Техническая сторона вопроса
В наше время компьютеры стали заменять людям многие привычные вещи. Например, раньше в конструкторских бюро использовались огромные профессиональные кульманы для черчения. С их помощью технологи и инженеры создавали сборочные чертежи, используя большие форматы бумаги — А3, А2, А1 и т.п. Сейчас же кульманы уже практически не применяются, их вытеснили компьютеры и системы автоматизированного проектирования (САПР). Тоже самое, по сути, происходит и с музыкальными центрам, dvd-плеерами и многими другими мультимедиа-системами и устройствами — их потихоньку начали вытеснять компьютеры.
Еще лет 8-10 назад компьютеры не могли сравниться по качеству звука с хорошими музыкальными центрами, так как для них тогда практически не выпускались отдельные звуковые карты с хорошими ЦАП, АЦП и прочими элементами аудио-тракта. Но сейчас ситуация кардинально поменялась.
В наше время все больше и больше фирм начинают налаживать производство и выпускать звуковые устройства с качественными современными компонентами, возможности которых по обработке и выводу звука, а так же многие технические характеристики, зачастую превосходят оные у многих музыкальных центров и отдельных мультимедиа-систем.
Но даже если вы обладаете звуковой картой профессионального класса и хорошей акустикой или наушниками это еще не дает вам гарантии, что звучание этой связки будет сопоставимо со звучанием хорошего музыкального центра. А дело тут в том, что многие люди учитывая аппаратную составляющую, забывают о программной. Как раз о программной составляющей и пойдет речь в данной статье.
Аудиоформаты
Первое, с чем стоит определится — в каком аудиоформате вы будете хранить свою коллекцию музыки.
Сейчас среди интернет-сообщества очень популярен формат MP3. Причина этого кроется в том, что MP3 является одним из самых старых аудиоформатов сжатия с потерей качества.
К сожалению, большинство пользователей даже и не подозревают что в наше время существует много новых более совершенных, чем MP3, аудиоформатов сжатия с потерями. К таким форматам относятся MusePack, Ogg Vorbis, AAC и еще несколько менее известных.
Все они обладают более качественным, чем MP3, психоакустическим алгоритмом сжатия. Но даже не смотря на это, качество звука при воспроизведении аудиоформата сжатия с потерями будет в любом случае хуже, чем качество воспроизведения оригинальной записи с AudioCD или DVD-Audio.
Именно по-этому меломаны и просто любители чистого и качественного звука предпочитают использовать для хранения записей в своей музыкальной библиотеке аудиоформаты сжатия без потерь, т.е. lossless аудиоформаты.
Несколько логотипов популярных lossless аудиоформатов:
Lossless data compression — метод сжатия без потерь в качестве и целостности информации.
Соответственно под Lossless audio подразумевается все то множество аудиоформатов, при использовании которых аудио данные будут сжаты без потерь в качестве относительно оригинальной записи на том же Audio-CD или DVD-Audio. По принципу работы эти форматы напоминают сжатые архивы, не смотря на то что алгоритмы сжатия у них разные.
Основное преимущество этих форматов как раз в том, что информация восстанавливает (декодируется) с точностью бит — в бит как она была в оригинале, т.е. до сжатия. А это дает практически стопроцентную гарантию того, что качество звука при воспроизведении одного из Lossless аудиоформатов будет точно таким же, как и при прослушивании оригинального Audio-CD или DVD-Audio.
Но есть у Lossless аудиоформатов и один существенный недостаток — размер конечных файлов.
Для сравнения одна из песен группы Creed — «Hide» в формате Ogg Vorbis при самом лучшем битрейте будет занимать примерно 15-20МБ на вашем HDD, в то время как в формате flac она будет занимать порядка 30МБ или даже 40МБ. Разница в размере файлов весьма существенная, не так ли?
Именно это и является основной дилеммой для многих пользователей – жертвовать качеством звука в угоду места на HDD, или жертвовать местом на HDD в угоду качества звука.
Примерно 2 года назад я тоже столкнулся с этой дилеммой и сделал выбор в пользу качества звука, так как не смог смериться с мыслью о том, что не слышу всю фонограмму, которую свели в студии и записали на диск.
Естественно для обладателей пластиковых «бытовых» колонок за 300 рублей и встроенной звуковой карты на дешевой материнской плате разница в звучании между этими двумя типам сжатия аудиоданных будет практически незаметна, ибо сама аппаратура просто «не даст» её услышать. А вот если вы обладатель как минимум качественных наушников и более-менее приличной встроенной звуковой карты на хорошей материнской плате, то вы, вполне вероятно, услышите разницу.
Чего-то ахового, разумеется, ждать не стоит, но лично я сразу обратил внимание на детальность и «чистоту» звучания. Все инструменты, голоса, эффекты четко слышны и различимы, в отличии от того же mp3, где некоторые частоты вообще беспощадно вырезаются.
В конечном счете выбор за вами. Если вы не обладаете жестким диском большого объема, но все же хотите чтобы музыкальные записи в вашей аудио-библиотеке были хорошего качества, то я бы вам рекомендовал присмотреться к Ogg Vorbis, либо AAC. Эти форматы обеспечивают заметно более лучшее качество звука при воспроизведении, чем MP3, при этом их поддерживает большинство современных проигрывателей на ПК, а также и большинство портативных аудио-устройств.
Логотип Vorbis:
Если же вы не хотите жертвовать качеством звука в угоду места на жестком диске, то ваш выбор — lossless аудиоформаты.
Cue sheet
Если вы все же решились использовать lossless audio для хранения ваших музыкальных записей, то вам желательно знать что такое cue sheet.
Cue sheet, или файл cue применяется тогда, когда альбом какой-либо группы у вас на ПК хранится не «нарезанный» по песням, а целиком одним фалом, т.е. образом диска/единым архивом. Естественно файл можно проиграть и без cue sheet, при условии что этот формат поддерживается проигрывателем. Но тогда навигация по альбому будет осуществятся только «на ощупь», так как проигрывать будет видеть весь альбом как одни длинный трек.
Вот тут в помощь нам и приходит cue-файл, из-за которого проигрыватель видит альбом не одним трэком, а раздельно по песням, а так же знает много чего интересного о самом альбоме. Ведь как раз в cue-файле и хранятся данные о том, в какую секунду/долю секунды начинается трэк и когда он заканчивается, кто его исполнитель, к какому жанру он относится, из какого он альбома, в каком году записан и т.д.
Сам же cue из себя представляет обычный текстовый файл, который можно спокойно открывать тем же блокнотом и редактировать. Так же информацию из cue можно хранить в тегах самого файла lossless-аудио по стандарту APE, вот только не все lossless форматы поддерживают данную опцию.
Более подробно о cue sheet вы можете прочитать на Википедии, там же вы найдете и описание его синтаксиса.
Alternative output (Особенности Windows Vista и Windows 7)
Данная тема актуальна для пользователей ОС Windows, в частности Windows Vista и Windows 7. В этих системах еще при разработке Microsоft, по непонятной мне до сих пор причине, решила вообще всем программам и приложениям закрыть доступ к драйверам звуковых устройств через DircetSound. На обычном же WaveOut полноценного доступа к драйверам не было и раньше.
Т.е. в этих системах вообще все программы лишены возможности аппаратно силами звукового устройства обрабатывать звук, разгрузив тем самым центральный процессор и избавив его от этой задачи. Теперь все это делает сама система с помощью программного микшерного ядра KMixer, который производит все вычисления силами центрального процессора.
Это означает что толку от отдельных звуковых карт со своими процессорами при использовании стандартных выводов звука в этих системах практически нет.
Так же стоит упомянуть и о том, что качество программной обработки, микширования и ресемплирования у KMixer оставляет желать лучшего и не идет ни в какое сравнение с аппаратной.
Но ситуация не так плоха, как может показаться на первый взгляд. Помимо DirectSound и WaveOut на этих системах можно использовать альтернативные выводы звука, такие как ASIO и WASAPI Exclusive, отсюда и название данного раздела.
ASIO (Audio Stream Input/Output) — это ввод/вывод потоковых аудиоданных — протокол передачи данных с малой задержкой (англ. low-latency), разработанный компанией Steinberg (Скопированно из статьи на Википедии).
А говоря простым языком, это вывод (в нашем случае) звука напрямую на аппаратную часть звуковой карты (через драйвер звуковой карты), те это аппаратное микширование звуков, что дает неоспоримо более высокое, близкое к идеальному/«прозрачному», качество звука.
Логотип ASIO:
Но есть одна загвоздка – ASIO поддерживается на аппаратном уровне не всеми звуковыми картами. Можно даже сказать обратное, не так и много звуковых карт, которые поддерживают на уровне драйвера ASIO — практически вся линейка Creative Sound Blaster и Sound Blaster X-Fi может этим похвастаться, в отличии от встроенных звуковых карт.
Тут на помощь может придти WASAPI Exclusive (Windows Audio Session API) — это, по-сути, тот же вывод звука «в обход» всяческих системных программных микшеров и ресемплиров, прямиком к аппаратному микшеру и ресемплеру в драйвере звуковой карты, т.е. это некий аналог ALSA на Linux, если позволите так сказать. WASAPI Exclusive так же обеспечивает более или менее чистый звук, причем практически на всех звуковых картах, так как работает непосредственно с драйвером в обход всей этой «программной шелухи» в Windows, как я и написал выше.
Но есть и одна оговорка по поводу WASAPI Exclusive – при выводе звука через него звуковая карта переходит в «Монопольный режим». Вы наверняка встречали подобную опцию, если копались в настройках аудио устройств в Windows Vista или Windows 7. Так вот при переходе в этот «Монопольный режим» звуковое устройство (звуковая карта) оказывается полностью во власти программы, которая этот режим инициализировала, т.е. активировала. Остальные же программы и даже сама система в это время звук через данное звуковое устройство выводит не смогу, все эти звуки будут просто игнорироваться. Т.е. используя в аудио-проигрывателе при прослушивании музыки для вывода звука WASAPI Exclusive вы будете слышать только эту самую музыку и ничего более.
Выбор аудио-проигрывателя для ОС Windows
Во всемирной паутине существует великое множество различных аудио-/*и не только*/проигрывателей. Все они отличаются дизайном и возможностями, платностью и бесплатностью и т.д.
Лично я при выборе аудио-плеера отталкивался, во-первых, от вопроса поддержки чтения (декодирования) lossless audio форматов, таких как flac, ape, wv.
Дальше встал вопрос о бесплатности проигрывателя.
И уже окончательно принять решение меня заставила сама операционная система Windows 7 и её особенности (эти особенности я описывал в разделе «Техническая сторона вопроса» — «Alternative output (Особенности Windows Vista и Windows 7)»), так как о системах на базе Linux сейчас речи не идет. Кстати, на Linux мой выбор пал на DeadBeef + вывод звука через ALSA, звучание которого я считаю практически идеальным, но здесь заслуга не только его, но и ALSA. Но обо всем по-порядку.
Winamp
Описание этого проигрывателя можно найти практически в любом уголке интернета, и на Википедии тоже, так что здесь приводить его я не буду, а просто выскажу все мои «за» и «против».
Интерфейс программы:
Плюсы Winamp
+ Обилие плагинов, которыми «брызжет» официальный сайт.
+ Простой и понятный интерфейс.
+ Обширное количество настроек, как основных компонентов и модулей самого проигрывателя, так и различных горячих клавиш, ассоциаций с айдиоформатами и т.д.
+ Поддержка в стандартной компоновке lossless аудиоформата .flac.
+ Поддержка вывода звука через Open AL, ASIO и WASAPI Exclusive с помощью output плагинов.
Минусы Winamp
– Отсутствие поддержки в стандартной компоновке lossless аудиоформатов ape и wv.
– Отсутствие нормальной поддержки Cue sheet, чтением информации из них и т.д. (Подробнее в разделе «Техническая сторона вопроса»)
Итог
От использование Winamp мне пришлось отказаться, так как два существенных минуса, перечисленные мною выше, значительно перевесили все плюсы.
Первый минус оказался существенным потому, что хоть для воспроизведения формата ape нам на помощь и может придти обилие плагинов к проигрывателю, но вот с wv ситуация обстоит весьма печально — для его проигрывания официально плагина нет.
Второй недостаток Winamp говорит сам за себя. И учитывая даже что существует пару плагинов для чтения cue на официальном сайте, все равно заставить нормально работать Winamp с cue так и не удается. У меня это выражалось тем, что информация считывалась как из самого файла, отображая образ диска в ape единым трэком, так и из cue sheet, отображая рядом точно такой же альбом, но уже разбитый на треки. С некоторых же образов дисков в ape данные вообще не считывались. Естественно нормально ориентироваться в таком бардаке не получается.
AIMP2
Описание проигрывателя вы можете прочитать на Википедии.
Интерфейс программы:
Плюсы AIMP2
+ Очень удобный и функциональный интерфейс
+ Поддержка в стандартной компоновке большинства lossless аудиоформатов, таких как flac, ape, wv и т.д.
+ Корректная работа с cue. Вся информация из cue считывалась без проблем и не возникло дублирования.
+ Не требователен к ресурсам системы
Минусы AIMP2
– Отсутствие поддержки вывода звука через Open AL, ASIO или WASAPI Exclusive с помощью output плагинов. Output плагинов как таковых под AIMP2 не существует вовсе.
– Малое количество плагинов, расширяющих функционал аудио-проигрывателя.
– Игровой движок BASS, используемый в плеере для декодирования и воспроизведения музыки заметно мылит звук и слишком сильно усиливает низкие частоты.
Итог
В случае с AIMP2 решающим и основополагающим фактором отказа от его использования было отсутствие возможности выводить звук через Open AL, ASIO или WASAPI Exclusive. Сам разработчик обещал, что новая версия, точнее новое поколение данного аудио-плеера — AIMP3 будет поддерживать вывод звука через ASIO и WASAPI Exclusive, но её релиз состоится в лучшем случае через пол года.
foobar2000
Описание проигрывателя вы можете прочитать на Википедии.
Так у меня сейчас выглядит интерфейс foobar2000, после некоторых простых изменений настроек оформления:
Плюсы foobar2000
+ Поддержка в стандартной компоновке практически всех самых популярных аудиоформатов (MP3, MP4, AAC, CD Audio, WMA, Vorbis, FLAC, WavPack, WAV, AIFF, Musepack, Speex, AU, SND)
+ Большое количество плагинов, с помощью которых, например, можно расширить и пополнить список поддерживаемых плеером форматов, таких как ape, AC3, ALAC и т.д.
+ Поддержка вывода звука через ASIO и WASAPI Exclusive с помощью output плагинов.
+ Не требователен к ресурсам системы
+ Присутствует встроенный конвертер аудиоформатов. Позволяет прямо из плей листа указать какие треки нужно перекодировать, в какой формат и куда их сохранить.
+ Обширные возможности по настройки практически всех элементов и компонентов аудио-проигрывателя.
+ Возможность полностью настроить интерфейс программы так, как вам хочется.
+ Поддержка смены тем оформления прямо на лету, а так же их сохранения и экспорта во внешние файлы.
+ Качественные алгоритмы воспроизведения и обработки аудио-потока. Аудио-проигрыватель действительно выдает очень качественный и чистый звук.
+ Возможность обмена информацией с внешними переносными музыкальными устройствами типа iPod и т.д.
Минусы foobar2000
– Некоторая сложность освоения всех настроек и возможностей, которая может возникнуть у неопытных пользователей.
Итог
foobar2000 представляется мне практически идеальным аудио-проигрывателем под Windows. Не зря существуют проекты под тем же Linux, которые пытаются походить на него, как раз DeadBeaf, о котором я упоминал выше, является одним из них.
В foobar2000 меня устроило практически все, а с некоторой сложность освоения я расквитался достаточно быстро. Зато обилие настроек и всего того, что в foobar2000 можно «поковырять» меня очень порадовало, так как являясь пользователем систем на базе Linux, я очень люблю запустить свои «шаловливые рученьки» в настройки и переделать все так, как мне нравится. =)
Несколько примеров использования для foobar2000 альтернативного стиля оформления Panels UI:
JetAudio (COWON MediaCenter) Basic
Полноценная версия проигрывателя JetAudio — Plus VX является платной, с возможностью пробного использования в течении 30 дней. Но так как одна из целей обзора — подобрать бесплатный аудио-проигрыватель для постоянного использования, то выбор пал на бесплатную и в чем-то урезанную функционально версию Basic. Подробнее про JetAudio можно прочить на Википедии.
Пример одного из вариантов стандартной темы оформления (скина):
Плюсы JetAudio
+ Богатая функциональность проигрывателя. Позволяет как прослушивать музыку, так и просматривать видео, налету конвертировать треки или записывать CD диски.
+ Приятный дизайн, а так же проработанное логичное меню проигрывателя не вызывает никаких неудобств или затруднений при освоении.
+ Удобная организация и управление библиотекой мультимедиа.
+ Проигрыватель представляет из себя настоящий мультимедиа центр. В стандартном пакете он поддерживает почти все современные популярные аудиоформаты сжатия, как с потерей качества, так и без (lossless), а так же позволяет проигрывать большинство современных видео форматов и даже просматривать DVD-Video.
+ Большое количество различных аудио фильтров, усиливающих громкость записи, фильтров наложения эффектов и т.д.
+ Меню проигрывателя переведены на большинство языков мира.
Минусы JetAudio
– Обработка звука системным программным микшерным ядром KMixer, а так же отсутствие поддержки вывода звука через ASIO, либо WASAPI Exclusive с помощью output плагинов.
– Заметная нагрузка на систему по сравнению с другими проигрывателями, участвовавшими в данном обзоре.
– Проигрыватель не поддерживает Cue sheet (Подробнее в разделе «Техническая сторона вопроса»).
– Платность полной версии и урезанный функционал бесплатной версии.
– В стандартном пакете JetAudio присутствует локализация только на английском языке, локализации на другие языки нужно скачивать с официального сайта.
Итог
Как аудио-проигрыватель JetAudio оставил о себе двоякое впечатления и не смог переманить меня на «темную сторону», заставив отказаться от использования foobar2000. В виду этого свои впечатления о JetAudio я опишу подробнее, чем впечатления от других проигрывателей.
Первый же минус JetAudio, который всплывает еще при скачивании — платность полной версии. Обычный пользователь естественно предпочтет скачать кокой-нибудь бесплатный мультимедиа проигрыватель, чем платить за JetAudio. Причем самое обидное — обладатели фирменной продукции COWON тоже не смогут бесплатно получить полную версию JetAudio. Им за неё тоже придется платить.
Конечно в комплекте с портативными плеерами COWON присутствует менее урезанная функционально версия Basic VX, но она все равно урезана относительно платных версий Plus VX, либо Premiere VX.
Следующий недостаток, который мне сразу бросился в глаза при организации аудио-библиотеки в проигрывателе — отсутствие поддержки Cue sheet.
Проигрыватель вообще не знает о существовании таких файлов и просто никак на них не реагирует. Соответственно чуть ли не вся моя коллекция музыки в lossless попала в раздел «Неизвестный исполнитель». Так же мне показалось, что проигрыватель не всегда корректно считывает теги из lossless аудиоформатов.
Затем я начал изучать настройки проигрывателя, в которых обнаружил множество различных аудио фильтров с броским названиями, вроде «X-Bass», «Wide», «BBE HD Sound» и т.д.
Большинство этих фильтров лично для меня особой ценности не представляют и кажутся маркетинговыми ходами. Например фильтр «BBE HD Sound» якобы должен восстанавливать чистоту и чёткость звука, а на самом деле он просто динамически увеличивает громкость на различных частотах — нечто вроде автоматического эквалайзера, подстраивающегося под спектр в реальном времени.
В основном все эти фильтры буду полезны любителям слушать mp3 в низком битрейде, либо любителям смотреть видео с низким качество звука. Музыка же в lossleess начинает звучать из-за этих фильтров неестественно, так как соотношение и баланс инструментов и звуков, которые были определены еще в студи при сведении, нарушаются.
Дальше я обратил внимание на то, что сам проигрыватель при воспроизведении одного из lossless аудио файлов нагружал мой процессор примерно на 4-5%, при этом также системный процесс audiodg.exe начал создавать дополнительную нагрузку в 5-10%, что в купе давало примерно 10-15% нагрузки на систему.
Причина этого кроется в выводе звука через WaveOut и как следствие обработке звука, а так же наложение всех фильтров и эффектов с помощью системного программного микшерного ядра KMixer. Никаких плагинов для поддержки вывода звука через ASIO, либо WASAPI Exclusive мне найти не удалось. Тем более, как я упоминал ранее в разделе «Техническая сторона вопроса»
— «Alternative output», KMixer сам по себе заметно мылит звук, а так же создает акцент на низких частотах. В общем звучание проигрывателя на системах Windows Vista и Windows 7 назвать чистым у меня язык не повернется.
Исходя из всего выше описанного становится понятно, что мой выбор пал на foobar2000 и я до сих пор считаю, что этот проигрыватель при выводе звука через ASIO, либо WASAPI Exclusive дает самое чистое и качественное звучание.
Спасибо всем, у кого хватило терпения и сил прочитать данную статью! =) Если вы заметили ошибку или считаете, что я в чем-то не прав, то напишите здесь об этом и я обязательно приму к сведению ваши замечания.
Copyright © 2010 Tsiryuta G. N. <spbtgn@gmail.com>
Лучшие комментарии
А видео я проигрываю при помощи MPC HC + ffdshow.
До этого я очень длительное время пользовался The KMPlayer, но когда перешел на Win7 x64, обнаружил что он не стабилен на этой системе и у него проблемы с совместимостью.
JetAudio я почти не пользовался, но сейчас есть желание поставить, потестить и дополнить статью. =)
выбирать программы всегда нужно под себя, это бесспорно
А теперь о паре неточностей:
1) Очепятки(у кого их нет?)))) — «аудио-трактат», «будите» и т. п.
2) «Все они обладают более качественной, чем MP3, психоакустической моделью и более совершенными алгоритмами обработки и сжатия» — ну это пижонство, что такое психоакустическая модель? — шозанах?
А во-вторых, слово алгоритмами — неуместно, ибо алгоритм всегда был один — FT, то бишь гоняют аналог в цифру и наоборот преобразованиями Фурье — и ничего другого не придумали. А вот методы преобразований слегка поменяли — то есть то ли знания автора поверхностны, то ли мелкий косяк. Тем более дальше ведь сам говоришь метод lossless(все таки такая статья — надо марку держать)
3) А как же Jet Audio, который крайне всеяден, стабилен и совместим?)))
Сейчас у этих наушников и очень упругий и сочный бас, а так же четкие средние и верхние частоты. Причем чувствуется фирменное не навязчивое звучание Sennheiser, от которого не устаешь нисколько.
Сам давно перешел на lossless форматы. А именно года 2-3 назад, когда пошел в музыкальную школу и стал слушать очень много гитарной музыки. В следствии чего улучшился слух и стали слышны все потери при сжатии в мп3, даже на 320… А lossless форматы дарили тот самый звук, который музыкант хотел донести до слушателя. Ну и собственно начали искать проигрыватель… От Winampa отказался сразу, потому что он мне попросту не нравиться. До сих пор сижу на AIMP, меня устраивает полностью… Потому что стоит он на ноутбуке с, понятное дело, встроенной аудио картой… Так что все равно качество звука не то.
Но меня спас папа!) Купив хороший, дорогой ресивер и хорошую, дорогую аудиосистему с большииими колонками. Так что я теперь редко слушаю музыку на компьютере. Покупаю диски любимых групп и сразу же включаю на своей любимой аудио системе))
Очень доволен качеством звука!)
Хотелось бы услышать чье-либо мнение по этому поводу — Оставить как сейчас или вернуть как было?
«Все они обладают более качественной, чем MP3, психоакустической моделью и более совершенными алгоритмами обработки и сжатия» — я это предложение забыл поправить, когда печатал. Меня по-моему кто отвлек тогда по скайпу =) Спасибо, что напомнил =)
Сейчас исправил до того состояния, в котором он должно было быть =) Т.е. добавил поясняющую ссылку и подправил предложение
под спойлерами удобнее, как сейчас)
Т.е. foobar2000 должен хорошо себя чувствовать на всех композициях и жанрах. =)
Если ты про троллей то «Лига Плюсов» тебя вытащит даже из самого ужасного минуса)