(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Ахтунг! Нижеследующий текст содержит огромное количество фанбоиских изречений, растянутых на 2 с половинкой тысяч слов. Если вам по каким-то причинам хочется прочитать это — действуйте. Всех остальных прошу удалится, во избежание травм.
Присядь, мой дорогой блоговчанин. Расслабься в мягком креслице. Укутайся в одеялко. Включи слабенькую лампочку Ильича… Уверен, многие из вас вспомнили те далекие-далекие времена, когда точно также — в одеялке и в кроватке, при тусклом свете, вы слушали разные сказочки от своей дорогой мамы или бабушки. Все мы любили сказки. Будь то история о бедном мальчике, который проходит через все невзгоды и становится настоящим мужем. Или история о любви двух юных особ, чьи чувства проходят тяжелые испытания. Или сказка о двухметровом лысом амбале с бородой, который, надравшись до чертиков, танцует лезгинку на глазах восторженной публики, в платье с декольте, напялив рыжий парик… Так. Стоп. Это уже не старые добрые сказки, а один день из жизни Героя Туманного Альбиона. Хотя… Давайте лучше начнем по порядку.
Позвольте увести вас чуть в сторонку от самой игры и начать разговор с немного непривычного ракурса. Как вы знаете, игровая индустрия, как таковая, зародилась относительно недавно — в 70-х. Надо ли говорить, что на фоне таких «старичков», как кино, музыка или книги, игры выглядят довольно молодо. Но это ничуть не принижает их достоинство. За этот очень маленький для человечества промежуток времени, игровая индустрия достигло того, чего другие отрасли добивались чуть ли не веками. Игры давно уже стали частью нашего мира. В игровой индустрии успели появиться свои «Крестные Отцы», «Побеги из Шоушенка», «Война и Мир». Словом — творения, которые стали настоящим символом всей игровой индустрии. И, соответственно, начали появляться свои Пушкины и Полы Маккартни, люди — которые двигали всю индустрию вперед. И одним из таких людей был (и продолжает являться) наш дорогой Питер Молинье.
Питер уже давно вошел в строй людей, внесших значительный вклад в игровую индустрию. Как, например, Уилл Райт (монструозные Симсы), Тим Шафер (любимые квесты ЛукасАртс), Джон Кармак (Квака, Дум и Свастика) и Хидэо Кодзима (Фен, ты теперь обязан проплюсить этот топик). Хотя, репутация у Молинье, надо сказать, не очень. Его любимая привычка — разбрасываться врушками и плюшками о будущих играх сделала из него «сказочника», чьи обещания всегда надо делить натрое. Но не будем о грустном. Питер Молинье — имя, которое должен знать каждый уважающий себя геймер. Ведь именно он приложил руку (а так же еще много чего) к таким проектам как: Dungeon Keeper, Black&White, Populous, Syndicate (тот, который старый) и, конечно, Fable. Именно Питер ввел понятие «Симулятор Б-га», давая игроку возможность поправить собственным мирком не с помощью какого-то там генерала или революционера, а самого б-га. Со всеми вытекающими.
В какой-то степени эта черта прослеживаются и в Fable. Ведь вы — Герой всея Туманного Альбиона. Вершитель судьбы и так далее и тому подобное. Человек, которому вручены поводья этого богом забытого мира. Но как сказал один человек — «с большой силой приходит и большая ответственность». И именно в этом вторая, не менее значимая черта многих игр Питера Молинье — моральная дилемма. То, что сейчас принято за обыденность, раньше вызывало у всех восхищение и удивление. «Можно подарить этому бедному крестьянину немножко еды? А можно швырнуть его в море к акулам? Вау!» — говорили игроки в Black&White. Это было чем-то необычным и новым. И именно на этом построена вся Fable. На моральном выборе. Не без подковырки.
Настало время оставить Молинье и перейти, собственно, к виновнице этого топика. Ну. Это. Как бы, выпущенная в октябре 2004 года на консольках, и спустя год портированная на ПК, Fable собрала положительные оценки и прессу. Стала любимой игрой многих геймеров. В общем — вышла очень добротной и хорошей игрой, явно втиснувшись в клуб лучших RPG. Хорошей. Но не идеальной. Не лучшей. А именно «Лучшую RPG за всю историю» нам обещал Питер Молинье. Он кормил нас самыми разными байками. Рассказывал о растущих в реальном времени деревьях, десятках всевозможных гильдий, мультиплеер на несколько человек… Да. Много воды утекло с тех пор. Но знаете что? Все это нисколько не принижает достоинства Fable. Она однозначно достойна того, чтобы в неё играли днями напролет, забивая сказочный болт на реальную жизнь. Ведь только в Fable можно… Да в общем можно всё. Подробности разберем чуть ниже, но каждая сказка всегда начинается со знакомства с Героем.
На фоне сменяющихся мозаик, голос за кадром рассказывает нам завязку всей этой великолепной истории, еще глубже погружая игрока в атмосферу сказки. И вот — перед нами появляется хлюпенький, сухенький и маленький он. Герой. Пока что никому не известный, маленький, будущий Герой. За всю игру так и не будет произнесено вашего имени. Для всех окружающих вы всегда будете Героем… Я уже говорил про атмосферу сказочности, да? Ну дак вот. Все начинается с совершенно обычного дня, совершенно обычного мальчугана, живущего совершенно обычной жизнью. Занимаясь своими совершенно обычными делами, вы накапливаете немножко золотишка на подарок сестренке… Игра с самого начала ставит вас перед самой главной «фишкой» игры — моральным выбором. Как заработать на подарок сестре? Помочь бедному мальчику отбиться от хулигана и заполучить нужную вам куклу? А может, стоит самолично побить этого мальчонку, чтобы отобрать игрушку? Вам наказали строго-настрого следить за бочками. Но какой-то паренек назойливо намекает на то, что неплохо было бы разбить пару бочек и посмотреть содержимое. И именно из таких, пока что небольших, моральных дилемм и состоит Fable. Но об этом чутка попозже. Вернемся, собственно к сюжету.
И стоит вам вручить презент, как сюжетная линия отбрасывает всю эту «совершенную обычность» и начинается оно — бескомпромиссное, мрачное, реальное зло. Ворвавшаяся орава бандитов начинает творить беспредел, вырезая все населения деревушки нашего героя и сжигая все, что попадается им на пути. И под руку этим мародером попадается и отец нашего Героя. Спустя трагическую сцену прощания и появление одного из важнейших сюжетных персонажей, наш персонаж по воле судьбы становится учеником Гильдии Героев. С этого момента сюжет закручивается похлеще пружины, демонстрируя суровые будни рядового Героя Гильдии Героев, и держит игрока на протяжении всего времени игры, иногда выкидывая такие сюжетные повороты, что аж за душу берет. Тут стоит сделать ремарку — игра полностью линейна. Да, вы вольны выбирать между добром и злом, а так же порядком повалять дурака, но скрипты всегда будут тащить вас за шкирку по основному сюжету. Но ведь на то они и сказки, не правда ли? Одним словом — сюжетная ветка оставит очень приятное впечатление, как после прочтения какой-нибудь сказки. Поведение героя которой, вы вольны выбирать сами.
Моральный выбор. Сейчас — во времена Капитана Джека Воробья Шепарда, все привыкли к тому, что вы можете пойти распивать чай с котятами на зеленой полянке, или устроить крогонскую резню бензопилой. И, по сути, эффект от этого выбора влияет лишь на пару строчек в диалогах и цифрах в статистиках. Но Fable совершенно не такой. Тут все более… реально. Как бы странно это не звучала на общем фоне сказочности. В обычных играх, выбор доброй стороны оканчивается спасением всего и вся, с минимальными потерями для главного героя, в то время как удел злых гг — сеять хаос просто потому, что «а я уже прошел за доброго, надо и за злого тоже пройти, вдруг чо интересно, а». В Fable же приоритеты расставлять надо иначе. Как однажды кто-то сказал: «добро побеждает зло только в сказках и советских фильмах». Это в полной мере описывает особенность морального выбора в игре.
Почему в реальной жизни люди уходят по скользкой дорожке? Потому что «надо сыграть и за злого, а че»? Нет. Потому что так проще. В этом и есть главная тема всей игры. Отбросьте свои розовые очки и вчитайтесь в прописную истину — «Злым быть проще». И игра наглядно это доказывает. Например, после длительного расследования и поиска ответа в одном расследовании, вас ставят перед фактом — рассказать правду (то бишь, встать на сторону добра) и получить признание и приличную должность, или скрыть её (встать на сторону зла) и заполучить такое состояние, на которое вам бы пришлось горбатиться добрую часть своей жизни. Ну как, какую сторону вы примите? Надо ли говорить, как легко провести на таком примере параллели с реальной жизнью?
Но не только золотом привлекательно зло. Куда сложнее нести нимб праведника, нежели рога грешника. За любую провинность люди будут вас ненавидеть, каждый неосторожный шаг может скинуть вас с узенькой тропы добра, снова взобраться на которую очень тяжело. Да даже просто идти по ней — уже подвиг. Совершая добрый поступок, Герой вынужден чем-то жертвовать. Где-то уменьшат награду. Где-то не получишь домика. Но это все так — для разогрева. Дилемма между мощнейшей вундервафлей и репутации праведника в конце первого финала игры вообще заставит изрядно поломать голову и спросить себя: «А зачем мне этот нимб над головой?». Согласитесь, на фоне цветных пилюлек Массового Эффекта, такой выбор кажется довольно занятным.
Но погодите прятать свой нимб на антресоли! Быть злым не так уж и хорошо. Да, избрав скользкий путь вы, скорее всего, будете обмазаны деньгами по самые небалуй и иметь в арсенале целый оружейный склад, но двадцати сантиметровые рога на лбу не способствуют общению с людьми. А их уважение порой важнее золота. Да даже простая совесть начинает остро колоть где-то в животе, когда одинокий торговец умоляет вас пощадить себя, натурально молясь на ваше милосердие. Так что дилемма постоянного морального выбора будет преследовать вас на протяжение большей части Fable. Да и решайте поскорей — рога сложно свести с головы. Кстати о рогах…
Что мы привыкли видеть в RPG? Десяток рас? Возможность собственноручно изменять толщину переносицы и размеры скул? Fable не терпит таких излишеств. Ваш герой всегда будет одного пола и расы, но это не означает, что он будет каким-то безликим человеком. Нет-нет. Совсем наоборот. Разработчики вполне логично решили, что во времена луков и топоров, пластическая хирургия была на уровне «хрясь молотом по лицу — получи нос картошкой», так что от ползунков *толщина бровей* и *размер зрачка левого глаза* решили вполне логично отказаться в пользу более «реалистичной» системы кастомитизации персонажа. В чем это выражено? Ну, если хотите, вы можете сходить к цирюльнику и обзавестись козлиной бородкой, и блестящей лысиной, попутно налепив татуировок на всё тело, но основные изменения в персонаже будут происходить постепенно и незаметно для вас. Так, например, если вы будете уплетать мяско с пивком, попутно махая огроменной булавой, Герой станет настоящим амбалом, который еле в дверь-то протиснется. Ежели вы больше любите пускать молнии и всячески колдовать, то извольте светиться таинственным светом и получить пару-тройку странных узоров. И не забываем про рога и нимб, которыми Героев обзаводится при избрании какой-либо стороны кармы.
Ну как, обзавелись бородкой и небольшими красными рожками? Тогда идем в бой? Нет-нет. Какой же воин без меча? Арсенал Fable насчитывает десятки экземпляров уникальных оружий, отличающихся массой, уроном, радиусом и рядом других параметров. На ваш выбор представлены самые разные орудия смертоубийства — луки, арбалеты, мечи, топоры, молоты, булавы и много чего еще. А я упоминал, что с помощью некоторых манипуляций с волшебными камушками вы можете наделить оружие разрушительной силой огня, молний или еще чего-то там уже не такого разрушительного и брутального? Так же обширен и арсенал ваших доспехов. Вы вольны заковать себя в какие-нибудь латные доспехи, или же шагать в чем мать родила, напялив на себя лишь неуклюжий рыжий парик. Но с таким разнообразием всевозможных одежек, разработчики умудрились избежать само повторов. Каждый наряд отличается от другого, как день и ночь. Хотите — разгуливайте в костюме бандите. Или кутайтесь в наряд ассасина. А можете нацепить привычные тряпки мага.
Ну, все? Оделись, вооружились, пора и порубить монстров? А почему бы и нет. Положа руку на сердце, Fable является одной из тех игр, управление которой хочется демонстрировать всяким NecroVision, дабы сказать «Вот как надо делать удобное управление для игр!». Несмотря на кажущеюся громоздкость интерфейса, все очень удобно и интуитивно. Крушим врагов с помощью мышки, вот нажали кнопку и уже кастуем фаербол. На хоткейсы повесели пару склянок со здоровьем. А вот и лук из-за спины достал и натянул… Словом — пример отличного порта с приставки, так что можете не расчехлять свой геймпад. Ну, а собственно, что же представляет из себя игра?
Fable по своему геймплею уделывает своих более нерасторопных «братьев» в лице СтарыхСвитков или Готики, своим ураганным геймплеем, немного схожим со слешером. Привычное набивание комбо, обусловление полученим большим количеством опыта. Эффектные добивания. Блоки и кувырки. Комбинирование различных видов оружия и заклинаний, коих тут вагон и маленькая тележка. Кстати о маги… Может тут нету сотни заклинаний школы иллюзий или возможности создать свои собственные «ахалай-махалай», но каждое заклинание в своем роде уникально и отлично вписывается в боевую систему. Хотя, приноровившись к игре, начинаешь использовать лишь пару-тройку определенных способностей.
И вот, прорываясь через орды разнообразной нечисти, включая оборотней, хоббов, троллей, приведений и других исчадий Туманного Альбиона, начинаешь понимать, что Fable нравится немного другим — юмором и свободой. Начнем с первого. Я уже бесчисленное количество раз распинался в том, что Fable напоминает интерактивную сказку, в которой вы стали главным героем, но разработчики не остановились на этом. Создав такую благодатную почву, они делают очень удачный шаг — они шутят. Шутки и пародии являются одной из самой важных частей Fable. Только-только совершив свой первый подвиг, я смог попасть в Южный Бауэрстон. Пройдя на окраину, я встретил старичка, который мирно сидел на лавочке. Из разговора с ним стало ясно, что у него есть милая дочурка, и он не против свести её со мной. Но вот только лицом я не вышел. Но не беда, дедок не промах и знает, как произвести впечатление на дочурку. После пары приёмов у местного цирюльника, мой чахленький юноша обзавелся громадной бородой, тараканьими усами и жуткой прической. Представ перед дедулей, в сердцах надеясь на скорую свадьбу, Герой видит, как дедок разрывается бурным смехом. Лишь из жалости дав нам жалкие 50 золотых и ухахатываясь, старик уходит прочь. Вот такие вот пироги, да.
Но вот за что по-настоящему следует любить Fable, так это за свободу. Да, тут полностью линейный сюжет. Да, тут линейные локации. Да, тут лишь иллюзия выбора. Но только в Fable удалось показать настолько живую свободу действия. Напиться до чертиков, станцевать танго, на радостях пойти и спасти бордель из рук какого-то прохиндея, а с утра мучатся с жуткого похмелья? Да запросто! Играть в блекджек, попутно демонстрируя всем посетителям паба свои трофеи и бахвалясь своими мышцами перед дамами? Легко! Пинать куриц в женском платье, напялив парик и рыгая в лицо каждому прохожему? Почему бы и нет. Именно в этом заключается вся прелесть игры. Даже разгуливающие рядом НПС, в меру своего ИИ, пытаются как-то взаимодействовать с вами. Простого парня, который даже и толком не прославился, горожане будут посылать куда подальше. Если, Герой совершил немало подвигов и стал известным по всему Туманному Альбиону, то они будут встречать его овациями и даже дарить подарочки, признаваясь в любви на каждом шагу. А если вокруг ваших рогов на лбу кружится рой мух, а ваши глаза стали красными как у 15-летнего задрота, оставленного на неделю дома одного, то жители будут шипеть вам в спину проклятья и бежать сломя голову, если вы на них метнете свой злобный взгляд.
Теперь, когда разобраны аспекты геймплея, моральные вопросы и вечная борьба добра со злом, почему бы не перейти к делам более приземленным? О графоне. Местные красоты выполнены в приятном, лампово — карикатурном стиле. Эти пряничные домики, натертые до блеска доспехи и забавные карикатурные персонажи будут радовать вас на протяжении всей игры. Так же, как будут радовать и отлетающие головы врагов, и их мучения на вашем адском круге. Небольшая угловатости здешних персонажей лишь еще больше добавляет карикатурности и сказочности происходящему. Но не стоит поддаваться этому, ведь Fable — далеко не миловидная сказочка про юного героя, который легко преодолевает все невзгоды становится королем. О нет. Совсем нет. Но я предоставлю вас самим возможность узнать историю Героя. Если вы, конечного этого еще не сделали.
Ну а теперь стоит поговорить о проблемах. Если честно, с моей, фанбойской точки зрения игра почти без изъянов, но таки стоит упомянуть те проблемы, что обычно нервируют многих игроков. Ну, во-первых, это линейность происходящего. Вас будут за шкирку тащить по основному сюжету, сколько бы вы не бегали по болотам и лесам. Так же линейно и само окружение. Иллюзия открытого мира заключается в том, что мир поделен на небольшие зоны, которые являются простыми коридорами, замаскированными под открытые локации, что тоже порой может расстроить. Во-вторых, некая условность происходящего. Если вы по каким-либо причинам не любите сами сказки, то шанс, что Fable вам не понравится, довольно высоки. Вы будете везде видеть картонность декораций, примитивность мышления и другие детали, которые рушат общую сказочность игры. Ну и на последок — довольно маленькая продолжительность, если вы будете пулей нестись по основному сюжету.
Знаете, Fable — одна из тех немногих игр, которые я рад перепроходить. Почему? Да. Она линейна. Но ведь когда в детстве вы лежали в кроватке, укатавшись в одеялко, и слушали сказку от мамы, которую до этого слышали уже добрый десяток раз, вам же было очень хорошо, не так ли? Вот и с Fable точно так же.
Лучшие комментарии
atomgribСамая убогая боевка. Здесь даже умереть нельзя. После того, как закончилось здоровье, включается Slo-mo, экран сереет, твой персонаж падает, и потом ты встаешь, и ничего не теряешь. Синий кружок обнуляется, но это ерунда. Это одна из причин, почему в Fable 3 одна из худших боевых систем. Ты не можешь умереть, враги толпятся кучей и стесняются на тебя напасть, конечно, иногда находится самый смелый, который бьет тебя, но ты бессмертен. И мы приходим к ситуации, когда меч и огнестрел не нужны, хотя у холодного оружия красивые добивания, но для их выполнения нужно зажать кнопку удара и стоять с высоко поднятым мечом, из винтовки враги выдерживает шесть-семь выстрелов в голову. Так что остается заклинание, накрывающее всех врагов в определенном радиусе от тебя. Умереть не можешь, напоминаю еще раз, поэтому ты стоишь, кастуешь, кастуешь это заклинание, тупо кликая на правую кнопку мыши. Пока ты нажимаешь, ты можешь смотреть в потолок, читать книгу, подсматривать в бинокль, как переодевается твоя симпатичная соседка, и если ты приноровишься нажимать на правую кнопку мыши локтем, то и домашнее задание. Боевая система настолько простая, что даже возможно хомяка и крысу научить играть в Fable 3.
P.S. я плакаль от убожества 3й части, скатившейся в пучину очередной RPG без идеи.
А ещё я багоюзил, выводил продавца до закрытия магазина, а сам туда забегал и короче мог спокойно воровать, лол. Ну а потом продавал всё тому-же мужику :D
Хотя, это я расписываю как человек «не слишком хорошо знакомый» с данными играми — фанаты расскажут больше.