17 октября 2012 17.10.12 3 7118

X-COM: Apocalypse.

+17

По миру отгремели фанфары новой X-com: Enemy Unknown, которая вроде и не «та самая», но публикой и критиками встречена тепло. Вдвойне интересно, что в похожей ситуации X-com: Apocalypse был, в своё время, принят куда прохладнее и навеки заклеймен «неоднозначным». И с тех пор практически забыт, а упоминания о нём обычно сводятся к — " бла бла… реалтайм… бла бла… не тот...". Что меня всегда смущало — если уж он настолько неоднозначный, почему о нём говорят так мало? Тем более, что у многих сложилось впечатление об отсутствии в игре пошагового режима битв или о значительном урезании оного. Но это совершенно не так. Корень данной проблемы лежит в несколько иной плоскости. Вот я и решил немного про эту игру написать.

Далее я хочу немного коснуться основных отличий от каноничных первых двух частей. Предполагается, что читающий данный текст с ними знаком, хотя бы по обзорам, рецензиям итд. Если нет, вот вам местные стрим и ретрозор посвященные UFO Defence, которые могут немного просветить по данному вопросу. Разглагольствования же, на тему достойна ли игра своих предшественниц и стоит ли в неё играть, упущу. Решайте сами. Полноценного обзора или рецензии тоже не ждите. Во первых я этим не занимаюсь. Во вторых, слишком уж много нюансов содержит игра, поэтому никакая рецензия не сравнится с реальным игровым опытом.

Итак, история продолжает события второй части. Землю, в результате разборок с подводными гадами, потряс серьёзный катаклизм и большинство людей свалило на Марс, в поисках лучшей жизни. Оставшиеся же на Земле ютятся в небольшом городке Мегапрайм (привет, Judge Dredd). И тут, совершенно неожиданно, конечно же, над городом появляются порталы из которых начинают выскакивать, уже столь знакомые и милые сердцу UFOфага, летающие тарелки, сея вокруг хаос и разрушение. Разумеется, недолго думая, люди решают возродить проект Х-сом. Из этого следует первое серьёзное отличие — теперь развёртывать свою деятельность придётся в пределах одного города.

По ходу игры я так и не понял, почему с Марса не приходит никакой поддержки, ведь туда свалила большая часть населения. То есть оттуда периодически поступают специалисты и солдаты, но их мы вольны лишь нанимать. Никакой финансовой или технической помощи ждать не приходится. Видимо на Земле остались те категории людей, соседствовать с которыми никто не хочет и чья судьба обществу глубоко безразлична.

Добро пожаловать в ад для казуалов!

Потеряв весь земной шарик, как поле для деятельности, игрок приобретает неожиданно более глубокие отношения с корпорациями, которые тут замещают страны из предшествующих игр и более интерактивный Cityscape, который заменил Geoscape.

Заключается это в следующем. Бои с тарелками и годзиллоподобным overspawn происходят в реальном времени, в городе, все здания которого кому-нибудь да принадлежат. Их повреждение или разрушение грозит испорченными отношениями с владельцами. А так же весь ваш персонал, за исключением пилотов, тоже имеет реальное воплощение на карте. Пара неаккуратных выстрелов, и свеженанятый юнит застрял в процессе передвижения к месту назначения, из-за разрушенного участка пути. А может ведь и погибнуть. И не дай бог серьёзные повреждения получит база Х-сом. Список погибших сотрудников ещё долго будет пролистываться на экране.

Основными боевыми юнитами в городе будет лётный транспорт, но есть и наземный. Правда, в силу малой манёвренности и невозможности задействования в миссиях, польза от него стремится к нулю.

Обустраиваем базу

Корпорации же, помимо того, что являются спонсорами нашего подразделения, так же выполняют и вполне определённые функции в городе. Поэтому вполне закономерно, что порча отношений с ними, кроме урезания бюджета, грозит и другими неприятностями. Например, исчезновение с рынка некоторых товаров (не очень-то приятно будет остаться без боеприпасов и аптечек), или нападение на транспорт Х-сом и даже атаки на базу. Ну и бонусы, в случае проявления симпатии, положены. Злобные алиены тоже не преминут закинуть свои политические сети и будут пытаться настраивать корпорации против нас. Причём фанатики из Культа Сириуса изначально являются оппонентом Х-сом и будут стараться вставлять палки в колёса. Отношения отнюдь не ограничиваются треугольником алиены-корпорации-Х-сом. Внутри города тоже кипит жизнь. Меняется влияние компаний, случаются столкновения между Megapol (разработчики вообще уделили немало внимания вселенной Судьи Дредда, город многим напоминает своего тёзку) и преступными синдикатами.

В игре можно заниматься террором. Уничтожать здания снаружи и грабить изнутри (кстати говоря, если после разрушения здания послать туда пехоту, бой будет происходить снова в целёхоньком помещении). Однажды, мне даже удалось таким образом помириться с одной из корпораций.

Культ Сириуса. До чего только психи не додумаются

Наконец-то переходим непосредственно к тактической части.
Касательно режимов, тут их аж три:
— Реалтайм, с достаточно гибко настраиваемой умной паузой и разными режимами скорости времени.
— Старый добрый пошаговый. По сути, он всё тот же и переехал из предыдущих частей практически без изменений. НО, как бы это было не странно, тут он просто не вписывается, по самой банальной причине — карты ещё возросли в размере (причём и в высоту) и значительно усложнился дизайн уровней. А теперь представьте себе, что вам надо зачистить огромный девятиэтажный жилой комплекс парой десятков солдат (теперь можно брать до 36 юнитов на миссию). Даже в режиме реального времени, это может отнять минут двадцать, а то и больше. В пошаговом же, счёт может идти на часы. Теперь прибавьте к этому ещё и значительно увеличившееся количество боевых столкновений. Так что это развлечение осталось на долю мазохистов, которые, возможно, проходят игру в этом режиме до сих пор.
— Ну и вроде как и не режим, но банальная возможность переключаться между первыми двумя по желанию. Что отчасти сохраняет старый геймплей и, в то же время, значительно увеличивает динамику.

На карте появились точки выхода, через которые можно эвакуировать солдат, этим же могут пользоваться и пришельцы. Не исключена возможность, что противник сам сбежит, возможно, даже не попадаясь нашим отрядам на глаза. Но полностью проблему «последнего алиена» это не решило. Судьба покинувших поле боя пришельцев тоже не ясна, судя по всему, ребята сбегают в город, а там либо доберутся до культа Сириуса, либо будут убиты и ограблены местным населением. Оно тут настолько душевное, что даже в школе можно найти автоматическую пушку или куски брони на столе.

Начало боевых действий

Ну и, пожалуй, последнее глобальное отличие и самый главный недостаток — чертовски завышенная сложность игры на начальных уровнях. Первые две части тоже взывали к стратегическим и тактическим талантам, но Apocalypse оказался крепим орешком даже для заядлых UFOшников, чего уж говорить о новичках.

Стандартная, для игр этой серии ситуация, когда изначально нам доступен небольшой отряд оперативников, вооружённый весьма печально. Всего лишь несколько нормальных стволов, пара пистолетов с убойностью рогатки, не говоря уж о тех горемыках, кому достались только орудия ближнего боя. Недостаток аптечек и боеприпасов тоже наличествует. Тут может и прорезаться чувство юмора великого рандома. В руках у солдата, который не сможет даже застрелиться, внезапно оказывается здоровая пушка, с зажигательными и разрывными снарядами, а у более менее точного бойца, какая-то фиговина, похожая на свечку торчащую из кучки сами догадаетесь чего, для задействования пси-возможностей. Если пошлёте такой отряд в бой как есть, самый оптимистичный вариант для них будет отправиться на больничные койки (если вы удосужились те приобрести). Поэтому, позарез будет нужен найм более квалифицированного персонала и нормальное оборудование для него.

Сил отразить налёты НЛО тоже будет не хватать. Опять нужны деньги, но, помимо этого, ощущается ещё и ограниченное количество доступных к приобретению кораблей.

Про наземный транспорт я уже говорил. Его ещё и дешёвым то не назовёшь. Есть ещё и маленькие летающие мотоциклы (подозрительно напоминающие аналоги из сами знаете какой вселенной). Их много и они относительно недорогие, но имеют мало места для оборудования. Одна слабая пушка, НЛО практически не повредит, а для больших требуются дополнительные системы наведения, на которые не хватит слотов. Если вы всё же навесили на такую кроху мощную ракетницу, можете быть уверены, что кто-то предъявит нехилый счёт за разрушенное здание.

Попомните моё слово, эта дамачка станет основной причиной смертности в Х-сом

Враг тоже не дремлет. Мало того, что на игрока с самого начала высыпается такое количество неприятеля, что отразить все атаки наврятли получится, так ещё и крутизна недруга растёт. Это касается не только боевых способностей новых видов врагов, но и их интеллекта.

В общем, всё вместе это очень сильно довлеет над игроком. Любая ошибка или случайность на начальных этапах, может привести к скоропостижному геймоверу. А уж возможностей для этого игра предоставляет огромное количество. Геймплей будет постепенно набирать обороты, но при этом, она сразу же берёт игрока за горло, не давая времени для постепенного вливания в игровой процесс. Сразу и незамедлительно потребуют грамотно наладить все доступные элементы. Прибавьте сюда традиционную недружелюбный интерфейс, в виде кучи самых разных менюшек и полное отсутствие подсказок и туториалов (а ведь это не модернизированная версия прошлых проектов, а совершенно новая игра). Доходит до того, что игроки меряются друг с другом количеством недель, которые им удалось продержаться в первую свою попытку познакомиться с игрой. И во вторую. И в третью…

Зачистка сбитой тарелки

— Графика SVGA (гораздо большее разрешение, цветность, детализация).
— Подправили физику. Никаких зависающих в воздухе предметов. Объекты рушатся, если уничтожить их нижний уровень (можно обрушивать здания, вместе с цивилами и алиенами, чек пришлют).
— Теперь каждое здание имеет свою собственную карту для внутреннего устройства. Их около 50, но благодаря более продуманному дизайну и большим размерам, надоесть они не успеют. К тому же, есть по несколько карт для каждого НЛО и ещё целый город алиенов.
— Время суток меняется, но, в отличие от оригинала, ночные уровни ухудшают дальность обзора незначительно.
— Можно устраивать сколько угодно пожаров и дымовых завес (раньше это строго ограничивалось).
— Объекты стали гораздо легче разрушаться (халтура инженеров или повысившаяся мощность оружия, решать вам).

Архитектура города разнится от складов и трущоб, до элитных домов и стадионов

В остальном же, всё более или менее осталось на месте. Это вам и обширная уфопедия. И микроменеджмент. Куча самых разных гаджетов и приспособлений. Зашкаливающее количество разнообразных тактик и событий. В общем, всё то, чем так привлекал игроков ещё первый UFO. Но существуют проблемы с балансом. Мало для кого будет секретом, что игра вышла сыроватой, из-за сжатых сроков разработки. Список всяких разных заявленных штук, которые так и не добрались до финальной версии, можно посмотреть на английской википедии.


X-COM: Apocalypse

Платформа
PC
Жанр
Дата выхода
15 июля 1997
117
4.2
52 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Спасибо за статейку, было интересно почитать. Сам сейчас активно играю в «Terror from the deep», вспоминаю детство. :D Почему-то под водой нравится больше война, нежели на земле. :3
Всегда пожалуйста.
Псиморфы, Крисалисы?
Читай также