Сейчас очень модно говорить, что «русский кинематограф скатился в говно, всю святость просрали, бла-бла-бла» и прочее. И говорить небезосновательно — из примеров, заполонивших афиши отечественных кинотеатров(не считая зарубежных фильмов, само собой) в глаза бросаются лишь непонятные, пошлые, грубые и бессмысленные комедии всяких Сариков Андреасянов, попытки надругаться над киноклассикой, и прочий бред, за просмотр которого, адекватный человек вряд ли согласится отдать кровные деньги, да и что уж там — даже воздержится от возможности посмотреть бесплатно.
И как бы хотелось верить в обратное, мало какие произведения могут не то что вызвать восторг и гордость за отечественное кино, а хотя-бы просто удостоится комментария: «Ну, вот, хорошее кино, это да».
Из подобных можно отметить разве что работы Романа Каримова — «Неадекватные люди» и «Вдребезги», которые, я, каюсь, так и не осилил полностью. Еще, лично мною был неплохо оценен проект Егора Баранова «Самоубийцы», который, на самом то деле ничем особым не выделялся, кроме пары забавных моментов, и в целом(не глядя на название) призывающим жить подтекстом. И… как-то все. Может еще кто-чего помнит, но вышеперечисленное, это практически все, более-менее хорошее на моей памяти за последние пару лет. И сегодня, к этим фильмам добавился, а точнее сказать — возглавил их фильм Антона Мегердичева, снятого по роману Дмитрия Сафонова «Метро».
/Почти все главные герои фильма. Да, даже собачка./
Если честно, до вчерашнего дня я о фильме вообще не слышал ничего. Ну, разве что тизер видел, который, кроме посредственного использования After Effects и 3D's Max ничем не выделялся. Сюжет тоже не зацепил — «ну выйдет, и ладно» — думал я. А потом я посмотрел трейлер. И уже сегодня, я в предвкушении сидел в кинотеатре.
Кстати, насчет трейлера — его все-таки лучше не смотреть тем, кто решил идти на фильм, и еще не успел этого сделать(я про «посмотреть трейлер»). Нет, он не говно — даже наоборот. Просто этот фильм явный пример того, что лучше увидеть «полностью и сразу», чем посмотреть рекламку и решать, идти или нет. Серьезно.
Но именно она мотивировала меня пойти на сеанс, а вас, я надеюсь, мотивирует этот пост. Так вот, заканчивается реклама нового фильма Сарика Мудозвоняна Андреасяна, рука потихоньку слазит с лица и начинаются заглавные титры. Как уже сказал, постараюсь обойтись без спойлеров(тут должна быть шутка о том, что пост потеряет 80% наполнения).
Завязку, я думаю, лучше пояснит вам какая-либо Википедия или Кинопоиск. Тут дело не в сюжете, он, по сути, как и в Титанике — прост как доска. Вообще, некоторые сравнивают фильм с Титаником, и это понятно — катастрофа она и в Москве катастрофа.
Если вкратце о концепции — структура фильма это уже проверенная временем, но не заезженная(в виду малого количества режиссеров, использующих эту структуру на все 100%) экранизация того, как в гонке со временем, группа людей не самых односторонних характеров оказалась в закрытом помещении.
/А ведь кто-то в этой обстановке еще и продолжил себя спокойно вести. Или даже пользоваться ситуацией/
«Не самых односторонних характеров» — не в плане хороший/плохой. В «Метро», на самом то деле, нет однозначно плохих персонажей. К примеру, взять Влада Константинова, он же, любовник жены главного героя, а соответственно — не самый положительный в его жизни человек. Деловой бизнесмен, готовый на многое ради своей карьеры, не скрывающий от Андрея(главный герой) того факта, что с ним ему изменяет его жена. Мало того, он даже не испытывает угрызений совести, почти открыто говоря ему это. Но уверяю вас, в фильме он не раз докажет, что тоже человек, способный на сострадание, взаимовыручку и теплые эмоции. Впрочем, пару раз докажет и обратное.
Андрей, же, является почти полной противоположностью ему, как в плане характера, так и в плане распределения жизненных ценностей. Хотя даже при том, зная, что его жена изменяет ему, он все равно старается не срываться, потому что любит свою дочь, и меньше всего хочет чтобы она переживала родительские ссоры. При том, что с развитием фильма ему становится все сложнее и сложнее сдерживаться в желании спокойно переносить измену своей жены, еле-еле останавливаемый дочерью.
Вообще, стоит отметить, что актерам(в основном ее костяку, то-есть тем, чьи персонажи львиную долю хронометража находились в подземке) весьма точно, пусть и не филигранно удалось перенести на экран образы обычных людей. Иногда, конечно, проскакивают странные фразы и немного нелогичные убеждения героев(взять ту же сцену с Дужниковым — эпично и пробивающе, но тупо), но их можно списать на авторские условности. Все-таки, насколько страннее выглядит человек, пытающийся спасти понравившуюся ему девушку, с которой он даже не знаком, ежели безымянный мародер, едва пришедший в себя, начавший «обрабатывать» трупы?
Никто из представленных в картине людей не является какой-либо экстраординарной личностью — действительно, ничего не изменилось, если бы на их местах оказались совершенно случайные люди, на которых давит коллективный инстинкт самосохранения. Разве что, опять же, между частью предоставленных героев есть связь, появившаяся задолго до катастрофы.
/Массовки в фильме много. И как ни странно, выполняет она свою роль, также на все 100%/
Тут стоит сделать оговорку касательно жанра — несмотря на графу «фильм-катастрофа» в жанровой характеристике фильма, это больше психологическая драма. Не такая мозговыносящая, как известная многим «Трилогия Мести»(которую я тоже не осилил, но привести пример надо), но довольно пронизывающая. Катастрофа в фильме, пусть и преследующая героев с, практически самого начала, до финальных титров, но является не более чем предлогом.
Ужасающим, захватывающим дух предлогом. Хотя и катастрофе было уделено не мало места в фильме, чего таить. Приводить факты съемок и подробные статистики не буду, но просто отмечу, что поработали над созданием эффекта, именуемого «ZATOPEEELO METRO!!111» на славу.
Да что уж там — сцена крушения поезда выглядит так, что Hollywood sosnool, без преувеличения. Это просто надо видеть. А «постепенное затопление метро» выглядит в целом органично.
Да и само «Метро», по сути, снято очень красиво. Просто красиво. И дело не в спецэффектах — фильм просто снят красиво. Оператором выступал Сергей Астахов, и если вам это что-то говорит(из знакомых всем и каждому, снятых его руками фильмов можно выделить Брат и Брат 2) его имя, то вы представляете какого качества съемки(естественно, в хорошем плане) стоит ожидать.
Подкрепляет это все в целом, годный саундтрек. И дело даже не в том, что он лют и незабываем как те же творения Циммера или Манселла, просто он почти всегда к месту, ведь именно с его участием происходят большинство «пробирающих» сцен. Все-таки, вряд ли секретом является то, что выбить слезу(именно слезу, а не эмоции — с этим у фильма и так все впорядке) из зрителей, чаще всего пытаются совокупностью атмосферы приближающейся кончины «persona_name» и музыки. И знаете что — выходит. Пусть и не весь фильм, но были несколько моментов, когда я люто охеревал и всеми силами скручивался в крендель, пытаясь не разрыдаться в кинозале, при очередном таком моменте, ибо «МУЖЫЫЫЫГ» и все такое.
/Нет, Константинов не решил поиграть в Человека Паука — просто он один из немногих, кто осознает, что доберись вода до контактного рельса, долбанет всех и сразу/
Впрочем, с этим примером авторы не перебарщивают, так что как следует порыдать выйдет не у всех. Особенно, учитывая главный минус фильма — затянутость и «спад» напряжения со временем, а не наоборот.
Все дело в том, что после первого часа фильма, начинаешь замечать, что уже пятый или шестой раз видишь ситуацию, когда герои каким-то чудом спасаются, но при этом не приближая зрителя к титрам, а просто временно оттягивая свою гибель. Именно от этого, к последним 30 минутам у некоторых может появится мысль, если уж не «Когда же они наконец-таки сдохнут/спасутся?», то просто «Как-то долго это все идет». И плюс, невыразительная концовка. Нет, она не слитая, и не плохая(МЕ3 уже мало кто повторит :3 ), просто она… серая. Вместо взрыва эмоций и логического заключения(финал открытый, хотя и без намека на продолжение) зритель получает титры и оставшееся чувство недосказанности, после полуторачасового накала страстей. Именно эта, уходящая на спад атмосфера «безысходности» и общей напряженности картины, в принципе и не позволила мне встать и аплодировать перед экраном, в присутствии 3.5 человек(такая нынче популярность) из зала. А, ну еще и боязнь выглядеть как дурак. Но в целом, от фильма остались только положительные эмоции.
/Примерно в таких декорациях, герои проведут 90% общего времени/
Поэтому в заключение хочу сказать — да, может это не претендент на Оскар, или не глубокий фильм с пищей для ума(история пусть и отлична, но весьма прямолинейна) — но это однозначно прорыв в отечественном кино. И поэтому, я прошу вас друзья: Если вы решаетесь, идти на этот фильм, или нет — идите, и не задумывайтесь. Я не гарантирую, что вам обязательно понравится(весь текст — чистое ИМХО, да. Лол. Вовремя я это предупредил.), но как минимум, авторам надо отдать должное, ведь если фильм соберет кассу, то ближе будет день, когда, если не другие режиссеры возьмут с него пример, то от создателей же фильма выйдет нечто подобное, или даже лучше.
Ведь согласитесь — если всякие «Джентельмены, удачи!» и «Билеты на Vegas» незаслуженно окупают себя, то почему хорошее, достойное кино не должно?
P.S. Я тупо не придумал что добавить в концовке, так что просто забью, потому что вряд ли кто-то дочитает до этого момента. Вооот.
Лучшие комментарии
2. Все-таки некая доля художественого вымысла в подобных фильмах должна быть. Ляпов конечно чем меньше тем лучше. Например, фантасты старой школы довольно серьезно копались в науке прежде чем ваять свои произведения. Но ничего такого уж убийственного в паре ляпов нет. Здесь важна целостность повествования, рассказ истории, а не обучение людей физике.
На счет второго. Ну если уж пишете сценарий. То проверьте как это работает. Если что, могу даже книгу посоветовать мудрую. Называется «Не прислоняться, или правда о метро». Написали ее блоггер и машинист поезда метро. Так что прочти и пойми, почему я так написал)
Скорее признак продолжающегося упадка.
atomgribА что мешает остановить поезда, и тупо эвакуировать людей в сторону ближайшей станции?
Да и вообще, это художественный фильм. Что ты от него хочешь? Есть некие допущения. Да и в жизни реальной и не такое случается.
edgoВ- даже если предположить что отключили контактный рельс, гермоворота убраны хрен знает кем и прочее. То куда делись насосы и система слива? При попадании воды в тоннели. Включается система насосов. Так какого лешего то вода стоит?
Личное мнение. Мудрые, думаю, согласятся. Если найдутся идиоты. Что ж ставьте минусы.
Спасибо, сейчас читаю с большим удовольствием.
Из твоего поста я именно это и прочитал. Так что…