Приветствую. Как вы могли слышать, «Frozen 2» официально подтверждён. Многие не видят в подобной новости ничего, кроме ковки студией Disney разгорячённого железа, нагретого на огне массовой популярности. Конечно, спорить с тем, что студия имеет коммерческий интерес к разработке сиквела — бессмысленно. Но лично мне хочется верить, что за этой идеей стоит нечто более сильное и глубокое, нежели просто получение прибыли. И сегодня я хотел бы поговорить о том, что лично меня зацепило в первой части, и почему я жду продолжения.
Хайп, как и любое другое массовое явление, склонно к упрощению и сведению сущности произведения к наиболее ярким и броским его элементам. Таким образом мы и имеем то, что в «Титанике», при всём его трепетном отношении к материалу и тщательном воспроизведении эпохи во всех деталях, главными становятся молодой милашка-Дикаприо и стерва Роуз, которая не уступила ему место. В BioShock Infinite, при всём его богатейшем культурно-историческом бэкграунде, ключевыми героями становятся огромные голубые глаза Элизабет и аккордеон, под который на сцену выходят Лютесы.
В случае же с «Frozen» в топе зрительских симпатий оказались Идина Менцель, громко декларирующая свободу и независимость. Как следствие, мы имеем комментарии в духе «полуторачасовой клип к „Let It Go“» по отношению к одной из лучших диснеевских историй последних лет, которая, по одному только уровню написания, гораздо сильнее, глубже и взрослее, чем вышедшая вскоре после, якобы очень серьёзная и жестокая «Малифисента».
Конечно, в «Frozen» можно долго вылавливать неувязки и дыры в сюжете, придираясь к малейшим деталям, но среди этих придирок большинство можно конструктивно оспорить, и среди них совершенно точно нет таких, которые бы начисто разваливали сюжет. В том, что касается анимационного кино, у студии Disney очень высокий уровень выделки и внимания к деталям, и наивно полагать, что авторы не в курсе всех тех допущений, что они предприняли. Да, местами история первой части смотрится сырой и нераскрытой, но в ней также есть и большой потенциал, который можно и нужно развить.
Одна из тех вещей, за которые я люблю мультфильмы Disney — это то, что в каждом из них есть своя «тёмная сторона радуги», своеобразная тайная тема, понятная лишь взрослому зрителю. В «Дамбо» — это «Розовые слоны» и алкоголизм, в «Короле Льве» — это аллюзии на фашизм, в «Пиноккио» — это работорговля. Но подобные темы всегда присутствовали в этих творениях лишь на второстепенных ролях. В «Frozen» же «тёмная сторона» выходит на совершенно новый уровень, ложась в основу сценария.
В сущности, у этой истории, на мой взгляд, есть лишь один серьёзный недостаток. Тролли. Никакой решающей роли в сюжете они не играют, а то и вовсе не вписываются в общее настроение (Анна замерзает, из неё по крупицам уходит жизнь, но мы не можем не спеть о том, какой Кристофф Мальчиш-Кибальчиш). В принципе, их легко можно было бы убрать, или использовать вместо них другой уже имеющийся элемент. По сути, их основная задача — быть защитной прокладкой для зрителя. Через заклятия и пророчества, пляски и песни, они придают истории «лёгкость» и «сказочность», удерживая зрителя от осознания того, какой трындец творится на экране.
Убрать этих троллей — и что останется? История о том, как недальновидные родители, напуганные несчастным случаем, вызванным силами Эльзы, в котором сама девочка едва ли виновата, запирают её в комнате, годами удерживая детей друг от друга. При этом, в отличие от других «провинившихся» героев, вроде Пиноккио или Симбы, Эльза изначально не нарушает запретов, не обманывает и не попирает честь семьи. Всё упирается в параноидальный страх отца с матерью, заставляющий ребёнка чувствовать себя виноватой. И пока кто-то считает подобную «психопатию» истории недостатком, я вижу в ней достоинство. Для меня лучшие сказки — те, что не делают скидки на возраст аудитории.
В российском прокате «Frozen» окрестили «Холодное сердце», и я считаю это очень грубой, ломающей суть истории локализацией. По честному, этот мультфильм следовало назвать «Замёрзшие». Для меня «Frozen» — это история того, как человеческое естество замерзает в одиночестве. Отталкивая от себя тех, кто хочет помочь, ты не сделаешь лучше, а лишь причинишь боль себе и окружающим, в полном соответствии шопенгауэровской «дилеммой дикобразов».
Отдельно в этой связи хочется затронуть предфинальную сцену, в которой происходит «оттаивание» главных героинь. Я знаю тех, кто видит в ней ЛГБТ-посыл,* и да, я знаю, что это звучит претенциозно, но мне честно жаль тех людей, что видят подобное в совершенно невинной сцене, проникнутой одним из самых искренних и живых страхов — потерять единственного по-настоящему близкого человека. Лично я верю в то, что любовь между братьями и сёстрами не менее глубокая и значимая, чем абстрактная «истинная любовь». И сцена эта, совершенно точно, поставлена куда живее и честнее, чем её абсолютно пошлый и искусственный аналог из «Малефисенты».
Теперь пройдусь по фактам и выскажусь о том, что лично я хочу увидеть в «Frozen 2». Отбросим «Frozen Fever», потому что это короткометражный спин-офф, изначально рассчитанный на фансервис, и об уровне его каноничности говорить сложно:
1. Раскрытие образов родителей и их мотивации. Я лично не верю, что Эльзу держали взаперти просто так, лишь бы удерживать. Скорее всего, это как-то связанно с происхождением её сил, истоки которых нам наверняка покажут в сиквеле. Также многие сетуют на то, что это за монархи такие, что оставили после себя двух совершенно неподготовленных к правлению дочерей. И почему-то забывают о том, что любая историческая королевская семья, от Российской Империи до Великобритании была склонна к дисфункциональности или даже вырождению, и на одного великого правителя приходилось два-три родственника, к правлению практически неспособных. «Император играет на скрипке — государство уходит из рук.»
К сожалению, у меня не получается вставить работающею гифку, так что проходите по ссылке. Гифка-1
2. Раскрытие образа Ханса. Одной из основных черт качественной истории я считаю то, что после таких историй есть, что обсуждать, о чём спорить. Ханс мне кажется как раз таким удачным примером, когда авторам удалось создать достаточно непростого персонажа, которого не просто месят с грязью, как обычного злодея, а строят теории, приводят иную точку зрения, высказываются в его защиту. По сути, Ханс — это новый Гастон: персонаж, имеющий ряд качеств, которые могли бы сделать его героем, но выбравший путь негодяя. Не хочется, чтобы в продолжении его расценивали как типичное зло.
3. Раскрытие образа Анны. «Frozen» — это, по большей части, история Эльзы. Сюжет вращается вокруг её способностей, и за ней ключевая композиция. Анне тоже уделено внимание, но в меньшей степени, во многом потому, что к ней привязаны двое «женихов», в контакте с которыми она становится инструментом для их раскрытия. Во второй же части, когда все основные способности Эльзы уже представлены, а роли «женихов» определены, мне хочется увидеть больше её личной истории.
«Do You Want to Build a Snowman» — моя любимая песня. Для меня это очень человечная, пронзительная композиция, в которой есть и детская непосредственность (мне кажется, именно её нынешним мультфильмам недостаёт больше всего), и неизъяснимая тоска, и всепоглощающая воля к жизни. Именно этот отрывок, как никакой другой, показывает Анну как сильную личность, готовую бороться за себя и близких людей. Она может быть ключевым героем.
В конечном счёте, мне хочется верить, что «Frozen 2» не постигнет участь большинства диснеевских сиквелов. Один тот факт, что над продолжением работают те же люди, что и над оригиналом, уже говорит о том, что к этому мультфильму относятся с куда большей ответственностью, чем к сиквелам «Короля Льва», «Мулан» или «Аладина». Первая часть после себя оставила достаточно вопросов, да и в героях явно чувствовался задел на дальнейшие развитие и раскрытие, так что есть основание полагать, что уже изначально существует некий глобальный замысел, и сюжет для продолжения не придётся высасывать из пальца. Хочется надеяться, что авторы смогли достойно пройти через ту волну хайпа, что на них обрушилась, и расскажут нам живую, человечную историю, не наступая на горло собственной творческой свободе и не размениваясь на фансервис.
PS: Спасибо Shidoaritakato за помощь с оформлением.
* Деятельность международного общественного движения ЛГБТ признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации