Маленько истории. Маленько собственных мыслей. Маленько воды. Тушить на медленном огне под музыку Боба Кросби до появления золотистой корочки.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Привет всем, это Фен.
Сразу поставлю предупреждение — в статье есть спойлеры и читать ее стоит только тем, кто смотрел хоть какую-то из «Пил».
Как я вчера и обещал, сегодня мы поговорим немножко и Пиле. Но не об идеологии или еще чем-то а именно о самом франчайзе. О том, откуда он взялся, в чем была основная фишка и во что он теперь прекратился.
Итак, приступим, пожалуй.
Начнем с того, откуда вообще взялась такая штука, как «Пила».
Жил был (да и сейчас на самом деле вполне себе живет, если я не ошибаюсь) такой паренек. И звали его — Джеймс Ван. И учился он в Мельбургской киношколе, где познакомился и сдружился с Ли Уоннелом. В качестве выпускной работы друзья предоставили сценарий фильма «Пила» и даже отсняли небольшой кусочек, где Ли Уоннел сыграл главную роль, а Джеймс Ван — срежиссировал это все. Куратор впечатлился и послал все это в Голливуд, откуда через несколько месяцев пришло ответное письмо, мол, чуваки, мы хотим, чтобы Вы сняли это свое кино.
И вот тогда-то и появилась «Пила». Малобюджетный, герметичный триллер, действие которого разворачивалось вокруг двух людей, оказавшихся в ловушке у непонятного маньяка, который неизвестно чего хочет.
Фишкой фильма было беспрецедентное психологическое напряжение в кадре, которое к концу нарастало так сильно, что у некоторых сдавали нервы, а финал оказывался настолько шокирующим, что я не знаю ни одного человека, который остался бы равнодушен ко всему произошедшему. Музыка, актерская игра, шикарный сценарий с очень динамичными диалогами, операторская работа и, конечно же, чрезвычайная жестокость ловушек Конструктора. Все это сделало фильм не просто культовым, он стал своего рода иконой камерного психологического триллера. К тому же, что немаловажно, фильм обладал своей собственной философией, которая формулировалась достаточно кратко: «Жить или умереть — решать тебе. Цени свою жизнь»
И еще одно — это эффект двойной кульминации. В самом конце, когда напряжение уже фактически на пределе, доктор хватает пилу и отпиливает свою ногу. Но не успевает зритель отойти от увиденного, как вдруг случается непосредственно финал, труп, лежавший посреди комнаты встает и оказывается, что это не жерта вовсе. Вместо одиночного — двойной удар. И это — очень круто на самом деле.
<_<
Шо ж Вы делаете-то, люди?
Сборы у фильма были просто феноменальными. Прибыль просто обрекла «Пилу» на выпуск следующей части.
И здесь начались проблемы. Дело в том, что с режиссерского кресла ушел Джеймс Ван, и сел туда… На самом деле не столь важно, как звали того, кто туда сел. Вторая часть вышла очень быстро. Уже на Хэллоуну 2005. И вышла она тоже категорически отличной. Во-первых, сохранились все фирменные фишки, такие как музыка, операторская работа, внимание к деталям, психологичность и не направленность на тупо «мясо».
В истории теперь участвовало намного больше людей, а сюжет творил кульбиты чуть ли не каждые 5-7 минут. Финал же снова взрывал мозг и заставлял встать и зааплодировать. Это было продолжение, достойное оригинала. Оно раскрывало Конструктора глубже, оно показывало, что он чертовски умен, понимает психологию и все такое. Оно было очень сильно завязано на психологии людей. И там был фирменный Пиловский финал.
Многие говорят, что сиквел намного слабее оригинала, но тут дело в том, что само начало было взято так, что закрутить сильнее было бы очень сложно. Особенно учитывая тот факт, что вопросов после первой части оставалось не так много. Так что лично я считаю, что продолжение — отличное, хоть и не дотягивает до оригинала. Но чисто сюжетно и идейно — просто шикарно.
OMG!
Я в телеке! ВАУ!!!111
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
А потом случилось страшное. И даже не столько страшное, сколько печальное. «Пила 3» стала фактически началом конца. Она была на порядок слабее предыдущей части серии, она сделала несколько шагов в сторону от изначальной концепции и с тех пор концепция эта так и не поменялась. Дело в том, что Конструктор не имел привычки ставить жизнь стороннего человека в зависимость от того, с кем идет игра. Обычно игрок сам решает, жить ему или умереть. А тут — мало того, что невинные люди начали гибнуть, так еще и в принципе фильм сделал большой шаг к зрелищному мясу вместо сценарного наполнения.
И началось — чем дальше в лес, тем толще партизаны. Своеобразным апофеозом стала SAW 3D, формально являющаяся «Пилой 7». Так вот, чего я хочу сказать? Когда-то в 2006 или 2007 (Пила 3, 4) один мой друг, слушая очередною мою пламенную речь относительно того, что Пила — это жесть несусветная, спросил у меня: «И чего ради я ее смотреть должен? Ты ж прекрасно знаешь, что трэшак я не люблю.» Я тогда запнулся, но потом исправился и заявил: «Пила — это не просто трэшак. И мясо там не играет ключевую роль.»
Спросите меня сейчас и я скажу обратное. Пила 7 — это слив прямо таки на уровень канализации. Такое ощущение, что сценаристы все силы угробили на создание ТОННЫ ловушек, которые есть в фильме. Каждую вторую минуту в кадре или кто-то умирает, или кого-то пытают. Диалоги куда-то исчезли, психология испарилась, все изначальные посылы испарились, остались одни ловушки, в которых жестоко умирают люди.
ВАУ-эффекта нету уже который фильм. В четвертой, шестой и седьмой частях лично для меня никакого ВАУ-эффекта. Был прекрасный посыл относительно финала пятой части, когда получалось, что Хоффман просто великолепно скрыт от всех и все ниточки, ведущие к нему — оборваны. Но нет ведь. В шестой серии Хоффмана чудесным образом вычисляют, но он убивает всех и вся. В седьмой части Хоффман чуть ли не в Рэмбо превращается и начинает убивать все, что движется. Одно радует — до уровня сиськи-и-кровь еще не скатились, хотя в этой части «сисьность» определенно повышенная. Чего стоит одна мадам, которая фигурировала в начале в самом.
Итак, подобью итог того, что я хочу сказать: Пила началась, как великолепное авторское кино, где был маньяк (которого никто, между прочим, не пытался красить в белый цвет), где было психологическое напряжение, где было много всего запоминающегося. Потом Конструктора немножно «побелили», приклеив к нему моральность. А потом сели на рельсы «мы хотим понравиться каждому» и скатились в унылое УГ, коим и является Пила 7.
Я это все к тому, что терпение мое кончилось. Отныне в кинотеатр на «Пилу» — ни ногой.
Лучшие комментарии
если бы закончили историю, то простил бы всё разом
концовки всегда больше всего нравились в пилах, тут напоминает фильмы хичкока, когда последнии 10 мин. ставят всё «с ушей на жопу», в общем крутые они очень были
сценарий второй части вроде просто купили у сценариста, то есть был он про другое, но попросили переделать за определённую сумму
Аманда же ещё в первой части убила ради того чтобы выжить
в 7 пиле уже даже мативации из пальца высосаны
1 часть — классика
2 часть — грамотное развитие
3 и 4 части — самые любимые, ибо и сюжет и герои вкатили сильно
5 и 6 части — просто хорошо и хофман жжот, да и постоянное вспоминание старых героев, впринципе флэшбэки — фишка серии
7 часть — разочарование
Жалко, товарищи, жалко
Так вроде ж усё, Пила на этой гавёной ноте под названием «Пила 7» и закончилась, нет?
Нет, Фен. Не знаю, как седьмая часть, но вплоть до шестой все было круто.
Крамера на них нету, так над франшизой издеваться :(
В Комбинацию и в то, что все это приведет к какому-то финалу я верил ровно до того, как начал смотреть Пилу 6. Сейчас — не верю. Сейчас это слив по всем параметрам, кроме качества картинки и мясистости.
Единственное, что меня утешает, так это то, что, может быть, новый супер-секретный последователь Конструктора будет не таким клиническим идиотом, как Хоффман и Янг.
Для меня это уже голимый трешак пошел.
Когда история начинает изобиловать Главными действующими лицами, когда эти самые лица сменяют одно за другим, как кусочки калейдоскопической мозаики — это явный признак острого недостатка идей у сценаристов. Иначе говоря лично для меня это (хоть в литературе, хоть в аниме, хоть в кино) явный признак плохого качества.
Шестую и седьмую не рекомендую в очень резкой форме.