Строго 18+
Материться я тут не собираюсь, однако большая часть фильмов не рекомендуется к просмотру несовершеннолетним в силу своего контента, либо просто будет не интересна/понятна, т.к. рассматривает более взрослые темы(без обид, у разных возрастов разные интересы/проблемы, и это нормально).
Некоторое время назад друже Вадим Дементьев вынес на суд общественности пост про «Фильмы, над которыми стоит подумать», который вызвал во мне всяческое недовольство. Претензии были практически к каждому аспекту: подбор картин более чем странный и не соответствующий заглавию(уж не знаю, о чём задумываться в этих простеньких фильмах и очередной коньюктурной «сенсации» Триера), отбивающий желание смотреть кино пересказ сюжета, ну и ещё всякое. И я уж было собрался писать негативный коммент, но решил, что куда пользительнее будет написать ответный пост, мол, вот как надо. Типа алаверды. Тем более что идея была хороша, да и сам текст написан был вполне приятно и весело. Критиковать всякий может, а написать не хуже ещё надо постараться. Однако фильмов, над которыми действительно интересно задуматься великое множество, и многие из них большинство смотреть не будет из-за их мнимой древности(вот попробуй усади случайного человека за какого-нибудь Феллини, тут же убежит). Посему было решено сделать ход конём и написать про экспериментальные и относительно новые фильмы, которые, во-первых, до сих пор уникальны, а во-вторых действительно предлагают пищу для размышлений(за некоторым исключением). А уж получилось это у меня, или нет, решать друже Вадиму и другим обитателям уютных бложиков.
Все мы любим, когда нас удивляют. В играх, фильмах, да где угодно мы ищем чего-то нового, необычного, того, что никогда ещё раньше не было. И многие новшества появились благодаря очередному эксперименту какого-нибудь фаната своего дела(побуду кэпом и напомню, что любой, даже самый простейший элемент, в своё время был новым и экспериментальным). Но, как правило, сами эти эксперименты, равно как и делающие их фанаты, остаются известны лишь относительно узкому кругу людей «в теме», а уж воспринимать это всё стороннему человеку бывает совсем невмоготу. Но иногда создателям удаётся нащупать относительный балланс, и о подобных исключениях в кино сегодня и пойдёт речь. Разумеется, совсем уж лёгкими фильмами их назвать нельзя(к каждому поначалу придётся привыкнуть), а некоторые из них людям с неустойчивой психикой вообще противопоказаны, но смелые ребята и девчата могут быть приятно удивлены увиденным. Тем более что и задуматься в этих картинах есть над чем. Так что, если вы ищете что-то действительно новое и любите необычное кино, присоединяйтесь. Тут, конечно, далеко не полный список, но для затравки сойдёт. И идти мы будем, пожалуй, в хронологическом порядке.
____________________________________________
Стeна / The Wall (1982)
Названия и постера должно быть более чем достаточно, чтобы сказать о фильме всё. Как бы ни были затёрты слова «культовый» и «легендарный», более подходящих эпитетов подобрать сложно. Вряд ли во всей музыкальной истории найдётся более известный альбом, а уж «Another brick in the Wall, prt 2» слышал и вовсе каждый. Музыка Pink Floyd вполне самодостаточна, однако после выхода фильма альбом и его экранизация настолько сплелись, что воспринимать их отдельно уже нет никакой возможности, хоть и не все участники группы оказались довольны результатом. «Стена» и по сей день остаётся в топе самых значимых фильмов в истории, а в киноакадемиях по всему миру является програмным произведением. Полуторачасовой поток образов поначалу может показаться излишне примитивным, однако лишь досконально зная весь социокультурный подтекст можно получить максимальное удовольствие, а уж после финала остаться спокойным сможет только истинный самурай. И само-собой лучше смотреть это всё в нетрезвом состоянии.
Про «The Wall» я могу написать целую диссертацию. И про Алана Паркера, создавшего фильм. И про весь винегрет образов. И про анимацию. И про сам альбом. Но при этом не знаю, что писать тут, кроме восхвалений. Всё-таки это слишком известное и в некотором роде затасканное произведение, чтобы описывать сюжет и прочее, а если кто-то вдруг до сих пор не смотрел(что уже странно), то можно просто посоветовать взять бутылку красного сухого, послать весь мир подальше и засесть за просмотр. От себя добавлю, что ваш покорный слуга впервые своими глазами увидел эту радость в трёхлетнем возрасте, так что меня до сих пор преследуют образы прокручиваемых через мясорубку детей, шагающие молотки и пожирающие людей вагины. Чего и вам желаю.
____________________________________________
Помни / Memento (2000) — Необратимость / Irréversible (2002)
Абсолютно разные фильмы, которые объединяет подход к подаче сюжета, а именно — обратная хронология. Мы все привыкли, что историю нам рассказывают последовательно, двигаясь от начала к концу, разве что воткнут какой-нибудь флешбек(фрагмент из прошлого), ну или в крайнем случае флешфорвард(соответственно, фрагмент из будущего). Но, как всегда, без исключений не обошлось, и сегодня я расскажу о двух фильмах, где повествование идёт от конца к началу.
В далёком уже 2000 году выходит второй полнометражный фильм Кристофера Нолана(да, того самого) «Memento» — детектив про больного на голову мужика, который ищет убийцу своей жены. Притом болен он в самом буквальном смысле: после рокового события у человека перестала работать память. Герой помнит лишь последние несколько минут и всё, что было до убийства. И этой особенности подчинён весь фильм, который начинается сразу с убийства злодея. Затем нам покажут тот фрагмент, который герой помнил до того, затем предыдущий, и так до самого начала истории. И, казалось бы, никакой детектив из этого не получится, если все и так уже знают окончание, однако братья Ноланы(второй был сценаристом) знают за что цеплять зрителя, и тебе уже интересно узнать, что же это за люди, как возникали те или иные зацепки, и как оно вообще так вышло. Ощущение некой загадки, стоящей за всем этим, не покидает в течение всего фильма, и даже финальный(а хронологически начальный) твист действительно удивляет. Как оказалось, узнавать, с чего всё началось, ничуть не менее интересно, чем ждать финала. Да, не обошлось без нестыковок, в некоторых моментах фильм откровенно проседает, но авторам удалось сделать главное — детектив, который нам показывают задом наперёд, и он при этом остаётся увлекательным детективом.
Спустя два года француз Гаспар Ноэ снимает свою «визитную карточку» — фильм «Необратимость». Как и в «Мементо», тут история рассказана от конца к началу, более того, в киношных кругах почему-то принято считать «Необратимость» единственным в своём роде фильмом, а про творение братьев Ноланов все как-то забывают. Даже несмотря на схожий подход к структуре и сюжету. Венсан Кассель и Моника Белуччи играют, что характерно, мужа с женой. В один не очень приятный день её насилуют в переходе, и он идёт мстить. Фильм начинается с того, что благородный муж чрезмерно натуралистично рабивает в мясо голову негодяя, а дальше повествование потихоньку идёт к началу истории, завершаясь мирными сценками счастливой жизни. Притом, если в «Мементо» такой подход был обусловлен болезнью героя и игрой с жанром, то здесь это сделано просто так. Ну, не просто так, конечно, а ради ГЛУБОКОГО СМЫСЛА, но на мой взгляд это один тех случаев, когда смысла заявлено куда больше, чем есть на самом деле. А сам по себе фильм получился весьма занудным, и в памяти остаются лишь скучное и длинное изнасилование в переходе, утомительная сцена расправы и зелёная лужайка. Смысла — шиш, зато гонору навалом. Но не упомянуть про «Необратимость» было нельзя, всё же фильм весьма уникален, хоть и смотреть его не стоит.
____________________________________________
Тайм-код / Timecode (2000)
Тут я хотел написать про «Прогулку» Учителя, как про самый заметный фильм, снятый одним кадром. Но вовремя вспомнил, что он на самом деле не однокадровый(как и «Верёвка» Хичкока), более того, есть фильм, где эта фишка сочетается с другой.
Британский режиссёр Майк Фиггис известен широкому зрителю благодаря оскароносной картине «Покидая Лас-Вегас». Что забавно, ибо это далеко не лучшая роль Николаса Кейджа(в той же «Адаптации» он куда лучше), далеко не лучший подобный фильм(та же «Пьянь» по Буковски заметно честнее), и даже далеко не самый интересный фильм Фиггиса. Но пускай киноакадемики дальше играют в политику, мы лучше поговорим про хорошее кино.
Представьте себе фильм, снятый одним кадром. То есть вот включили камеру, и до самого конца изображение с неё ничем не прерывается. А теперь представьте, что вы одновременно видите на экране изображение с четырёх таких камер, и показанные события происходят одновременно. Что после важного диалога вы можете увидеть, куда ушёл второстепенный персонаж, с кем и о чём он говорит, что делает. И что вы сами можете «монтировать» фильм, по своему желанию переключаясь между камерами. И при этом перед вами жизнь. Да, срежиссированная, но в то же время настоящая, местами смешная, местами грустная жинь настоящих людей. Это и есть «Тайм-код» Майка Фиггиса. В центре внимания — любовный многоугольник. Но приправьте это иронией на тему голливудского маразма, самоиронией автора, добавьте несколько известных актёров(Сальма Хайек и агент Купер Кайл МакЛоклен в наличии), покидайте в эту кашу житейских мелочей, не забудьте насладиться приятным джазовым послевкусием, и вы получите один из самых своеобразных фильмов в истории. Тот редкий пример сложных снаружи, но простых внутри картин о людях, обо всём и ни о чём, после которых выходишь в мир в состоянии приятной задумчивости.
И ко всяким разговорам о бедном ДиКаприо, которому всё никак не дадут Оскара. Посмотрите «Тайм-код» и найдите хотя бы одного актёра, который фальшивит. И это при том, что люди работают не от кадра к кадру, а полтора часа без перерыва. Это я не к тому, что Ди Каприо — плохой актёр, просто играть умеет далеко не только он.
____________________________________________
Пробуждение жизни / Waking life (2001) — Помутнение / A Scanner Darkly (2006)
Ещё два фильма-побратима, которые объединяет не только концепция, но и имя режиссёра — Ричард Линклейтер, который по праву считается человеком, переосмыслившим и возродившим жанр разговорного кино. В первую очередь благодаря шикарной трилогии «Перед рассветом» — «Перед закатом» — «Перед полуночью». Более того, в этом году режиссёр выиграл Берлинале со своим «Отрочеством»(тоже штуке уникальной). Но вернёмся к теме.
Все прекрасно знакомы с такой штукой, как cell-shading. Xlll, Borderlands и многие другие игры запомнились нам во многом благодаря своей «нарисованной» графике. Но сколько подобных фильмов вы знаете?
В 2001 году Линклейтер решил освежить родной жанр фильмов про случайные беседы и снял «Пробуждение жизни». Который тоже является фильмом про случайные беседы, но с маленькой поправочкой — каждый кадр после съёмок был вручную обрисован аниматорами, в результате чего вышла крайне своеобразная смесь фильма и мультика. Бесконечная череда филосовских и псевдофилосовских диалогов приобрела психоделическое измерение, в котором невозможно разделить сон и реальность, где мысли и люди переплетаются, где глупость может оказаться мудростью, а посмодернистские заигрывания с идеями экзистенциалистов и историческими событиями на редкость удачно лечь на сюжет(который, как ни странно, тут есть). Бессвязный поначалу поток сознания о жизни, вселенной и вообще к концу фильма обретает смысл и логику и начинает явно отдавать нотками Филиппа нашего Дика. Что плавно подводит нас к следующему фильму.
Филипп Киндред Дик велик. Уважение, питаемое пьющей творческой интеллигенцией и ценителями фантастики к этому параноидальному наркоману не поддаётся описанию. Сложные взаимотношения реальности и сознания лучше него не описывал, пожалуй, никто. По количеству экранизаций своих книг он готов потягаться со Стивеном Кингом, а по глубине мысли с Брэдбери. Другое дело, что фильмы весьма наплевательски относились к замыслу автора, а смысловое наполнение обнаружить можно разве что в «Бегущем по лезвию», да и то отличное от оригинала. Линклейтер решил это дело исправить, и в 2006 году выпустил «Помутнение» — экранизацию одноимённого романа Дика. Если кто не знает, у старины Филиппа было несколько этапов творчества, и, помимо безумного полёта фантазий, были ещё книги про своеобразный быт наркоманов, и экзистенциальные опусы вроде «ВАЛЛИСа», и много чего ещё.
«A Scanner Darkly», во многом вдохновлённый личным опытом автора, повествует о наркоманах. Недалёкое будущее. Всё, в целом, почти как сейчас, разве что везде и всюду следят за каждым человеком, да у тайных агентов есть чудо-костюмы, постоянно меняющие внешность владельца. Боб Арктор — как раз один из таких агентов, без костюма являющийся одним из торчков. В какой-то момент герою поручают следить за самим собой(начальство тоже не знает, кто скрывается за костюмом), благодаря наркоте начинается уверенное движение в сторону раздвоения личности, друзья-торчки тоже не слишком адекватны, в общем, веселуха. И с экранизацией этой радости, прямо скажем, повезло. Тот редкий случай, когда к оригиналу отнеслись с должным уважением. За дело взялся Линклейтер, который вновь применил идею с обрисовыванием снятого фильма, в продюсеры записались Содерберг и Клуни, а на главные роли позвали Киану Ривза(кирпичная мимика которого — чуть ли не главный недостаток фильма), Вуди Харрельсона, Роберта Дауни-Младшего и Вайнону Райдер. Конечно, очень многое в фильм не попало, да и поменяли кое-что, но многие моменты перенесены дословно, а главное — авторам удалось сохранить дух оригинала. Да, филигранно выписанное в книге помутнение сознание героя показано довольно условно в угоду подробностям наркоманского быта, да, Киану Ривз — безэмоциональное бревно, но даже при всём этом «Помутнение» остаётся одной из самых удачных и своеобразных экранизаций в истории.
____________________________________________
Вход в пустоту / Enter the Void (2009)
И снова творение столь не любимого мною Гаспара Ноэ. Вновь я вынужден писать о плохом, но круто сделанном фильме. Притом, в данном случае, действительно очень круто. Что поделать, умеет, чертяка, наваять что-то эдакое. Про «Вход в пустоту» в своё время не слышал разве что ленивый. Хитрый француз умеет нагнать хайпу, и на этот раз, пожалуй, заслуженного. 90% причастных к кинопроизводству людей оргазмируют от работы с камерой, доморощенные любители востока находят глубокий смысл, наркоманы благодарят за фракталы, и даже вменяемые люди вынуждены признать успех эксперимента. Суть его заключается в том, что фильм целиком и полностью снят от первого лица, то бишь из глаз главного горя. Далеко не первая попытка снять подобное, но уж точно самая громкая. Сюжет прост — молодые французы, брат с сестрой, живут в Токио. Он — барыга. Она — стриптизёрша. И так получается, что брата(а из его глаз мы как раз и смотрим) убивают. Дальше — три часа кислотного трипа, вдохновлённого тибетской книгой мёртвых. Вместе с Оскаром мы летаем сквозь пространство и время, заглядывая в прошлое, следя за настоящим, не забывая по ходу дела ловить цветастые трипы. По сути — обыкновенная чернуха про «низы общества»(красочный наезд на вытащенного при аборте эмбриона прилагается). По смыслу — примитивно-сопливая история про семейные узы под соусом восточной философии(такой же зачаточной, как и сама история). Но зато исполнение — поистине феноменальное. Но, если абстрагироваться от анализа, то впечатление от всего этого целиком и полностью зависит от взаимоотношений зрителя с тяжёлыми наркотиками.
На этой чудесной ноте позвольте закончить свой рассказ. Сильно сомневаюсь, что кто-то добрался до этих строк, хоть я и старался максимально тезисно изъясняться. Ежели таковые есть, то я надеюсь на конструктивную критику и интересный диалог, благо тут есть о чём поговорить. А уж если кому-то было интересно и полезно, то я буду совсем счастливый. Фильмов много, хороших фильмов — тьма тьмущая, и рассказать можно ещё очень о многом.
Лучшие комментарии
Или знаменитый шикарнющий «Догвилль», но его, наверное, уже каждый видел.
Эксперимент — он на то и эксперимент)) Тем более в эпоху концептуального искусства, когда подведённая под произведение идея гораздо важнее самого произведения. «Blue», двойной альбом тишины, набивший всем оскомину квадрат Малевича и ещё много всего — ничто без своей концепции. А уж если вспомнить ещё и дадаистов, то совсем веселуха будет)) Сам не люблю такое, но иногда получается занятно, тем более что совсем игнорировать подобные штуки нельзя. Всё-таки они тоже важны для развития искусства. Хотя как правило получается, конечно, говно))) Но вот дадаисты — ребята хорошие)
Это я всё к тому, что «Blue» — штука неоднозначная. Всё-таки там не просто набор звуков, а вполне внятная дорожка, с диалогами и прочим. Я же не говорю, что это офигеть какой классный фильм, который должны смотреть все обязательно. Но как эксперимент он крайне интересен, особенно для людей, которые увлекаются(или уж тем более работают в) кино. Да и вообще Джармен — дядька специфический, и вне контекста его воспринимать не стоит))
Затянул я камент) Короче, снобизма тут никакого нет)) Как я и писал в посте, фанатики хреначат свои эксперименты, а такие же маньяки их смотрят)) Нормальные люди видят переработанные результаты этого в более вменяемом кино. Вполне себе гармоничная и нормальная система)) Но между крайностями всегда есть много оттенков, и это прекрасно)
«Воскрешая мертвецов» я, кажись, совсем не смотрел. «Трасса 60» — крутой, но там я что-то тоже не припомню какого-то эдакого решения. То есть, как и с Кроненбергом, не по теме получается.
Надеюсь автор этих слов спустится сам и пояснит.
Просто это первый (и единственный) фильм, после которого остаток дня натурально не хотелось жить. Конечно, тогда я был куда более впечатлительный. И все же. Любовь к азиатскому кинематографу может после него и проснулась во мне.
Если называть вещи своими именами, то назови хотя бы один из приведённых мною фильмов обычным. После этого подскажи более подходящее под мою подборку название поста.
Указанные тобой ребята — люди, которые снимают так называемое «авторское» кино. Да, их нельзя назвать обычными, но тогда под это определение попадают все фильмы режиссёров, имеющих уникальный подчерк. И их всех при желании можно гениями назвать. Ты выбрал этих троих, кто-то ещё выберет других троих, и таких вариантов можно набрать бесконечно много. Чем, к примеру, будут хуже Феллини, Джармуш и Годар? Или Антониони, Фассбиндер и Медем? Если их всех хотя бы упоминать, то это пару томов наберётся. Это просто вкусовщина, и под таким углом можно сделать сколько угодно подборок про «моих любимых режиссёров». Я же пытался сделать максимально объективный список, включая даже те фильмы, которые мне не нравятся.
К тому же, слово «попса» несёт совершенно другой смысл, не имеющий никакого отношения к таланту. Келебро использовал его по назначению. Ты нет.
Так что извини, но херню ты сморозил)
От тамошней камеры мне захотелось необратимо закончить просмотр, что, собственно, и сделал. ;(
Всё понимаю: необычное кино, все дела, но ет, чуточку, капельку бы смотрибельнее. ;(
А так хорошо. Хотелось бы еще, правда, фильмов в этот список. Моар. А то кина много, а какое из них хотя бы претендует на необычность — фиг его разберет во всем этом потоке.
Взял себе на заметку парочку фильмов из списка.
Ну, необычных фильмов прорва, просто я вот так сходу не могу провести грань, где просто необычное, где совсем особенное. Плюс ко всему не понятно, какие фильмы тут люди готовы смотреть. К примеру, есть фильм «Кабинет доктора Калигари», целиком и полностью сделанный в духе немецкого экспрессионизма. В частности, все тени там нарисованы, а не реально отбрасываются предметами. Но это немое чёрно-белое кино 20ого года, и вряд ли тут кто-нибудь будет его смотреть)) Или же есть легендарный «Blue», где весь фильм просто синий экран и звуки.
Но вообще тем много, если этот пост народу понравится, напишу ещё какую-нибудь подборочку. Я просто не могу пока толком с критериями отбора фильмов определиться))
А во время просмотра «Антихриста» я ржал в голос)) Все эти говорящие лисицы и посвящения Тарковскому… Хотя снято очень профессионально, этого у Триера не отнять.