3 декабря 2014 3.12.14 60 7577

Необычное кино

+51

Строго 18+
Материться я тут не собираюсь, однако большая часть фильмов не рекомендуется к просмотру несовершеннолетним в силу своего контента, либо просто будет не интересна/понятна, т.к. рассматривает более взрослые темы(без обид, у разных возрастов разные интересы/проблемы, и это нормально).

Некоторое время назад друже Вадим Дементьев вынес на суд общественности пост про «Фильмы, над которыми стоит подумать», который вызвал во мне всяческое недовольство. Претензии были практически к каждому аспекту: подбор картин более чем странный и не соответствующий заглавию(уж не знаю, о чём задумываться в этих простеньких фильмах и очередной коньюктурной «сенсации» Триера), отбивающий желание смотреть кино пересказ сюжета, ну и ещё всякое. И я уж было собрался писать негативный коммент, но решил, что куда пользительнее будет написать ответный пост, мол, вот как надо. Типа алаверды. Тем более что идея была хороша, да и сам текст написан был вполне приятно и весело. Критиковать всякий может, а написать не хуже ещё надо постараться. Однако фильмов, над которыми действительно интересно задуматься великое множество, и многие из них большинство смотреть не будет из-за их мнимой древности(вот попробуй усади случайного человека за какого-нибудь Феллини, тут же убежит). Посему было решено сделать ход конём и написать про экспериментальные и относительно новые фильмы, которые, во-первых, до сих пор уникальны, а во-вторых действительно предлагают пищу для размышлений(за некоторым исключением). А уж получилось это у меня, или нет, решать друже Вадиму и другим обитателям уютных бложиков.

Все мы любим, когда нас удивляют. В играх, фильмах, да где угодно мы ищем чего-то нового, необычного, того, что никогда ещё раньше не было. И многие новшества появились благодаря очередному эксперименту какого-нибудь фаната своего дела(побуду кэпом и напомню, что любой, даже самый простейший элемент, в своё время был новым и экспериментальным). Но, как правило, сами эти эксперименты, равно как и делающие их фанаты, остаются известны лишь относительно узкому кругу людей «в теме», а уж воспринимать это всё стороннему человеку бывает совсем невмоготу. Но иногда создателям удаётся нащупать относительный балланс, и о подобных исключениях в кино сегодня и пойдёт речь. Разумеется, совсем уж лёгкими фильмами их назвать нельзя(к каждому поначалу придётся привыкнуть), а некоторые из них людям с неустойчивой психикой вообще противопоказаны, но смелые ребята и девчата могут быть приятно удивлены увиденным. Тем более что и задуматься в этих картинах есть над чем. Так что, если вы ищете что-то действительно новое и любите необычное кино, присоединяйтесь. Тут, конечно, далеко не полный список, но для затравки сойдёт. И идти мы будем, пожалуй, в хронологическом порядке.

____________________________________________

Стeна / The Wall (1982)

Названия и постера должно быть более чем достаточно, чтобы сказать о фильме всё. Как бы ни были затёрты слова «культовый» и «легендарный», более подходящих эпитетов подобрать сложно. Вряд ли во всей музыкальной истории найдётся более известный альбом, а уж «Another brick in the Wall, prt 2» слышал и вовсе каждый. Музыка Pink Floyd вполне самодостаточна, однако после выхода фильма альбом и его экранизация настолько сплелись, что воспринимать их отдельно уже нет никакой возможности, хоть и не все участники группы оказались довольны результатом. «Стена» и по сей день остаётся в топе самых значимых фильмов в истории, а в киноакадемиях по всему миру является програмным произведением. Полуторачасовой поток образов поначалу может показаться излишне примитивным, однако лишь досконально зная весь социокультурный подтекст можно получить максимальное удовольствие, а уж после финала остаться спокойным сможет только истинный самурай. И само-собой лучше смотреть это всё в нетрезвом состоянии.

Про «The Wall» я могу написать целую диссертацию. И про Алана Паркера, создавшего фильм. И про весь винегрет образов. И про анимацию. И про сам альбом. Но при этом не знаю, что писать тут, кроме восхвалений. Всё-таки это слишком известное и в некотором роде затасканное произведение, чтобы описывать сюжет и прочее, а если кто-то вдруг до сих пор не смотрел(что уже странно), то можно просто посоветовать взять бутылку красного сухого, послать весь мир подальше и засесть за просмотр. От себя добавлю, что ваш покорный слуга впервые своими глазами увидел эту радость в трёхлетнем возрасте, так что меня до сих пор преследуют образы прокручиваемых через мясорубку детей, шагающие молотки и пожирающие людей вагины. Чего и вам желаю.

 

В силу возраста и известности фильма, надеюсь, никто не обидится, если я тут воткну любимый момент из кульминации. Благо что он весьма показателен

 

____________________________________________

Помни / Memento (2000) — Необратимость / Irréversible (2002)
Абсолютно разные фильмы, которые объединяет подход к подаче сюжета, а именно — обратная хронология. Мы все привыкли, что историю нам рассказывают последовательно, двигаясь от начала к концу, разве что воткнут какой-нибудь флешбек(фрагмент из прошлого), ну или в крайнем случае флешфорвард(соответственно, фрагмент из будущего). Но, как всегда, без исключений не обошлось, и сегодня я расскажу о двух фильмах, где повествование идёт от конца к началу.

В далёком уже 2000 году выходит второй полнометражный фильм Кристофера Нолана(да, того самого) «Memento» — детектив про больного на голову мужика, который ищет убийцу своей жены. Притом болен он в самом буквальном смысле: после рокового события у человека перестала работать память. Герой помнит лишь последние несколько минут и всё, что было до убийства. И этой особенности подчинён весь фильм, который начинается сразу с убийства злодея. Затем нам покажут тот фрагмент, который герой помнил до того, затем предыдущий, и так до самого начала истории. И, казалось бы, никакой детектив из этого не получится, если все и так уже знают окончание, однако братья Ноланы(второй был сценаристом) знают за что цеплять зрителя, и тебе уже интересно узнать, что же это за люди, как возникали те или иные зацепки, и как оно вообще так вышло. Ощущение некой загадки, стоящей за всем этим, не покидает в течение всего фильма, и даже финальный(а хронологически начальный) твист действительно удивляет. Как оказалось, узнавать, с чего всё началось, ничуть не менее интересно, чем ждать финала. Да, не обошлось без нестыковок, в некоторых моментах фильм откровенно проседает, но авторам удалось сделать главное — детектив, который нам показывают задом наперёд, и он при этом остаётся увлекательным детективом.

 

Спустя два года француз Гаспар Ноэ снимает свою «визитную карточку» — фильм «Необратимость». Как и в «Мементо», тут история рассказана от конца к началу, более того, в киношных кругах почему-то принято считать «Необратимость» единственным в своём роде фильмом, а про творение братьев Ноланов все как-то забывают. Даже несмотря на схожий подход к структуре и сюжету. Венсан Кассель и Моника Белуччи играют, что характерно, мужа с женой. В один не очень приятный день её насилуют в переходе, и он идёт мстить. Фильм начинается с того, что благородный муж чрезмерно натуралистично рабивает в мясо голову негодяя, а дальше повествование потихоньку идёт к началу истории, завершаясь мирными сценками счастливой жизни. Притом, если в «Мементо» такой подход был обусловлен болезнью героя и игрой с жанром, то здесь это сделано просто так. Ну, не просто так, конечно, а ради ГЛУБОКОГО СМЫСЛА, но на мой взгляд это один тех случаев, когда смысла заявлено куда больше, чем есть на самом деле. А сам по себе фильм получился весьма занудным, и в памяти остаются лишь скучное и длинное изнасилование в переходе, утомительная сцена расправы и зелёная лужайка. Смысла — шиш, зато гонору навалом. Но не упомянуть про «Необратимость» было нельзя, всё же фильм весьма уникален, хоть и смотреть его не стоит.

 

____________________________________________

Тайм-код / Timecode (2000)

Тут я хотел написать про «Прогулку» Учителя, как про самый заметный фильм, снятый одним кадром. Но вовремя вспомнил, что он на самом деле не однокадровый(как и «Верёвка» Хичкока), более того, есть фильм, где эта фишка сочетается с другой.

Британский режиссёр Майк Фиггис известен широкому зрителю благодаря оскароносной картине «Покидая Лас-Вегас». Что забавно, ибо это далеко не лучшая роль Николаса Кейджа(в той же «Адаптации» он куда лучше), далеко не лучший подобный фильм(та же «Пьянь» по Буковски заметно честнее), и даже далеко не самый интересный фильм Фиггиса. Но пускай киноакадемики дальше играют в политику, мы лучше поговорим про хорошее кино.

Представьте себе фильм, снятый одним кадром. То есть вот включили камеру, и до самого конца изображение с неё ничем не прерывается. А теперь представьте, что вы одновременно видите на экране изображение с четырёх таких камер, и показанные события происходят одновременно. Что после важного диалога вы можете увидеть, куда ушёл второстепенный персонаж, с кем и о чём он говорит, что делает. И что вы сами можете «монтировать» фильм, по своему желанию переключаясь между камерами. И при этом перед вами жизнь. Да, срежиссированная, но в то же время настоящая, местами смешная, местами грустная жинь настоящих людей. Это и есть «Тайм-код» Майка Фиггиса. В центре внимания — любовный многоугольник. Но приправьте это иронией на тему голливудского маразма, самоиронией автора, добавьте несколько известных актёров(Сальма Хайек и агент Купер Кайл МакЛоклен в наличии), покидайте в эту кашу житейских мелочей, не забудьте насладиться приятным джазовым послевкусием, и вы получите один из самых своеобразных фильмов в истории. Тот редкий пример сложных снаружи, но простых внутри картин о людях, обо всём и ни о чём, после которых выходишь в мир в состоянии приятной задумчивости.

И ко всяким разговорам о бедном ДиКаприо, которому всё никак не дадут Оскара. Посмотрите «Тайм-код» и найдите хотя бы одного актёра, который фальшивит. И это при том, что люди работают не от кадра к кадру, а полтора часа без перерыва. Это я не к тому, что Ди Каприо — плохой актёр, просто играть умеет далеко не только он.

 

____________________________________________

Пробуждение жизни / Waking life (2001) — Помутнение / A Scanner Darkly (2006)
Ещё два фильма-побратима, которые объединяет не только концепция, но и имя режиссёра — Ричард Линклейтер, который по праву считается человеком, переосмыслившим и возродившим жанр разговорного кино. В первую очередь благодаря шикарной трилогии «Перед рассветом» — «Перед закатом» — «Перед полуночью». Более того, в этом году режиссёр выиграл Берлинале со своим «Отрочеством»(тоже штуке уникальной). Но вернёмся к теме.

Все прекрасно знакомы с такой штукой, как cell-shading. Xlll, Borderlands и многие другие игры запомнились нам во многом благодаря своей «нарисованной» графике. Но сколько подобных фильмов вы знаете?

В 2001 году Линклейтер решил освежить родной жанр фильмов про случайные беседы и снял «Пробуждение жизни». Который тоже является фильмом про случайные беседы, но с маленькой поправочкой — каждый кадр после съёмок был вручную обрисован аниматорами, в результате чего вышла крайне своеобразная смесь фильма и мультика. Бесконечная череда филосовских и псевдофилосовских диалогов приобрела психоделическое измерение, в котором невозможно разделить сон и реальность, где мысли и люди переплетаются, где глупость может оказаться мудростью, а посмодернистские заигрывания с идеями экзистенциалистов и историческими событиями на редкость удачно лечь на сюжет(который, как ни странно, тут есть). Бессвязный поначалу поток сознания о жизни, вселенной и вообще к концу фильма обретает смысл и логику и начинает явно отдавать нотками Филиппа нашего Дика. Что плавно подводит нас к следующему фильму.

 

Филипп Киндред Дик велик. Уважение, питаемое пьющей творческой интеллигенцией и ценителями фантастики к этому параноидальному наркоману не поддаётся описанию. Сложные взаимотношения реальности и сознания лучше него не описывал, пожалуй, никто. По количеству экранизаций своих книг он готов потягаться со Стивеном Кингом, а по глубине мысли с Брэдбери. Другое дело, что фильмы весьма наплевательски относились к замыслу автора, а смысловое наполнение обнаружить можно разве что в «Бегущем по лезвию», да и то отличное от оригинала. Линклейтер решил это дело исправить, и в 2006 году выпустил «Помутнение» — экранизацию одноимённого романа Дика. Если кто не знает, у старины Филиппа было несколько этапов творчества, и, помимо безумного полёта фантазий, были ещё книги про своеобразный быт наркоманов, и экзистенциальные опусы вроде «ВАЛЛИСа», и много чего ещё.

«A Scanner Darkly», во многом вдохновлённый личным опытом автора, повествует о наркоманах. Недалёкое будущее. Всё, в целом, почти как сейчас, разве что везде и всюду следят за каждым человеком, да у тайных агентов есть чудо-костюмы, постоянно меняющие внешность владельца. Боб Арктор — как раз один из таких агентов, без костюма являющийся одним из торчков. В какой-то момент герою поручают следить за самим собой(начальство тоже не знает, кто скрывается за костюмом), благодаря наркоте начинается уверенное движение в сторону раздвоения личности, друзья-торчки тоже не слишком адекватны, в общем, веселуха. И с экранизацией этой радости, прямо скажем, повезло. Тот редкий случай, когда к оригиналу отнеслись с должным уважением. За дело взялся Линклейтер, который вновь применил идею с обрисовыванием снятого фильма, в продюсеры записались Содерберг и Клуни, а на главные роли позвали Киану Ривза(кирпичная мимика которого — чуть ли не главный недостаток фильма), Вуди Харрельсона, Роберта Дауни-Младшего и Вайнону Райдер. Конечно, очень многое в фильм не попало, да и поменяли кое-что, но многие моменты перенесены дословно, а главное — авторам удалось сохранить дух оригинала. Да, филигранно выписанное в книге помутнение сознание героя показано довольно условно в угоду подробностям наркоманского быта, да, Киану Ривз — безэмоциональное бревно, но даже при всём этом «Помутнение» остаётся одной из самых удачных и своеобразных экранизаций в истории.

 

____________________________________________

Вход в пустоту / Enter the Void (2009)

И снова творение столь не любимого мною Гаспара Ноэ. Вновь я вынужден писать о плохом, но круто сделанном фильме. Притом, в данном случае, действительно очень круто. Что поделать, умеет, чертяка, наваять что-то эдакое. Про «Вход в пустоту» в своё время не слышал разве что ленивый. Хитрый француз умеет нагнать хайпу, и на этот раз, пожалуй, заслуженного. 90% причастных к кинопроизводству людей оргазмируют от работы с камерой, доморощенные любители востока находят глубокий смысл, наркоманы благодарят за фракталы, и даже вменяемые люди вынуждены признать успех эксперимента. Суть его заключается в том, что фильм целиком и полностью снят от первого лица, то бишь из глаз главного горя. Далеко не первая попытка снять подобное, но уж точно самая громкая. Сюжет прост — молодые французы, брат с сестрой, живут в Токио. Он — барыга. Она — стриптизёрша. И так получается, что брата(а из его глаз мы как раз и смотрим) убивают. Дальше — три часа кислотного трипа, вдохновлённого тибетской книгой мёртвых. Вместе с Оскаром мы летаем сквозь пространство и время, заглядывая в прошлое, следя за настоящим, не забывая по ходу дела ловить цветастые трипы. По сути — обыкновенная чернуха про «низы общества»(красочный наезд на вытащенного при аборте эмбриона прилагается). По смыслу — примитивно-сопливая история про семейные узы под соусом восточной философии(такой же зачаточной, как и сама история). Но зато исполнение — поистине феноменальное. Но, если абстрагироваться от анализа, то впечатление от всего этого целиком и полностью зависит от взаимоотношений зрителя с тяжёлыми наркотиками.

 

На этой чудесной ноте позвольте закончить свой рассказ. Сильно сомневаюсь, что кто-то добрался до этих строк, хоть я и старался максимально тезисно изъясняться. Ежели таковые есть, то я надеюсь на конструктивную критику и интересный диалог, благо тут есть о чём поговорить. А уж если кому-то было интересно и полезно, то я буду совсем счастливый. Фильмов много, хороших фильмов — тьма тьмущая, и рассказать можно ещё очень о многом.


Лучшие комментарии

Б*ять, серьезно? Легендарный «Blue», где весь фильм синий экран и звуки? И это смотрят? Этим, небось, восхищаются? Да ну нахер так жить, как не понимал киноснобства, так и не буду понимать. Это просто выше. Это выше всего. Это на уровне людей, которые сначала е*ут собак, а потом едят их дерьмо. Вот одинаково, серьезно.
Приглашаю К обсуждению
От себя быстренько добавлю «Антихриста» фон Триера. Очень тяжелое и категорически стильное кино.

Или знаменитый шикарнющий «Догвилль», но его, наверное, уже каждый видел.
)))) ну зачем же так волноваться?)) я же не стал про него в посте писать(а мог, мухоха!)

Эксперимент — он на то и эксперимент)) Тем более в эпоху концептуального искусства, когда подведённая под произведение идея гораздо важнее самого произведения. «Blue», двойной альбом тишины, набивший всем оскомину квадрат Малевича и ещё много всего — ничто без своей концепции. А уж если вспомнить ещё и дадаистов, то совсем веселуха будет)) Сам не люблю такое, но иногда получается занятно, тем более что совсем игнорировать подобные штуки нельзя. Всё-таки они тоже важны для развития искусства. Хотя как правило получается, конечно, говно))) Но вот дадаисты — ребята хорошие)

Это я всё к тому, что «Blue» — штука неоднозначная. Всё-таки там не просто набор звуков, а вполне внятная дорожка, с диалогами и прочим. Я же не говорю, что это офигеть какой классный фильм, который должны смотреть все обязательно. Но как эксперимент он крайне интересен, особенно для людей, которые увлекаются(или уж тем более работают в) кино. Да и вообще Джармен — дядька специфический, и вне контекста его воспринимать не стоит))

Затянул я камент) Короче, снобизма тут никакого нет)) Как я и писал в посте, фанатики хреначат свои эксперименты, а такие же маньяки их смотрят)) Нормальные люди видят переработанные результаты этого в более вменяемом кино. Вполне себе гармоничная и нормальная система)) Но между крайностями всегда есть много оттенков, и это прекрасно)
Опять же, возможно нужно глубже анализировать. Посмотри «Киногид извращенца: идеология», очень полезный пример анализа фильмов в целом.
Кроненберг прекрасен, а «Голый завтрак» — так вообще наше всё. Но у него скорее режиссёрский подчерк, там нету такого глобального и радикального решения, как во всех описанных мною фильмах. Или я что-то забыл.

«Воскрешая мертвецов» я, кажись, совсем не смотрел. «Трасса 60» — крутой, но там я что-то тоже не припомню какого-то эдакого решения. То есть, как и с Кроненбергом, не по теме получается.
Как у Финчера нет ничего радикального!, а как же «Бойцовский клуб», «Семь»!
Так. Не знаю почему, но мне тут рассказали, что ты не крутой и не шаришь. Но я не понял почему :(
Надеюсь автор этих слов спустится сам и пояснит.
Хотел сюда «Пулю в голове» всунуть. Ну просто так. Собственно, всовываю. Но никаких откровений, приемов и так далее там нет. Вообще не по теме.
Просто это первый (и единственный) фильм, после которого остаток дня натурально не хотелось жить. Конечно, тогда я был куда более впечатлительный. И все же. Любовь к азиатскому кинематографу может после него и проснулась во мне.
Бугога) Ты путаешь тёплое с мягким))

Если называть вещи своими именами, то назови хотя бы один из приведённых мною фильмов обычным. После этого подскажи более подходящее под мою подборку название поста.

Указанные тобой ребята — люди, которые снимают так называемое «авторское» кино. Да, их нельзя назвать обычными, но тогда под это определение попадают все фильмы режиссёров, имеющих уникальный подчерк. И их всех при желании можно гениями назвать. Ты выбрал этих троих, кто-то ещё выберет других троих, и таких вариантов можно набрать бесконечно много. Чем, к примеру, будут хуже Феллини, Джармуш и Годар? Или Антониони, Фассбиндер и Медем? Если их всех хотя бы упоминать, то это пару томов наберётся. Это просто вкусовщина, и под таким углом можно сделать сколько угодно подборок про «моих любимых режиссёров». Я же пытался сделать максимально объективный список, включая даже те фильмы, которые мне не нравятся.

К тому же, слово «попса» несёт совершенно другой смысл, не имеющий никакого отношения к таланту. Келебро использовал его по назначению. Ты нет.

Так что извини, но херню ты сморозил)
«Необратимость»

От тамошней камеры мне захотелось необратимо закончить просмотр, что, собственно, и сделал. ;(
Всё понимаю: необычное кино, все дела, но ет, чуточку, капельку бы смотрибельнее. ;(

А так хорошо. Хотелось бы еще, правда, фильмов в этот список. Моар. А то кина много, а какое из них хотя бы претендует на необычность — фиг его разберет во всем этом потоке.

Взял себе на заметку парочку фильмов из списка.
В фильме для придания «монстрам» из галлюцинаций Джейкоба особо пугающих, отталкивающих образов режиссером Эдрианом Лайном был применен весьма необычный прием, ставший в жанре боди-хоррор классическим. Актер, игравший «монстра», ритмично покачивал головой, эти движения снимались в замедленной съемке. При воспроизведении отснятых кадров с обычной скоростью возникал эффект исключительно своеобразной судорожной нечеловеческой «трясучки», напоминающей некий чудовищный припадок.
Все уже смотрел. От себя посоветую картину «Лестница Иакова». В свое время очень впечатлила.
Под эту категорию также вполне подпадают фильмы «Сука любовь», " 21 грамм" и большинство картин Дэвида Финчера.
Согласен. Прошу пардона.
И правильно, там не только камера специфическая) хотя каждому своё.

Ну, необычных фильмов прорва, просто я вот так сходу не могу провести грань, где просто необычное, где совсем особенное. Плюс ко всему не понятно, какие фильмы тут люди готовы смотреть. К примеру, есть фильм «Кабинет доктора Калигари», целиком и полностью сделанный в духе немецкого экспрессионизма. В частности, все тени там нарисованы, а не реально отбрасываются предметами. Но это немое чёрно-белое кино 20ого года, и вряд ли тут кто-нибудь будет его смотреть)) Или же есть легендарный «Blue», где весь фильм просто синий экран и звуки.

Но вообще тем много, если этот пост народу понравится, напишу ещё какую-нибудь подборочку. Я просто не могу пока толком с критериями отбора фильмов определиться))
Точно, про «Догвиль»(и «Мандерлей» соответственно) я как-то совсем забыл)) Но это, видимо, потому что Триера не люблю)) Но тут стоит сделать исключение, может к концу недельки добавлю. Спасибо, что напомнил)

А во время просмотра «Антихриста» я ржал в голос)) Все эти говорящие лисицы и посвящения Тарковскому… Хотя снято очень профессионально, этого у Триера не отнять.
Читай также