27 марта 2013 27.03.13 124 3704

[КотЭ Учёной-Экономической] Пираты, взгляд на проблему

+14

Здравствуйте, Stopgameры. На этот раз я бы хотел поговорить об очень важных проблемах: о компьютерном пиратстве и копирайте. Сразу хочу сказать, что я нисколько не оправдываю и не пропагандирую эти явления. Проблемы копирайта и пиратства очень сложны, в них не всё очевидно и понятно на первый взгляд, но я попытаюсь кратко разобраться и высказать своё субъективное мнение, опираясь на логику и здравый смысл.

Вначале дам определения, чтобы избежать неправильного толкования моих слов и умозаключений.

Кража (воровство) – тайное присвоение чужого имущества. Во время кражи, имущество одного человека переходит во владение другого. Из закона сохранения массы следует, что при этом количество имущества вора увеличивается, а количество имущества его жертвы убывает.

Пиратство – многозначный термин. В рассуждениях будут применятся только следующие определения:
А) Незаконное копирование интеллектуальной собственности, с целью заработка и наживы.
Б) Копирование интеллектуальной собственности в личных целях, без получения материальной выгоды.
Дабы различать по тексту, какое из определений используется в данный момент, вводится обозначение после слова пират в виде скобочки с буквой. Пират(А) – соответствует определению (А), пират(Б) – определению (Б).

Копи́рование — процесс изготовления копии, то есть воспроизведения объекта, процесса, явления, информации.

Плагиа́т — умышленное присвоение авторства чужого произведения науки или искусства, чужих идей или изобретений.

Копирайт — в прямом смысле означает право на создание копий.

Материальная ценность – всё то, что имеет материальную природу, некоторая вещь. Например, диван, телевизор, диск с игрой, книга, ваза, скульптура.

Духовная ценность – всё то, что существует в виде информации и воздействует на внутренний мир человека. Например, то, что написано в книге, фильм (в аспекте информации), музыка, игра (именно сам процесс игры, и то как она воздействует на человека), знания различного рода и т.д…

Например, портрет Джоконды несёт в себе одновременно как духовную, так и материальную ценность. Но из ниже приложенного контекста, под духовной ценностью будет пониматься информация вне конкретного физического носителя (картины для данного примера). То есть, программа, игра, музыка и т.д… То, что сами по себе не имеют материального воплощения. А сама же картина – материальной ценностью, так как имеет конкретный физический носитель и форму, вне которого она не существует. Не стоит путать копию картины в виде оцифрованной фотографии и оригинал в виде картины.

Мы с вами живём в век информационных технологий. В наше время скопировать книгу, фильм, программу, музыку, игру – минутное дело, на которое практически не затрачивается сил, а главное это доступно каждому кто имеет компьютер. В этом и главная проблема: копирование информации намного проще, чем создание этой самой информации.
Например, если в древности, для того, чтобы скопировать книгу приходилось её долгое время в ручную переписывать, то сейчас достаточно три раза кликнуть мышкой, и мы с вами будем иметь точную копию книги. Останется её только распечатать.

И этот факт меняет всё! Из-за этого устаревают старые понятия и законы определения собственности, применяемые к духовным ценностям.

Копирование чужой информации – это плохо или хорошо? Однозначного ответа нет, если рассматривать проблему с разных точек зрения.

Рассмотрим проблему с точки зрения автора духовной ценности. Он затратил силы, время, энергию на создания своего произведения, которые нужно скомпенсировать, иначе труды автора становятся невосполнимыми. Вид компенсации может быть различным: от эстетического (хочется автору донести идею) до материального (получить деньги). Бывает и смешанный вид: получает и эстетическое и материальное удовольствия одновременно.
При каких условиях автор лишается эстетической компенсации? Только во время плагиата, когда кто-то присваивает чужое авторства себе, и ищет при этом славу. В рамках закона, тут все в порядке и ничего принципиально не изменилось. Тем более пираты не утверждают, что они создатели ими воруемой информации.

При каких условиях автор лишается материальной компенсации? Возможны несколько вариантов:

1. Созданную автором духовную ценность записывают (автор или издатель) на физический носитель (диски, пластинки, магнитная плёнка, флешки, винчестеры) и продают это за различные материальные ценности (чаще всего за деньги). Если, у них украдут товар, который уже является материальной ценностью, так как имеет физический носитель, то совершится акт воровства. Эти воры не являются пиратами при данных определениях. Обычные разбойники, воры. Стоит упомянуть, что это не воровство перепродавать купленный продукт у автора.

2. Созданную автором духовную ценность без разрешения копируют люди, либо напрямую с цифровой копии, либо с физического носителя (с диска). Возможны следующие варианты:

2.1. Пират(А) скопировав духовную ценность начинает зарабатывать на ней деньги, следующими способами:

А) За счёт рекламы на ресурсе, где он размещает в открытом (возможно и за деньги) доступе цифровую копию авторского продукта.

Б) Создание новой духовной/материальной ценности на основе чужой, украденной духовной ценности. Например, создание отчётов для заработка в ворованных office, excel, бухгалтерских программах и т.д. В некоторой степени это можно считать плагиатом, так как отчёт основан на присвоение чужого труда (создание программы, которая внесла большой вклад в создание отчёта).

В) Пират(А) записывает авторский продукт на материальные носители и продаёт их. В данном случаи, его действия расценивается как воровство. Так как приоритет заработка на продукте интеллектуального труда у автора продукта. Пират же не имеет без разрешения автора распространять продукцию автора за деньги. В этом случаи, автор несёт материальные убытки, точно так же, как если бы у него украли записанные на материальный носитель созданную им духовную ценность.

2.2) Пират(Б) копирует авторскую духовную ценность для личного использования и при этом не получает какого-либо материального заработка. В данном случае его нельзя расценивать как вора, так как автор не лишается заработка, но и не получает его. Пират(Б) нейтрален к компенсации трудов автора: ни вносит и ни крадёт материальные блага автора.
Для лучшего понимания, проведём аналогию: допустим, человек купил диск с музыкой автора. Он вправе распоряжаться им как захочет, может его продать, или обменять на другой материальный объект (диск, еда, синхрофазотрон (бывали случаи…)), пусть это будет диск с музыкой другого автора. При этом авторы не будет получать нового материального дохода. Но тут никакого нарушения закона нет, если только во время покупки человек не подписал соглашение о том, что он не будет обмениваться диском с кем-либо.

В случаи с пиратом(Б) то же самое. Можно даже расценивать людей которые меняются дисками на время как пиратов(Б), правда образно и с большим допущением, ведь происходит это без копирования информации. Именно поэтому с обменом дисками крупные издательства борются, кто как только может.

Пусть материальная компенсация в случаи с пиратом(Б) не доходит до автора, зато идёт эстетическая компенсация. Пират(Б) воспринимает идеи, которые автор заложил в свой труд. В этом плане труды автора восполняются. Может произойти и так, что пират(Б) настолько проникнется эстетической составляющей продукта, что купит скопированный им продукт. Поэтому, ни в коем случаи нельзя называть пиратов(Б) ворами и плагиаторами, так как труд автора не присваивается за свой.

Хорошо или плохо поступают пираты(Б)? На мой взгляд, нейтрально. Это их выбор, формально они не воры, они и не покупатели. Можно считать, что они используют духовную ценность только в ознакомительных целях, не более того. И это их выбор покупать продукт или нет.

А теперь пища для размышления, и точка зрения пирата(Б):

Ладно, игры, программы, а теперь представьте, было создано лекарство от рака, СПИДа, вообще от всех болезней. Некая панацея, причём она синтезируется, весьма просто, но есть проблема, автор этого лекарства просит огромные деньги за этот продукт. Очень большие. Простой человек не может этого себе позволить. И теперь встаёт вопрос, правомерно ли зарабатывать на подобной собственности? Более того, запрещать её создавать, кому бы то ни было ещё? На мой взгляд, нет. Именно этим и страшен копирайт.

Нужно срочно изменять систему законодательства связанную с духовными ценностями. Иначе мы загоним себя в тупик. Ибо это дикие случаи, когда людей садили за то, что они сидировали на торентах, причём именно рядовых пользователей, которые не зарабатывают материальных ценностей на скопированном продукте. И подход этот должен быть не с бухты Барахты, а после длительного анализа всех точек зрения и аргументов.

Это мой взгляд на проблему пиратства, вы можете с этим согласится, а можете и нет. Но я категорически не согласен насчёт того, что пираты(Б) – воры. Надеюсь провести конструктивный диалог на эту проблему и услышать ваше мнения.

 

Лучшие комментарии

Манул, я тоже долго думал на эту тему. Вот дам я тебе диск с музыкой послушать. Это пиратство? — Нет. Дам послушать диск тебе, Гайке, ZDD, Шнуру, Беляеву. Это пиратство? — Тоже нет. А если у меня 500 друзей и друзей друзей, которым я обещал дать послушать купленный мною диск. Получается, это тоже не пиратство. Чем отличается вышесказанное от торрент-трекера? Принципиально ничем.

С другой стороны, в бизнесе есть такие понятия как упущенная выгода и недополученные доходы, образовавшиеся в результате производства контрафактной продукции. Рипы фильмов, репаки игр — контрафактная продукция? — Да, хотя и бесплатная. Распространение данной продукции должно караться по закону, а скачавшие пиратскую игру люди должны будут возместить убытки издателю. А если раздача на трекере ничем не отличается от передачи мною диска с информацией товарищам, то сам факт того, что я передал тебе диск, является экономическим преступлением. Бред? — Да!

Проблема в том, что в случае бесплатной раздачи информации, не существует объективного определения, что такое пиратство. Где граница? Юридически её нет и не будет. Здесь каждый для себя решает, качать ему игры (музыку, фильмы) или покупать. Поэтому комментировать данную тему можно до бесконечности, однако, к общему знаменателю мы с вами не придём никогда.
Опять же. Заезженная до безобразия тема, зачем??

Капитан Очевидность стоит на страже блогов. Ты просто должен был сказать- спасибо кэп.
В рассуждениях о «пиратстве» почему-то редко обращают внимание на обратную сторону копирастии в нынешней её ипостаси. А именно ситуацию, когда человек готов заплатить, но получить цифровой товар законно просто невозможно.
Представляете, как много старых (и не очень) игр, фильмов, музыки и пр. оказались бы ныне вовсе недоступны, кабы не эти пираты (Б)?! Я категорически отказываюсь называть их пиратами.
Нужно срочно изменять систему законодательства связанную с духовными ценностями.

Систему менять безусловно нужно, иначе некоторые особо жадные до денег особи начнут продавать воздух (в прямом смысле).
Нет денег!? — будь законопослушным человеком, умри от асфиксии.
Ну, как бы давно известно, что данный вид пиратства, это всего-лишь один из факторов при работе с распространением цифровой и прочей нематериальной продукции. Те, кто этот фактор учитывает, подстроились под реалии и гребут профит лопатой. Остальные терпят убытки и прогорают, законы бизнеса же.
Так что к вопросу хорошо это или плохо, это как тот же вопрос задать про карандаш. Он просто есть, а уж применение ему можно придумать самое разное.
Ну да, ну да. Система живет сама по себе. Она как живой организм. Если убрать одного из системы, одну цепочку, звено, то она тут-же найдет себе замену. Но это тема отдельного, большого поста.
издатель продает также свои услуги, оперативную поддержку, доп контент и прочие ништяки
Что в принципе и является борьбой с пиратством. Вон, рождественские скидки в стиме настолько хороши, что даже пиратить не хочется. Выгоднее купить. СиДи Прожект в этом плане красавцы. Мне стремно было бы скачивать с торрента ведьмака, после их слов и действий. Вот честно! Я бы себя чмом после этого почувствовал.
что если бы не было возможности бесплатного копирования,

Утопия, утопия, уто-пппппиииииииияяяяяяяяяя!!!
Борьба с пиратством — приостанавливает темпы пиратства, но никогда его не убьет. Если есть желание, то и будут возможности.
В видео-играх — сложные системы от пиратства в основном бьют по обычным, честным людям, купившим игры на свои кровные деньги. Пиратам плевать- они продолжают качать.
Или например мне нужно было скачать чистый образ Windows 7 для нетбука сестры. На сайте мелкомягких нету скачки винды, только предложение купить Windows 8. Я пошел на rutracker. Да, раздача Windows 7 официально закрыта Microsoft, но первое же сообщения в закрытой раздаче- это торрент-файл закрытой раздачи. Гениально. Пиратство нельзя победить. Как нельзя победить воровство, наркотики, проституцию. Можно на определенном этапе сдерживать их на низком уровне, но такие явления всегда будут, пока в них есть спрос.
Почему мы не можем устроить срач «пекари-нищеброды»? И уже дошли до экономики и матана?
ZDD прав. Развитие Интернета привела к такой ситуации, когда умирает посредник между творцом и потребителем. Роль издательства становится всё меньше и меньше.
Кстате в госдуме закон внесли, нужно разрешение получать, чтобы исполнять эти песнив кругу компании и платить за это деньги авторам.

Всё, посоны, гитарно-песенные стримы у нас кончились!
Это связано напрямую с ротацией кадров и омоложением руководящего состава. Чем человек моложе, чем легче ему реагировать и приспосабливаться. Пример ЕА(была новость, что там сидят одни старые пердуны) и СССР. Но что-то нас понесло не в те степи.
Но, это что-то уже связано с Дарвином. Выживает сильнейший и наиболее приспособленный.
Поэтому я ненавижу электронные верссии игр. Нужен физический носитель — диск. А так по-сути покупаешь воздух.
Угу. Только чтобы эта любимая группа или клёвый фильм должны для начала попасть в поле зрения. А если действительно представить себе ситуацию, что пиратство будет невозможным, то свои аппетиты придётся поумерить (кошелёк же не бездонный). И произведения, чьи афишы не висят на каждом углу и не пиарятся в СМИ, так и останутся достоянием очень малой горстки людей. Так что пираство, это ещё своеобразная форма пиара и естественного отбора. Да и современная индустрия давно уже перестроилась и продолжает перестраиваться так, что потребитель сам находит смысл в приобретении лицензионной продукции.
потому, что это рубрика [КотЭ-Учёной-Экономической] с повышеным содержанием матана и экономики
Анархия по сути — децентрализованная демократия или взаимовыгодное существование «кружков по интересам», так что теоретически в мире анархии может быть бесплатным всё, ну или бартер на крайни случай.
Почему ты прав: материальный аспект это, и в самом деле, решающая штука, поэтому сравнение гэс с программой или фильмом некорректно, да.

Почему ты не прав: ГЭС необходимо лишь периодически обслуживать, что влечёт за собой не такие уж великие затраты, зато вода на халяву даёт электроэнергию, без перерывов на обед и выходные. Представь себе: сидит работник а-ля Гомер Симпсон, в потолок поплёвывает, на панель за показателями одним глазом смотрит, а вода делает всю работу. Тебя жаба не давит платить за неисчерпаемый источник энергии?)

А вообще, я пошёл за попкорном, должно быть интересно.
Хороший посредник, читай издатель, не у дел не останется.

Точнее тот, кто сможет лучше приспособиться под нынешние условия. Да и им легче работать в таких условиях. Издатели теперь могут не покупать кота в мешке. Поиск талантов упростился. Они все теперь в одном клике. Зайди на сайт и всё портфолио перед тобой.
Читай также