Приветствую всех! Сегодня я решил разобраться в довольно неоднозначной теме — а чем же нас так притягивает атмосфера постапокалипсиса и почему всё больше книг, игр и фильмов выходит на эту тему.
Постапокали́птика (ПА) — жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Основным характеристическим признаком ПА является развитие сюжета в мире (или ограниченной его части) со специфической историей. В прошлом этого мира цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил некую глобальную катастрофу, в результате которой цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены.
Самые распространённые варианты ПА:
Третья мировая война (Метро 2033);
Зомби-апокалипсис (Resident Evil);
Восстание ИИ (Терминатор, Матрица);
Инопланетное вторжение (День, когда Земля остановилась; Mass Effect);
Локальный (I`m Alive) или общепланетарный (Survarium) катаклизм.
Естественно, этот жанр не получил бы такого развития, не будь он так притягателен. Но вот в чём фокус – трудно ответить, чем же всё-таки так манит людей ситуация потенциального уничтожения человеческого вида или, на худой конец, цивилизации. Давайте попытаемся разобраться в мотивах, которые движут людьми.
Вседозволенность.
Каждый из нас живёт в обществе. Однако, всем давно известно, что невозможно жить в обществе и быть от него абсолютно свободным. Мало-помалу, но людская толчея начинает раздражать: толкнули в транспорте, нахамили в магазине/больнице, наорал шеф… Список можно продолжать бесконечно. Важно лишь, что напряжение со временем растёт, набираясь по капле. Даже если у человека есть способы снять стресс, он уже всё равно будет подсознательно готов к подобному обращению на следующий день что, само собой, не добавит симпатии к окружающим. У некоторых людей раздражение постепенно вырастает в неприязнь к социуму. Глядя на снующих вокруг людей, появляется желание перемен к лучшему, вот только выражается оно своеобразно – в идее, что мир должен рухнуть, и тогда уж всё изменится. Да, вот тогда точно можно будет разбить все стёкла на машине шефа и проколоть колёса; напасть на гопников около подъезда, предварительно вооружившись украденным в оружейке стволом; обнести супермаркет и прочее-прочее.
Лишившись внешних ограничителей, таких как закон, вся низменная сущность человека непременно рано или поздно вырвется наружу. И тогда уже только ему одному будет известно, что он станет делать.
Справедливости ради стоит заметить, что далеко не все начнут мародёрствовать и убивать. Большая часть людей всё же попытается вернуться к прежней жизни, сплотившись вокруг появившихся лидеров.
Дух «Робинзона». Один без всех
Думаю, все из нас если не читали, то хотя бы видели экранизацию романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Человек остаётся один наедине с самим собой. Впервые в жизни, что вполне возможно, он предоставлен сам себе. Никто не отведёт за ручку и не скажет, что нужно делать. Абсолютная свобода, о которой многие так мечтают. Вот только где взять эту свободу горожанину, живущему все свои года в одной и той же квартире панельной многоэтажки? Выбраться получается только редкий раз за город или на отдых в южные страны. Но и там снова человек не остаётся один – вокруг толпы таких же, как он, желают отдохнуть от ежедневной рутины. Вот тут-то и появляются мысли о том, чтобы попасть на необитаемый остров или же оказаться совершенно одному в пустом городе. Проснуться в абсолютной тишине, не видеть бесконечных пробок на дорогах, запаха бензина в воздухе, толкотни в метро… Только абсолютная свобода так же убийственна, как и заточение в одиночной камере. Роберт Невилл из романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда» оказывает точно в такой же ситуации, но за одним исключением – он не хотел остаться в одиночестве среди мутировавших (В экранизации он сам является виновником всего произошедшего).
Война. Внутренняя жажда насилия.
— Сознание моё хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я?
Писатель. Сталкер. 1979г. реж. А. Тарковский
Пожалуй, самым распространённым сценарием краха цивилизации является Третья Мировая война. По подсчётам аналитиков длиться она будет всего несколько часов. Максимум – пару суток. Все международные соглашения будут попраны в первые же секунды, когда всем известные державы решат нанести упреждающий удар. Далее всё пойдёт по цепочке, подобно неуправляемой ядерной реакции – химическое и бактериологического оружие также достанут из загашников, чтобы уж точно побить супостата (попутно отравив землю на много метров вглубь и тысячелетий вперёд). Как итог – ни победителей, ни побеждённых в это войне не будет. Самая глобальная в мире ничья превратится в абсолютное уничтожение всех и вся если не прямым умыслом, то уж последствия затронут каждого.
В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» описан как раз такой вариант развития событий: поверхность в больших городах больше непригодна для жизни и люди вынуждены спасаться в метро, которое тоже не так и дружелюбно. Общество раскололось на противоборствующие фракции и каждая проводит свою политику: свободные станции выживают за счёт торговли или присоединения к уже существующим альянсам, коммунисты задались целью построить «коммунизм на отдельно взятой ветке метро им. Ленина», нацисты создали 4 рейх на 3 станциях, и, конечно же, Ганза – самое влиятельное из новых объединений. Добавьте к этому постоянную войну между большинством фракций, преступный мир так же никуда не исчез и процветает. Да, и не забудьте об изрядном количестве мутировавших животных, аномалиях и сектантах. И даже свой шанс на спасение (симбиоз с Чёрными) люди по своей привычке отвергли, а разумным мутантам устроили ракетный обстрел.
Любовь к ужасам.
Эта тема всегда вызывала неподдельный страх вперемешку с таким же неудержимым любопытством в людях. Вместо желания спрятаться, услышав шорох в подвале, где (по закону жанра) нет света, главные герой фильма/книги/игры непременно спустится туда. Дальнейшее развитие сюжета всем нам известно. Или прогулка в одиночку по лесу/кладбищу, имеющему дурную славу. Тема эта также бездонна в своих воплощениях, как и порой банальна. Но тем и интригует, что в основе своей есть лишь несколько сюжетов для раскрытия идеи. И главный из них – преодоление этого скрытого где-то в подсознании ужаса перед темнотой или зловещим местом. Каждый из нас где-то в глубине души желает побороть страхи, или просто пощекотать себе нервы.
Раньше ужасы заключались в показе одного вампира на весь фильм («Носферату. Симфония ужаса» 1922г. Реж. Фридрих Вильгельм Мурнау). И этот фильм действительно пугал людей. Сейчас же высокополигональная физиономия оборотня, которая высовывается на тебя из экрана в кинотеатре, заставляет рассматривать насколько качественно она нарисована, но никак не испытывать чувство страха. Страхи людей изменились, нужно всё больше нагнетания мрачной атмосферы и куда большей трагичности. Теперь в главной роли нужно ставить в фильмах ипотеку и высокий процент по кредиту или всемирный абзац, но никак не «старых добрых» вампиров и оборотней. Хотя, это уже ближе к жанру антиутопии.
Итак, что же мы видим? Любовь к постапокалипсису, как и к любому другому виду творчества, является ничем иным, как отражением внутренней сущности человека на окружающую его действительность. Если же человек находится в подавленном состоянии, в хроническом депресняке или просто любит вид разрушенных строений (к последним отношусь и я), то жанр постапокалипсиса является как раз тем, что хочется увидеть и почувствовать. Вот только далеко не факт, что оказавшись в реальных условиях разрушения и падения цивилизации, эти люди будут чувствовать себя также уютно, как и дома, потому что сидя в бункере или тоннеле метро уже не завернёшься в плед, заварив кастрюльку чая и кружку пельменей))
В данной статье я попытался, не углубляясь в психологические причины происходящего, разобраться, чем же так манит людей тематика постапокалипсиса. Насколько это получилось – решать вам. Пытошная в комментариях. С вами был Hasar, до скорого!
P.S. Чуть не забыл…
Лучшие комментарии
atomgribP.S.Чувак, люди не могут, как ты говоришь «сплотиться и строить светлое будущее».Будущее будут строить потомки тех, кто разрушил мир.У нас в крови война и дележка власти.Люди всегда будут искать свое место под солнцем и если это место придется отвоевывать, то будет проливаться кровь.Просто представь, что вся финансовая и электрическая система рухнула в один момент и везде.Паника, хаос.Люди будут кучковаться и пытаться хоть как-то выживать, а раз они не могут ничего купить, то они будут «воровать», а раз продуктов будет ограниченное количество-будут те, кто умыкнут еду первыми.А еще будут те, кто убьет первого умыкнувшего, дабы не помереть с голодухи. Вот и все.Выживает сильнейший.
atomgribXD
Ладно скважины, но колодцы то, там жешь никаких механизмов нету.
На лошадях разъезжают ещё люди, немного но есть такие.
Всегда считал, что пойти в лес и нарубить дров не такая уж и проблема, да могут возникнуть проблемы с топором, но это в долгой перспективе, а к тому времени уже что-то придумают. Ведь не сразу все блага станут недоступны. Пройдёт с десяток лет, прежде чем понадобится заного ковать топоры, лопаты и другую железную утварь, но грёбаных 10 лет… Люди уже примерно знают что это такое и наверняка найдётся человек, который сможет всего лишь воспроизвести предыдущий опыт.