27 февраля 2013 27.02.13 23 9023

Transmetropolitan: Паук Иерусалимский

+34

Я не верю в светлое будущее. Нет, разумеется, мне бы очень хотелось однажды проснуться ранним сияющим днём и, выглянув в окно, обнаружить там хотя бы пару-другую чудес, которые нам с пеной у рта расписывают сотни писателей, сценаристов, режиссёров и чёрт знает кто ещё. Но, говоря честно, мне это кажется маловероятным.

Просто когда я спускаюсь по лестнице в своём подъезде, где наша чудесная домоуправляющая компания уже второй месяц не может заменить разбитые фонари на четырёх первых этажах – моя вера в летающие автомобили а-ля «Пятый элемент» начинает как-то подтаивать. Когда меня на скорости около 60 км/ч обгоняет маршрутный «ПАЗ»-ик, доверху набитый пассажирами, а потом встраивается передо мной и начинает резко снижать скорость, как бы «наказывая», за то что я еду по правой полосе эти самые 60, хотя тут все топят под 100 – надежда на торжество «великой теории воспитания», которой уважаемые братья Стругацкие объясняли наступивший «Полдень человечества», начинает рассеиваться, подобно выхлопу из трубы идиотской маршрутки. Продолжать можно довольно долго.

И потому я не верю в светлое будущее, хотя и надеюсь на него. Мне всё-таки более реальным представляется вариант показанный, например, в фильме «Петля времени», где нашу старость обещают скрашивать автомобили начала 2000-ых, кустарно переделанные под расход электроэнергии, с налепленными на скотч солнечными батареями, а также обветшалые улицы, полные проституток, безработных и нищих. Единственное, на чём т.н. «развитие» оторвётся по полной, так это индустрия развлечений. Спрос рождает предложение, а уж человеческую жажду «расслабиться и получить удовольствие» ещё никогда не удавалось утолить. Миллионы и миллионы вариаций, чтобы потешить каждый из смертных грехов, каждое из маленьких грязных желаний и каждую тайную мечту – станут доступны по сходной цене, и не забудьте про скидки!

Transmetropolitan – та самая версия будущего, которую я хочу вам сегодня представить. Этот комикс поочерёдно издавался двумя импринтами небезызвестной DC, а именно Helix и Vertigo. Здесь показана антиутопия в наиполнейшем смысле этого слова.

Мир, который нам демонстрируют, сжат до размеров одного большого города в сердце Америки, с нехитрым названием The City и парой прилегающих к нему районов разной величины. При беглом взгляде здесь всё знакомо любому городскому обывателю: богатые районы, ветхие трущобы, снующие по своим делам толпы, рекламные транспаранты различной степени яркости на каждом углу. Но уже на второй секунде взгляд выхватывает неоновую надпись на рекламном щите, предлагающую клонированную человечину под нежнейшим соусом из глаз тюленя; выпрыгнувшую из канализационного люка двуглавую кошку, жующую ящерицу в одной из пастей; те самые людские толпы, сплошь состоящие из уродов различной степени модицифированности, будь то техническая, физическая, или даже цифровая и духовная…

И это далеко не всё! Что если я вам скажу, что это мир, в котором новая религия появляется каждый час? Что существуют разумные машины в прямом смысле способные сделать из дерьма конфетку, а то и собрать многофункциональные очки с калибровкой, фото и видеокамерой, плюс свободным выходом в интернет, а ваш мозг прекрасно послужит как буфер обмена? Что наркотические вещества настолько многочисленны, насколько не хватит человеческой жизни, чтобы попробовать их все, и настолько разнообразны, что существуют даже специальные модули, для вышеописанных разумных машин, которые сами же их создают, пока вы не видите.

Это мир, который уже пережил свой Апокалипсис, а возможно и не один раз. Человечество каким-то образом сумело выкарабкаться, «переустановило» жизнь на своей планете, но не для того, чтобы учесть ошибки прошлого и создать Рай на Земле, а лишь затем, чтобы жить в условиях Конца Света, который давно уже приобрёл длящийся характер, привычно балансируя на грани предсмертной агонии. «Это безумие!» – скажете вы? «Это Спайдер!» — отвечу я вам. — «Такой человек, который просто создан для своего времени и места».


Леди и джентльмены – Спайдер Иерусалим!

Циник, социопат, наркоман и форменный отморозок – настоящий герой своего нестабильного века. У него вечно-красные глаза, его тело с головы до ног украшают татуировки, он не слезает со стимуляторов и круглосуточно удолбан, но у него меткий глаз, острый ум, безграничный талант и лишь одна-единственная цель – нести людям правду. Именно это он проповедует и возводит в Абсолют: пусть ломаются жизни, взрываются города и рушатся режимы, пускай через секунду хоть весь мир — в огне, но за секунду до этого Правда должна прозвучать.

Комикс рассказывает нам о том, как Спайдер Иерусалим возвращается в Город, после пяти лет добровольного изгнания, которые он провёл на горе, в окружении минного поля и пулемётных турелей на автоматическом управлении. Ему там было тихо и спокойно – полнейшая изоляция и просто рай для его раздутого эго. Вот только одна проблема – там он не мог написать ни строчки.

Внезапно его покой нарушил телефонный звонок. Редактор известной газеты The Word, и по совместительству работодатель Спайдера, напоминает, что с известного автора причитается ещё две книги, в нагрузку к двум уже законченным, и что пять лет назад ему был выплачен нехилый аванс, так что теперь либо книги, либо судебный иск. Со злостью сжав в кулаке пять баксов, на которых кривым почерком написано «Купить ещё патронов» — всё, что осталось от аванса, Спайдер грузит своё барахло в старый тарантас, активирует бомбу с вирусом Эбола под туалетом и отправляется на ковёр к боссу.

За пять лет многое изменилось, но результат всего один – теперь Город готов предложить ещё больше безумия своему скандальному журналисту. Работы предстоит много: наладившие контакт с людьми пришельцы уже давно распродали все свои технологии, в итоге дойдя до торговли собственным генным материалом для изменения человеческого вида. Многие с радостью приняли это спорное благо, моментально образовав новую недорасу Трансиантов с весёлым трёхглазым смайликом в качестве символа.

Религиозные течения приобретают характер эпидемии и, поверьте, дырка в голове как антенна к Богу, покажется вам самой невинной из них. Перевоплощение людей в разумную пыль, оружие ураганной диареи, ролевые наркотики – мистер Иерусалим найдёт о чём вам рассказать, будь то политические игрища улыбчивого дьявола, или же обычное пробуждение от криозаморозки женщины из 20-го века, которая даже не представляла, на какое безумие себя обрекла.

Комикс выполнен в максимально жёсткой манере, всё показывается без купюр, запрещённых тем нет. Текста много, особенно для графической новеллы, и он щедро разбавляется забористым матом без пресловутых «звёздочек». Будьте уверены, если главного героя кто-то достанет, а происходит это довольно часто, то этот «кто-то» будет сразу отправлен по правильному адресу, с указанием точного направления общеизвестным жестом. К сожалению, это далеко не всегда идёт в плюс и зачастую создаётся впечатление наигранности словесных перепалок, чувство, что мат здесь ради самого мата, а не для того, чтобы придать диалогам необходимой остроты и живости.

Хотя вряд ли Transmetropolitan можно оценивать по шаблонным критериям, ведь всё повествование здесь построено на крайностях. Наши современники в The City сидят на лавочках реабилитационных центров, вперив отсутствующий взгляд в стену, а местным жителям абсолютно наплевать на «гостей из прошлого», равно как и обслуживающему персоналу. Понятие «нормальный человек» уже перекроили на множество раз и нам с вами остаётся лишь ориентироваться на незыблемые истины, до которых ещё не дотянулась «рука будущего».

Именно такой истиной здесь является Правда. Только так, с большой буквы. Она станет тончайшей ниточкой, связывающей читателя с главным героем, поступки которого далеко не всегда можно будет одобрить, а зачастую хотя бы понять. Лишь тяга к Правде и сделает из настоящего отморозка не менее настоящего героя.

Комикс расскажет нам о пяти годах жизни и продуктивной работы Спайдера Иерусалима. Стоит также отметить, что несомненным плюсом новеллы является её завершённость. Каждый, кто решит ознакомиться с данным творением, сможет решить для себя самостоятельно, но лично мне наибольшее удовольствие доставило наблюдать за похождениями Спайдера именно в первый год, после возвращения в Город. Это как с первой частью книги, игры или фильма, когда перед тобой только-только открывается новый, неизведанный мир и тебе интересно, что скрывается за каждым поворотом. После недолгого знакомства, история уже стремительно мчится вперёд по основной сюжетной линии, практически не делая ответвлений. Бесспорный минус, ибо сеттинг крайне любопытный и необычный, а скандальный журналист – очень неплохой гид.


«Однажды я сброшу на этот Город бомбу. Бомбу-контрацептив» ©

Самым спорным моментом Transmetropolitan являются крайности. Да, без сомнения, это настоящий костяк, на котором держится всё повествование, и если бы в комиксе не упоминались сотни вариаций девиантного секса, фоном не шла тема массового каннибализма, а Спайдер не фонтанировал галлонами чёрного юмора, который регулярно вращается вокруг гениталий – это был бы уже не «Трансметрополитан». Но иногда всё-таки возникает мысль, что вот сейчас был перебор, или что без вот этой сцены вполне можно было обойтись, потому что периодически читать становилось неприятно.

И всё же, если вы достаточно эрудированны, чтобы понять многочисленные отсылки к 20-му веку в эпитетах Спайдера, готовы воспринимать по-настоящему острую социальную сатиру на современные реалии и морально устойчивы к тем безумствам и ужасам, которые предложит вам «такое будущее» — милости прошу к столу, ведь 60 эпизодов, плюс три необязательных спешла – не так уж и много, а подобный опыт вам вряд ли сможет предложить кто-нибудь ещё.


Лучшие комментарии

Безусловно одна из величайших, мощных и важных работ в истории комиксов вообще. И одна из сильнейших работ великого Уоррена Эллиса. Тот самый комикс, в котором он высказал все что он думает про политику, общество и прочее. Этапная работа для него. МАЙЛСТОУН.
Спасибо за текст.
Крайне советую почитать другой его комикс, на мой взгляд в разы более сильный, и вообще лучшую его работу «Planetary».
Офигенская штука, завтра, или на выходных запилю про нее в бложиках, давно хотел. Вкратце — гражданская война в современном США, Нью-Йорк стал демилитаризованной зоной, в которой проживает всякое бычье, дезертиры и беженцы и на фоне бегают вояки и повстанцы. Эдакая атмосфера Вьетнамской войны, только 21-ого века.
Некропощу и пофиг. Ночью дочитал — комикс охренительно хорош! Всем читать! ^_^
Нереально афигенная серия! Каждый новый выпуск круче предыдущего! Идеальная сатира на общество потребления. Автору спасибо!!!
Дмз тоже хороший комикс?
Vertigo вроде бы дочка DC comics, а не отдельное издательство, его сделали для выпуска комиксов для более взрослой аудитории…

P.S. сам комикс мне в свое время очень понравился
Никогд комиксами не увлекался, хотя книги читать люблю, а тут такое… Может даже приобщусь)
Прикольно, давай пили, а то я как раз выбирал с чем ещё от Vertigo ознакомиться — пока что склоняюсь в сторону Hellblazer'а ;)
Последнее что читал от Vertigo — DMZ

И как?
Всегда пожалуйста, угощайся)
Хм, интересно. Благодарю за инфу )
ведь 60 эпизодов, плюс три необязательных спешла

читай внимательнее ;)
Никак не доберусь до этого комикса. Последнее что читал от Vertigo — DMZ, если ничего не путаю.
В свое время читал, но так и не добрался до конца, остановился где-то на выборах… Ну что же, вот повод закончить начатое.
Честно говоря, когда акцент сместился в сторону выборов, я тоже немного заскучал ;)
Читай также