12 января 2015 12.01.15 13 4430

«Холодное сердце». Сугубо личное мнение.

+7

Наверное, не так уж много в мире людей, которым бы в детстве не рассказывали сказки. Эти люди, как и подобает хорошим слушателям, внимали рассказчику, широко раскрыв уши и наглухо закрыв рот. Взамен сказочник водил их по невиданным ранее мирам; позволял временно побыть рыцарями в сияющих доспехах, прекрасными принцессами, запертыми в высоких башнях; сразиться в неравном бою с ужасным драконом и победить его; посидеть в высокой башне и поболтать с Румпельштильцхеном; спасти прекрасную принцессу, мирно сидевшую в высокой башне (слушайте, принцессы, вам что, нечем было больше заняться, кроме как в высоких башнях посиживать?); совершить другие невозможные в реальности вещи. Также важным атрибутом любой сказки была некая мысль, обычно явно проходящая через всю историю и обучающая мудрости подрастающее поколение: «Умный и хитрый может и чёрта обмануть», «Гадкий утёнок сегодня может обернуться прекрасным лебедем завтра», «Истинная дружба и любовь могут победить любое зло» и многие, многие другие возможные истины.

Сегодня одним из горластых сказочников является Walt Disney Animation Studios. В ноябре 2013 года в мир вышел полнометражный анимационный фильм «Холодное сердце» («Frozen»), о котором сейчас и пойдёт речь.

Сказка — ложь, да в ней намёк
В основу сюжета фильма легла довольно известная сказка «Снежная королева». Здесь, правда, стоит поставить ударение на слове основа, ибо после работы диснеевских сценаристов от оригинала, рассказанного Гансом Христианом Андерсеном, осталось довольно мало. Зимняя атмосфера, владеющая снежной магией девушка и сковывающий льдом сердце осколок — только эти три внешние нити остались от первоначальной сказки.

В идее отойти от оригинала и рассказать на его основе свою историю, на мой взгляд, нет ничего плохого. Но, начиная собственный путь, нужно помнить, что этот путь придётся ещё самим и проложить. Справились ли с этим диснеевские умельцы? Сейчас разберёмся.


Отойдя от оригинала достаточно далеко, авторы, как мне кажется, смогли донести идею сказки <<Снежная королева>>: благодаря любви близкие люди способны многое преодолеть.

Первое, что хочется отметить — это обширность проблем, встающих перед персонажами. Если вначале зрителю показывают личностные проблемы героев, то в дальнейшем некоторые из них приобретают в масштабах и становятся проблемами целого королевства, чтобы в конце снова перейти на личности. Такие элементы добавляют сюжету разнообразия и динамики, что играет на руку произведению.

Второе, что трудно не заметить — это обилие главных персонажей: принцесса Анна, её сестра принцесса Эльза, юноша-ледоруб Кристоф, его северный олень Свен, живой снеговик Олаф, принц Ханс и герцег Варавский. Такое обилие персонажей, с одной стороны, идёт на пользу картине — герои выходят на сцену в определённое время, дополняя собой повествование. Но, с другой стороны, экранное время каждого из них сильно варьируется. Если Анна присутствует в кадре на протяжении почти всего фильма, то Ханс отыгрывает свою роль только в четверти картины. Герцогу Варавскому отдано же и того меньше. Всё было бы хорошо, если бы персонажей смогли раскрыть за это время, но этого, к сожалению, не происходит. Анна и Кристоф показали свои характеры довольно неплохо. Образ прекрасной и милой, но не глупой принцессы и Ивана, но не дурака, сценаристам удался. А вот герцег Варавский, в первые минуты номинировавшийся на роль главного злодея, к концу отошёл далеко на второй план.


Многие зрители жаловались на объем песен в мультфильме, но, думаю, это ощущение создаётся из-за коротких музыкальных вставок. Полноценных же песен в картине только пять.

Промежуточная ситуация получилась с Эльзой и Олафом. Обладательница снежной и ледяной магии с ролью трагического персонажа справилась довольно хорошо. Из-за своего дарового проклятия — а также дурных голов её родителей — она большую часть детства и часть юности прожила в запертой комнате, боясь того, что магия, скрытая в ней, может принести вред окружающим. В раскрытии Эльзы сильно помогла песня «Отпусти и забудь» («Let it go»), записанная Деми Ловато. Проблема, связанная с этим персонажем, заключается в том, что её прощание со страхом перед самой собой и овладение контролем над своими силами получилось у сценаристов довольно сумбурно, что, на мой взгляд, подкосило веру в персонажа.

Олаф, в этом плане, пострадал меньше. С ролью весёлого и наивного шута оживлённый снеговик справился очень и очень хорошо. Можно даже было бы сказать, что персонаж был раскрыт полностью, если бы не один момент. Сценаристы наделили героя одной противоречивой ему идеей — снеговик хочет увидеть лето. Мысли об огне, солнце и тепле освещали его по факту снежное сердце. Проблема в том, что по своей сути трагическая для него идея не шибко развивается. Да, в один момент Олаф и вправду начинает таять, но, опять же, его принятие данного факта и выводы, сделанные из этого, происходят слишком быстро, даже, можно сказать, — мгновенно. Да и сам момент растекания героя уж очень короток.


Настоящие морозные снеговики не тают даже летом. По крайней мере, они так думают.

Третье, что нужно помнить — это нити, связывающие события и героев, переплетающиеся по ходу повествования и приводящие в итоге к общему окончанию. В этой истории таких нитей и нанизанных на них смыслов и идей довольно много, но проблема в том, что не все из них доходят до конца и имеют нужный вес в сюжете. Вступительная сцена с ледорубами — к ним принадлежит и Кристоф — с их песней про то, что они могут пробить ледяное сердце, так и осталась в самом начале, и её вес в сюжете остался очень малым. Элемент с замороженной чёлкой Анны и со стиранием её памяти, опять же, были вставлены в начало, но в дальнейшем рассказе веса почти не имели. Идея о тяжести груза ответственности на юных плечах Эльзы, о взрослении в одиночестве Анны (из-за «особенности» Эльзы их замок был закрыт для посещения людьми), об отношении к этим двум фактам их родителей, о трагичной совместимости несовместимого, об ошибочной скороспелой первой любви — все они были затронуты в этой снежной картине, но полностью или достаточно не была раскрыта ни одна из них. Мысль о силе любви между близкими людьми главенствует над всеми остальными, но из-за отвлечённости на другие темы местами страдает и она.

Главная проблема сценария, на мой взгляд — слишком быстрые и скомканные последние полчаса фильма. Если в течение первого часа мы наблюдаем зарождение сюжетных нитей, то в дальнейшем мы ожидаем их логичного связывания, которого почему-то не происходит. В последние полчаса нам преподносят неожиданный поворот, который потому неожиданный, что нелогичный. Причём нелогичный не только в плане предыдущих событий истории, но и идеи построения сюжета. Создаётся ощущение, что начинал работу один сценарист, а закончил её другой, причём не шибко посоветовавшись с первым.

Чудо чудное, диво дивное
Описывать визуальные красоты чего-либо — дело ошибочное в своей сути, ибо глаза у всех свои, да и восприниматель информации тоже у каждого свой. Один видит красоту в природных пейзажах, другой любуется живыми созданиями, а третий может узреть истинное величие в банке с мёдом. И все они правы.

По этой причине сказать, что «Холодное сердце» красивый или некрасивый фильм невозможно. Но можно сказать, что сцен, интересных или необычных с точки зрения визуального оформления, в мультфильме почти нет. Зато в нём есть много, очень много снега!


Мне, например, в память врезалась только эта сцена.

Если вдруг вы ещё не слышали, то, по словам создателей, для анимации снега в мультфильме использовалось специальное программное обеспечение, позволяющее создавать бесконечное количество вариаций свежего, липкого и мокрого снега.

 

С одной стороны, такой подход говорит, что разработчики с ответственностью подходят к своей работе и развиваются в ней. Но, с другой стороны, снег в картине представляет собой именно обычный снег. В нём нет какой-то интересной идеи или стилевой новизны. Хотя, это, как и понятие красоты, зависит от субъективного восприятия.

***В итоге, Дисней нужно похвалить за попытку рассказать сложную, не совсем сказочную историю, но можно поругать за реализацию этой истории. Можно, конечно. сказать, что фильмы Диснея — просто сказки, и требовать от них слишком многого не нужно; но суть в том, что они сами заложили эти идеи в свою историю, сами взвалили на свои плечи непосильный груз. Хотя, почему непосильный? В «Рапунцель. Запутанная история» («Tangled») довольно неплохо была затронута тема взросления и отношения к ней родителей. Тема искренней дружбы между, по сути своей, врагами раскрывалась в «Лис и охотничий пёс» («The Fox and the Hound»). «Король лев» («The Lion King») рассказывал о потере родителей ребёнком и страхе перед этим фактом. Многие другие произведения Диснея носили в себе довольно значимые и весомые темы, и хорошо их раскрывали. А это значит, что сказки могут затрагивать подобные темы. Так почему же тогда нельзя от них этого ждать?


Лучшие комментарии

Мультфильм хорош тем, что не шаблон в рамках Диснея. Пусть и в принципе довольно стндартная история.
А вообще, автор слоупок, пост не читал.
Мульт понравился, посмотрел с удовольствием. Придирки автора поста, невозникали в процесе просмотра. Мульт смотрел 3 раза и думаю посмотреть ещё раз.
Что ж, как я и сказал, с материалом я ознакомился и выскажу своё мнение.

В дополнение уже сказанного о потенциале и мысли, заложенных в «Замерзших», хочу добавить еще вот что: конечно, сценарий Frozen местами неровный, местами сбивчивый, местами резко обрывающий отдельные линии, но он живой. Я невольно сравниваю его с последовавшими за ним откровенно попснявой «Малафисентой» и лощенной и выхолощенной «Золушкой» и понимаю, что Frozen меня тем и цепляет, что он не стерильный, в нем есть тьма, есть холод и есть творческая жилка. Он а этом плане куда ближе к классике Диснея, чем сами ремейки этой классики. Да он, местами слишком амбициозный и, может, «Рапунцель» была более выстроенной, но у меня Фроузен вызывает те же чувства, что и фильмы Блокампа: вроде, и есть за что ругать, и это не так сложно, но мне совершенно не хочется это делать.

И отдельно про Олафа. Олаф – это ребенок, воплощение тех беззаботных и инфантильных дней детства, что сами Анна с Эльзой оставляют позади. Ему не так важно, что он оттает, он, скорее всего, и сам это осознает, но ему очень хочется попробовать лета. А еще это утрированная версия Пиноккио. Он хочет быть настоящим мальчиком, он чувствует себя настоящим мальчиком. Момент, где у него задвигается и выдвигается нос — это прям жирный намек.
Один из самых слабых мультов последней пятилетки, ИМХО.
Ну явасумоляю… в чем он не шаблон? разве что подходом к главному злодею (эффектом оба-на) и «обманутой любви». Но второе слишком поверхностно раскрыто, а первое не перекрывает общую… как бы это сказать… поверхностность мульта. Я не полюбила этих персонажей. Не прониклась ими. Мне абсолютно пофиг было на трагедию Эльзы. Меня раздражала Анна. Мне было плевать на всё (сразу отмечу, я тот человек, который до сих пор рыдает над той-самой-сценой в «Короле Льве», терпит бешеное стучание сердце при просмотре «Балто», а «Лис и Охотничий Пес» вообще пересматривать боюсь, т.к. разревусь на 2 часа). А эти герои как-то… Никак. Эмоциональной вовлеченности — 0.
Интересное пародирование. Я, к сожалению, не разбираюсь в пении и написании музыки, чтобы разделять композиции по сложности или другим объёмным критериям, поэтому пока что пользуюсь самым простым — нравится или не нравится )).

В защиту «Let it go» могу сказать, что в её строчках смысл присутствует, и этот смысл направлен на персонажа Эльзу, что добавляет песни значимости. А музыка могла быть более живой, ИМХО,
Отойдя от оригинала достаточно далеко, авторы, как мне кажется, смогли донести идею сказки <<Снежная королева>>: благодаря любви близкие люди способны многое преодолеть.

О! Так это ж «Интерстеллар» какой-то получается!
Все крадут идеи друг у друга. Я так и знал.
Мне в мультике ужасно не понравилось одно… это как наши озвучили снеговика Олофа, из-за этого реально не хочется пересматривать мульт, а так он классный… живой… веселый… детский)))
Пенкина за такое нужно засунуть в жопу Моисееву
Если у вас есть пожелания или замечания, то выражайте их в комментариях: они приятны автору )).
Читай также