Нью-Йорк – столица мира, один из крупнейших нервных узлов организма под названием «современная цивилизация». Гордость звездно-полосатой Америки, встречающая гостей Статуей Свободы и провожающая украденным бумажником и безвкусным кофе. Это «Большое Зеленое Яблоко» не раз становилось яблоком раздора в военном споре со «злыми русскими», лакомым кусочком для грузинских кибер-террористических атак. Ужасающее биологическое оружие превращало это яблоко в гниль, а природные катаклизмы сковывали его льдом и хоронили под слоями пепла. Вы не найдете эти события в учебниках истории. Все эти ужасающие моменты город пережил в мире видеоигровой индустрии. Позвольте же мне окинуть взглядом прошлое компьютерных игр и вспомнить самые темные дни Нью-Йорка, которые мы переживали вместе с главными героями, а порой, сами становились творцом хаоса.
С точки зрения верховного командования российских (советских, китайских, корейских – нужное подчеркнуть) вооруженных сил в видеоиграх, Нью-Йорк это одна из первоочередных целей для нанесения внезапного и решительного удара. Разумеется, разрушение инфраструктурной и коммуникационной сети в районе Восточного побережья внесет хаос и неразбериху в стане противника, а морская гавань станет отличным подспорьем для развертывания наступательного плацдарма, но не стоит забывать и про психологический фактор. Что, если обычный работяга Джон, вернувшись с кропотливой офисной работы, увидит на экране телевизора горящую Статую Свободы с барражирующими Ми-24 на заднем плане? Разумеется, он сразу побежит сдаваться и станет добропорядочным гражданином Советских Штатов Америки. Поэтому львиная доля военных игр, посвященных конфликту Востока и Запада, обязательно содержит в себе небольшой эпизод с героической обороной Wall Street и картинным разрушением зеленой женщины с факелом в руке.
В Freedom Fighters (IO Interactive, 2003) плохой советский генерал Василий Татарин подмял под своей железной рукой несчастных граждан Нью-Йорка, установив оккупационный режим с жесткой системой информационной цензуры (то бишь, вместо CBS по телевизору теперь крутят идеологические советские выпуски новостей с обворожительной Татьяной Кемпински в роли ведущей). Куда запропастилась хваленая американская армия – неизвестно. Вместо нее, флаг борьбы с захватчиком берет в руки сантехник Кристофер Стоун, отважно борющийся с красной угрозой в Манхэттене. Путь к освобождению города будет долгим и тернистым, игрок волен сам выбирать приоритетные цели для партизанских ударов, но в результате красный флаг с серпом и молотом на Губернаторском острове будет сорван и предан огню, а в мире вновь восторжествует демократия. Вот такая игровая адаптация фильма «Красный рассвет», сдобренная отменным саундтреком Йеспера Кюда. Впрочем, картавые вопли советских солдат «Умри, гадьЕныш» еще долго будут преследовать Стоуна в кошмарах.
Тема оккупации также присутствовала в неудачной Turning Point: Fall of Liberty (Spark Unlimited, 2008), только там место русских иванов заняли подлые гансы. «Мыши», «Крысы», цеппелины и уберзольдаты, марширующие по улицам Нью-Йорка образца 1953-ого года присутствуют, но игру от провала это не спасло.
В культовой стратегической серии Red Alert (Westwood (EA Los Angeles), 1996-2009) игрок сам волен решать судьбу города. Подчинить население ментальной атакой, вселив в их капиталистические головы заветы Ильича? Легко! Уничтожить проклятые советские дредноуты, бомбящие символ Свободы? Просто кликните мышкой, и обворожительная агент армии США по имени Таня продемонстрирует кораблю нешуточный аргумент взрывной силы. Практически в каждой части серии Нью-Йорк становится камнем преткновения в одиночных миссиях или сетевой игре. Что интересно, в Red Alert 2 была возможность взорвать печально известные «башни-близнецы», но после 11 сентября эту возможность, разумеется, вырезали.
Развивая тему красного рассвета, можно оставить в стороне клюкву и достать концентрированный заряд кинематографичности и драмы – World in Conflict (Massive Entertainment, 2007-2009), дамы и господа. Удивительный симбиоз серьезного военного сюжета, в центре которого находится судьба Соединенных Штатов, удивительных по красоте и постановке роликов и напряженного геймплея, развивающего принципы, заложенные в Company of Heroes. Серые силуэты вертолетов Black Hawk проносятся над заснеженными крышами небоскребов под музыку Audioslave, по пустынным улицам движутся БТРы и мобильные зенитные комплексы: где-то в районе гавани Нью-Йорка советский спецназ захватил ракетные установки, намереваясь распылить над городом химическое оружие (привет, «Скала»!). В этой миссии главным инструментом войны станет вертолетная техника. Захватывающие воздушные бои и белые росчерки выпущенных ракет над водами Нью-Йорка – зрелище незабываемое. И все это подается с серьезным лицом и без какой-либо клюквы. Советский Союз здесь – мощная сила, с которой приходится считаться. В общем – «Освободите небеса!».
Хотите разбавить минутку серьезности новой порцией абсурда? Пожалуйста – доблестные оперативники «Дельта» с легкостью расстреливают вертолетный корпус противника над Манхэттеном из бортового пулемета, а на закуску еще дают прикурить всему флотскому соединению (чего уж мелочиться!), выпустив ракеты с захваченной подводной лодки (как она смогла пробраться на мелководье, отдельный вопрос). Call of Duty: Modern Warfare 3 (Infinity Ward, 2011) вообще не любит мелочиться, где же еще можно увидеть, как транспортный вертолет с легкостью выносит стаю бронированных «крокодилов», умудрявшихся переживать прямое попадание ракеты в далеком Афганистане?
Если вас не впечатлили воздушные сражения над кварталами, где серьезные дяди делают деньги, тогда вам стоит обратиться к дружелюбным пришельцам и отпетым головорезам-наемникам, которые воюют между собой, периодически вступая в стычки с регулярной армией и простым пареньком в экзоскелете. Нью-Йорк в Crysis 2 (Crytek, 2011) не отдельная миссия, или мимолетная локация. Это полноценное место действия всех игровых событий. Морпех Алькатрас в верном нано-костюме посетит множество достопримечательных мест – остров Рузвельта, железнодорожный вокзал, Центральный Парк. Ребята из Crytek здорово постарались в воспроизведении локаций, огненный Нью-Йорк, стреляющий снопами искр в задымленное ночное небо выглядит прекрасно, особенно на движке CryEngine 3. На закуску – эффектная сцена затопления целого района города, одна из самых запоминающихся сцен в игре. Признаться, Нью-Йорку здесь сильно не повезло. Схватки между людьми и пришельцами, неизвестный инопланетный вирус, пресловутое рукотворное цунами, затопившее нижние уровни Большого Яблока. Вышедшая на днях третья часть «графического блокбастера» дает игроку возможность пробежаться по руинам остывшего Нью-Йорка, затянутым джунглями и болотом. Довольно интересный дизайнерский ход.
Грузинские кибер-террористы. Это действительно страшное слово. Что может сделать оборона США против технического гения молодых, грузинских кибер-бойцов? Стоило американскому военному корпусу вмешаться в политику подлого президента Комбаяна Николадзе, как ушлые хакеры выключили в Америке свет. И если в первой части Splinter Cell (Ubisoft, 2002) нам не дадут увидеть масштаб разрушения, связанный с отключением электропитания в районе Восточного побережья США (зато дадут покопаться в архивах ЦРУ), то в третьей части (2005) одна из миссий берет свое начало в Нью-Йорке, пострадавшем от новой атаки хакеров. Вот такой Watch Dogs. Никаких достопримечательностей мы здесь не увидим, за исключением гигантского офиса вымышленной корпорации «Дисплейс». А вот в Double Agent (2006) мы уже напрямую пытаемся помешать планам террористов, обосновавшихся в портовой зоне города. И если мы окажемся достаточно прилежными агентами и сделаем все правильно, то в короткой бонусной миссии получим возможность предотвратить террористический акт в прибрежных водах Нью-Йорка.
И если у Фишера все идет гладко да ладно, то в отдаленном будущем контртеррористические службы справляются со своей работой на порядок хуже. В Deus Ex (Ion Storm Inc., 2000), Нью-Йорк 2050-ого года лишился своей главной визитной карточки – статую Свободы обезглавили направленным взрывом. Первая миссия предоставит нам возможность пробежаться по служебным помещениям и туристическим площадкам внутри статуи. А вот про разруху, царящую в Бэттери-парк и Адской Кухне, лучше не вспоминать. Киберпанк чистой воды.
Зато Battlefield 3 (DICE, 2011) порадует игрока динамичной погоней по Таймс-сквер. Неоновые огни города, мельтешащие желтые вагончики такси и заунывный вой полицейских автомобилей, так и норовящих не вписаться в поворот. Сможет ли международный преступник Соломон использовать ядерное устройство в самой оживленной части города, или нет, зависит только от вашего умения справляться с QTE-моментами.
Где же еще, как не в Нью-Йорке, проводить самые безумные биологические эксперименты с живым оружием? Какой здравомыслящий человек будет искать секретные подземные лаборатории на Манхэттене? Вот и ученые из GENTEK думали так же, правда они не рассчитывали на то, что Алекс Мерсер, неудачный эксперимент, ставший ходячей ядерной бомбой, сможет сбежать из хорошо охраняемого морга. Игра Prototype (Radical Entertainment, 2009) воссоздает открытый мир острова Манхэттен на уровне GTA-подобных игр. И этот остров с каждым игровым днем становится ужасным местом, настоящая обитель зла. Очередное биологическое оружие-вирус, мутанты и неизменные спутники сего мероприятия – армия и наемники из «Черного Дозора». Кто может устоять перед возможностью запулить знаменитое нью-йоркское такси далеко в небо, или покрошить любителей фаст-фуда острыми когтями? Кроме того, не в каждой игре «Враг Государства Номер Один» спасает это самое государство от разрушения города ядерным взрывом.
Если «Прототип» является голливудской реализацией биологического кошмара Америки, то в Parasite Eve (Square Enix, 1998-2011) виден японский подход к созданию игры. Необычный ролевой боевик, легенда PlayStation One, с запутанным сюжетом, повествующим о мифическом создании Ева, которая своим пением способна сжигать людей и трансформировать органику. Разумеется, никакой мистики за этим монстром не стоит – в деле снова замешана наука. Старушку с факелом в руке разрушает гигантская биомасса, армия США с трудом зачищает улицы города от изуродованных тварей, полиция в спешке проводит эвакуацию населения, а где-то в Центральном Парке ищет ответы на свои вопросы полицейская Айя Бреа, единственная, кто способен противостоять Еве. Интересный сплав Final Fantasy и Resident Evil положил начало небольшой игровой серии, последний представитель которой выходил два года назад. На закуску предлагаем 77 этажей Крайслер-билдинг в режиме дополнительной игры, которые скрывают в себе полчища монстров, опасных боссов и уникальные игровые предметы.
И если с вражескими солдатами, террористами и мутантами можно справиться с помощью грубой силы, то против мистики и астрала танком не попрешь. В Alone in the Dark (Eden Games, 2008) воспроизведен лишь район Центрального Парка с его музеями и потайными пещерами, но он не покажется вам маленьким, когда вы будете блуждать во мраке и сжигать каждого встречного-поперечного. Зато, начало игры показывает одно из самых красивейших разрушений Нью-Йорка в играх, и все это под великолепный саундтрек написанный композитором Оливье Де Ривье. Однако, великолепную по задумке погоню на агонизирующих улицах Нью-Йорка, подпортила кривая реализация.
Fahrenheit (Quantic Dream, 2005) не бросается в глаза спецэффектами и захватывающими сценами катастрофы. Город здесь полноценный игровой персонаж, с каждой главой покрывающийся все новыми слоями снега и льда. Если в начале игры, интересный детективный сюжет оформлен обыкновенным снегопадом и холодной температурой, что нехарактерно для климата города, то под конец, на фоне битвы за человечество весь мир накрывает холодное дыхание нового ледникового периода. Кто же за этим ответственен, спросите вы? Здесь вам и заговор иллюминатов, и древние ацтекские ритуалы, и взбесившийся ИИ. В этой игре вы не увидите что-то подобное фильму «Послезавтра», но, когда слушаешь новости о наступившем ледовом апокалипсисе, сидя возле костра, разведенного в ржавой бочке, на заброшенной станции метро, по спине невольно пробегает холодок. Что интересно, в этой игровой вариации Нью-Йорка, Башня Свободы, замена павшим башням-близнецам, уже достроена и гордо мелькает в панораме города. В нашем мире строительство этого здания завершится уже через пару месяцев.
Разумеется, это далеко не полный перечень игр, в которых фигурирует настрадавшийся Нью-Йорк. В Peter Jackson's King Kong вы сами чините беспредел на улицах гигантской обезьяной. The Darkness и Max Payne показывают самую грязную изнанку города, которая станет атмосферной декорацией беспощадному самосуду и мести. В GTA IV нам открыта вся точная реплика города, с возможностью устроить собственный сюжет «Прирожденных убийц». Даже в Metal Gear Solid 2 мобильная боевая армада таранит город, примостившись рядышком с Федерал-Холл.
В любом случае, совершайте туристические поездки в этот город самостоятельно, а войны и катастрофы оставьте играм.
Лучшие комментарии
Б) они русофобы
В) только русские могут дать по рогам Америке и любой другой стране мира
А по сабжу — лучший Нью-Йорк для меня, в играх, разумеется в Максе Пейне. Так показать изнанку города, грязные трущобы, дешёвые бордели и гостиницы — это надо уметь. И вообще финны молодцы, Нью-Йоркскую квартиру в Alan Wake тоже здорово воспроизвели.
Правда, немного раздражает то, что некоторые картинки размещены по типу «Нажми и увеличь» (а не под спойлерами), но статья от этого в своей информативности нисколько не теряет.
А сами скриншоты мне, кстати говоря, очень и очень понравились)
Очень хорошо подобрано)
Плюсую, короче.
ВОСТОЧНОГО