8 апреля 2013 8.04.13 91 15K

За что мы любим постапокалипсис?

+78

Приветствую всех! Сегодня я решил разобраться в довольно неоднозначной теме — а чем же нас так притягивает атмосфера постапокалипсиса и почему всё больше книг, игр и фильмов выходит на эту тему.

Постапокали́птика (ПА) — жанр научной фантастики, в котором действие развивается в мире, пережившем глобальную катастрофу. Постапокалиптическим называют также творческий стиль, несущий настроение пустынности, одиночества и ужаса в образах постаревшей и покинутой техники или зданий.
Основным характеристическим признаком ПА является развитие сюжета в мире (или ограниченной его части) со специфической историей. В прошлом этого мира цивилизация достигла высокого уровня социального и технического развития, но затем мир пережил некую глобальную катастрофу, в результате которой цивилизация и большинство созданных ею богатств были уничтожены.
Самые распространённые варианты ПА:
Третья мировая война (Метро 2033);
Зомби-апокалипсис (Resident Evil);
Восстание ИИ (Терминатор, Матрица);
Инопланетное вторжение (День, когда Земля остановилась; Mass Effect);
Локальный (I`m Alive) или общепланетарный (Survarium) катаклизм.
Естественно, этот жанр не получил бы такого развития, не будь он так притягателен. Но вот в чём фокус – трудно ответить, чем же всё-таки так манит людей ситуация потенциального уничтожения человеческого вида или, на худой конец, цивилизации. Давайте попытаемся разобраться в мотивах, которые движут людьми.

Вседозволенность.
Каждый из нас живёт в обществе. Однако, всем давно известно, что невозможно жить в обществе и быть от него абсолютно свободным. Мало-помалу, но людская толчея начинает раздражать: толкнули в транспорте, нахамили в магазине/больнице, наорал шеф… Список можно продолжать бесконечно. Важно лишь, что напряжение со временем растёт, набираясь по капле. Даже если у человека есть способы снять стресс, он уже всё равно будет подсознательно готов к подобному обращению на следующий день что, само собой, не добавит симпатии к окружающим. У некоторых людей раздражение постепенно вырастает в неприязнь к социуму. Глядя на снующих вокруг людей, появляется желание перемен к лучшему, вот только выражается оно своеобразно – в идее, что мир должен рухнуть, и тогда уж всё изменится. Да, вот тогда точно можно будет разбить все стёкла на машине шефа и проколоть колёса; напасть на гопников около подъезда, предварительно вооружившись украденным в оружейке стволом; обнести супермаркет и прочее-прочее.
Лишившись внешних ограничителей, таких как закон, вся низменная сущность человека непременно рано или поздно вырвется наружу. И тогда уже только ему одному будет известно, что он станет делать.

Справедливости ради стоит заметить, что далеко не все начнут мародёрствовать и убивать. Большая часть людей всё же попытается вернуться к прежней жизни, сплотившись вокруг появившихся лидеров.

Дух «Робинзона». Один без всех
Думаю, все из нас если не читали, то хотя бы видели экранизацию романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо». Человек остаётся один наедине с самим собой. Впервые в жизни, что вполне возможно, он предоставлен сам себе. Никто не отведёт за ручку и не скажет, что нужно делать. Абсолютная свобода, о которой многие так мечтают. Вот только где взять эту свободу горожанину, живущему все свои года в одной и той же квартире панельной многоэтажки? Выбраться получается только редкий раз за город или на отдых в южные страны. Но и там снова человек не остаётся один – вокруг толпы таких же, как он, желают отдохнуть от ежедневной рутины. Вот тут-то и появляются мысли о том, чтобы попасть на необитаемый остров или же оказаться совершенно одному в пустом городе. Проснуться в абсолютной тишине, не видеть бесконечных пробок на дорогах, запаха бензина в воздухе, толкотни в метро… Только абсолютная свобода так же убийственна, как и заточение в одиночной камере. Роберт Невилл из романа Ричарда Мэтисона «Я – легенда» оказывает точно в такой же ситуации, но за одним исключением – он не хотел остаться в одиночестве среди мутировавших (В экранизации он сам является виновником всего произошедшего).

Война. Внутренняя жажда насилия.

— Сознание моё хочет победы вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса. А чего же хочу я?
Писатель. Сталкер. 1979г. реж. А. Тарковский
 

Пожалуй, самым распространённым сценарием краха цивилизации является Третья Мировая война. По подсчётам аналитиков длиться она будет всего несколько часов. Максимум – пару суток. Все международные соглашения будут попраны в первые же секунды, когда всем известные державы решат нанести упреждающий удар. Далее всё пойдёт по цепочке, подобно неуправляемой ядерной реакции – химическое и бактериологического оружие также достанут из загашников, чтобы уж точно побить супостата (попутно отравив землю на много метров вглубь и тысячелетий вперёд). Как итог – ни победителей, ни побеждённых в это войне не будет. Самая глобальная в мире ничья превратится в абсолютное уничтожение всех и вся если не прямым умыслом, то уж последствия затронут каждого.

 

В романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033» описан как раз такой вариант развития событий: поверхность в больших городах больше непригодна для жизни и люди вынуждены спасаться в метро, которое тоже не так и дружелюбно. Общество раскололось на противоборствующие фракции и каждая проводит свою политику: свободные станции выживают за счёт торговли или присоединения к уже существующим альянсам, коммунисты задались целью построить «коммунизм на отдельно взятой ветке метро им. Ленина», нацисты создали 4 рейх на 3 станциях, и, конечно же, Ганза – самое влиятельное из новых объединений. Добавьте к этому постоянную войну между большинством фракций, преступный мир так же никуда не исчез и процветает. Да, и не забудьте об изрядном количестве мутировавших животных, аномалиях и сектантах. И даже свой шанс на спасение (симбиоз с Чёрными) люди по своей привычке отвергли, а разумным мутантам устроили ракетный обстрел.

Любовь к ужасам.

Эта тема всегда вызывала неподдельный страх вперемешку с таким же неудержимым любопытством в людях. Вместо желания спрятаться, услышав шорох в подвале, где (по закону жанра) нет света, главные герой фильма/книги/игры непременно спустится туда. Дальнейшее развитие сюжета всем нам известно. Или прогулка в одиночку по лесу/кладбищу, имеющему дурную славу. Тема эта также бездонна в своих воплощениях, как и порой банальна. Но тем и интригует, что в основе своей есть лишь несколько сюжетов для раскрытия идеи. И главный из них – преодоление этого скрытого где-то в подсознании ужаса перед темнотой или зловещим местом. Каждый из нас где-то в глубине души желает побороть страхи, или просто пощекотать себе нервы.

Раньше ужасы заключались в показе одного вампира на весь фильм («Носферату. Симфония ужаса» 1922г. Реж. Фридрих Вильгельм Мурнау). И этот фильм действительно пугал людей. Сейчас же высокополигональная физиономия оборотня, которая высовывается на тебя из экрана в кинотеатре, заставляет рассматривать насколько качественно она нарисована, но никак не испытывать чувство страха. Страхи людей изменились, нужно всё больше нагнетания мрачной атмосферы и куда большей трагичности. Теперь в главной роли нужно ставить в фильмах ипотеку и высокий процент по кредиту или всемирный абзац, но никак не «старых добрых» вампиров и оборотней. Хотя, это уже ближе к жанру антиутопии.

Итак, что же мы видим? Любовь к постапокалипсису, как и к любому другому виду творчества, является ничем иным, как отражением внутренней сущности человека на окружающую его действительность. Если же человек находится в подавленном состоянии, в хроническом депресняке или просто любит вид разрушенных строений (к последним отношусь и я), то жанр постапокалипсиса является как раз тем, что хочется увидеть и почувствовать. Вот только далеко не факт, что оказавшись в реальных условиях разрушения и падения цивилизации, эти люди будут чувствовать себя также уютно, как и дома, потому что сидя в бункере или тоннеле метро уже не завернёшься в плед, заварив кастрюльку чая и кружку пельменей))

В данной статье я попытался, не углубляясь в психологические причины происходящего, разобраться, чем же так манит людей тематика постапокалипсиса. Насколько это получилось – решать вам. Пытошная в комментариях. С вами был Hasar, до скорого!

P.S. Чуть не забыл…


Лучшие комментарии

Всякий новый пост требует Первый Комментарий, дабы каждый юзер мог оценить творчество или запись твою.
Можно изготовить лук, который сделает тебя на 30% круче!
Всегда радовал Fallout.с тех пор как познакомился с ним.Нравится эта загадочность мира Fallout.То, что после «Великой Войны» осталось очень много тайн, о которых могли знать только те, кто жил до Войны.Цивилизация, строящаяся на останках предыдущей.Я как-то задумался, смог ли бы я жить в таком мире, мире Fallout.Ведь все те, кто живет в 2281 году-не видели зеленой травы, не фонящей воды и чистого синего неба, а также нормальных коров и других животных.(ну, только гули помнят, что было 200 лет назад)Для них(рожденных в пост-апокалипсисе)гули, брамины, мародеры и прочие вурдалаки-это нормально.Другое дело для игрока, привыкшего к «нормальной жизни».

P.S.Чувак, люди не могут, как ты говоришь «сплотиться и строить светлое будущее».Будущее будут строить потомки тех, кто разрушил мир.У нас в крови война и дележка власти.Люди всегда будут искать свое место под солнцем и если это место придется отвоевывать, то будет проливаться кровь.Просто представь, что вся финансовая и электрическая система рухнула в один момент и везде.Паника, хаос.Люди будут кучковаться и пытаться хоть как-то выживать, а раз они не могут ничего купить, то они будут «воровать», а раз продуктов будет ограниченное количество-будут те, кто умыкнут еду первыми.А еще будут те, кто убьет первого умыкнувшего, дабы не помереть с голодухи. Вот и все.Выживает сильнейший.
Не люблю постапокалипсис. И апокалипсис. Мне и в предапокалипсисе хорошо
Черт как я люблю фильмы и игры про постапокалипсис — главный их плюс это интересность наблюдать за персонажем как им приходиться выживать, искать пищу, совершать вещи которые они не зделали бы при обычной жизни — допустим фильм Дорога он полон атмосферы апокалипсиса, выживания,, чуств горя и потерь — всем крайне советаю посмотреть это кино если не посмотрели. А так пост просто супер, + тебе :)
Почему-то всё уверены, что в ПостАпокалипсис будут выживать, а не подыхать в муках от лучевой болезни и прочих прелестей Апокалипсиса.
Всё круто) Отсылка именно к книге Я-легенда порадовала, ибо фильм совсем всё переиначил и сделал не так, хотя всё равно очень даже доставил, но книга предложила кое-что совсем другое)
Постапокалипсис меня удручает не серыми пейзажами и отравленным воздухом, а отношениями людей после гибели всего живого. Нет, чтобы сплотиться, сделать выводы и начать возводить светлое будущее без войн, так начинают опять кучковаться и устраивать междуусобицы. Конечно, сюжеты Безумного Макса, Фоллаута и Метро являются фантастическими, но что-то мне подсказывает, что именно так и будет после [не дай Бог] третьей мировой войны.
Да почему ты хочешь заново отстроить целые заводы и фабрики? Люди тысячалетиями жили без них. И колодцы не обязательно копать глубиной в 10 метров. Вдалеке от цивилизации вполне можно пить воду и с глубины в несколько метров. Общие знания это сила. Технарь может воссоздать простейший механизм и объяснить другим как это работает, а значит через какое-то время кто-то сможет придумать улучшение. Ещё раз повторяю, не нужно возрождать все технические достижения до сегодняшнего уровня. Вполне достаточно оставить на первое время тот уровень, который позволить жить. Ресурсы? Да останется куча вторсырья. Да, всё что было близко к городам будет заражено, но блин, у меня в деревне на реке 30 лет стояла огроменная баржа, которую только недавно распили и увезли на металлолом. И сколько такого добра в глубинках по всей России? Дохренища. Не обязательно лезть в шахты и использовать наноразработки, чтобы соорудить лопату.
Мощностей современного вооружения достаточно, чтобы Землю пополам несколько раз расколоть. Возможно, что будет просто апокалипсис без всяких пост-
Не правда. Ты забыл что ли, как 21 декабря бомбануло? И Макс в игрозоре говорил: «Всем постапокалиптический игрозорский привет.». А Макс не врёт…
Хорошо, что так же есть призрачная надежда, на контакт с другой цивилизацией, чью планету мы и можем расколоть в приступе гуманизма и из демократических побуждений. )
Рогатка делает всё на 60% круче
Ну перед «ну» же запятая, ну…
вода из колодцев и скважин поднимается тоже не сама собой

Ладно скважины, но колодцы то, там жешь никаких механизмов нету.
На лошадях разъезжают ещё люди, немного но есть такие.
Дрова ни прибегут в дом сами

Всегда считал, что пойти в лес и нарубить дров не такая уж и проблема, да могут возникнуть проблемы с топором, но это в долгой перспективе, а к тому времени уже что-то придумают. Ведь не сразу все блага станут недоступны. Пройдёт с десяток лет, прежде чем понадобится заного ковать топоры, лопаты и другую железную утварь, но грёбаных 10 лет… Люди уже примерно знают что это такое и наверняка найдётся человек, который сможет всего лишь воспроизвести предыдущий опыт.
Как сказал английский(или австралийский) блогер обзорщик Бен «ятзи»Крошоу. «давайте признаем что вы находите в нем стремление выживать но на деле большинство покончит жизнь самоубийством если интернета не будет хотябы неделю»
Читай также