Первая игра про Белого Волка, но НЕ 2007 года. От польской студии, но НЕ от CD Project RED. С позволения пана Сапковского, НО при полном отсутствии интереса с его стороны. Любопытно? Прошу к столу.
The Witcher 3 медленно, но верно приближается к дате релиза, шикарные трейлеры от разработчиков калейдоскопом пролетают по нашим мониторам, а крайне аппетитные обещания ещё с даты релиза будоражат фантазию игроков по всему миру.
Удивительно, но речь сегодня пойдёт совсем про другую игру, рассказывающую о приключениях Геральта из Ривии, которая могла выйти совсем не из-под крыла CD Projekt RED – по факту, игра вообще никак не была связана с CD Projekt, но, в то же время, разрабатывалась в Польше.
Созданием игры занимался Адриан Хмеляж — человек, более известный как основатель People Can Fly и непосредственно приложивший руку, например, к Bulletstorm. Задолго до PCF, он работал в другой студии, которую основал совместно со своим школьным другом – студия называлась Metropolis. Именно тогда, в 1996-ом и 1997-ом годах — за шесть лет до основания CD Projekt RED – создавалась игра под названием The Witcher.
Как и многие жители Польши, Хмеляж очень любил рассказы о ведьмаке, за авторством великолепного Анджея Сапковского, с которым был знаком лично. Их первая встреча состоялась на конференции по научной фантастике, которые регулярно проводились на рубеже 80-ых и 90-ых годов. Интересно то, что на подобных встречах всячески игнорировалось излишне вежливое обращение к незнакомцам и поощрялась дружеская манера общения на «ты». «Это было настоящее событие,» — рассказывает Хмеляж. – «Это означало, что ты мог стоять лицом к лицу со своим литературным кумиром и болтать с ним как с хорошим другом». Именно тогда Адриан и загорелся сделать игру по вселенной Ведьмака.
«Я просто написал ему письмо, в котором сказал, что мы хотим сделать это. И он согласился» — Хмеляж до сих пор хранит копии тех писем в качестве доказательства, что именно он – не CD Projekt Red – ответственен за появление The Witcher. Причём даже за появление такого слова, ведь мы говорим о том времени, когда Сага о Геральте ещё даже не была переведена на английский язык: «Я совсем не хочу, чтобы это выглядело, словно я пытаюсь привлечь к себе внимание – «Эй-эй! Я тот парень!» или что-то вроде. Просто, именно я предложил такое название, вот и всё» — говорит он.
Деньги сменили хозяина – «хорошие деньги для Польши 1997 года, но смехотворные по любым другим меркам» — и лицензия была оформлена. Пан Сапковский взял деньги и пропал, что поначалу было воспринято Хмеляжом как творческая свобода, но, после бесчисленно количества писем без ответа, стало очевидно, что писателю было просто наплевать на судьбу проекта.
«Честно, тогда его абсолютно не заботили видеоигры. Думаю, он воспринимал это примерно так: «Мне светят неплохие деньги. Никому нет дела до игрушек, так что моему персонажу ничего не грозит. Конечно, давайте сделаем это!» — для него это были только хорошие деньги и всё. Я не виню его. По большому счёту, это вполне разумный подход, ведь в конечном итоге, он получил свой гонорар вне зависимости от появления игры на свет. А я нет.»
Это должна была быть игра в жанре action-adventure. The Witcher, каким мы его знаем: с моральным выбором, взрослой историей и проработанными персонажами, но только за авторством Хмеляжа: «Цель была сделать 3D action-adventure. Как мы тогда говорили – и я до сих пор ненавижу использовать это выражение, потому что на мой взгляд оно звучит слишком претенциозно – для взрослых».
«Я знаю, что это звучит шаблонно, или даже смешно для 2014 года, но в 1997-ом – 17 лет назад – это было не так очевидно. Такие вещи как сложный моральный выбор, или мрачная история – тогда это было необычно. Но такова была цель и она целиком держалась на первоисточнике – именно он вдохновлял нас сделать нечто особенное.»
Хотя The Witcher и не предполагался как ролевая игра – например, как у CD Projekt RED – он должен был содержать в себе некоторые ролевые элементы: «Сама история была линейной, но по ходу повествования игроку предлагалось сделать выбор в той или иной ситуации – своего рода «ответвления», если хотите. У вас были различные способности, которые можно было прокачивать, накапливались очки опыта. Так что у игры был лёгкий налёт из RPG-элементов. Но основным направлением по прежнему оставался именно action-adventure».
Важное значение придавалось визуальной составляющей, поэтому Metropolis сделали большой шаг вперёд, поставив акцент на динамичном 3D окружении. «Тогда это было довольно впечатляюще», — говорит Хмеляж. – «Мы даже фактически сделали рабочий прототип игры, её первую главу». Но, к сожалению, все эти труды не дошли до наших дней, потому что: «Так получилось, что CD-носители не способны хранить ваши данные 100 лет!». Хмеляж пытался восстановить данные несколько лет назад, но быстро осознал, что «забудьте об этом: они сдохли».
Metropolis так и не выпустила своего The Witcher, потому что студия откусила больше, чем могла проглотить. Основанную в 1992-ом, компанию ослепил собственный ранний успех с играми The Mystery of the Statuette и Teenagent. Это и привело к амбициозному проекту The Witcher… с параллельной разработкой ещё трёх игр: «стрелялкой» Catharsis, RPG-стратегией Gorky 17 и файтингом Human Blood. «Это было просто глупо», — говорит Хмеляж и с ним сложно не согласиться, ведь, на тот момент, штат компании насчитывал всего 15 человек.
Хотя тогда, в 97-ом, всё не казалось таким однозначным: с одной стороны, The Witcher обзавелась издателем – TopWare, а в прессу утекли первые скриншоты, но с другой – возникали всё новые и новые технические сложности, имя новоявленного издателя совсем не имело веса, а также параллельная разработка других проектов — всё это создавало такой барьер, который оказалось тяжело преодолеть.
Ситуацию не спасало и позиционирование Хмеляжем The Witcher как игры, базировавшейся на славянской мифологии: «Никакой драмы в этом не было», — вспоминает он. – «За Ведьмака просто никто не боролся и он потихоньку умирал».
О проекте вспомнили около года спустя, когда была доработана играбельная версия первой главы. Казалось бы, все работы над основным проектом студии – Gorky 17 – были завершены, команда перенаправлена, но ситуацию это не спасло — The Witcher забросили. Адриан Хмеляж покинул Metropolis в 1999-ом году и «с каждым прошедшим годом, The Witcher покрывался всё большим слоем пыли, пока не стало окончательно ясно, что он никогда не выйдет».
При этом, формально, проект никогда не закрывали, поэтому Metropolis вполне могла спутать CD Projekt все карты, отказавшись продавать права на игру, или запросив слишком высокую цену. «Но мы никогда по настоящему… мы просто дурачились», — вспоминает Хмеляж. — «Это никогда не было чем-то, что мы серьёзно обсуждали».
Есть польская поговорка о сторожевой собаке в саду, которая «сама не ест и другим не даёт». Хмеляж такой собакой быть не хотел: «Мы ведь тогда реально облажались, так что нам оставалось лишь искренне пожелать ребятам удачи. Развлекайтесь — сказал я».
CD Projekt представилась возможность выкупить права на The Witcher в 2002-ом, а позднее, в 2009-ом, CD Projekt представилась ещё одна возможность купить уже саму Metropolis, т.к. для последней, поглощение более крупной компанией было единственной возможностью остаться на плаву.
«На моём месте нужно быть роботом, чтобы хоть чуточку не завидовать их успеху» — говорит Хмеляж сегодня. Было особенно тяжело, когда CD Projekt RED обошли People Can Fly в звании самой выдающейся компании-разработчика в Польше, говорит он, но без злости: «Я даже рад, что всё так обернулось».
На профессиональном уровне, он вполне доволен своим текущим положением: возглавляя The Astronauts в работе над The Vanishing of Ethan Carter. Что касается личного отношения – он рад, что CD Projekt RED делает игры, которые он так обожает. «Вторым актом The Witcher 2 эти ребята подарили мне одни из лучших игровых воспоминаний», говорит он. – «Metropolis собирались пересказать истории, написанные Сапковским, а CD Projekt Red рассказывают их собственную, основанную на работе знаменитого писателя».
Но «что если»? Что если бы Metropolis раскрутили франшизу The Witcher, а не CD Projekt? Хмеляж предполагает, что «прожекты» бы скорее всего просто не существовали. «Для меня не так важно, что мы не выпустили The Witcher из-под крыла Metropolis, но для CD Projekt имеет большое значение, что они взяли этот бренд и превратили его в золото».
«То, что мы этого не сделали – это почти хорошо.»
С выходом The Witcher 3 CD Projekt RED получат шанс с гордостью завершить годы своей работы и увенчать им начало своего становления. «То, что создают 150 человек и то, над чем ещё осталось поработать – всё это чувствуется, как работа для тысячи» — уверен Адриан. – «И если они оправдают возложенные на них ожидания, тогда выход этой компании в премьер-лигу только к лучшему».
P.S. Источник — статья Роберта Пёрчиза
Получился не то чтобы чистый перевод, а, скорее, вольный пересказ. У мистера Пёрчиза уж очень своеобразный слог, плюс, довольно специфичное оформление: иногда предложение начинается с цитаты и открытых кавычек, а заканчивается уже мнением самого автора, хотя окончание цитаты никак не обозначено. В общем, надеюсь, что вам было также интересно как и мне, лично я очень удивился, когда узнал о The Witcher'e 90-ых ;)
Лучшие комментарии
Но ведь так и есть. :3
Она есть и будет!
*Это ответ, на этот твой ответ =/*
Жаль, конечно что он так на это смотрит. Ведь игры серии очень многих подстегнули приобщиться к первоисточнику.
школьникине обремененные интеллектом люди, которые, услышав про книги, реагируют в стиле «нахер надо, я игру прошел»/«книги по играм — коммерческое говно». И хрен ты им докажешь, что они идиоты.