Предисловие
Год от года индустрия кормит геймеров «новинками» в жанре гоночных игр. «Продуманное сцепление с дорогой», «влияние погодных условий», «сверхреалистичная графика»: так говорит каждый издатель с выходом каждой новой версии. Я поражаюсь, как фанаты автосимов вообще отличают одну игру от другой.
Давайте забудем сегодня о скучных симуляторах, ведь видеоигры позволяют использовать транспортные средства куда более весёлым образом. Прочь тоску! Под этими строками вас ждут автомобильные бои, драйвовые аркады и игры, которые не вписываются в привычное представление о гонках — дюжина-с-плюсом тщательно перемешанных представителей. Вот единственные критерии, которых я придерживался:
1) Под управлением игрока транспорт, который ездит по земле (преимущественно);
2) Присутствует соревновательность (будь то с компьютером, с реальными людьми или со временем).
Итак, встречайте:
12 очень разных гонок
Crazy TaxiОб игре: Все знают Crazy Taxi! Аркада про сумасшедшего таксиста за 15 лет прошагала по всем платформам, начиная от аркадных автоматов и заканчивая мобильными устройствами. Задумка проста: подхватываем голосующего пассажира и несёмся сквозь городские улочки, лавируя в потоке слишком медленных машин, распугивая пешеходов и срезая через… через… через всё. Срезая через придорожные кафе, через узкие переулки, иногда даже через крыши (не)удачно расположенных домов. Чем быстрее и безумнее поездка, тем больше денег и времени получает игрок. Едва пассажир захлопывает за собой дверь, машина снова с рёвом отправляется в адреналиновое путешествие по яркому угловатому городу под ёмкие комментарии водителя.
Аналоги: Точных современных аналогов нет, но можно найти симуляторы экстренных служб (скорой помощи, полиции, пожарных и т.д.) с тем же основным принципом, но на серьёзных щах.
Итог: Crazy Taxi отлично подойдёт, чтобы развеять тоску и убить немного лишнего времени, но надолго она увлечь неспособна — слишком однообразна, слишком страшно выглядит.
CrashdayОб игре: Crashday является типичным представителем «автомобильных боёв». Общее настроение можно понять уже из названия. Пулемёт или ракетница на кузове — обязательный атрибут участника в большинстве игровых режимов. Среди этих режимов найдётся место как стандартным «битва на выживание» и «гонка на время», так и более необычным задумкам. Например, «передай бомбу»: одна из машин в начале раунда получает бомбу, которая взорвётся, когда таймер достигнет нуля. Её можно передать другому автомобилю одним касанием. Взорвавшийся в конце раунда получит ноль очков, тот, кто нёс бомбу предпоследним — три, остальные — одно. Впрочем, трассы с трамплинами и препятствиями не дадут заскучать и в любом другом режиме.
Аналоги: Хоть жо косой коси. Подобных игр в мире довольно много. Взять хотя бы свежий Wreckfest, или устаревший Demolition Racer, или вечно живой Burnout.
Итог: Игры в духе Crashday балансируют между аркадностью и симулятивностью. В реализации игровой физики зачастую и состоит главное различие между ними. Но что их объединяет, так это захватывающий азарт гонок и разрушений в одном флаконе. В одиночку в такую игру можно рубиться долго и с удовольствием, а в мультиплеере — вечно.
Moonshine RunnersОб игре: Эта шедевральная аркадная покатушка (под оригинальным двусмысленным названием СамоГонки) блещет массой необычностей. Трассы не трассы, а микро-планетки. И машины не машины, а собираемые из трёх частей самоходные агрегаты. И атмосфера не атмосфера, а эпилептическое безумие, подкрепляемое наркоманским сюжетом. Но в этом списке Moonshine Runners оказалась не из-за этих особенностей, а благодаря режиму пошаговой гонки. Игрок может, спокойно попивая чаёк, задать путь своему гонщику в виде цепочки контрольных точек. Чем дальше точки друг от друга, тем выше скорость. Чем выше скорость, тем сильнее инерция. В любой момент можно запустить или остановить гонку, чтобы подправить указания. Осталось только разрушить планы противников каким-нибудь особо подлым орудием — и не нервничать, когда они будут поступать также.
Аналоги: В мире (как и в этой статье) есть ещё примеры походовых гонок, но таких, как СамоГонки, даже близко нет. Эта механика абсолютно уникальна.
Итог: Moonshine Runners завалит игрока безумным весельем по самую макушку. Другой такой игры не сыскать, это совершенно неповторимое явление.
TrackmaniaОб игре: Редактором трасс трудно кого-то удивить, если только это не редактор в Trackmania. Вообразите себе какой-нибудь безумный изгиб дороги — я готов поставить на то, что в игре он уже реализован. Этот редактор, по сути, является ядром режима головоломки: в нём требуется расставлять имеющиеся части трассы так, чтобы добраться от старта до финиша, посетив все чекпоинты. А прохождение уже готовых трасс на время скорее похоже на мототриал, чем на гонку. Дело в том, что типичная «дорога» в Trackmania состоит из беспорядочно разбросанных элементов на разной высоте. На сложных трассах понадобится много попыток и терпение, чтобы вообще добраться до финишной черты.
Аналоги: Нет. Конечно, редакторы трасс можно найти и в других гонках, но ничего похожего нет.
Итог: К этой игре необходим основательный подход. Trackmania требует одновременно вдумчивости, реакции и — в особенности — филигранности движений. Неспроста же она является киберспортивной дисциплиной!
Mini Car RacingОб игре: Основной принцип уже понятен из скриншота — изометрическая гонка с видом сверху. Игрок может тюнинговать свою машинку, обвешивать её оружием и всякими пакостями: например, способностью оставлять за собой мины, из-за которых у жертвы на несколько секунд «залипнет» клавиша поворота. Игра отличается «дубовым» управлением, которое, неожиданно, делает игру интересной и сложной. Да и противники не дают спуску. Попробуй попасть в вечно вихляющих соперников ракетой, летящей строго по прямой! Общее настроение хорошо иллюстрирует вот такой приём: если твою машинку развернуло в обратную сторону, не спи, продолжай путь задним ходом — это позволит не только стрелять назад, но и сохранить драгоценные миллисекунды, которые пришлось бы тратить на разворот.
Аналоги: Жанр аркадных гонок с фиксированной камерой всегда был изобилен, но большинство представителей: посредственные флеш-игры. Впрочем, это направление получило развитие вместе с ростом популярности мобильных девайсов. Типичный представитель: уже ставшая известной Reckless Racing.
Итог: Mini Car Racing таит в себе серьёзную опасность сесть играть вечером и очнуться только с восходом солнца. Эта ужасно азартная игра способна неожиданно съесть массу времени.
LagstersОб игре: Снова наш гоночный аппарат нагружен оружием, но на этот раз оно не только наводится автоматически, но зачастую и стреляет само. Потому что у игрока нет времени следить за соперниками — гонка происходит на огромных скоростях внутри больших извивающихся труб, набитых какими-то торчащими вентилями, опорами и прочими препятствиями. Гравитация в игре необычная, автомобиль всегда притягивает к ближайшей поверхности трубы. Причём машина всегда в центре экрана, а мир вращается вокруг неё, когда водитель поворачивает руль (или что там у него). Сориентироваться несложно — пока трасса не начнёт разветвляться.
Аналоги: Кольцевая гравитация иногда используется в некоторых аркадах, но полновесную гонку, построенную на таком принципе, я знаю только одну — эту.
Итог: Lagsters (она же Тормозилки) симпатичная, но надолго ей не увлечься. Зато она способна держать игрока в напряжении. В процессе гонки можно подловить себя на том, что не можешь найти времени моргнуть.
PureОб игре: Триал — как много в этом слове! Трюки и падения, рампы и пропасти. Хотя выкрутасы в полёте скорее характерны для мотоспорта, разработчики Pure пошли немного другим путём. Точнее, поехали. На квадроциклах по бездорожью. Привычную многим систему набора очков фигурами высшего пилотажа они вплели в обычную гонку — чем впечатляющей трюк, тем дольше можно будет держать включенным «турбо-ускорение» в дальнейшем. А ещё Pure, похоже, самая красивая игра в этой подборке. Тени, блики, сглаживание, грязь брызжет во все стороны, и деревья вокруг как настоящие.
Аналоги: За аналог сойдёт любой мотофристайл, найти подходящий несложно. Сюда же можно записать, как ни странно, игры про бои бигфутов — они куда ближе к триалу на квадроциклах, чем к «автомобильным сражениям» в других гонках.
Итог: Удивительное дело, но Pure позволяет одновременно испытывать динамичный азарт и расслабляться. Здесь нет хардкора, только чистое наслаждение процессом.
Wacky RacesОб игре: Мультяшная Wacky Races в этой статье отдувается за целый поджанр — тот, который википедия называет Karting video games. Если вы когда-нибудь видели Mario Kart, то общая идея вам сразу станет ясна: сбиваем соперников забавными «орудиями» вроде боксёрской перчатки на пружинке, которые перезаряжаются сбором кубиков/звёздочек/бутылочек на чекпоинтах. Почему именно Wacky Races? В основном потому, что игра принесла мне немало позитива в детстве и оттого хорошо запомнилась. Особенно радовала присущая именно ей особенность — хорошо спланированные трассы с кучей продуманных обходных путей, чтобы можно было срезать дорогу, когда срезаешь дорогу. Причём соперники тоже не стесняются жульничать.
Аналоги: Тысячи их! Комедийным аркадным гоночкам впору выделять отдельную рубрику, а Wacky Races — самый наитипичнейший их представитель.
Итог: Эта игра хорошо передаёт атмосферу оригинального мультсериала Wacky Races, который я смотрел когда-то ещё на VHS. Она оказалась здесь, между Pure и Вангерами, только из-за острых ностальгических чувств. Простите.
Vangers: One For The Road
Об игре: Ради одних только Вангеров стоило писать этот блог. Я боюсь, что не смогу уложить в один абзац все мои дифирамбы в адрес этой игры. Она невероятна. Открытый мир в рамках полновесной фантастической вселенной (очень… эзотерической вселенной). Воксельный движок (как майнкрафт, в котором размер блока сравним с небольшим камешком). Гибкий и живой мир не устаёт меняться даже там, куда игрок не смотрит. Пожалуй, игру стоило бы причислить исключительно к жанру RPG, если бы только не тот факт, что управлять предстоит машинкой мехосом. Рассекая цветастые просторы на своём агрегате, игроку предстоит сражаться, торговать и искать приключения на свой (не)надёжно упрятанный в тарантас зад. А также познавать мир. Я это не для красного словца сказал — «познавать» придётся постоянно: игра любит преподносить сюрпризы, а сюжет полон вопросов, ответы на которые мир отдаёт очень неохотно. Стоит только почувствовать, что начал понимать суть, как правила игры тут же делают твист.
Аналоги: Ха! Какие уж тут аналоги, её в жанровые рамки бы вписать!
Итог: Вангеров переиздали в 2014 году в Steam, вот ссылка. Вам туда. Как раз скачается, пока будете дочитывать эту статью.
Darkwind: War on WheelsОб игре: Игра делится на две части. Первая из них — походовое автомобильное сражение. За время своего хода игрок должен задать направление езды и стрельбы каждому своему автомобилю. Затем проходит секунда, полная скрежета металла, и приходит очередь назначать следующие шаги. Идея очень интересная, особенно увлекательно она проявляет себя в мультиплеере. А вторая часть — менеджмент своей банды, прокачка не только машин, но и их водителей. Это отличительная черта игры: водители имеют значение! Часто эти бесстрашные (или трусливые, как повезёт) бойцы бывают незаменимы. А ведь они могут быть травмированы, могут погибнуть, а могут и вовсе сбежать с поля боя в самый ответственный (и страшный) момент. Владение бандой в мультиплеере даже добавляет немного ролевой составляющей на официальном форуме игры.
Аналоги: Авторы вдохновлялись настольными играми с похожей механикой, но в видеоиграх я не сумел найти ничего похожего.
Итог: Кого-то тактика игры в Darkwind может очаровать, но, к сожалению, многие недочёты сильно портят общее впечатление. Впрочем, она бесплатна, ничто не мешает её опробовать. Возможно, именно тебе, читатель, предстоит стать легендой местных арен.
Carmageddon
Об игре: Я бы сам себя не уважал, если бы забыл включить Carmageddon в перечень особенных гонок. Кто-то скажет: «Эй, да ведь боевые автостолкновения уже были в этом списке!» — и будет прав. Отчасти. Ведь в Carmageddon главное не само сражение. Главное — это Жестокость и Агрессия с больших букв. Превращай пешеходов в кровавую кашу: за это получишь очки и бодрящий возглас водителя. Мочи противников, сталкивай с дороги полицию, дави коров — будь дик и зол. В этом помогут (а иногда и помешают) чисто аркадные бонусы. Например, мгновенный тормоз, который позволит остановиться как вкопанному на любой скорости. Даже в полёте. С другой стороны, можно выиграть гонку, просто финишировав первым — но безумные трассы не позволят так просто их пройти. Тем более учитывая, что машина смерти под управлением игрока ведёт себя на дороге как кусок мыла в аквапарке.
Аналоги: Если записать все похожие игры на дискеты, то можно заполнить брутальностью большой бронированный вагон. Чего стоит один только Twised Metal.
Итог: Carmageddon оставляет на лице игрока блуждающую злорадную ухмылку. Графика и управление устарели безнадёжно Графика и управление были серьёзно переработаны в Carmageddon: Reincarnation, и теперь ничто не мешает получать удовольствие от вида горящих машин противников.
QvadrigaОб игре: Закрывает подборку нечто маленькое и больше похожее на чистую аркаду. Qvadriga — это двухмерные походовые (опять) круговые гонки на колесницах с видом сверху. На мой взгляд, только её не хватает, чтобы завершить описание многоликости гоночного жанра. Правила просты до безобразия: выдаём погонщику команду и направление езды, 5 секунд наблюдаем за его попытками вырваться вперёд, повторяем до самого финиша. Тем не менее, Qvadriga способна вырвать игрока из внешнего мира на несколько часов. Несмотря на элементарность процесса, она легко заинтересует любого, кто хочет с удовольствием убить немного времени.
Аналоги: Ближайший аналог Qvadriga — гонки на тетрадном листе — даже не является гонкой в привычном смысле. Да ещё и на колесницах, видали?
Итог: Ну что взять с маленькой мобильной аркады? Красивая, необычная, приятная — этого должно быть вполне достаточно.
Не совсем гонки
Напоследок я хочу упомянуть пяток хороших игр, которые в принципе подходят под заданные критерии, но считать их «гонками» всё-таки нельзя.
Дальнобойщики давно стали культовой игрой. Задача игрока состоит в том, чтобы как можно выгоднее развезти товары заказчикам, и не разориться на штрафах ГИБДД при этом. Для этого требуется не столько умение крутить баранку, сколько знание местных дорог и немного смекалки. Несмотря на то, что в игре присутствует возможность принять участие в гонках, основа совсем не в них.
Spin tires. Трудно назвать гонкой игру, в которой максимальная скорость около 40 км/ч, и то в исключительных случаях. Эта игра посвящена бездорожью — настоящему, полному мешающихся кустов и липкой грязи, из которой состоит вечно разъезжающаяся в стороны колея. Здесь есть и мультиплеер, но он скорее кооперативный. Лишний буксир в плохую погоду ой как пригодится.
Trials Evolution — всего лишь ещё одно перерождение маленького поджанра двухмерного аркадного мототриала с видом сбоку. В похожие игры (которые, несомненно, всего лишь упрощённые наследники Elastomania) рубились ещё когда телефоны только-только обзавелись цветными мониторами для игрушек. Суть не в скорости, здесь главное — вообще добраться до финиша. По крайней мере Trials Evolution отличается от других последователей вменяемой графикой.
Audiosurf. Трасса есть, машинка есть, соревновательность есть, мультиплеер есть — гонки нет. Не дайте скриншотам ввести себя в заблуждение. Audiosurf больше похожа на тетрис, который колбасит под звуки выбранной пользователем звуковой дорожки. Это не значит, что игра плоха: она превосходна! Просто это совсем-совсем не гонка.
Гонки на бумаге много лет назад были реализованы неизвестными авторами независимо друг от друга на распространённой платформе «ручка, карандаш и листочек в клеточку». А может даже и раньше. Правила немного различаются, но на этот счёт есть неожиданно хорошая статья вот здесь. Пожалуй, это действительно гонки (во всяком случае, так их называют). Но это не видеоигра, так что в общем зачёте они не участвуют. Хотя, если учитывать Android-реализацию…
Заключение
«Долой реалистичные симуляторы! Да здравствуют по-настоящему заводные гонки!» — так могла бы называться эта статья. До чёртовой дюжины в ней не хватает только чистого автосима, но я не стану о таком писать. Просто отметьте тринадцатую галочку в уме. К тому же за кадром осталось ещё немало неавтомобильных гонок. Например, Altitude0 — состязание малых самолётов. А также регаты, скачки, космические соревнования и многое другое. Существует даже игра про сумасшедший экстремальный вид спортивных гонок на катерах jetspint. А уж если расширить определение гонок до любого соревнования на опережение, то в этот жанр можно будет запихать чуть ли не треть всех существующих игр.
Я даже не надеюсь, что смог перечислить абсолютно все виды гонок. Если вдруг на память пришла игра, которая только из-за моего невежества вдруг не оказалась в этом перечне, то обязательно напишите её в комментариях. Быть может, я добавлю её в статью. И всё-таки я верю, что что-либо из перечисленного обязательно заинтересовало вас. Все эти игры стоят внимания, я могу ручаться. До выходных (возможно) ещё далеко, но кого волнуют эти условности, когда на любимом ПК ждут Trackmania или Вангеры. Удачного старта!
Лучшие комментарии
ПК
Исправил.
и в двадцать какой-то уже развспомню любимые «микромашинки», «рок-н-ролл рейсинг» и богоподобный «бернаут: тейкдаун». И так же скромненько уйду, ок.