8 февраля 2015 8.02.15 62 6047

Игры, которые заставляют задуматься. The Last of Us.

+4

Игры, которые заставляют задуматься.
В наше время принято ругать игры за однокнопочный геймплей, за сюжеты на уровне детсада, но индустрия растёт, игры развиваются, кто-то скажет «незаметно», кто-то скажет «не в том направлении», но это факт. Достаточно сравнить игры начала нулевых с нынешними, вспомните, как в шутерах отказались от аптечек, каким революционным решением это тогда казалось, практически на грани фола, а как это подавалось: «игрок не будет отвлекаться от экшена на поиск каких-то аптечек». Нет, нет, да и задумаешься сидя за очередным укрытием. Можно пойти ещё дальше и вспомнить игры ролевого жанра на заре индустрии и сравнить с тем, что считается рпг сейчас. Но я немного отвлекся, о развитии и его направлении как-нибудь в другой раз. А пока, игровая индустрия всё ближе к общественному признанию наравне с кинематографом и музыкой, в играх поднимаются всё более серьёзные темы и задаются вопросы. У нас уже есть своя попса, альтернатива, арт-хаус, есть свои звёзды и признанные мастера, каждое творение которых ждут особенно, а после выхода, еще долго вспоминают и обсуждают. О такой игре сегодня и пойдет речь.

Одни из нас
ВНИМАНИЕ. СПОЙЛЕРЫ. Перед прочтением, лучше пройти игру.
Тут стоит упомянуть серию Uncharted, без которой The Last of Us просто не было бы. Игры — это искусство, а любое произведение искусства – это товар. И чтобы мастер творил, он должен что-то есть. А значит делать что-то на заказ или то, что гарантированно принесет прибыль. И как же хорошо, что в Sony увидели потенциал, дали разработчикам «отдохнуть» от приключений Нейтана Дрейка, и позволили творить от души. Вдумайтесь, как для солидных мужчин в дорогих костюмах звучала идея выделить деньги на новый айпи, для 18+ аудитории, да еще в непривычном для разработчика жанре. Однако звезды сошлись в правильном порядке, и в итоге мы имеем игру, которую многие журналы и сайты назвали игрой года, а некоторые и вовсе наградили званием «лучшая игра поколения».

Я не стану углубляться в особенности геймплея, однако отмечу, что он, как и всё в The Last of Us, на высоте, в меру простой, при этом достаточно адиктивный и не мешающий повествованию.
Хочется поговорить о персонажах. Главный герой Джоэл, которого жизнь не жалела и до эпидемии, а перед нами он предстает и вовсе морально сломленным человеком, который уже давно не знает зачем он вообще живет. Смысл жизни – этот вопрос проходит нитью через всю игру. «Всегда нужно искать что-то, ради чего стоит продолжать бороться» — говорит Джоэл. Между вступлением и началом основной части игры проходит двадцать лет, и как Джоэл жил эти годы, нам остается только догадываться. В игре много пассивного повествования, когда нам не говорят ничего конкретного, однако по фразам, брошенным героями или по тем застывшим сценам, свидетелями которых мы становимся, воображение рисует историю, стоящую за всем этим. Помню, как я нашел у реки, чуть поодаль от давно заброшенной палатки, детскую могилу, и Джоэл тогда сказал: «Какая маленькая могила». Такая короткая фраза, но произнесённая так, что любые другие слова показались бы лишними, пустыми. Здесь надо вспомнить, что озвучивает Джоэла голос индустрии Трой Бэйкер, который вложил весь свой талант и исполнил эту роль на высшем уровне, недаром его позвали и в следующую игру студии Uncharted 4: A Thief's End, где он будет голосом брата главного героя Нейтана Дрейка. Но вернёмся к Джоэлу, мы знаем, что он нехороший человек, ну а кто из нас без греха, и в нём уже практически не осталось добра, он не боится убивать, душить людей голыми руками, давно отброшены вопросы совести и чести. Джоэл выживает, и в этом он хорош. Он думает и заботится, прежде всего, о себе, только о себе. У такого человека не может быть друзей или семьи. Единственный человек рядом — это Тэсс, привыкшая полагаться только на себя, но ещё не потерявшая окончательно надежду на будущее. Джоэла с ней связывают не чувства, а скорее холодный расчёт, вдвоём выжить легче. Авторы дают понять, что Тэсс и Джоэл, если не в разрыве, то уж точно их отношения на спаде. Выживать вдвоём это не то же самое, что и жить вместе. Джоэл не привязывается к людям и тем более не даёт привязаться к себе, он не любит, когда к нему лезут в душу. Разбитые часы на руке, подарок дочки Сары, как напоминание, висят мёртвым грузом. Чувство вины за смерть дочери съедает Джоэла изнутри, не оставляя даже надежды на нормальную жизнь, если таковая вообще возможна в этом мире. Именно поэтому, когда появляется Элли, и Джоэл вынужден взяться за её сопровождение, он старается максимально отстраниться от неё, не дать чувствам разгореться и не начать сопереживать маленькой девочке-сироте, почти ровеснице Сары. Нет, для него Элли — всего лишь очередная контрабанда, по крайней мере, поначалу.

Элли — непростой ребёнок, она родилась уже после катастрофы. У неё никого не осталось, её все «бросили», она никому не нужна, но, несмотря на это, Элли верит, что людей ещё можно спасти, что всё ещё можно исправить. Наивная бескорыстная доброта, слишком неуместная в мире полном жестокости, где люди проявляют свою истинную натуру во всей «красе», где выживают такие, как Джоэл.

По ходу своего путешествия, наши герои невольно сближаются, выручая друг друга в опасных ситуациях. Примечателен момент, когда Джоэл доверяет Элли оружие, после того, как та спасает ему жизнь. А когда, героям встречаются два брата — Генри и Сэм, старший Генри доверяется Джоэлу, только потому, что он тоже с ребенком. Джоэл понимает, что со стороны, их, с Элли, воспринимают вместе. Переломный момент наступает, когда герои добираются до брата Джоэла – Томми, он живет в общине, у него беременная жена, и, несмотря на происходящее вокруг, жизнь кажется нормальной. Для Джоэла всё это слишком тяжело. Когда Томми хочет отдать брату старую фотографию, где Сара ещё жива, Джоэл отказывается, он наказывает себя, нормальная жизнь не для него, он хочет бросить Элли. Однако сделать это непросто, девочка уже стала ему практически дочерью и тогда Джоэл решается начать жить заново, теперь в его жизни появился смысл. С этого момента, Джоэл и Элли вместе, и так должно быть, несмотря ни на что.

За такие моменты, авторам хочется сказать отдельное спасибо.
Об этой игре хочется говорить часами, но дабы сохранить ваше время, я отказываю себе в этом желании и перехожу к финалу. Мы добираемся до лаборатории Цикад и узнаём, что спасти человечество, а по сути, лишь дать шанс на спасение, можно только ценой жизни Элли. Для Джоэла это неприемлемо, он не даст никому отнять у него самое дорогое во второй раз. Мы врываемся в операционную и забираем девочку, попутно Джоэл убивает всех, кто посмел встать между ним и Элли. Мы сбегаем от Цикад, и тем самым обрекаем человечество на забвение. В последней сцене, Элли требует, чтобы Джоэл поклялся, что всё, что он сказал — правда, что лекарство создать невозможно, что Элли — неособенная, и её иммунитет — вовсе не шанс на спасение людей, тех немногих, кто ещё выжил, последних из нас. Джоэл, не колеблясь ни секунды, отвечает: «Клянусь».

Сомнения.

Вот так заканчивается эта история. Помню, в конце, я всё ждал, что мне дадут выбрать концовку, как это стало модно в наше время, но нет. Эта игра не задаёт вопрос, она знает ответ, но при этом заставляет задуматься. Поступил бы я иначе, окажись на месте Джоэла? Хватило бы мне сил отпустить самого дорогого для меня человека, последнего, кто наполняет мою жизнь смыслом. Тем более что Элли готова принести себя в жертву, и фактически Джоэл переступает через её решение. Поступок Джоэла – проявление эгоизма высшей степени, такой характерной для людей черты. Но вспоминая, через что, пришлось пройти героям, задумываешься, а достойно ли человечество такой жертвы? Заслуживают ли люди спасение? Ответ на вопрос отнюдь не очевиден.

В её глазах как будто застыл вопрос: «А как бы поступил ты?»
P.S. Напишите в комментариях, какие игры заставили задуматься вас?


Лучшие комментарии

На мужчине за 50 я прекратил дальнейшее чтение)))
Про спойлеры добавил предупреждение.
Да на условностия могу закрыть глаза. Но в этой игре все хреново кроме технологического исполнения.
Ты его выражаешь очень масштабно, что порой основному обсуждению в теме мешает.
Манул ну пиши ты всё это одним сообщением, а не тысячью
Не понимаю, человек вроде как обсуждает игру, не всем же она должна нравится, тем более он достаточно подробно описывает именно то, что не понравилось. Да, в несколько своей манере, но все люди разные и у каждого свой взгляд на жизнь и игровые нормы разные.
На правах ПК — ОСТОРОЖНО СПОЙЛЕРЫ!
и как Джоэл жил эти годы, нам остается только догадываться

Бухал и сношался с падшими женщинами, в перерывых между этим мародёрствовал.

Мы добираемся до лаборатории Цикад и узнаём, что спасти человечество, а по сути, лишь дать шанс на спасение, можно только ценой жизни Элли. Для Джоэла это неприемлемо, он не даст никому отнять у него самое дорогое во второй раз.

И самым большим говнюком в истории человечества стал Джоэль! На втором месте Гитлер.
Ну а про то что Джоэль говнюк удваиваю
Прости, Фен, но может быть хватит по пустякам затыкать Манулу рот? Не первый раз уже вижу, срсли.
Перейдет черту — забань.
Но на плюрализм мнений посягать не надо.
Генлии, а я уж думал ты только отписываешься в темах про одну космоигру (не помню названия) и темах про недорокапопсгруппы. Привет кстати!)))
На счет критического анализа, то это же не рецензия на игру. Акцент, как раз делался на моральные терзания и выбор Джоэла. Чтобы ответить на главный вопрос, нужно понять, что за персонаж Джоэл, чем он живет. Если просто спросить: «Пожертвовать одним ради многих, или нет?», то ответ будет очевиден.

Было бы интереснее, если бы автор описал и поразмышлял над теми вопросами, что ставит игра.

А какие вопросы поставила игра перед тобой?
Спасибо за столь развернутые комментарии.
Однако, я встречал сдержанные рецензии и мнения, но плеваться от The Last of Us? Что же, каждому своё.
Там все одноразовое :(

Можно было обойтись и без таких условностей.
В Сайлент Хилл толком не играл, ни в один. Начинал, но слишком давит атмосфера. Смотрел историю серии от Василия Гальперова и был приятно удивлен, там действительно есть о чем поразмышлять. А в Метал Гирах всегда главенствовала идея, Кодзима, как-будто заочно обсуждает тему с игроком.
Читай также