10 июня 2014 10.06.14 11 4004

«Грань будущего»: живи, умри и… что?

+7

На войне Том Круз проявил смекалку и умер в первый же день, за компанию сделав героем одного из мимиков

– новой угрозы демократии, которую «храбрый» американский майор, по-видимому и прилетел насаждать в прохладную Англию. Заработав таким образом ачивку «F5», времени зря не терял и познакомился с Эмили Блант – комсомолкой, спортсменкой, машиной смерти – в общем, няшей каких поискать. Учитывая, что на этом краткий забег по сюжетной завязке можно завершить, перейдём, собственно, к самому фильму.

Нет, это совсем не «День сурка», даже при всё желании. Забавные похождения Билла Мюррея, безусловно так и вертятся на языке, если речь заходит об основной идее «Грани будущего», но это совсем не оно. Лично у меня во время просмотра всё время всплывали кадры из добротного олдового фильма «Провал во времени» — ведь герой Круза не просто прыгает на клетку «старт» после каждой смерти. В попытке управлять естественным ходом вещей, он делает только хуже, особенно поначалу, стараясь остановить творящуюся вокруг мясорубку.

У фильма есть совсем не очевидный литературный бэкграунд, с приятным названием «All you need is kill», японского автора Сакуразака Хироши. Восточные корни проглядываются уже в самом начале, когда речь заходит о боевой броне, хотя справедливо будет отметить, что после того же «Элизиума», уже не так экзотично.

К экранизации подошли достаточно ответственно: высокий бюджет фильма видно невооружённым глазом, начиная от красочных спецэффектов и неплохо поставленного экшена, заканчивая вполне сносным сценарием и хорошей актёрской игрой даже второстепенных персонажей.

На первый план выдвинут старина Том, со своим колоссальным опытом работы в Голливуде и очаровашка Эмили, выражению миловидного личика которой веришь, а большего от неё здесь никто и не требует.

По факту, мы уже успели подойти одновременно и к главному достоинству фильма, и в то же время просто убийственному недостатку, который звучит так: а большего здесь и не требуется.

Энное количество лет назад, у нас в школе был один чудесный предмет, который назывался «черчение». Ну помните, на него обычно заставляли приносить с собой разные хитрые штуки, вроде транспортира и циркуля, а то и целой «готовальни».

Так вот, преподаватель щедрой россыпью давал нам задания и соответствующие шаблоны для их выполнения. Отступать от вышеуказанных шаблонов было никак нельзя и даже расхождение в миллиметр-другой серьёзно подрывало оценку. В итоге мы очень старались сделать всё «точь в точь», эдакие тридцать маленьких копировальных машинок. «Тройки» с «четвёрками» получали работы с помарками, следами от стиральной резинки и прочими браками. А вот пятибалльной чести удостаивались лишь стерильно чистые работы, на девственно-белоснежном фоне.

Именно это в итоге и предложил нам клёвый парень из Нью-Йорка Даг Лайман, сняв «Грань будущего» и выпустив его в прокат: чисто выполненный чертёж, на идеально белом листе. По шаблону.

Шаблон развлекает. Он идеален. Он обязательно даст зрителю интересную задумку и завернёт её в красивый фантик. В нём есть внушительный список лицедеев, которые нравятся публике и которых можно тасовать не переставая. Шаблон заботливо установит как можно меньший рейтинг, чтобы красивая тётя, расхреначившись к чертям на вертолёте умирала не в агонии, а спокойно, от тонкой струйки крови на лице. Чтобы герои исключительно вербально доводили до зрителя информацию о сломанной спине, или ногах, а секс присутствовал строго в воображении тех, кто постарше, на фоне вспотевшей девушки в обтягивающей форме, ведь маленькие дети тоже платят за билет.

Вот только у шаблона нет пресловутой «души» – лишь желание отбить бюджет. Глубина характеров героев? Я вас умоляю. Лишь пара мимолётных ужимок в начале и ещё пара по ходу повествования. Проработанный сеттинг? Цепляющая история вторжения? Лишь вводный брифинг и пара пояснений «на пальцах» в процессе, каким бы там ни был литературный первоисточник.

Шутка в том, что большего здесь действительно и не требуется, а смешнее всего — что фильм при этом получился неплохим. Он в меру интересен, развлекает от начала и до конца, не вызывает желания покинуть зал до появления финальных титров, или пожалеть о деньгах за билет. Достойный выбор для воскресного похода в кино. Именно поэтому становится грустно. Потому что ты понимаешь: шаблон работает. Он уже давно присутствует в фильмах, не спорю – кассу надо отбивать, но раньше это так откровенно в глаза не бросалось.

Хотя, если уж быть совсем субъективным и справедливости ради, был в фильме момент, который зацепил – это сцена на дамбе. Лично меня такая ситуация заставила понервничать за дальнейшую судьбу главного героя. Создателям бы ухватиться за это, усилить давление на зрителя и выжать из подобного поворота по максимуму… но увы, тогда бы пострадала динамика, что по шаблону строго запрещено.

P.S. К слову, нашёл небольшую подборку ранних концептов. Мне кажется, или на них всё смотрится поинтереснее?)


Лучшие комментарии

Вот какого хрена:

они пол фильма пытались пересечь пляж, а под конец тупо с базы сбежали на вертолете с командос сразу куда надо?
Концовка неправильная у фильма. А так ниче, кровь впринципе объяснена, но грубо. Юмор порадовал. Экзоскелеты никакие, экшен сцены не понравились.
Трезвые мысли изрекаете, товарищ;)
Что вы все с это «Душой» пристали. Да у большинства в жизни нет никакой «души», как и у окружающих.
Да в жизни 90% сухости.
Вторглись — приказано уничтожить. А все эти увеселительные драматические истории ничто иное как придаток, который не всегда бывает свежим и интересным. Никто не будет горевать о миллионах загубленных и их трагедиях. Только после окончания кровавого действа есть шанс в остывшем пылу глянуть на все то что произошло и то, не сразу понять всю драму.
Уж лучше экшен, нежели унылые сопли Паркера и подобных этому фильмов.
Мне в концовке только финальная ухмылка понравилась)
Согласен со всем. Единственное, по-моему фильм немного затянутый. Один-два момента провисающих были. Ну и насчет шаблонности. Иногда просто устаешь от фильмов с сюжетом, драмой и прочими трагедиями. Лично я ходил на Грань только из-за того, что я хотел посмотреть фильм, где упор делается именно на попкорновость и экшон.
"… типичный попкорновый блокбастер — выносит моментально, пересматривается пару раз и мгновенно забывается" ©
;)
«Душевность» фильма не обязательно может выражаться в каких-то драматических аспектах. Того же «кровавого действа» ведь в фильме совсем не было — рейтинг не позволяет)) Потому и не чувствуется трагедия «миллионов загубленных», ведь война показана слишком стерильно. В батальных сценах, увы, недостаточно только огня и песка, чтобы показать войну как безжалостную мясорубку человеческих судеб. Создателям того же «Райна» или «Band of brothers» это было известно, создателям «ГБ» — возможно тоже, но тогда бы потребовался рейтинг повыше, а это срубает часть выручки, такие дела =)
Читай также