Недавно отгремел в российском прокате горячо ожидаемый “Темный рыцарь: Возрождение легенды” (или более лаконичный The Dark Knight Rises в оригинале). В мировом прокате (на момент написания статьи) фильм собрал немногим менее миллиарда долларов. Пожелаем же удачи картине на этом нелегком пути, но сегодня я бы хотел поговорить об одном из самых талантливых режиссеров современности – Кристофере Нолане. Точнее, вспомнить те замечательные фильмы, которые он подарил нам.
Единственное Но, я не смотрел (и если честно не горю желанием) два фильма режиссера.Это “Преследование” (1998) и “Бессонница” (2002).
Помни/Memento (2000)
Фильм повествует о человеке, который раньше работал в страховом агентстве и был счастлив в браке. Но однажды, в его дом ворвались двое, которые изнасиловали и убили его жену, а его ударили головой. После чего у него появился недуг, вследствие которого он не мог ничего запомнить, но помнил все, что было до травмы.
Первый серьезный проект Нолана по совместительству стал одним из его лучших фильмов. Он подкупает, во–первых, действительно необычной историей. И во-вторых, необычным повествованием. В начале фильма нам показывают, как главный герой расправляется с убийцей жены, а в следующей сцене показано, как он приезжает с ним в то место, после чего следует сцена, где они договариваются о встрече и т.д. Тоесть, повествование идет задом-наперед, передавая необычные ощущения. Кстати, лично я не помню больше фильмов или произведений с подобной подачей сюжета (если кто-то может вспомнить такое, то напишите название произведения в комментариях).
В общем и целом, фильм получился действительно необычным и в чем-то новаторским, и от того замечательным.
p.s. Фильм был снят по сюжету книги брата Кристофера, Джонатана Нолана, но официально не признан экранизацией, поскольку книга поступила в продажу позже выхода фильма.
Бэтмен: Начало/ Batman Begins (2005)
Первый фильм Нолана, снятый по голливудской лицензии и с тем же размахом. Лента повествует о становлении Брюса Уэйна и его перевоплощении в Темного Рыцаря Готэма.
Фильмы о Бэтмене, снятые Бертаном, были очень хорошими (в отличии от клоунады Шумахера), но они не рассказывали о том, как именно Брюс пришел к идее стать защитником родного города (всем известная история о смерти родителей можно рассматривать как один из важнейших факторов, но не сам толчок), где он обучался и т.д. А в фильме Нолана этому уделена большая часть фильма. И даже главный злодей сыграл в его судьбе очень важную роль.
В целом, фильм получился очень хорошим. Постановка экшен сцен, проработка персонажей и истории, все было на очень высоком уровне. И даже небольшие вкрапления, ставшего фирменным, тонкого английского юмора в диалогах были очень кстати.
Престиж/ The Prestige (2006)
Картина повествует о двух друзьях-фокусниках, которые после одного несчастного случая становятся заклятыми врагами. Еще одна экранизация, но на этот раз про иллюзионистов и небольшим налетом мистики. Сам фильм получился немного запутанным, действия второстепенных персонажей не всегда понятны (особенно, когда они скачут на сторону то одного, то другого героя), но в целом хорошим, и в чем-то даже необычным.
Темный Рыцарь/ The Dark Knight (2008)
Переломный момент в карьере Нолана. Фильм, окончательно выведший его в высшую лигу. Третий фильм, собравший в прокате свыше миллиарда долларов… Можно долго перечислять достижения режиссеры и его творения, но перейдем к конкретике. Фильм стал мрачнее, по сравнению с первой частью, качество постановки, сценария, всего и вся возросло в разы. Но лично у меня есть субъективная причина, почему я не готов назвать ленту шедевром и поместить его на полку со своими любимыми фильмами. Как по мне, фильм получился излишне мрачным и в нем рассказана история о падении сильной личности, а я не люблю такие истории, пусть даже этот ход более чем обоснован и является наиболее логичным. Умом я это понимаю, но на душе как – то не по себе.
Но в целом, отбросив субъективные мнения, фильм получился замечательным. И львиную долю обаяния фильму придает Хит Леджер, который более чем заслуженно получил оскар за эту роль, пускай и посмертно.
Начало/ Inception (2010)
После успеха Темного рыцаря, руководство Warner brothers выдало Нолану кард-бланш на сьемки проекта-мечты. Им стал Inception (уж простите, но называть этот фильм Началом язык не поворачивается). Нолан около восьми лет писал сценарий и снял фильм, ставшим одним из самых нашумевших хитов нынешнего века. Взяв немного необычную историю про необычного вора, добавив много деталей, завернув это в красивую обертку с отличной постановкой и несколькими крайне необычными сценами, на выходе получил отличный фильм… Правда, как по мне, фильм многие излишне переоценивают и он явно лишний в 10 лучших фильмов на кинопоиске и IMDB. Но искусство вещь субъективная, тут уж ничего не попишешь.
Темный Рыцарь: Возрождение легенды/ The Dark Knight Rises (2012)
The Dark Knight Rises (хоть убейте, но не хочу я называть фильм его “русским” именем )) на данный момент последний (и лучший) фильм режиссера, и сейчас он активно продюсирует “Человека из стали” Зака Снайдера (в творчестве которого, по-моему, много чего позаимствовано у Нолана ), но не об этом сейчас. В отличие от предыдущей части, где нам показывали падение как личности одного из ключевых персонажей, то в этом наоборот, показан некий подъем над собой и своими возможностями… Но это так, субъективное восприятие.
Если же рассматривать объективно, то это новая планка качества, поставленная режиссером в своей карьере. Постановка и экшен стали просто изумительными, сюжет, хоть и пестрил белыми пятнами, но был отличным. Персонажи стали ярче, и история вновь была направлена в сторону Брюса Уэйна (все-таки, в Темном Рыцари его в какой – то момент отодвигали на второй план Джокер и Харви Дент). В общем, лучший фильм лета и, скорее всего, года.
Подводя итог, хочу сказать, что раньше мое мнение о творчестве Нолана было более скептично. Но лишь недавно, пересмотрев некоторые его работы, я понял, что его фильмы наполнены с одной стороны, глубокой идее, но с другой понятной зрителю. Возможно, это и подкупает зрителей. И, кстати, все его фильмы, даже самые ранние, в разы окупали свой бюджет (кто сомневается – welcome to кинопоиск). Поэтому, хочется пожелать, чтобы его будущие фильмы были такими же хорошими, а зрители так же ходили на них.
Лучшие комментарии
Еретик!!1
Еретик!!![2]
Заводной апельсин раз 6 точно посмотрел.