С наступающим вас Новым годом! С вами я — Даур Авидзба, который решил направить свои некоторые навыки в русло большого проекта специально для этих уютных стопгеймовских блогов.
Всё дело в том, что я — большой поклонник многих серий компьютерных игр и считаю, что некоторые из них достойны гораздо больше полученного внимания.
Начать свой проект я решил с истории серии Tomb Raider по нескольким причинам:
1. Вышел очередной спин-офф Lara Croft and the Temple of Osiris.
2. Я люблю путешествия и приключения.
3. Я люблю истории, полные тайн, которые приходится раскрывать самому.
4. Я ещё не встречал ни одного детального рассмотрения каждой из этих игр.
Спасибо за внимание! Счастья вам всем в Новом году!
Часть 1. Tomb Raider I
Часть 2. Tomb Raider II: The Dagger of Xian
Часть 3. Tomb Raider III: Adventures of Lara Croft
Часть 4. Tomb Raider: The Last Revelation
Часть 5. Tomb Raider: Chronicles
Часть 6. Tomb Raider: The Angel of Darkness
Часть 7. Tomb Raider: Legend
Часть 8. Tomb Raider: Anniversary
Часть 9. Tomb Raider: Underworld
Часть 10. Tomb Raider
Часть 11: Спин-оффы «Lara Croft» и мобильные игры
Часть 12. Фильмы, мультфильмы, комиксы, книги
Часть 13: Rise of the Tomb Raider
Лишь немногим выражение “докопаться до истины” знакомо в его буквальном смысле.
ИСТОРИЯ СЕРИИ TOMB RAIDER
Часть 1 — Tomb Raider I
О непревзойдённой героине данной серии слышал каждый, кто хоть однажды прикасался к компьютерным играм. Отважная, уверенная в себе, и в то же время умная и интеллигентная леди Лара Крофт, исследующая древние гробницы, произвела больших масштабов фурор, который приводил к успеху всё, что так или иначе было связано с её персоной.
За двадцать лет расхитительница гробниц успела посетить мир книг, комиксов, игрушек, мультфильмов и даже большого кино, но основным и самым успешным местом её приключений несомненно остаётся мир компьютерных игр.
В этой истории серии мы рассмотрим каждое похождение нашей авантюристки, и начнём мы, пожалуй, с того, как всё начиналось.
История создания
А начиналось всё в английском городе Дерби в стенах компании Core Design, большинство основателей которой ранее работали в Gremlin Graphics и клепали добротные платформеры для домашних компьютеров во второй половине 80-х. В своей новой компании ребята занимались почти тем же самым, ориентируя разрабатываемые игры на актуальные в то время платформы – в основном это были компьютеры Amiga и приставки фирмы Sega.
Ошеломительного успеха ничего не предвещало, пока в 1993-ем году дизайнер игровых персонажей Тоби Гард, вдохновившись некоторыми фильмами, не предложил сделать игру об археологе, который будет исследовать древние гробницы и подземелья.
Естественно, популярность серии фильмов о приключениях Индианы Джонса заставила дизайнера хорошо поработать над образом главного героя, чтобы избежать сильного сходства с известной франшизой. В купе с тем, что главный герой игры должен был решать множество головоломок без применения грубой силы, и с видом от третьего лица, Тоби Гард заставил персонажа перетерпеть глобальные изменения. Так появилась новая искательница приключений – Лаура Круз.
Однако, требовалось создать героиню привлекательной со всех сторон, а имя Лаура Круз для американской целевой аудитории звучало не очень. Тогда Тоби Гард полистал телефонный справочник, и в тот же день расхитительница гробниц получила новое имя, которое впоследствии станет самым узнаваемым среди персонажей видеоигр – Лара Крофт.
Когда все аспекты были утверждены и в 1995-ом году разработке игры было положено начало, у авторов всё же были некоторые сомнения по поводу будущего успеха их детища. А дело было в следующем. До середины девяностых годов игр с главным героем женского пола в жанре боевик не было вовсе, и как отнесётся к этому геймерская аудитория было неизвестно. Но, как говорится, кто не рискует, тот не пьёт шампанского.
В 1996-ом году в момент активной разработки компанию Core Design прикупило издательство Eidos Interactive и демоверсия игры Tomb Raider была показана на выставке E3. На ряду с такими хитами, как Super Mario 64, Quake, Resident Evil, Crash Bandicoot и Final Fantasy VII, Tomb Raider стала одной из первых игр, демонстрирующих трёхмерную графику и представляющую жанр боевик от третьего лица.
После выхода игры, реакция игровой общественности превзошла все ожидания разработчиков, но подробнее об этом немного позже. А пока давайте поэтапно и детально рассмотрим первую часть этой приключенческой истории, которая увидела свет в ноябре 1996-ого года. И начнём мы с краткого описания сюжета.
Сюжет
Все нижеследующие наблюдения и выводы сделаны обращаясь исключительно к первой части игры — Tomb Raider I.
Начинается всё с того, что в одной из пустынь штата Нью-Мексико проводятся ядерные испытания, и в результате взрыва большой металлический диск оказывается выброшенным из недр земли на поверхность. На дне образовавшейся воронки находится капсула, механизм которой активируется и выдвигает её содержимое, где виднеется чей-то силуэт.
Затем нас знакомят с главной героиней, Ларой Крофт. В гостинице к ней подходит человек по имени Ларсон и просит минутку внимания по делу своей начальницы Натлы Жаклин.
Натла предлагает Ларе поездку в Перу, где той предстоит исследовать горные хребты в поисках древнего артефакта. Находится артефакт где-то в гробнице Куалопека, которую раньше никому не удавалось найти. Загоревшись желанием стать первооткрывателем, Лара отправляется в Перу на следующий же день.
При помощи местного проводника, она добирается до гигантских ворот, ведущих в город инков. Сразу после их открытия из пещеры нападают волки, которых Лара отстреливает, но проводника спасти не успевает.
Проникнув через пещеры в подземный город Вилькабамба, она находит путь к затерянной долине, где, преодолев много опасных препятствий, обнаруживает вход в гробницу Куалопека. Лара находит способ забрать артефакт и избежать ловушек, но на обратном пути встречает Ларсона, который пытается убить Лару, чтобы забрать найденный артефакт.
Сумев обезоружить негодяя, Лара выпытывает у него, что артефакт называется Наследие и Лара нашла лишь одну его часть. На поиски же второй части Натла отправила другого расхитителя гробниц – Пьера Дюпона, но куда – Ларсон не говорит. Ударом ногой с разворота Лара вырубает Ларсона, и отправляется в офис Натлы, чтобы узнать, куда направился Пьер Дюпон за второй частью Наследия.
Проникнув в кабинет Натлы, Лара находит старые записи одного из служителей монастыря Святого Франциска, где тот пишет, что среди братьев ходят слухи о гробнице Тихокана – одного из трёх правителей Атлантиды, между которыми и были разделены части артефакта Наследие, дающего власть равной самому Создателю. Монах пишет, что гробница находится где-то в подземельях монастыря, и Лара отправляется туда, где сразу же обнаруживает следы Пьера Дюпона.
Продвигаясь через руины монастыря, Лара вступает в перестрелку с Пьером, и тот на какое-то время отступает. Лара находит старые ворота, ведущие в Колизей, и оттуда пробирается в дворец царя Мидаса. Время от времени заставляя Пьера отступать, Лара попадает в подземное водохранилище, а уже там находит и проход в гробницу Тихокана.
Окончательно победив Пьера, Лара забирает у него вторую часть Наследия. Соединив обе найденные части, перед Ларой предстаёт видение из прошлого, в котором она видит, как три правителя Атлантиды имеют по одной части Наследия, затем один из них создаёт мутанта, и другие двое отбирают его часть Наследия и выбрасывают куда-то в земли Египта.
Лара тут же мчится в нужное место и находит вход в Святилище, где её ждёт последний бой с Ларсоном. Лара забирает третью часть Наследия, но на выходе её поджидают наёмники Натлы, которые разоружают Лару и отнимают все три части Наследия, после чего Натла приказывает им убить Лару. Долго не думая, Лара бросается в реку на дне ущелья, а Натла и её люди уезжают. Но Лара была бы не Крофт, если бы позволила себе упустить такой шанс, поэтому она тут же, сев на свой мотоцикл, догоняет яхту Натлы по берегу, и умело проникает в грузовое отделение.
Прибыв на место назначения, Лара покидает яхту, и через шахты проникает в погребённую Атлантиду вслед за Натлой. Добравшись до собранного из трёх частей артефакта, Лара вновь касается его, и теперь ей видится полная картина о трёх правителях Атлантиды. Куалопек и Тихокан приговаривают Натлу к вечному заключению в криогенной камере за то, что она, третий правитель Атлантиды, использовала данную ей власть в корыстных целях и пыталась лишить власти своих братьев.
Натла настаивает на том, что нужно использовать могущество Великой Пирамиды для создания новой, более приспособленной расы, но Куалопек и Тихокан не желают это слушать и замораживают Натлу, после чего помещают глубоко под землю.
Видение заканчивается и к Ларе подходит Натла, которая рассказывает, что собирается ускорить эволюцию, выпустив в мир более совершенные живые организмы, и утверждает, что этот процесс уже не остановить. Лара решает уничтожить само Наследие, но Натла бросается на Лару, и они обе падают в пропасть. Ларе удаётся спастись, уничтожить Наследие и покинуть разрушающийся остров.
На этом сюжетная линия заканчивается. Или почти заканчивается, но пока давайте взглянем на персонажей, с которыми нас знакомит эта история.
Персонажи
Лара Крофт
Начнём мы, конечно же, с нашей неотразимой Лары Крофт. В самом начале истории Лара находится в одной из гостиниц города Калькутта, что в восточной части Индии. На обложке журнала, который показывает Ларсон, есть заголовок о том, что Лара Крофт сумела ликвидировать снежного человека, который досаждал местным жителям.
Как мы узнаём из первого же диалога с Натлой, Лара идёт навстречу приключениям не ради денег, а ради спортивного интереса. И хоть денег у неё достаточно много, ими она не злоупотребляет, а направляет их на свои археологические исследования и путешествия.
Общается с людьми Лара всегда сдержанно, успехами своими не хвастается, и даже со своими врагами, она разговаривает вежливо и воспитанно. По всей видимости, родители растили её с заботой и строгостью, обучали её манерам культурного общения, бальным танцам и игре на музыкальных инструментах.
Теперь обратим внимание, что в музыкальной комнате у Лары лежит большой мат для тренировок, а комната для бальных танцев переделана под полосу препятствий. Может возникнуть вопрос — почему бы Ларе не организовать специально оборудованный спортивный зал?
Должно быть, дома она бывает не так часто, чтобы тратить на это силы и время. А раз воспитанная Лара не переживает о том, что спортивные сооружения посреди комнат могут кому-то мешать, значит, живёт она одна, и скорее всего родители её внезапно покинули. Но что подвигло её отважно идти навстречу бесконечным поискам и опасным приключениям?
И хоть игра не даёт нам точный ответ, можно смело предположить, что родители Лары пропали во время крушения корабля или падения самолёта, и, в надежде найти их, девочка начала проводить экспедиции и постоянно тренироваться для преодоления встречающихся сложностей. И при каждом путешествии в поисках очередного артефакта, Лара будто вновь пускается в путь навстречу своим пропавшим родителям, и, осознавая, что никогда не найдёт их, она хочет проживать моменты поиска вновь и вновь, ощущая ту самую надежду, которая ярко горела в самом начале, но затем постепенно угасла.
Натла Жаклин
А главным антагонистом игры является Натла Жаклин, глава крупной компании Natla Technologies, занимающейся производством каких-то технологий. И первое, чем Натла пытается привлечь внимание Лары к своей экспедиции – это деньги, но, когда Лара вежливо отказывается от денег, Натла мигом находит дипломатичное решение. Но, как мы узнаём далее, совсем не дипломатия сделала её компанию такой успешной.
Когда-то давно Натла являлась одним из трёх правителей Атлантиды, но жажда обладать большим могуществом в ней преобладала даже над чувствами к своим братьям. Воспользовавшись силой всех трёх частей Наследия, Натла начала создавать атлантических мутантов, из-за чего пострадала сила её братьев.
Когда Куалопек и Тихокан лишили Натлу власти и заморозили её, Атлантида подверглась уничтожению от падения огромного метеорита, после чего оказалась погребена глубоко под землёй.
Но в 1945-ом году в штате Нью-Мексико американцы проводили испытание атомной бомбы, которое оказалось, как раз над местом захоронения капсулы с замороженной Натлой. Мощности взрыва хватило не только выкорчевать капсулу, но и сломать на ней специальный замок.
Выйдя наружу, Натла не теряла времени зря и сразу же начала искать способ вернуть утраченные части Наследия. Она организовала компанию по развитию электронных технологий, знаниями о которых, по-видимому, обладали атлантические правители, и сумела добиться больших успехов.
Натла узнала, где находится гробница Куалопека из каких-то перуанских источников, но эту гробницу никто и никогда не находил, поэтому Натла послала туда именно Лару, понимая, что она в своём деле лучшая и без результата не вернётся. В профессиональных отношениях с людьми Натла, скорее всего, всегда находит решение, которое устраивает обе стороны, но чем на самом деле заканчиваются подобные сделки, можно понять из ситуации с Ларой.
Что касается её рассуждений об эволюции, которую она хотела ускорить и вывести новый вид существ, которые бы смогли превзойти весь живой мир, можно понять, что на самом деле она руководствовалась желанием иметь власть и что-то контролировать. В данном случае – эволюцию.
Пьер Дюпон
Человек, которого Натла послала за второй частью Наследия, скорее всего, старый знакомый Лары, потому как она не задаётся вопросом – а кто такой Дюпон, когда Ларсон говорит ей о нём, да и в кругах археологов наверняка все лучшие знают друг о друге, а Натла взяла на это дело именно лучших, хоть и не во всём.
Наёмники Натлы
Что ж, наёмники у Натлы тоже достаточно интересные, но информации о них мало, есть лишь предположения. Например, Ларсон, как видно, любит сболтнуть лишнего и блеснуть умом, которого у него не так уж много. К сожалению, урока от первой встречи с Ларой он не усвоил и всё равно полез на рожон, из-за чего Ларе пришлось его убить.
На пути к Атлантиде Лара встречает Ковбоя, который ничем особым не выделяется, разве что стреляет из мощных пистолетов.
Затем она встречает скейтбордиста, который разъезжает на своей доске и не довольствуется тем, что Лара в него стреляет – но ведь он первый начал!
А прямо перед входом в Атлантиду нам противостоит здоровый чернокожий парень с дробовиком, о котором можно сказать, что он слишком нагл и самоуверен. И почему-то он умирает не первым.
Куалопек и Тихокан
Есть ещё Куалопек и Тихокан, братья Натлы, которые пытались править Атлантидой справедливо, и поэтому разделили мощный артефакт на троих, так как считали, что такая власть для кого-то одного – слишком велика.
То, что они являются Натле братьями, можно понять из того, что, не смотря на её предательство и причинённый ущерб, они не убивают её, а навечно помещают в криогенную камеру.
Изначально, Куалопек выглядел так же, как и Тихокан, но после того, как Натла воспользовалась силой всех трёх частей Наследия и начала плодить мутантов, которых направила против своих братьев, Куалопек оказался парализован, и поэтому до конца своей жизни он мог передвигаться только при помощи специального механизма.
Что касается Тихокана, то он был не так строг, и был в этой семье младшим братом, поэтому в последний момент перед вечным заточением, Натла пытается воззвать к милости именно с его стороны.
После падения метеорита на Атлантиду, Куалопек попадает в Южную Америку, где пытается учить местные племена технологиям строительства и становится их великим правителем. Тихокан же попадает в Грецию, где пытается править какими-то небольшими народами. Нельзя сказать, что его правление было так же успешно, ведь даже гробница его весьма скромна.
Что ж, персонажей не так много, но все они уникальные и создают интересный конфликт, как и всю историю в целом. Действуют персонажи в полную силу и это не может не радовать. Наблюдать и слушать их диалоги не скучно, да и лишних катсцен в игре не наблюдается вовсе — только то, что нам необходимо знать, чтобы погрузиться в атмосферу происходящих событий.
Геймплей
Но всё же Tomb Raider – это в первую очередь игра, и поэтому рассмотреть геймплей нужно в обязательном порядке, а он, не много не мало, стал прародителем жанра “боевик с видом от третьего лица”.
ДвижокДля начала стоит заметить, что первые трёхмерные движки хоть и были примитивны, талантливые разработчики всегда находили способ использовать все возможные средства, чтобы создать максимально детализированную и красивую графику. Что уж говорить о моментах, когда технические недостатки использовались в пользу самого геймплея.
Движок первой части Tomb Raider был создан по принципу разделения площади пространства на равного размера квадраты, которые затем вытягивались на нужную высоту. Если внимательно присмотреться на окружение в любой из локаций, можно с лёгкостью заметить это явление.
Но игроку благодаря этим равным квадратам было проще примерять расстояние для прыжка. Прибавить сюда грамотно обработанные текстуры, и все недостатки сразу сводились на нет. Да и локации при таких условиях могли быть достаточно большого размера, чтобы не приходилось постоянно бродить по узким коридорам.
Игровая механикаВ целом весь геймплей можно разделить на три части:
• Первая часть направлена на преодоление пространственных препятствий, используя акробатические способности Лары. Игроку требовалось не только определить путь, но и суметь пройти его, и подобный вызов, брошенный игроку, заставлял увеличивать не какой-то условный опыт Лары, а опыт самого игрока управлять ей, используя все её возможности.
А возможности Лары были довольно обширными, ведь она могла не только бегать и прыгать, но и цепляться за край, ползать по карнизам, карабкаться, скользить, использовать кое-что из предметов окружения и даже плавать под водой. Весь этот набор давал достаточный ассортимент, чтобы поистине демонстрировать образ отважной искательницы приключений.
• Вторая часть геймплея относилась к преодолению блокирующих препятствий, когда игроку требовалось понять, как решить данную головоломку, чтобы продвигаться дальше. Для этого обычно использовались рычаги, которые что-то переключали, блоки, которые можно было тянуть или толкать, и в каждом случае – смекалка игрока. Некоторые из задач на уровнях заставляют неплохо напрячь не только логику и память, но и воображение.
• И третья часть геймплея – это конечно же перестрелки. Стрелять придётся в агрессивных хищников, атлантических мутантов и в наёмников, которые охотно пытаются вас прикончить. При этом в открытом бою часто придётся прибегать к акробатическим прыжкам, которые помогут уклониться от атаки противника.
Все три части геймплея активно пересекаются друг с другом, что делает прохождение каждой из локаций интересным, весёлым и запоминающимся.
Ещё можно добавить необходимость ручного сохранения, потому как погибнуть в подземных гробницах всегда найдётся способ. Лара может упасть с большой высоты, попасть в древнюю ловушку, пасть от когтей хищника или же просто на просто утонуть. Конечно, всегда можно найти аптечки, использование которых позволит пережить много трудностей в жизни искательницы приключений.
ТрюкиМожно добавить немного об интересных моментах, когда умение вовремя совершить тот или иной трюк может заметно облегчить вам прохождение разного вида препятствий. Многие виды трюков Лара способна выполнять при взаимодействии с определённым окружением. Кстати, есть ещё несколько акробатических номеров, которые почти не имеют какой-либо практической пользы, но создают красивые ситуации и радуют глаз игрока.
Вооружение
Теперь немного о вооружении, при помощи которого Лара имеет возможность расправляться с различного калибра противниками.
У Лары есть её личные пистолеты, которые обладают бесконечным запасом патронов и достаточной мощностью, чтобы справиться с большинством противников. И если пистолеты есть у Лары с самого начала игры, то остальное оружие ей приходится находить уже в процессе.
Например, дробовик, который является довольно эффективным оружием и может убить противника с близкого расстояния всего лишь с нескольких выстрелов.
Есть ещё магнумы чёрного цвета. Эти мощные пистолеты Лара получает, расправившись с Пьером Дюпоном. Магнумы в разы эффективнее обычных пистолетов, особенно это заметно в сражении с мощными противниками.
Ну и последнее оружие – парные УЗИ, скорострельность которых помогает эффективно расправляться одновременно с несколькими грозными противниками.
ПредметыПатроны ко всем этим оружиям, а также аптечки для восстановления здоровья, Лара может находить в разных уголках локаций.
Ещё на каждом уровне располагаются секретные места, куда попасть не всегда просто, а точнее, всегда непросто. Секретные места обычно хранят в себе запасы аптечек и патронов, и почти никогда не попадаются по пути. То есть, можно пройти весь уровень, а в конце узнать, что вы нашли 0 секретов из 3-ёх. Поэтому стоит внимательно осматривать локации, и пытаться долезть в самые труднодоступные места, ведь секреты, бывает, хранят в себе мощное оружие, которое при обычном прохождении вы получите ещё не скоро.
Удалённые элементыВ первоначальной версии игры, где-то на стадии альфа тестирования, в инвентаре Лары присутствовала карта уровня, а также гранаты и динамитные шашки, но в последствии их убрали.
Скорее всего, посчитали это лишним для игры в приключенческом жанре. Но чего точно не посчитали лишним, так это разнообразных локаций, ловушек и опасных противников, создающих напряжение за каждым поворотом в глубинах подземелий.
△рхеология
Что ж, давайте рассмотрим какие локации, предметы и противники встречаются Ларе Крофт на её пути к раскрытию тайны Наследия Атлантиды. А чтобы полностью разобраться во всём происходящем, мы будем совмещать реальные исторические факты с событиями из вселенной игры.
ПеруИтак, начинается всё в Перу, где Лара вместе с проводником высоко в снежных горах подходит к огромным воротам, за которыми предположительно находится гробница Куалопека. Взглянув на ворота, Лара сразу понимает, где искать механизм для их открытия, что ещё раз подчёркивает её многолетний опыт по работе с древними постройками различных цивилизаций.
Далее следуют пещеры, где на Лару нападают летучие мыши, что не требует объяснения, так как им в пещерах самое место. Немного дальше встречаются волки, которые всегда нападают небольшими стаями. Поэтому, когда мы видим одного волка, можно ожидать, что откуда-то выбежит ещё несколько.
Следующим уровнем мы через закрытые ворота попадаем в город Вилькабамба. В истории этот город известен тем, что являлся последним убежищем племени инков после вторжения конкистадоров из Европы в Южную Америку. Именно из Вилькабамбы в 1532-ом году все мужчины племени отправились в свой последний бой против испанцев, в котором были полностью разбиты.
Внимательно осмотрев локацию, можно заметить, что, после того, как мужчины покинули город и не вернулись, женщины продолжали укрываться здесь, но через какое-то время внезапно подверглись нападению волков и медведей, потому как всякая бытовая утварь, так и осталась на своём месте.
Далее мы находим проход к Затерянной долине, которая на деле представляет из себя закрытую экосистему, настолько стабильную, что там до сих пор живут динозавры. И небольшие велоцерапторы, пожалуй, не самый грозный противник в этой долине.
В основу этой локации легла Долина долголетия, которая находится на территории Эквадора. Местные жители представляют собой научный феномен – мало того, что средняя продолжительность жизни здесь не менее 90 лет, так ещё и организм живущих здесь людей сохраняет биологическую молодость уже будучи в приличном возрасте. Есть сведения, что причиной этому стала полузакрытая экосистема, сохраняющая в себе чистые источники воды и плодородные земли.
При входе в долину, можно заметить несколько скелетов, и на первый взгляд кажется, что это воины инков пытались сразиться с динозаврами. Но, если присмотреться внимательно, никакого оружия рядом с ними нет.
Дело в том, что после нападения хищников на Вилькабамбу, кому-то из женщин удалось выбраться к этой долине, но здесь им встретились хищники покрупнее, которые съели большинство из них. А эти трое, судя по расположению костей, скончались от ранений.
Что ж, запустив механизм и направив напор воды в другую сторону, Лара проникает в саму гробницу Куалопека и, забрав артефакт, ненароком активирует последнюю ловушку – полное разрушение гробницы.
Множество ловушек было расставлено на тот случай, если Натла однажды вернётся к жизни и попытается вновь завладеть всеми частями Наследия. Тогда, по замыслу Куалопека, даже добравшись до его части, Натла окажется погребена глубоко под землёй и на этот раз навсегда. Конечно же, Натла оказалась достаточно хитрой, чтобы самой в гробницы братьев не соваться.
Вообще, племена инков были известны испанским завоевателям своими хитрыми ловушками – это были и смертельно отравленные дротики, и завалы из камней, которые в ландшафте перуанских гор были достаточно эффективными.
Кстати, если подойти к останкам Куалопека с левой стороны, то мумия, стоящая рядом, вдруг упадёт. Что это за мумии, мы разберёмся позже.
ГрецияЧто ж, далее Лара попадает в Грецию, где должна опередить Пьера Дюпона и взять вторую часть Наследия. Первым делом она посещает монастырь Св. Франциска, который расположен высоко на скале. В этом случае разработчики вдохновлялись знаменитыми греческими монастырями Метеоры, а именно монастырём Святого Николая Анапавсаса, который расположен на вершине неприступной скалы высотой около 400 метров.
На этой локации Ларе встречаются львы, гориллы и даже крокодилы, так что будет нелишним ответить на вопрос, как они могли сюда попасть? Название монастыря предполагает, что его основателем был Святой Франциск Ассизский, который имел необычную способность приручать диких животных, в том числе и хищников.
Случаи приручения хищников есть и в наше время.
Что ж, после смерти Святого Франциска монастырь был заброшен и оставлен на волю питомцев, которые снова одичали.
Так же, в монастыре нам встречаются четыре зала, которые хранят важные ключи. Первый зал называется Атлас, что по-нашему – Атлант. Так в древнегреческой мифологии звали титана, который участвовал в битве против Зевса и после поражения был приговорён держать на своих плечах небесный свод.
Именно поэтому в данном зале есть ловушка в виде огромного шара, который как бы пытается нагрузиться на наши плечи.
Следующий зал называется Нептун, который уже относится к древнеримской мифологии. Так звали бога морей и потоков, и поэтому, чтобы взять нужный ключ, нам предстоит проплыть глубокий подводный тоннель и совершить некоторые действия под водой.
Третий зал посвящён Дамоклу. Древнегреческое предание гласит, что Дамокл считал правителя Дионисия самым счастливым на свете смертным, ведь у того было и богатство, и власть, и подданные.
Тогда Дионисий предложил Дамоклу на один день занять его место. Дамокла одели в роскошные наряды и посадили на место правителя. В разгар пиршества и веселья, Дамокл посмотрел наверх и увидел острый меч, висевший на конском волосе прямо над его головой.
Тогда Дамокл понял, что счастливая жизнь Дионисия – лишь иллюзия, и на самом деле правитель живёт в постоянном страхе перед смертью.
Вот почему на потолке в этом зале повсюду развешены острые мечи. И как только Лара подбирает ценный ключ, мечи норовят упасть ей на голову.
Последний же зал называется Тор, в честь скандинавского бога грома, который был вооружён мощным молотом.
В первой комнате мы избегаем удара молнией, а во второй вызываем удар молота, который опрокидывает несколько каменных блоков и позволяет подобрать нужный ключ.
Дальнейший путь Лары лежит через подводную пещеру в Колизей. На самом деле, Колизей, тот, который амфитеатр Флавиев, находится в Риме, и это в Италии, а не в Греции.
Но, стоит заметить, что родиной амфитеатров всё же является Греция, и там подобные сооружения тоже есть.
В театре Ларе предстоит попасть на площадку, с которой за представлением следила свита высших сословий общества. Обычно там находился царь и его приближённые, и пройдя через запертую дверь, мы сразу понимаем, о каком царе идёт речь.
Попадает Лара в дворец царя Мидаса, в котором есть проход в Водохранилище, но для этого в замок нужно вставить три золотых слитка. Ларе удаётся найти три свинцовых слитка, но положив их на ладонь статуи Мидаса, нам удаётся сделать их золотыми.
Всё дело в том, что по легенде Мидас был царём, который однажды услужил богу Дионису, и тот взамен предложил ему исполнение любого желания. Мидас возжелал, чтобы всё, к чему он прикоснётся, превращалось в золото, и тот исполнил его желание. Мидас начал превращать в золото всё вокруг себя и когда в порыве радости он обнял дочь, то и она превратилась в золотую статую. Тогда Мидас понял, что его дар оказался проклятьем, которое он сам на себя навлёк.
Кстати, если Лара запрыгнет на ладонь Мидаса, то и сама превратится в золотую статую.
Ещё царь Мидас был первым, кто нашёл свинец, слитки из которого использует Лара, а также славился своими прекрасными садами, один из которых встречается нам на пути.
Далее Лара спускается в гигантское подземное Водохранилище, где ей встречаются огромные крысы. Происхождение их размера можно объяснить тем, что они подверглись определённого спектра излучению, которое источается второй частью Наследия, а, значит, Лара подобралась к цели совсем близко.
Вообще, подземные водохранилища раньше сооружали в пределах города, чтобы иметь достаточный запас воды в случае длительной осады. На сегодняшний день несколько подобных античных цистерн, построенных греками, можно увидеть в Стамбуле.
Пройдя Водохранилище, Лара оказывается в пещере с гробницей Тихокана, которую охраняет две каменных статуи. Когда Лара подходит к двери, одна из статуй оживает и превращается во враждебно настроенного кентавра, который имеет способность стрелять энергетическими шарами. Можно заметить, что тело кентавра после смерти взрывается, но этот момент мы рассмотрим несколько позже.
В гробнице Лара видит фреску, где говорится о том, что Тихокан был одним из двух справедливых правителей Атлантиды, после гибели которой он пытался править этими землями. По всей видимости, после заточения Натлы в крио камеру, Куалопек и Тихокан стёрли её имя из истории, и поэтому ни греки, схоронившие Тихокана, ни Лара о ней никогда ничего не слышали.
Когда Лара объединяет две части артефакта и через видение наблюдает гибель Атлантиды в результате падения метеорита, который, возможно, был притянут активностью Наследия, когда Натла использовала все три его части внутри Великой Пирамиды. Данное видение было спроецировано в сознание Лары какой-то энергией, распределённой по трём частям Наследия, и Лара не смогла увидеть полную картину произошедшего, потому, как для этого нужна третья часть. Но за то было показано место, где её искать.
ЕгипетИ тогда Лара приезжает в Египетский храм, который, если рассмотреть заставку, является храмом Нефертари — главной жены фараона Рамзеса II.
В нём Лара находит вход в подземный город Камун, где Нефертари, по всей видимости, могла проводить свой отдых.
Когда-то в Египте тоже водились леопарды, но теперь они остались лишь в южной части Африки. Однако в глубинах подземелий, леопарды-меланисты, те, которые чёрные пантеры, всё же как-то выжили, и нередко встречаются у Лары на пути. Так же встречаются и мумии, которые схожи с теми, что стояли возле останков Куалопека. Но о мумиях, опять же, немного позже.
В первом зале этой локации находится колонна с четырьмя замками, ключи к которым представляют из себя символику древнеегипетской религии.
Первый ключ – это глаз Гора, который в виде иероглифа означает слово “защищать”. Многие египтяне носили такой же формы амулеты, считая их оберегами.
Второй ключ – это печать Анубиса, на которой изображён бог Анубис в виде шакала и девять связанных пленников под ним.
Анубис – являлся покровителем захоронений, который проводил умерших в загробный мир, а число девять у египтян означало бесчисленное множество.
Оттиски печати Анубиса находили на многих гробницах, из чего следует, что изображение связанных людей — это предупреждение грабителям, которые непременно окажутся в его плену.
Третий ключ – это жук Скарабей. Эти жуки откладывают свои яйца в трупы животных, и египтяне, замечая, как из мёртвого тела появляется новый жук, придали скарабею символ рождения новой жизни.
И последний, четвёртый ключ – это Анх, известный, как символ вечности. Египетских богов в силу того, что они бессмертны, часто рисовали с Анхом в руке.
Что ж, общая смысловая картина ключей складывается такая – навечно под защитой лежит рождение новой жизни, а грабителя ждёт смерть.
Но смерть Лару никогда не пугала, и продолжив путь, она попадает в Святилище Наследия.
По всем признакам, это место было наглухо запечатано с того времени, как сюда была помещена третья часть Наследия, потому что ни мумии, ни леопарды дальше нам не встречаются, но встречается новый вид противников – назовём их мутанты. Структура их тела схожа с кентавром, который охранял гробницу Тихокана, и после смерти, части тел так же взрываются.
Эти мутанты пришли сюда по приказу Куалопека, чтобы сторожить часть Наследия, которую он сюда забросил. Некоторые из них погибли, то ли от зубов местных леопардов, то ли во время строительства святилища, но Нефертари считала этих мутантов священными и после смерти приказывала их мумифицировать.
Здесь же, мы впервые встречаем летающего мутанта, который так же похож на предыдущего, та же структура тел, те же взрывы после смерти и способность стрелять энергетическими шарами.
Всех этих мутантов создала Натла, когда воспользовалась тремя частями Наследия, но Куалопек и Тихокан остановили её и, забрав у Натлы артефакт, подчинили всех мутантов себе. Это видно по тому, как мутант повинуется приказу Тихокана запустить криогенную машину.
Причина, по которой мутанты после смерти взрываются, кроется в структуре их организма. Так называемая “совершенная форма жизни”, которую придумала Натла, основывается не на углероде, а на чём-то другом, и содержит в себе большое количество хорошо сбалансированной энергии. Именно сгустками этой энергии мутанты атакуют Лару на расстоянии, а когда в их организм попадает слишком много пуль, то энергетический баланс нарушается и тело мутанта взрывается.
Как Натла и её наёмники узнали о том, что Лара в Египте, неизвестно, но Лара явно не переоценивает своих возможностей и знает, когда нужно спасаться бегством. Но и далеко назад не отступает.
АтлантидаПриехав на какой-то остров, Лара обнаруживает глубокую шахту, в которой велись работы от имени компании Natla Technologies. Видимо, Натла, прикрываясь какими-то исследованиями в пределах профиля компании, на самом деле вела раскопки в поисках Атлантиды.
Лара добирается до входа в погребённую Атлантиду, и, проникнув внутрь, обнаруживает там целую фабрику яиц, в которых Натла выращивает те виды мутантов, которые придумала до конфликта с братьями.
По всей видимости, фабрика представляет из себя единый технологический организм, который питает и выращивает нужные виды, и для всего этого использует тепловую энергию раскалённой лавы.
Попав в одно из помещений, Лара встречает мутанта, форма тела которого напоминает человека, а именно женщину. И после некоторого замешательства, становится понятно, что это – очень хитрая ловушка Натлы.
Натла создала человекоподобного пассивного мутанта, который повторяет каждое движение Лары, и если пытаться стрелять в него, то урон получает тоже Лара. Здесь игроку понадобится немного смекалки и воображения, чтобы найти способ не погибнуть.
Затем Лара находит механизм, в котором установлено Наследие, и пытается разрушить его, но Натла, ценой своей жизни, сталкивает Лару с обрыва. Лара успевает зацепиться, а сама Натла падает в глубокую пропасть с лавой.
И, пожалуй, в этом поступке раскрывается весь психологический портрет Натлы, у которой на самом деле не было никакого стремления к власти.
Однажды создав новые живые существа, Натла не чувствовала себя их изобретателем — в ней пробудились материнские чувства. И ощущая себя матерью своих детей, даже через много тысяч лет, её продолжало тянуть к созданию, а, вернее сказать, к рождению этой новой расы. А все её разговоры об эволюции и совершенстве – это всего лишь оболочка рациональности, чтобы прикрыть свою чувственную слабость.
Ведь только сильное чувство материнского инстинкта могло дать ей сил, чтобы после возрождения создать крупную корпорацию, организовать поиски артефактов и пирамиды, и он же заставил её без промедления пожертвовать собой ради появления на свет новых детей.
И перед Ларой как раз появляется один из них, но, приложив максимум усилий, она всё-таки одолевает его, и продолжает свой путь через технические отсеки.
Снова добравшись до механизма с Наследием, Лара прекращает его работу, после чего энергосистема Великой Пирамиды перегружается, и всё вокруг начинает разрушаться.
Преодолевая самые сложные препятствия, Лара бежит к выходу из Пирамиды на поверхность, и уже почти, но… нас начинает атаковать Натла! Которая, к тому же, теперь умеет летать и так же стрелять энергетическими шарами.
И здесь находится лишь один вариант того, как это могло произойти.
Это если Натла, заполучив все три части Наследия, воздействовала артефактом на себя, чтобы добавить себе немного от своих созданий и стать ближе к ним внешне. Но для того, чтобы мутация произошла, нужна была высокая температура, которую Натла и получила, свалившись в яму с кипящей лавой.
Требование высокой температуры для данного вида органики можно объяснить ещё и тем, что перед расколом яиц с мутантами, от них отсоединяются какие-то трубки. Эти трубки откачивают лаву из яйца с окрепшим организмом, который уже впитал в себя всю энергию высоких температур.
Окрепшая после многих лет приключений и тяжёлых испытаний Лара, сражает летающую и стреляющую Натлу наповал, а затем забирается на верхнюю часть Великой Пирамиды, и скользит по ней вниз.
На этом первое приключение Лары Крофт заканчивается, но пока не заканчивается всё интересное.
Дом ЛарыВообще, перед началом игры рекомендуется пройти тренировочный уровень, который представляет из себя дом Лары.
Сама Лара предлагает нам попрыгать на батуте, полазить по ящикам и поупражняться в разного вида прыжках.
В прихожей стоит много больших ящиков, которые, по словам Лары, служба доставки не успела забрать на склад. Скорее всего, это склад какого-то музея, которому Лара жертвует добытые артефакты, ведь заниматься коллекционированием – это слишком далеко от её характера.
Там же, рядом с ящиками можно заметить знаменитый Ковчег Завета, в котором, согласно преданию, хранятся скрижали с Десятью заповедями. Многие искатели приключений в кино имели честь его лицезреть, но в реальности он так никогда и не был найден.
Сказал же, не был найден!
Осмотреть весь дом Лары, к сожалению, не получится — большинство дверей закрыты. Но за то игрок может потренироваться в плавании, после чего Лара скажет, что нужно сменить мокрую одежду, и игра предложит начать приключение.
Unfinished BusinessЧто ж, теперь стоит упомянуть о версии игры, которая вышла через два года после оригинала. Американская версия называлась Tomb Raider Gold – The Shadow Of The Cat, а в остальном мире – Tomb Raider: Unfinished Business, т.е. незаконченное дело, и, помимо основного приключения Лары, там содержалось две дополнительные главы по два уровня в каждой.
Первая глава называется – Shadow of The Cat – Тень Кошки, и повествует о том, как Лара возвращается в Египет после событий основной истории, чтобы получше изучить подземный город Камун. На этот раз, Лара застала город в наводнении, которое перекрыло старые проходы, но позволило найти новый, ведущий к Храму Кошки.
Никаких геймплейных нововведений в этом дополнении нет, и все уровни были созданы, чтобы бросить вызов опытным игрокам, потому как их сложность оказывается гораздо выше обычной. Больше врагов, ловушек и всяческих сложных для преодоления мест.
Была введена небольшая особенность — на протяжении всего уровня можно встретить статуи кошек, которые делятся на хороших и плохих. Хорошая кошка – указывает нужное направление, плохая – превращается в пантеру, когда Лара к ней приближается, и внешних отличий у них нет, что заставляет игрока всегда быть на чеку.
Вторая глава называется – Unfinished Business – Незаконченное Дело, и в ней мы узнаём, что было с Ларой между концовкой основного сюжета и финальной заставкой. Оказывается, Лара, победив Натлу, не сразу смогла выбраться из Атлантиды, и ей ещё многое пришлось преодолеть. На этих уровнях разработчики требуют от игрока хорошей подготовки и опыта для преодоления препятствий, и сражений с множеством противников.
Звук
Что ж, теперь поговорим о звуковой составляющей игры. Конечно, игра не может похвастаться богатым набором реалистичных звуков, но всё, что есть – подобрано на ура. Лара не имеет привычки молчать при происходящих с ней событиях, и неплохо реагирует, создавая игрокам дополнительное погружение. При столкновениях, прыжках и даже в плавании, Лара не скупится на эмоциональные вздохи, и это делает компьютерную героиню достаточно живой.
Отдельное спасибо можно сказать телевизионной актрисе Шелли Блонд, которая одарила нашу прекрасную расхитительницу гробниц своим голосом. В каждой фразе из уст Лары Крофт чувствуется высокий интеллект, уверенность в себе и вообще весь спектр особенностей её характера.
Музыкальное сопровождение так же превосходно дополняет всю атмосферу происходящих событий. В то время, как во всех компьютерных играх музыка непрерывно играла на фоне, Нэйтан Маккри поступил оригинально, и включал музыкальные вставки лишь в определённых моментах, чтобы подчеркнуть настроение ситуации.
Версии игры
Ну, а, чтобы рассмотреть первую часть игры со всех сторон, то нельзя пропустить и то, когда, где и на каких игровых платформах Лара Крофт расхищала гробницы с атлантическим Наследием.
Вообще, изначально Tomb Raider создавалась для приставки Sega Saturn, но в связи с интенсивно растущей популярностью первой PlayStation, Core Design решили выпустить игру и на ней. Тем более, что качество отображения графики на PlayStation заметно превосходило сеговское.
В конце концов, на выставке E3 Eidos представила Tomb Raider на трёх платформах, включая версию для ПК. Но главное отличие было в том, что, играя на приставке, сохранить игру можно было лишь в определённых местах, а на версии для компьютера – в любой момент. Так же имелась версия для компьютеров Макинтош, но туда игра перебралась только с релизом Tomb Raider Gold в 1999-ом году.
В России же первая часть о Ларе Крофт появлялась в двух пиратских переводах. ПК версия игры была известна, как Томбовский Рэйдэр, и была полностью переведена на русский, включая дублирование речи персонажей. Версия для PlayStation имела более качественный текстовый перевод, но озвучка была одноголосая. В общем говоря, официально первая часть Tomb Raider никогда не имела русского перевода.
В 2002-ом году постепенно развивались карманные компьютеры, и Tomb Raider была выпущена на Windows Mobile для Pocket PC.
На следующий год компания Nokia выпустила телефон с функциями игровой консоли, под который было выпущено более 50-ти игр, в том числе и первая часть Tomb Raider. Отличие от оригинальной версии было лишь в наряде Лары Крофт — теперь на ней был тёмный топик и военной раскраски шорты. Плюс, появилось подобие мультиплейера — возможность играть с друзьями по соревновательной схеме, перебивая скоростные рекорды друг друга.
В 2011-ом году первые 5 частей Tomb Raider без каких-либо изменений портировали в PlayStation Network, и они стали доступны для переносной PSP, свежей на тот момент PS Vita и популярной Sony PlayStation 3.
Ну а в конце 2013-ого года в магазине Apple AppStore, появилась версия для iOS устройств, в которой все текстуры для игры были перерисованы в высоком разрешении.
Модернизации
Теперь немного о самых популярных и актуальных модификациях, касающихся первой части игры.
Несмотря на то, что в 2012-ом году Tomb Raider стала доступна для установки через сервисы цифровой дистрибуции, такие, как GOG и Steam, графическое разрешение игры оставляет желать лучшего. Но при помощи 3dfx библиотек nGlide, игре теперь можно задать совершенно любое разрешение.
• Установите игру Tomb Raider, и (по желанию) дополнение Unfinished Business.
• Скачайте установщик nGlide с офф. сайта.
• Удалите или переименуйте файл glide2x.dll в папке с игрой.
• Запустите nGlide и выберите необходимые параметры графики.
• Нажмите применить и запускайте игру.
Ещё в ПК версии почему-то отсутствует половина музыки, которую могли слышать обладатели консоли PlayStation.
• Скачайте установщик дополнений для Tomb Raider I и установите.
• Пройдите в созданную установщиком папку «C:\tombraider».
• Скопируйте файлы tombeng.bin и tombeng.cue в «C:\Program Files\Steam\steamapps\common\Tomb Raider (I)\».
• Там же удалите файл GAME.DAT.
• Переименуйте файл «tombeng.cue» в «GAME.DAT».
• Вернитесь в папку «C:\tombraider» и скопируйте файл tomb3dfx.EXE.
• Снова пройдите в папку с игрой, а затем и далее в папку TOMBRAID.
• Удалите находящийся там файл tomb.EXE.
• Вставьте tomb3dfx.EXE сюда и переименуйте его в «tomb.EXE».
• Зайдите в папку «C:\tombraider».
• Скопируйте файл tombub.exe вместе с папкой DATA.
• Теперь снова зайдите в папку TOMBRAID в директории игры «C:\Program Files\Steam\steamapps\common\Tomb Raider (I)\».
• Вставьте файл и папку сюда.
• Перейдите на папку выше и найдите там файл по имени dosboxTR.conf.
• Создайте дубликат файла и задайте ему имя dosboxTRUB.conf. У вас должно быть два файла: dosboxTR.conf и новый файл dosboxTRUB.conf.
• Откройте файл dosboxTRUB.conf в текстовом редакторе и промотайте в самый низ. Найдите строку с «tomb.exe». Исправьте её на «tombub.exe». Сохраните и закройте файл.
• Откройте Steam и в левом нижнем углу выберите пункт «Добавить игру» а затем «Добавить стороннюю игру». Нажмите «Обзор» и в директории игры выберите файл dosbox.exe и нажмите Открыть, а затем «Добавить выбранные».
• В библиотеке игра будет называться «dosbox». Нажмите правой кнопкой, затем Свойства.
Можете указать имя Tomb Raider I: Unfinished Business.
• В пункте Расположение допишите:
-conf dosboxTRUB.conf
• Сохраняйте и играйте.
Nude RaiderПочти сразу после выхода Tomb Raider в 1996-ом году, умельцы из интернета слепили знаменитый патч, который подменивал текстуры, лежащие на модели Лары, оставляя её без одежды. Мод под названием Nude Raider наделал много шума и, конечно, попал во внимание разработчиков, которые обратились к ребятам с просьбой прекратить распространение оголяющего патча. Разработчики объяснили это тем, что игра имеет возрастной рейтинг от 13-ти лет, но мододелы никак не отреагировали, после чего разработчики обратились куда следует, и сайт nuderaider был закрыт по решению суда.
В то время среди обладателей консолей ходили слухи, что есть специальный код, при вводе которого, Лара остаётся без одежды, но это, конечно же, являлось вымыслом.
Ещё в сети есть ресурс, который занимается перерисовкой всех текстур оригинальной игры в высококачественные 24-ёх битные. Конечно же, оригинальный вид имеет свою, ламповую атмосферу, но стоит заметить, что текстуры рисуются в полном соответствии с оригиналом.
IRL
И вот сейчас, пожалуй, стоит сказать о том, как выпуск игры Tomb Raider повлиял на игроков, на её создателей, и какой резонанс развёл в игровой индустрии.
В первые же несколько месяцев после выхода было продано более одного миллиона копий, а во времена, когда не было сервисов цифровой дистрибуции – это было просто ошеломительным успехом. Тем более, для студии, которая впервые делала игру с трёхмерной графикой и состояла из всего шести человек.
Есть слухи, что издательство Eidos Interactive в момент перед релизом Tomb Raider было на грани банкротства, и успех Лары Крофт сумел вытянуть его из финансовой гробницы.
Искательница приключений на все свои части тела сумела завоевать не только любовь миллионов геймеров по всему миру, но и неподдельное уважение критиков и журналистов. Лара Крофт стала попадать на обложки популярных изданий, и не только игровых.
В июне 1997-ого музыкальный журнал The Face оформил обложку изображением расхитительницы гробниц, в связи с тем, что легендарная рок-группа U2 взяла разрешение у студии Core Design на использование образа Лары во время своего концертного тура.
Но, в любом случае, главную поддержку популярности игры оказывали поклонники, которых приключения Лары вдохновили на разного вида творчество – от рисунков до короткометражных фильмов. А книжное творчество одной из фанаток (Katie Fleming) даже спонсировало само издательство Eidos.
Но самой популярной данью уважения кумиру стал косплей, который для самих разработчиков в дальнейшем станет традицией. И началось всё с Европейской Компьютерной Выставки, на которой Лару Крофт изображали четыре модели, и одна из них – Натали Кук – с течением обстоятельств стала неофициальным символом игры Tomb Raider. Её начали снимать для журналов и даже в рекламных роликах самой игры.
Кстати, японская версия игры называется Tomb Raiders, и причина такого написания покрыта тайнами до сих пор.
Пожалуй, на такой странной нотке стоит закончить историю первой части игры, которая навсегда изменила мир компьютерных развлечений. Tomb Raider не демонстрировала технологический прорыв, но была сделана с душой, и поэтому сумела подарить незабываемые впечатления. Вот почему приключения Лары Крофт, состоящей всего из ста полигонов, актуальны и сейчас.
И куда бы не уносило нас время и сколько бы великих открытий не потрясало наш разум, — есть то, что навсегда останется неизменным. Это наши чувства. И лишь то стоит внимания, что способно в нас эти чувства пробуждать.
Спасибо за просмотр! Пишите свои отзывы, дамы и господа, и до встречи в следующей части!
Не пропустите ещё +10 фактов о Tomb Raider I!
Лучшие комментарии
Похоже, надо было больше акцента сделать на этом моменте, раз дважды откладывал.
Спасибо ещё раз :-)
Но вообще, я вспомнила, самый свежий TR я всё-таки прошла до конца. Но этого недостаточно :)
Раньше: Часовой выпуск делается за 3 недели
Сейчас: 3 — часовой выпуск делается ЦЕЛЫЙ ГОД
З.І. Как говорил один коментатор:
Скажи пожалуйста, монтажом и созданием заставки сам занимался?