7 августа 2014 7.08.14 56 6228

Введение в пятиминутные roguelike игры

+12

О чём речь?

У Вас вдруг выдался час свободного времени, который Вы не знаете на что потратить? Я Вам могу подсказать ещё одну альтернативу большим играм, флэш играм, фильмам, книгам, спорту и обеду – это так называемые Coffeebreak roguelikes (пятиминутные рогалики).
Сначала внесу ясность, какие-же требования должны выполняться, чтобы игра могла называться рогаликом. Оригинальные требования, которые используются чаще всего перечислены в «Храме рогаликов». Ниже будут перечислены самые важные требования:
1) случайная генерация контента – мир и его составляющие в основном генерируются заново с каждой новой игрой;
2) невосстанавливаемая смерть – главный герой платит за Ваши ошибки своей жизнью, а после смерти героя приходится начинать игру с самого начала (из-за этого меняется всё ощущение от игры);
3) пошаговое управление – игрок делает один шаг, окружающий мир тоже проживает время одного шага, это позволяет делать в игре паузы любой продолжительности (чтобы подумать, перекусить или перекусить подумывая);
4) общее управление – игроку должны быть доступны все команды в любой игровой ситуации, например, игрок может начать точить свой меч даже тогда, когда его начинает избивать какой-нибудь гоблин;
5) открытый мир – продвижение в игре не должно быть строго линейным, у игрока должна быть возможность выбирать что и когда делать, это относится далеко не только к игровой карте;
6) открытие игровых механик – игроку приходится самостоятельно изучать то, как работает этот мир и предметы в нем, а большое число контента делает это занятие более интересным.
Я перечислю некоторые рогалики, которые выполняют следующие требования:
короткие – то есть на их прохождение требуется меньше суток игры, обычно это 2 часа вдумчивой игры;
как рогалики – то есть выполняют все или почти все важнейшие требования к этому жанру из списка выше;
малоизвестные – нет смысла описывать прекрасные игры roguelike жанра, о которых и так почти везде достаточно написано;
интересные лично мне – то есть те, которые мне запомнились очень сильно, и которые я даже переигрывал после победы.

Список игр для обзора

Обзор игр будет проводиться по следующему шаблону:
— краткое описание игрового процесса;
— определение меры соответствия жанру;
— перечисление фишек игры, из-за которых мне эта игра особенно понравилась;
— перечисление особенностей, которые могут (напрасно) отпугнуть игроков;
— ссылки на ресурсы, где эту игру можно достать.
Это, естественно, не все хорошие пятиминутные рогалики, но это хорошее начало для тех, кто решит открыть для себя мир жанра roguelike.
Вот эти игры:
Drakefire Chasm;
DoomRL;
Demon Tactic;
Brogue;
Desktop Dungeons;
Gruesome.

Drakefire Chasm
Игра начинается с того, что Вы выбираете расу своего будущего дракона.

У разных рас драконов не только разные бонусы к характеристикам, но также и несколько уникальных навыков. Вы начинаете играть сначала за дракончика, только что вылупившегося из яйца и начинающего охотиться на всяких крыс и земляных гномиков. Это один из самых сложных уровней.

Поедая трупы врагов, дракончик становится сильнее, умнее или выносливее, бонус зависит от того, чьи трупы дракон съедает: воров, магов или живучих варваров. После зачистки уровня дракон взрослеет и игрок может выбрать навык для улучшения.

Большинство уровней – простые пещеры со случайно раскиданными случайными врагами. Но некоторые особенные: круглая пещера с приключенцами, пришедшими по Вашу шкуру; один единственный, но сильный герой; последняя эпическая битва с целой толпой героев.
В игре ещё есть базовый инвентарь в виде драконьих сфер, но обычно их стоит сохранять только до последней битвы.
Игра соответствует всем пунктам, кроме 5-го «открытый мир», так как вся игровая жизнь дракона предопределена заранее. Тем не менее переигрывать все равно интересно.
Чем хороша игра? Она очень короткая, терпимо сложная и самое главное – Вы выращиваете своего дракона, который к концу игры превращается в древнего вирма, жрущего героев пачками, приятная минимальная ASCII анимация.
Что может отпугнуть: ASCII графика; иногда нечестный рандом (но правильная игра уменьшает его эффект); линейный порядок уровней (которые однако случайно генерируются вместе со случайными классами врагов).
Ссылки.
В сборнике рогаликов http://www.roguebasin.com/index.php?title=Drakefire_Chasm
На сайте разработчика Drakefire Chasm

DoomRL

Roguelike версия легендарного Doom. Среди любителей рогаликов, правда, это очень известная игра, но среди новичков этого жанра, она может быть неизвестна.

Вы играете за пехотинца спецназа, которого высаживают на базе Фобос и Вы должны измельчить в капусту всех встречных демонов и, самое главное, их боссов. Для жанра рогаликов очень редко использование огнестрела и дистанционной атаки, как основного способа борьбы с противниками, но здесь это смотрится просто шикарно (да, одновременно и просто, и шикарно).
Тактика боя весьма оригинальна: можно стрелять из-за угла (стрельба из-за укрытий); можно стрелять в пустоту, предугадывая возможных монстров (это требует больше амуниции, но зато позволяет подранить врагов заранее).

В игре достаточное число уникальных монстров, оружия, улучшалок инвентаря, брони и разных навыков и их комбинаций. Вообще навыки это то, что делает эту игру такой реиграбельной. У игры также шикарная озвучка, что очень редко среди рогаликов.

Из минусов можно выделить: одинаковый шаблон уровней со слабой генерацией самих карт, очень быстро большая сложность. Обычно, чтобы научиться хорошо играть, правильнее будет посмотреть на ютубе удачные прохождения на высших сложностях.
Ссылки.
В сборнике рогаликов http://www.roguebasin.com/index.php?title=DoomRL
На сайте разработчика DoomRL

Demon Tactic

Игра начинается сразу с большой битвы между демонами и дьяволами.

Герой сражается на стороне демонов, сам будучи демоном. В этой битве он крут и силён и носит мощнейшую броню. Но битва настолько сложна, что скорее всего он всё равно здесь погибнет.
После первой смерти и начинается основная игра, где герой-демон попадает в бесконечное подземелье с одной из случайных предысторий (например, убегает от разъярённого дракона или тучи амёб).

По мере прохождения герой заключает союзы с одними расами и развязывает войну с другими. Герой может достичь одной из нескольких концовок: стать лидером одной из фракций или просто сбежать из подземелья.
В игре есть базовый инвентарь: несколько эликсиров и брони. Можно копить собственную мини армию помощников. Также имеется обширный бестиарий, а за счет значительного числа разных навыков, к разным монстрам приходится применять разные тактики боя.
В игре специфичное управление, но зато оно позволяет делать разные тактические трюки:
— атаковать несколько врагов за раз;
— можно отбросить врага в другого врага, ранив жертву;
— можно отбрасывать монстров в лавовые озера, сразу избавляясь от них;
— можно использовать рукопашных монстров в качестве щита от их стрелковых союзников.
Игра из-за этого немного похожа на пазл.
Игра соответствует всем важнейшим требованиям к рогаликам, но к пункту «открытый» мир относится лишь частично, так как выбор заключается в свободном заключении временных и постоянных союзников, а вот выбирать следующую карту для исследования весьма сложно. Однако, всегда открыта возможность сбежать с карты и проигнорировать нежелательный сценарий.

Игра хороша возможностью отыгрыша роли:
— можно грабить торговые караваны, покупать и насильничать над рабами, предавать недавних союзников;
— а можно поддерживать «добрые» расы, истреблять расы некромантов, демонов, дьяволов.
Тем не менее игра не даёт строгого разделения на добро и зло, все решения приводят к разным реакциям разных фракций к главному герою. Вам даётся возможность управлять демоном, и Вы решаете, будет он злым, добрым или беспринципным карьеристом. Приятная тайловая графика. В игре есть русский язык, что для рогаликов редкость.
Из недостатков можно выделить то, что игра до сих пор ещё в активной разработке и встречаются некоторые пустоты. Также игра доступна только в онлайн режиме, что, впрочем, защищает Ваши сохранённые игры от багов, удаляющих игры (что случается иногда в рогаликах), ну и конечно не даёт читерить с сохранениями.
Ссылки.
В сборнике рогаликов http://www.roguebasin.com/index.php?title=Demon_Tactic
На сайте разработчика Demon Tactic

Brogue

В этом рогалике Вы играете за безымянного приключенца оборванца, который залез в смертельно опасное подземелье в поисках легендарного Амулета Йендора, который хранится на 26 этаже. Оборванцем он является потому, что пошёл в это путешествие только с кинжалом, кожаной бронёй, одним пайком еды и дротиками.

В этом рогалике Вашей основной задачей будет не истребление монстров, а грамотное использование сильно ограниченных ресурсов. Подбираемой еды Вам впритык будет хватать на путешествие вниз за амулетом и возвращением обратно. Весьма вероятна ситуация, когда Ваш герой погибнет от голода, если Вы будете долго бесцельно бродить по подземелью. Все свитки и напитки Вы должны будете определять методом тыка: выпивать / использовать или бросать в монстров.
Основная модель прокачки:
— сбор эликсиров силы для увеличения силы героя;
— сбор эликсиров жизни для увеличения запасов жизней;
— нахождение брони и оружия, с которыми Вы бы хотели провести всю и улучшать их редкими свитками;
— тоже самое относится и к магическим кольцам;
— а если Вы планируете играть за мага, то и магических посохов.

Игра соответствует всем требованиям к рогаликам, но лишь частично удовлетворяет требованиям открытого мира. Однако и тут герой может принимать решения:
— развивать силу магических колец, или брони, или оружия, или магических посохов;
— сражаться с сильным охранником ради артефакта или просто сбежать от него;
— зачищать подземелье или просто постараться быстро добежать до Амулета Йендора.
Рюкзак небольшой, поэтому всегда приходится от чего-то отказываться и какие-нибудь полезные вещи просто выкидывать.

Основная игровая фишка – отсутствие ограничений на силу артефактов. Это значит, что Вы можете найти самое лучшее оружие или броню с хорошим зачарованием буквально на первом этаже со слабыми врагами. Но это ещё не гарантирует Вам победы, так как оружие могут попортить монстры с эрозией, а на тяжелую броню вначале может не хватить силы героя. Начальные этажи весьма просты, но последние становятся настоящим хардкором и без хорошего плана шансов на победу очень мало.
Тактическая составляющая игры весьма глубока. От монстра можно избавиться следующими способами:
— убить его в рукопашной;
— закидать его дротиками;
— наколдовать на него огненный шар или молнию;
— отравить его и бегать от него, пока он не умрёт от яда;
— завлечь его в кусты и поджечь их, сжигая даже самых толстых противников;
— завлечь его в газовую камеру и поджечь газ, спровоцировав мощный взрыв;
— кинуть в него эликсиром, убирающим пол, в результате чего монстр упадёт на уровень ниже, и может даже выживет, и будет Вас там ждать;
— сделать одного из союзников монстров безумным, в результате чего безумец будет нападать на ближайшего соседа;
— подкрасться к спящему монстру и нанести ему тройной урон (часто смертельный) и это ещё не все альтернативы.
Это, кстати, одна из редких игр, хорошо подходящих для управления мышкой, что для рогаликов большая редкость.
Из игровых недостатков можно выделить ASCII графику, которая, тем не менее, очень быстро становится родной. Жутка сложность на последних уровнях может сильно разочаровывать, но после первой победы полученное удовлетворение всё пересиливает.
Ссылки.
В сборнике рогаликов http://www.roguebasin.com/index.php?title=Brogue
На сайте разработчика Brogue

Desktop Dungeons

Это удачная смесь головоломки и рогалика. Из всех остальных рогаликов в этом списке, игровая сессия у этой игры самая небольшая. При этом я имею в виду бесплатную альфа версию, которая оказалась большим рогаликом, чем новая, и понравилась она мне больше, чем новая.

Сначала Вы выбираете расу героя и его класс, которые определяют базовые заклинания, живучесть и способность наносить рукопашный урон. От всего этого зависит, в каком порядке и каких монстров Вы сможете убивать, а также какие боги и вещи герою подходят больше всего.
Боги здесь играют очень важную роль. Поклонение одному из них даёт ряд преимуществ, но при этом накладывает ограничения на действия игрока. Например, Таурог – бог битв, даёт очки веры за убийства врагов и магических вещей, но наказывает за использование магии. В качестве бонусов он даёт очень мощную экипировку, позволяющую обходиться без магии.

Основные фишки игры: это настоящая математическая головоломка с постоянно меняющимися условиями! Чтобы восстанавливать жизни и манну надо открывать новые участки карты, но это одновременно лечит и монстров. Чтобы получить больше опыта, надо убивать врагов большего уровня, чем текущий уровень героя, но это гораздо затратнее по ресурсам.

Из недостатков: те же, что и в преимуществах – серьёзные требования к арифметическим вычислениям. Для успешной игры Вам не потребуется высшая математика, но арифметика и прогнозирование здесь строго необходимы.
Опять же повторюсь, если Вы любите рогалики, то старая бесплатная версия Вам скорее всего понравится больше.
Ссылки.
В сборнике рогаликов http://www.roguebasin.com/index.php?title=Desktop_Dungeons
На сайте разработчика Desktop Dungeons

Gruesome

Вы играете за монстра Grue, который появляется в разных играх, например, в ADOM. Этот монстр живет в темноте и сжирает путешественников, посмевших войти в пещеры без света, так как света они боятся.

Ваша цель – достичь выхода из пещеры и при этом прятаться от источника света из фонарей путешественников, подкрадываться к ним сзади и съедать в один присест. Одно попадание на свет и Вы мгновенно проигрываете, никаких дополнительных жизней или хитпойнтов. Чтобы съесть путешественника, Вы должны дождаться, чтобы он сам на Вас наступил.

Это очень минималистичный рогалик. Путешественники крутятся вокруг себя и случайно путешествуют по уровню, освещая пространство только впереди себя. У разных путешественников фонари разной силы, и если с одним врагов разобраться довольно легко, то если их уже двое, то всегда есть риск, что неожиданно вышедший путешественник Вас осветит и Вы погибните.
Однако у Grue есть магические способности, которые он может применять и совершенствовать по мере набора опыта (поедания путешественников): потушить фонарики у ближайших путешественников, делая их легкой добычей; разведать местонахождение всех путешественников на уровне. А также Гру может временно ускоряться, тем самым быстро догоняя свою жертву. Стоит заметить, что все эти навыки строго необходимы для победы, и прокачиваются они автоматически. На самых сложных уровнях самым эффективным становится магия тушения фонариков.

Основные достоинства игры: уникальная возможность поиграть за монстра из ночных кошмаров; это любопытный стэлс рогалик – весьма сложный и очень короткий. Знающие паскаль и вообще любой язык программирования смогут легко узнать все полезные формулы по умениям героя.
Недостатки игры: простейшая ASCII-графика; немного сложное вхождение без прочитки пояснений к игре.
Ссылки.
В сборнике рогаликов http://www.roguebasin.com/index.php?title=Gruesome
На сайте разработчика Gruesome

Заключение

Все перечисленные мною игры бесплатны и дают игроку уникальный игровой опыт. Также они делают серьёзный вызов интеллектуальным способностям игрока, а победа в них приносит настоящее удовлетворение от успешного превозмогания.
Если Вы новичок в roguelike играх, то я рекомендую начинать с Desktop Dungeons, Demon Tactic, DoomRL. Затем попробовать Drakefire Chasm и Brogue. И под конец распробовать Gruesome.
Надеюсь, Вы всерьёз и надолго подсядете на этот замечательный жанр игр.


Лучшие комментарии

невосстанавливаемая смерть

Перманентная, Господи >_<
Если ты считаешь это грубостью или оскорблением, тебе в интернете тяжко придется =)
Ну да ладно. На тебе плюсца в профиль, вставь картинки ;)
А если просто не выполнять этот квест?
Жирным можно было б и не выделять.
А вообще, странный ты какой-то. Интернет же, чо удивительного? И на вы обращаться тут тоже необязательно.
Вот так вот.
рогалики больше про удачу, чем про навыки игрока


Ну не скажи! Это зависит только от определённой игры и такое утверждение ну никак нельзя отнести ко всем рогаликам. Если взять тот же DF, то какой бы удачей игрок не обладал, без адекватной тактики он не выживет)
Меня его обращение к «правилам общения на сайте» убило. Несчастный пациент со мной не беседовал :(
Ты уже освоившийся обыватель.
по половинке литравискарика

Кыш отсюда, нерусь!
Кто бы говорил, лол
«Вискарик» — это подвид самогонки такой, не бзди.
Опачки, вот и выявился басурманин!
ВОДКА И САМОГОНКА — РАЗНЫЕ ВЕЩИ, ИРОД ОКАЯННЫЙ.
У меня все.
Не уверен, что это уже стало русским словом.
Мне тоже нравятся Spelunky и Risk of Rain. Можно добавить сюда FTL. Их кстати сейчас относят к рогаликам третьего поколения.
Не-не-не, не останавливай его. Я себя прям таким важным чувствую, когда ко мне на «Вы» обращаются =3
Не обижай нуфага, он освоится со временем =)
Читай также