Размышления на тему: «Ачивменты, достижения, трофеи — нужны ли они играм?»
Один только факт, что ты чего-то добился — поставил цель и достиг её — очень много значит. Вот настоящая жизнь без всяких там смог бы, сделал бы, добился бы.
Чак Паланик
Размышления на тему: «Ачивменты, достижения, трофеи — нужны ли они играм?»
Введение
Как то совсем незаметно, без объявления войны, достижения вошли в мою жизнь. Началось сие путешествие с приобщения к сервису цифровой дистрибьюции Steam. Покупаешь игру и там скорее всего есть достижения — все просто. Но проблема была в том, что были они побоку, как пятое колесо или третья нога, так как они никак не выпячивались, ты не гордился их получением. Потом был Starcraft II, а с ним и Battle.net. И тут я увидел это самое [выпячивание] во всей красе. Получение достижения сопровождается настолько феерической сценой, что дух захватывает: появляется табличка с разрешением чуть ли не большим, чем разрешение запущенной игры, которая переливается всеми цветами радуги, и чуть ли не ангельский голос райской девы доносится из колонок. Ты понимаешь, вот оно — ДОСТИЖЕНИЕ! Но… Потом я купил PS3, и больше не играл на компьютере, поэтому ангельских голосов больше не слышу и по ночам сплю крепко. В экосистеме PlayStation достижения реализованы достаточно скромно: при их получении появляется небольшая серенькая иконка, все как в Steam. Но! Есть тут одно решение, которое все переворачивает с ног на голову. У каждого пользователя есть уровень, который отображает общий показатель достижений по всем играм: получаешь достижения, уровень растет. У Xbox система еще интереснее по-моему мнению, но его у меня нет, так что коротко: тоже, что и у PS3, но показателем выступает количество очков пользователя, которые дают собственно за получение достижений.
Основная часть
Все, что выше, я написал к тому, чтобы объяснить одну ситуацию. Прикупив PS3, я решил попробовать вновь приобщиться к Fallout 3, с которой не срослось на компьютере. Естественно, я посмотрел список достижений, и понял, что все сложно. Помимо вполне логичных достижений (убей 300 тараканов, собери все оружие, купи дом), были в списке и противоречивые достижения. Нужно было, например, выполнить задание одного работорговца по отлову беглых рабов.
Лирическое отступление
Так сложилось мое мировоззрение, что в РПГ я не могу играть за плохого персонажа. Я не могу обижать женщин, убивать детей и воровать. Я считаю, что если ты в игре мразь, то и в жизни мразь. И имею подтверждения из жизни между прочим! Один мой товарищ и в жизни живет по принципу «не накажут, сделаю», и в играх. Он убивал персонажей в KotOR, воровал в Fallout и становился королем в Dragon age. И всегда говорил, что он, вообще то великодушен, и все ради высшей цели. Ну вы поняли. Так вот в Fallout есть еще и показатель Карма, который довольно честно показывает каким человеком ты являешься.
Продолжение основной части
А как вам достижение, которое заставляет вас быть максимально плохим человеком всю игру? Готовы ли вы взяться за грязную работу ради трофея?
Теперь другой пример. Пару месяцев назад я прошел отличную, но довольно простую в плане достижений The walking dead. Достижения давались просто за пройденные главы. Я прошел игру и получил все трофеи. Скучно? Не то слово!
И вот сегодня, я добил на 100% Far cry 3. Что мне это дало? Благодаря тому, что я зарабатывал эти достижения, я прыгал с дельтаплана в океан, нырял в самую глубокую лощину, жег огнеметом джунгли, «воспользовался ремонтным инструментом не по назначению» и черт знает что еще. Меня никто не заставлял насиловать туземок или разрывать могилы для получения достижений, но и просто так никто мне их не давал.
Конец
Что в итоге? А ничего. Потому что, чтобы я ни думал, что разработчикам все равно на мое мнение, что вам, правда? Мне нравится подход ребят из Ubisoft, потому что он наиболее честный и заставляет именно совершить что то сильное, а не противоречащее твоей натуре, но при этом иногда настолько сложное, что хочется геймпад разбить.
А что думаете вы на этот счет? Чей подход вам ближе? Делитесь в комментариях.
Лучшие комментарии
А гоняться в AC Revelations за сотней фрагментов анимуса это: «Слишком много свободного времени», «Ноулайфер», «Армия ждет».
Проблемы:
1. Халявные. Ни о чем. Просто для галочки. Любой, кто играет — получает их.
2. Банальные. Немного завлекают, заставляют больше играть. В целом они могут быть стоящими. Об этом ниже.
3. Дебильные. Бесят больше всего. Приходится выполнять то, что никогда ты бы не сделал, не зная, что нужно сделать. Часто почти невыполнимые (особенно, когда не срабатывает в Стиме и ты рвешь волосы в бешенстве). К этим достижениям можно отнести «сезонные». Реально бесит, когда в КФ можно выполнить только в течение Хеллоуина. Это конечно было бы неплохо, но когда ты пропустил Хеллоуин, а на следующий тебе говорят, что это дрогой ивент и старые не сработают, ты офигеваешь, что никогда не получишь ачивку.
4. Оригинальные.
Тут я бы хотел остановится подробнее. Это те достижения, которые и не дебильные и не банальные и не для галочки. Это те, которые выполнить легко, если сделать что-то, что задумал разработчик.
Примеры:
-Метро 2033, достижение «Скряга» — накопить 500 патронов. Это достижение получить несложно, если у вас сформирован с детства экономный стиль игры, когда вы чуть ли не F6-F7 (F5-F9) жмете постоянно. Это достижение для вас! Кто играет неряшливо — не получат.
-Деус Экс ХР, достижения по типу «не убивай, а только оглушай».
-Киллин Флор, достижение «убить с арбалета горящего врага». Если играть одному — сложновато. Но играя по сети — легкое достижение. Если вы используете арбалет, то просто убейте подожженного огнеметчиком моба.
-Разные игры, достижения по типу «разных концовок». Выдается в зависимости от принимаемых действий в течение игры (спасли или нет врага, убили или сдали в полицию, дали ребенку денег или послали).
Теперь заключительная мысль: достижения нужно скрывать, чтобы не шла какая-то борьба и попытки их заработать специально (а Стим там делал на распродажах 2011 годов. Хотя они так больше делали, чтобы люди скупали игры, ради выполнения праздничных ачивок). Если мы не будем знать про достижения, то получение их (когда высветится маленькое окошечко внизу экрана) будет более приятным и не будет фанатизма.
Не должно быть тупых невыполнимых достижений. Не должно быть «зомби» (шаблонных) достижений, типа, убить миллионы монстров, просидеть год в игре (в Стиме есть для какой-то игры достижение провести в ней 365 дней, называется типа «маньяк» или «овощ»).
Должно быть больше оригинальный достижений. Тех, которые даются за определенные прохождения игры.
Банальные нужно расширять до интересных, например не просто убить миллионы монстров, а убить сотню монстров с сюрикена, или убедить полтинник сдаться. Должны быть варианты, а не количество для задрота.
А «халявные» расширить. Т.е. не просто «пройти игру», а например «пройти игру после основного прохождения на усложеннном уровне и за другого перса».
В заключение вспомнилось мне достижение из Деус Экс ХР, которое дали за фильные титры и бонус после них. Было приятно.
Задания были одни и те же, вроде «используй перекат» или «сделай 30 хэдшотов», но обнулялись каждый уровень или (не помню, блин) вообще каждую загрузку. А за выполнение давали самую настоящую экспу чтобы качать самые настоящие ништяки.
И получилось так, что таким вот искусственным методом разработчики дичайше разнообразили геймплей и заставили в полной мере использовать все возможности игры.
Это — правильный подход, мне думается.
atomgribМотивирует на исследование мира, дабы показать работу левел-дизайнеров, художников, 3д моделлеров. Ребята же старались, а какой нибудь рашер пробежит за пол часа, и так ничего и не увидит. А так хоть если рашер по совместительству еще и ачивколюб, то заценит все прелести оО.
Там на них построен весь игровой процесс)
А во-вторых, в РПГ я отношусь к ачивкам точно так же как и в любых других игра. Просто первый раз проходишь так как велит сердце, а уж если охота выбить остальные достижения, то можно и второй раз пройти, тем более последить за изменениями в сюжете.