12 апреля 2013 12.04.13 37 3060

Гайдота. Пишем рассказ правильно.

+47

Относительно давно я обещал выдать эту кашу из моих собственных наблюдений и советов, полученных от фикрайтеров. Сумбурно, непродуманно. As is.

Познакомился с миром фанфикшена я случайно. Было время, когда я не понимал увлеченность многих серией романов Дж. К. Роулинг о приключениях юного волшебника «Гарри Поттера». Причем увлеченность эта была невероятно странной, ими зачитывались и взрослые и дети. Как-то раз я решил-таки пойти на поводу мейнстрима и прочел. Все 7 книг за крайне небольшой промежуток времени. Вдаваться в подробности не буду, но мне захотелось еще.

Что делать в этом случае? Лезть в интернет. Каким-то образом, на 8 странице поисковой выдачи я набрел на один фансайт. И все заверте… Два года подряд я читал все новые и новые фанфики. Перепробовал все роли, от беты, до переводчика и автора. Хотя мои изыскания и не были в общем-то успешными, но я завел знакомства с успешными фикрайтерами и набирался опыта.

Для блоговчан, умение писать важно. Не каждый из вас удумает писать какой-то рассказ, или, Боже упаси, книгу. Но, я думаю, что нижеследующая каша из моих собственных наблюдений и кое-каких очевидных, в общем-то, советов, пригодится практически каждому.

Что-ж, приступим:

1. С чего начинается рассказ? С идеи. Если у Вас развито воображение, то для создание любого остова сюжета достаточно нескольких ключевых моментов. Место действия, персонажи, жанр – джентельменский набор для мозгового штурма.

Заострить внимание стоит на жанре. Я практически на 100% уверен, что у новичка вроде меня или Вас не выйдет детектив, любовный роман, фэнтази или научная фантастика. Возьмите на первых шагах что-то попроще, в близкой к реальности обстановке. Что-то, где аккуратно расставленные отсылки на протяжение всего действа не так важны, или заметны. Идеальным для начинающего писаки будет небольшой приключенческий или юмористический (что, впрочем также опасно для людей с нестандартным чувством юмора) джен (что значит, без любовных отношений).

2. У нас есть идея. Отлично! Но мы не бежим скорее писать первую главу. Нет, нет и нет. Мы открываем Word, и начинаем постепенно продумывать основу ВСЕГО сюжета. Работа такая делается в три этапа:

I. Краткий пересказ. Да, действительно пишем краткий пересказ всего действа от корки до корки. Займет много времени, почесать репу придется. Однако уже на этом этапе, выяснится абсурдность некоторых частей первоначальной задумки, а также куча пробелов. Вы должны приблизительно понимать какого объема выйдет все произведение. Еще, ничего на данном этапе не окончательно. В последующей проработке может поменяться около 80% надуманного здесь, однако эта кропотливая работа, несомненно, окупится.

II. Разбивка по главам/частям. Даже если рассказ выйдет в одну главу (так называемый “oneshot” ) Краткий пересказ нужно разбить на части. Помните про постепенное развитие действа. Сначала знакомство с героями, местом действия, зачатки основных проблема, далее идет постепенное, но неуклонное развитие событий, в конце кульминация. Если вы попытаетесь впихнуть ее где-то в середину, читатель будет не только в замешательстве, но и последующий текст будет уже не столь интересен.

Разбивая на главы, нужно четко понимать, что ты хочешь в каждой из них показать, какого героя, какое место ввести, какую новую информацию для размышления дать читателю. Допустим, вспоминаем того же Гарри Поттера. В первых главах нам дают первоначальные знания о персонаже, его судьбе, потом завязка действа – получение письма, знакомство с волшебным миром, ввод других главных героев, затем мы узнаем об обратной стороне Магической Британии: аристократии и полукровках, кража философского камня – шаг в сторону развития событий…
Звучит страшно сложно, и, не буду врать, это так. Но, если вы и собираетесь писать, делать это надо умно. Правила литературы, как и многие другие, можно опровергать, но не нам. На стадии обучения следование классической модели строго обязательно.

По ходу второго этапа, размышляя над содержимым главы, не забывайте про сюжет в целом. Здесь уничтожаются большая часть несостыковок, излишеств и корявостей сюжетной линии.

Стоит прояснить момент: ни в коем случае не стесняйтесь в плане под каждой главой делать пометки, на вроде «Здесь Вася находит бластер», «Тут ГГ встречают будущую принцессу бурундуков». Это – ваши пометки для вашего же удобства, красота в них — не главное.

III. Заключительный этап. Составляем развернутый пересказ главы, на основе пометок и кусков первоначального плана, и даже нечто большее. Наша задача сделать плавную сюжетную линию именно этого кусочка, расставить приоритеты, какие-то «пасхалочки», и вообще сделать все, чтобы писание самой главы сводилось лишь к более подробному и красочному раскрытию плана.

Здесь нужно уже следить за размером глав (кстати, размер главы может, конечно же, варьироваться, но по опыту 6200 слов вполне достаточно для читателя и для беты, чтобы убить на вычитку от 3 часов), по необходимости перекраивать разбивку, сдваивать или разбивать их, добавлять события, героев. Это может привести к переделки большей части работы, но в редких случаях.

План на 3 этапе может состоять не только из сухих фраз, но и полноценных кусков текста, что существенно облегчит и дальнейшую работу и вполне неплохо скрасит рутину :)

P.S. Кроме разбивки на главы, для крупных рассказов следует составить второй документ-шпаргалку. Сюда включаются имена, характеристики, внешний вид героев, их привычки и, возможно, коронные фразочки. Так же основные места действия, важные предметы и прочая, прочая подобного рода.

3. Теперь сам процесс писательства. Я солгу, если скажу, что это просто, но чем более развернут и продуман план главы, тем благоприятней процесс. От него можно будет даже получать удовольствия на протяжении всего труда. На самом деле, самый приятный, хотя и самый трудоемкий этап.

Для того, чтобы писать, нужно быть начитанным. Дело не только в объеме словарного запаса, но и в знании языковых оборотов и стилистических штампов. Конечно же, у писателя должен быть свой стиль, но вырабатываться он должен на основе трудов других, более опытных и именитых. Текст должен быть приятный, легко читаем. Еще о кое-чем более подробно:

Персонажи. Не забываем про шпаргалку: каждый персонаж в каком-то роде уникален. Вы можете не заострять внимания на массовку, но их нужно различать, одинаковы они быть не могут. Персонажам второго и первого плана уделяется особое внимание. Не только характеры, но и манера говорить, одеваться, какие-то привычки должны выделять их. Допустим у нас есть две группы людей. Например те же аристократы и «шелуха». Здесь существует три категории характеристик: межгрупповые, групповые и персональные. Межгрупповые – равно или в какой-то степени свойственные представителям обоих групп. Например, все они – маги, любят магический спорт и так далее. Групповые – общие для людей в группе. Аристократов выделяет манерность, стиль одежды. У людей близко знакомых могут существовать особенные речевые средства, свойственные в их узком кругу. И в то же время каждый персонаж здесь – личность. У него будут и свои словечки и свои внешние отличия и привычки свои, при прочих равных. Следует отметить, что автор не должен стесняться заставлять своих героев делать в речи ошибки, ведь делая упор на полную речевую грамотность, Вы показываете всех не только неестественно правильными, но и усложняете себе работу.

Описания. Это неотъемлемая часть текста. Теорию описаний трудно преподать, ее нужно внутренне ощущать. Дело в том, что есть авторы, не способные создавать длинные красивые описания, а есть те, которые, наоборот, выразить слова кратко не в силах. Однако же, Вам в любом случае нужно понимать где можно переборщить, а где недоборщить. Лично я бы предпочел стремиться к краткости. Если дело касается описания важного персонажа, то он будет встречаться не раз, и постепенное добавление деталей придаст некоторый шарм. С другой стороны, описывать незначительный объект слишком выразительно не имеет смысла. Однако бывают случаи, когда без длинных описаний не обойтись. Например, Главный Герой встретил девушку внеземной красоты и потом рассказывает о ней другу.

От чьего лица рассказывать – важный выбор. POV (от 1 лица) – субъективно пишется легче, однако кое-какие загвоздки возникают. Автор лишает себя возможности обозначить некоторые вещи, которые не заметны для главного героя. Так же, с одной стороны, характер раскрывается наиболее полно, с другой – автор запирает себя в манере речи героя повествования. Рассказ от третьего лица имеет свои особенные трудности, но, по сути, универсален. Я не говорю, что POV не следует использовать вообще, но не стоит рисковать с ним в рассказах с несколькими главными лицами, а также крупных и масштабных историях.

4. Вычитка. Ненавистный, но очень и очень полезный процесс. Найти орфографические и пунктуационные ошибки, почистить стилистику, исправить неудачные моменты… Можно, но слишком муторно для нашего измученного писаки. Найдите себе помощника. Во-первых, у вас будет время подготовиться и отдохнуть, во-вторых, как замечено на личном опыте, свои ошибки ты вообще не видишь, а чужие углядеть – в разу проще. Опыта в вычитке у меня довольно много, и если и писать об этом подробнее, выйдет целый гайд.


Лучшие комментарии

1.5к слов, неплохо для неподготовленного 2 часового стучания по клавиатуре, хм?
Красавец. :) Даже объем текста вполне сносный, хоть и великоват для бложиков.
Про фанфики могу сказать одно. Все авторы начинали с этого. ВСЕ. И Донцова, и Мартин, и Толстой. Небольшие рассказы на тему. Постепенно отточили свой дар и вот они в тренде.
Другое дело, что гавна слишком много, отчего искать что-то достойное крайне лень, но что поделать.
В любом случае, такие фанфики развивают у людей таланты, грамотность и умение пользоваться словами, что пригодится везде. Это здорово!
Столько фанфиков сколько по Гарри Поттеру нет, наверное ни у одного фандома.

Есть такой способ написания «на карточках», он похож на описанный, но по-моему все таки несколько проще.

Основные узлы сюжета прописывются на ярких карточках. Герои — на карточках другого цвета. Потом расклеиваешь это все на стене в нужном порядке и приступаешь к написанию.
А у меня проще процесс: беру и заваливаю сг постами.

Так, да?
3. Заключительный этап

3. Теперь сам процесс писательства

Баг или фича?
Ай молодца. Много почерпнул.
Благодарю плюсами в тему и профиль! Очень полезно, теперь еще на один шажок ближе к грамотному написанию повести=)
Лучше используй буквы или римские цифры, чтобы разные уровни нумерации разделить. :)
Ай Маляца! Ай удружил! Ждал этого поста, но как-то не к месту было спрашивать. Иии. Твори поскорее свою задумку. Хотя бы кусочками выкладывай :3

P.S Есть пара опечаток в окончаниях.
Я бы что-нибудь добавил, но кто я, чтобы что-то добавлять(( Да и навеёло.
Гребанный зеленый торшер. Он преследовал меня. По пути на работу. В проезжающих мимо меня в машинах и на станции Метро. В темных коридорах университета. В кинотеатрах и в кафе. Везде мелькала его зловещая, черная тень.
Всё началось пару недель назад- на распродаже был куплен торшер за смешные деньги. Он гордо обосновался в моей комнате… Ну и так далее, и тому подобное…
Бывает, дело было вечером, ничего вычитывать не хотелось уже, выложить да лечь спать
Молодчага, Киану :)
В общем, вычитал и узнал что следует изменить, что убрать, а что добавить лично для себя. Но у меня вопрос чисто из моей практики. Я, обычно, не выкладываю в Интернеты всю свою фанфоту, ибо боязно, но не в этом дело. Проблема в том, что я могу писать полные описания всего, от зеленого торшера в левой части здания в корпусе С, до поведения кошки в левом блоке. Мне кажется, что уж лучше их сокращать, но как? И я пишу главы не такие большие(около 1.5 — 2 тысяч слов), но если будет что-то внезапное нахлынувшое, то и ещё меньше. Это нормально или как?
Хороший гайд. Сейчас фактически такой-же схемой и пользуюсь))
Читай также