитанный на фансервис, и об уровне его каноничности говорить сложно:
1. Раскрытие образов родителей и их мотивации. Я лично не верю, что Эльзу держали взаперти просто так, лишь бы удерживать. Скорее всего, это как-то связанно с происхождением её сил, истоки которых нам наверняка покажут в сиквеле. Также многие сетуют на то, что это за монархи такие, что оставили после себя двух совершенно неподготовленных к правлению дочерей. И почему-то забывают о том, что любая историческая королевская семья, от Российской Империи до Великобритании была склонна к дисфункциональности или даже вырождению, и на одного великого правителя приходилось два-три родственника, к правлению практически неспособных. «Император играет на скрипке — государство уходит из рук.»
К сожалению, у меня не получается вставить работающею гифку, так что проходите по ссылке. Гифка-1
2. Раскрытие образа Ханса. Одной из основных черт качественной истории я считаю то, что после таких историй есть, что обсуждать, о чём спорить. Ханс мне кажется как раз таким удачным примером, когда авторам удалось создать достаточно непростого персонажа, которого не просто месят с грязью, как обычного злодея, а строят теории, приводят иную точку зрения, высказываются в его защиту. По сути, Ханс — это новый Гастон: персонаж, имеющий ряд качеств, которые могли бы сделать его героем, но выбравший путь негодяя. Не хочется, чтобы в продолжении его расценивали как типичное зло.
3. Раскрытие образа Анны. «Frozen» — это, по большей части, история Эльзы. Сюжет вращается вокруг её способностей, и за ней ключевая композиция. Анне тоже уделено внимание, но в меньшей степени, во многом потому, что к ней привязаны двое «женихов», в контакте с которыми она становится инструментом для их раскрытия. Во второй же части, когда все основные способности Эльзы уже представлены, а роли «женихов» определены, мне хочется увидеть больше её личной истории.
«Do You Want to Build a Snowman» — моя любимая песня. Для меня это очень человечная, пронзительная композиция, в которой есть и детская непосредственность (мне кажется, именно её нынешним мультфильмам недостаёт больше всего), и неизъяснимая тоска, и всепоглощающая воля к жизни. Именно этот отрывок, как никакой другой, показывает Анну как сильную личность, готовую бороться за себя и близких людей. Она может быть ключевым героем.
В конечном счёте, мне хочется верить, что «Frozen 2» не постигнет участь большинства диснеевских сиквелов. Один тот факт, что над продолжением работают те же люди, что и над оригиналом, уже говорит о том, что к этому мультфильму относятся с куда большей ответственностью, чем к сиквелам «Короля Льва», «Мулан» или «Аладина». Первая часть после себя оставила достаточно вопросов, да и в героях явно чувствовался задел на дальнейшие развитие и раскрытие, так что есть основание полагать, что уже изначально существует некий глобальный замысел, и сюжет для продолжения не придётся высасывать из пальца. Хочется надеяться, что авторы смогли достойно пройти через ту волну хайпа, что на них обрушилась, и расскажут нам живую, человечную историю, не наступая на горло собственной творческой свободе и не размениваясь на фансервис.
PS: Спасибо Shidoaritakato за помощь с оформлением.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии
Я здесь расписывал об этом подробнее. Если хочешь, то можешь прочесть — потом обсудим )).
Насчёт того, что я жду от второй части.
В основном, я надеюсь, что сценаристы выберут одни-две темы для повествования и полно их раскроют. В остальном, мне пофигу )). Захотят рассказать больше об Эльзе — пусть рассказывают. Найдут, что сказать про Кристофера — пусть скажут. Может быть вся вторая часть будет посвящена Стену — я не буду против. Главное, чтобы всё то, что они сделают, было обосновано идеей и хорошо, и правильно подано. Большего не требую.
Понравился он мне скорее всего необычностью затронутых тем — родители-идиоты, первая любовь, поцелуй истинной любви… Фрозен практически выворачивает наизнанку все эти детские ванильные туповатые мультики. И это очень круто! Я действительно был удивлен и не один раз.
Второстепенные персонажи, они же ужасны. И если тролли и снеговик просто нелепы и раздражают, то все остальные настолько плоски и неинтересны, что плакать хочется. Если бы из мультфильма убрали всех, кроме Эльзы и Анны, я бы даже не заметил.
Грустно это.
Приятно было почитать твое мнение по поводу первой части — я сам произведения анализировать не умею, поэтому у меня просто долгое время было чувство, что в произведении все просто очень неправильно касательно этих родителей… Думал, что это ошибка произведения вместо того, чтобы попытаться осознать значение их действий для сюжета… Да я до сих пор негодую, почему они не наняли какого-нибудь там придворного мага для обучения Эльзы! Бедая девочка коронации ждала, чтобы раскрыть свои способности!
Да, для меня это тема также стоит слегка выше темы «Хочешь слепить снеговика?»…
Сложно объяснить, у меня это на эмоциональном уровне больше. :)
А что её отличает от других принцесс Диснея?
Это твой коммент, чтобы материальчик помнить.
А что означает живой? Похожий на нашу жизнь? Своенравный? Неоднородный? Имеющий разные настроения? Имеющий недостатки? Похожий на характер Анны))?
И что имеется ввиду под живым сценарием — живые герои или его живая колия (изгибы русла, если с рекой сравнить)?
Про «Малифисенту» ничего сказать не могу — не лицезрел. А что, есть ремэйк Золушки?
А о чем идёт речь в словах «классика Диснея»?
Про Олофа я в подобной манере не задумывался и отсылки к Пиноккио не разобрал. Но даже при подобной идеи, я всё равно считаю, что идея с таяньем героя могла быть показа глубже и изящнее.
Я вообще за него боюсь )). С ним не пойми что сделали в первой части и, если за него возьмутся во второй, то могут перегнуть палку, сделав его «Настоящим Злыднем».
Кстати, ещё насчёт темы «первой любви». Во «Frozen» попытались показать опасность подобных отношений и их несостоятельность, но из-за преображения Ханса получилось это довольно грубо. «Коль будешь верна первой любви, то получишь нож в спину». Изящнее было бы, если бы поцелуй Ханса и Анны просто не дал нужного результата, ИМХО.
Насчёт того, что можно было бы вырезать из первого мультика.
Самая первая песня про ледорубов. Я не нашёл ей применения в сюжете мультфильма, как и причастности Кристоффа этой братии (имеется ввиду именно его причастность, а не любовь ко льду).
А тролли, как и Олоф, вносили детскую непосредственность и веселье в мультик. У подобного типажа героев есть даже свою название (Пс-с, коль кто-то его узнает, то подскажите — благодарен буду). По идеи, тролль-шаман является неким наставником, который указывает путь героям.
Фрозен 2 производит основная часть Диснея и для широких экранов. Так что сравнивать их очевидно бессмысленно.
Я не хочу подробно разъяснять, что подразумеваю под «классикой Диснея», так как это отдельный разговор, которого хватит на отдельную статью. Скажу лишь, что если бы по «Пиноккио» сегодня делали киноремейк, сцену с ослами, что представлена в посте, скорее всего, вырезали бы или сделали из нее нечто безобидное, показав уже готовых зверей.
С Хансом ситуация сложная, да. Я думаю, что в этом предательстве показано прежде всего то, что Анна не принцеса, как таковая, а лишь wannabe Disney princess и «принц» оказывается под стать ее неуклюжести и доверчивости.
На счёт сцены с ледорубами — согласен, мне кажется, это не более, чем дань форме, типа любой фильм Диснея начинается с представления мира, в котором происходит действие.
Это называется comic relief. И да, тролль-шаман мало тянет на наставника, это не Рафики. Он, скорее, неумелый советчик.