18 ноября 2014 18.11.14 47 3572

О пространстве и его искривлении

+30

В связи с выходом фильма Интерстеллар появилось сразу несколько блогов. В комментариях к одному из них я встретил непонимание основ теории относительности и вообще «математики пространств». Конечно же, я не могу оставить это просто так, поэтому включайте пространственное воображение и вспоминайте геометрию, будет немного сложно.

ТО — теория относительности
ОТО — общая теория относительности
ДПСК — декартова прямоугольная система координат

ОсновыДля начала хотелось бы заметить некоторую путаницу в терминах. Дело в том, что слово «пространство» используется сразу в двух смыслах — пространство реальное и пространство математическое. Что такое реальное пространство каждый из нас интуитивно представляет, а вот о математическом пространстве мы поговорим.

Понятие математического пространства возникает когда мы пытаемся описать положение тела в пространстве реальном. Есть много способов это сделать, но многие должны помнить из школы Декартову Систему Прямоугольных Координат (ДПСК), в ней вводятся взаимно-перпендикулярные оси, а положение объекта задаётся набором чисел — положением вдоль каждой оси. Если отбросить строгие математические формулировки, то все возможные значения координат объекта образуют математическое пространство.
Надо заметить, что пространства бывают разные. Например, можно задать пространство блогов, в котором каждый блог — точка этого пространства.

Свойства пространств
Как упоминалось, пространства бывают разные, но все они имеют некоторые свойства. Я не буду описывать все, но расскажу два важнейших и необходимых для дальнейшего изложения.

Размерность — минимальное количество параметров, необходимых для полного описания положения объекта в пространстве. Тут всё понятно, размерность пространства просто равна количеству координат объекта в нём.

Метрика. На этом надо остановиться поподробнее, так как именно метрика задаёт физические свойства реального пространства, которое описывает. Метрика пространства это формула, по которой рассчитывается расстояние от начала координат до точки в пространстве. Рассмотрим ранее упомянутую ДПСК. Из теоремы Пифагора следует, что данное расстояние есть

.
Выражение выше представляет собой метрику трёхмерного евклидового пространства.
Надеюсь, я смог дать представление о пространствах в математике и мы можем идти дальше.

Приложения в физикеОписанная выше математика имеет разнообразные приложения. ДПСК широко используется при описании нерелятивстских систем, то есть практически всего, что вы видите вокруг себя. Для ориентации на поверхности Земли используется сферическая система координат в которой координатами являются углы, отсюда и взялись градусы на карте.
В общей теории относительности данный математический аппарат расцветает во всей красе, элементы которой я постараюсь представить читателю.
Пространство в ТО. Для описания реального пространства нужно выбрать подходящую модель. Для этого заметим, что положение тела в нашем пространстве задаётся тремя координатами и временем, то есть оно четырёхмерно. С размерностью определились, теперь нужно задать метрику. Очевидно, что время отличается от трёх других размерностей — мы не можем двигаться по нему назад и менять свою скорость передвижения по нему, поэтому евклидова метрика нам не подходит, ведь в ней все размерности равноправны. Опущу причины для такого выбора, но подходящая метрика это

,где с — скорость света.
Пространство с такой метрикой называется пространством Минковского и оно псевдоевклидово. Видно, что теперь временная координата выделяется — она входит со знаком плюс, а пространственные со знаком минус. Из этого уравнения можно сделать много выводов относительно возможности передачи сигналов между двумя точками и даже получить преобразования Лоренца. Но вместо этого поговорим про кое-что более интересное.
Искривление пространства. Наверно, это самое «магическое» из того, что есть в ОТО. Искривление пространства — рабочая лошадка научной фантастики и надежда человечества на межзвёздные перелёты. Так как же это работает?
Чтобы приступить к изложению заметим, что если на тело не действуют никакие силы и оно обладает некоторой скоростью, то траектория движения тела — кратчайшая возможная кривая. В евклидовом пространстве это обычная прямая, на глобусе — дуга окружности, полученной сечением глобуса через его центр. В общем случае форма этой кривой задаётся метрикой пространства.
В ОТО для описания гравитации используется следующий механизм — тела, обладающие массой, энергией или импульсом изменяют свойства пространства, конкретнее его метрику. Если метрика пространства изменилась, то изменились и кратчайшие расстояния в нём. Поэтому объекты в пространстве меняют свои траектории так, чтобы они вновь стали кратчайшими. Нам же со стороны кажется, что на них подействовала какая-то сила — гравитация.

ВыводыКраткие итоги статьи. Реальное пространство можно описать с помощью математической модели, которая имеет определённые свойства. Важными свойствами являются размерность и метрика. В теории относительности используется пространство Минковского, а гравитация представляется как изменение его метрики или, что тоже самое, искривление.


Лучшие комментарии

Ну может кому и рассказывали, но он внимания не обратил. Я бы точно не обратил, меня на физике в сон клонило всегда.
Я что, в неправильной школе учился? D: В ВУЗах это, может, вопрос профиля, гуманитарии не всегда это затрагивают, но в школе от нас требовали знаний ОТО и СТО.
Не рассказывают такого в школе, Брайан, не надо. Знакомят с ОТО/ТО в общих чертах, больше рассказывая про Альберта, нежели сами теории, кидают две формулы, и даже не заморачиваются о том, чтобы средний ученик вкурил что такое размерность пространства и как это выразить через знание координат.
Знакомят с ОТО/ТО в общих чертах

Где как, видимо.
ПК. Если есть вопросы, задавайте.
Пост для прогуливающих школу и уроки физики в частности? :)
а как вам преобразования при неконтролируемом делении ядер?
Никак, я их не знаю.
Со школьной физикой непростая ситуация — очень сложно впихнуть в неё «высокие материи», поэтому надо либо придумать гениальный способ это сделать, либо не пытаться вообще.
Школьную физику лучше просто не трогать, как и всё остальное, что проходится в школе, изгваздали всё, включая литературу. Ситуация у нас в школе была в среднем лучше, чем по больнице, но и там был тихий ужас.
За то время, которое даётся в школе, даже механику нельзя изучить… одну… если убрать все остальные разделы физики. Хотя в ВУЗе времени дают всё меньше и меньше, краем УХа слышал, что на квантовую физику отводится 4 лекции (4!!!). Правда непрофильный ВУЗ, но тем не менее!
За то время, которое даётся в школе, даже механику нельзя изучить…
Так школа для этого и не предназначена, это же не физфак. Школа нужна чтобы заинтересовать и показать, что это есть (тогда КМ и ТО из программы исключать нельзя), а тем, кому не интересно, объяснить что это за КВт в счётах за электричество.
Вузы надо рассматривать каждый в отдельности. Ведь, у них задача выполнить образовательный стандарт для направления подготовки и, по желанию, дать больше.
Это было бы слишком очевидно. :) Однако моя школа профиля не имела. Однако в 10-11 классах ОТО разжёвывали — не так, чтоб совсем хардкорно, но с учеников спрашивали основные принципы и саму суть.
Ну почти, хотя я бы охарактеризовал образование в РФ примерно так:
1) Школа — не лезь в розетку пальцами — убьёт.
2) Специальное техническое образование (ПТУ, но не экономическое, а слесари и иже с ними) — в розетку можно лезть пальцами, но сначала нужно обесточить.
3) Институт — для начала — в электрической цепи есть ток, он вырабатывается определённым образом, если сделать так — будет это, так — это, нужно вам всё, что я сказал выше, чтобы правильно направлять тех, кто будет пальцами лезть в розетку.
Ну или как-то так.
Вот этого я в корне не понимал. Зачем насильно пихать людям в голову то, что через год-два даже на пальцах не смогут воспроизвести? Я разделяю точку зрения, которая утверждает, что человек должен быть разносторонне развит. Но если взять тех же людей с гуманитарным складом ума, которым все эти проблемы физики и механики если и интересны, то с очень большим трудом и усердием. Лучше всё ж давать какие-то базовые вещи, которые и гуманитариям будут понятны и очевидны, и технарям в будущем помогут разобраться с более сложными вещами.
Ну, тут был комментарий
На счет третьего вопроса, есть мнение что время это 11-ое измерение, и прошлое, настоящее и будущее происходят одновременно, но это просто так к слову) А исходной точкой отсчета можно считать появление сингулярности у Сатурна я полагаю)

А затем ссылка на Гильбертово пространство. Вот они заблуждения.
Плюс за Светлячка ^_^
Я учусь на физмате, и там на физике мы проходили эту тему, и даже делили на 0. И про относительность времени я узнал там до Интерстеллара.
Нобелевский комитет сам решает кто получает премию, которая потом делится поровну между всеми номинантами. Так что тут вопросов не будет.
Математическое пространство — это асбтракция, которая пытается описывать реальные процессы. И описывает до определенного предела. Тем не менее, она не отображает реальность в полной мере.
Если мы будем перемещаться по временю назад, то мы этого не поймём, так как все частицы займут своё первоначальное положение. Инными словами время может двигаться то вперед то назад, но мы этого не будем замечать. Потому что настроены на восприятие времени только в одном направлении. Даже само время может идти бесконечно быстро или медленно, но мы так же не будет этого воспринимать. То есть то, что для нас длиться час, на самом деле для независимого наблюдателя бы длилось миллиарды лет или фемтосекнды. А мы бы и не заметили этого.
Читай также