8 ноября 2010 8.11.10 23 2702

О судьбах. Франшиза "SAW"

+15

Маленько истории. Маленько собственных мыслей. Маленько воды. Тушить на медленном огне под музыку Боба Кросби до появления золотистой корочки.

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

Привет всем, это Фен.
Сразу поставлю предупреждение — в статье есть спойлеры и читать ее стоит только тем, кто смотрел хоть какую-то из «Пил».
Как я вчера и обещал, сегодня мы поговорим немножко и Пиле. Но не об идеологии или еще чем-то а именно о самом франчайзе. О том, откуда он взялся, в чем была основная фишка и во что он теперь прекратился.
Итак, приступим, пожалуй.
Начнем с того, откуда вообще взялась такая штука, как «Пила».
Жил был (да и сейчас на самом деле вполне себе живет, если я не ошибаюсь) такой паренек. И звали его — Джеймс Ван. И учился он в Мельбургской киношколе, где познакомился и сдружился с Ли Уоннелом. В качестве выпускной работы друзья предоставили сценарий фильма «Пила» и даже отсняли небольшой кусочек, где Ли Уоннел сыграл главную роль, а Джеймс Ван — срежиссировал это все. Куратор впечатлился и послал все это в Голливуд, откуда через несколько месяцев пришло ответное письмо, мол, чуваки, мы хотим, чтобы Вы сняли это свое кино.
И вот тогда-то и появилась «Пила». Малобюджетный, герметичный триллер, действие которого разворачивалось вокруг двух людей, оказавшихся в ловушке у непонятного маньяка, который неизвестно чего хочет.
Фишкой фильма было беспрецедентное психологическое напряжение в кадре, которое к концу нарастало так сильно, что у некоторых сдавали нервы, а финал оказывался настолько шокирующим, что я не знаю ни одного человека, который остался бы равнодушен ко всему произошедшему. Музыка, актерская игра, шикарный сценарий с очень динамичными диалогами, операторская работа и, конечно же, чрезвычайная жестокость ловушек Конструктора. Все это сделало фильм не просто культовым, он стал своего рода иконой камерного психологического триллера. К тому же, что немаловажно, фильм обладал своей собственной философией, которая формулировалась достаточно кратко: «Жить или умереть — решать тебе. Цени свою жизнь»
И еще одно — это эффект двойной кульминации. В самом конце, когда напряжение уже фактически на пределе, доктор хватает пилу и отпиливает свою ногу. Но не успевает зритель отойти от увиденного, как вдруг случается непосредственно финал, труп, лежавший посреди комнаты встает и оказывается, что это не жерта вовсе. Вместо одиночного — двойной удар. И это — очень круто на самом деле.

<_<

Шо ж Вы делаете-то, люди?

Сборы у фильма были просто феноменальными. Прибыль просто обрекла «Пилу» на выпуск следующей части.
И здесь начались проблемы. Дело в том, что с режиссерского кресла ушел Джеймс Ван, и сел туда… На самом деле не столь важно, как звали того, кто туда сел. Вторая часть вышла очень быстро. Уже на Хэллоуну 2005. И вышла она тоже категорически отличной. Во-первых, сохранились все фирменные фишки, такие как музыка, операторская работа, внимание к деталям, психологичность и не направленность на тупо «мясо».
В истории теперь участвовало намного больше людей, а сюжет творил кульбиты чуть ли не каждые 5-7 минут. Финал же снова взрывал мозг и заставлял встать и зааплодировать. Это было продолжение, достойное оригинала. Оно раскрывало Конструктора глубже, оно показывало, что он чертовски умен, понимает психологию и все такое. Оно было очень сильно завязано на психологии людей. И там был фирменный Пиловский финал.
Многие говорят, что сиквел намного слабее оригинала, но тут дело в том, что само начало было взято так, что закрутить сильнее было бы очень сложно. Особенно учитывая тот факт, что вопросов после первой части оставалось не так много. Так что лично я считаю, что продолжение — отличное, хоть и не дотягивает до оригинала. Но чисто сюжетно и идейно — просто шикарно.

OMG!

Я в телеке! ВАУ!!!111

(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)

А потом случилось страшное. И даже не столько страшное, сколько печальное. «Пила 3» стала фактически началом конца. Она была на порядок слабее предыдущей части серии, она сделала несколько шагов в сторону от изначальной концепции и с тех пор концепция эта так и не поменялась. Дело в том, что Конструктор не имел привычки ставить жизнь стороннего человека в зависимость от того, с кем идет игра. Обычно игрок сам решает, жить ему или умереть. А тут — мало того, что невинные люди начали гибнуть, так еще и в принципе фильм сделал большой шаг к зрелищному мясу вместо сценарного наполнения.
И началось — чем дальше в лес, тем толще партизаны. Своеобразным апофеозом стала SAW 3D, формально являющаяся «Пилой 7». Так вот, чего я хочу сказать? Когда-то в 2006 или 2007 (Пила 3, 4) один мой друг, слушая очередною мою пламенную речь относительно того, что Пила — это жесть несусветная, спросил у меня: «И чего ради я ее смотреть должен? Ты ж прекрасно знаешь, что трэшак я не люблю.» Я тогда запнулся, но потом исправился и заявил: «Пила — это не просто трэшак. И мясо там не играет ключевую роль.»
Спросите меня сейчас и я скажу обратное. Пила 7 — это слив прямо таки на уровень канализации. Такое ощущение, что сценаристы все силы угробили на создание ТОННЫ ловушек, которые есть в фильме. Каждую вторую минуту в кадре или кто-то умирает, или кого-то пытают. Диалоги куда-то исчезли, психология испарилась, все изначальные посылы испарились, остались одни ловушки, в которых жестоко умирают люди.
ВАУ-эффекта нету уже который фильм. В четвертой, шестой и седьмой частях лично для меня никакого ВАУ-эффекта. Был прекрасный посыл относительно финала пятой части, когда получалось, что Хоффман просто великолепно скрыт от всех и все ниточки, ведущие к нему — оборваны. Но нет ведь. В шестой серии Хоффмана чудесным образом вычисляют, но он убивает всех и вся. В седьмой части Хоффман чуть ли не в Рэмбо превращается и начинает убивать все, что движется. Одно радует — до уровня сиськи-и-кровь еще не скатились, хотя в этой части «сисьность» определенно повышенная. Чего стоит одна мадам, которая фигурировала в начале в самом.
Итак, подобью итог того, что я хочу сказать: Пила началась, как великолепное авторское кино, где был маньяк (которого никто, между прочим, не пытался красить в белый цвет), где было психологическое напряжение, где было много всего запоминающегося. Потом Конструктора немножно «побелили», приклеив к нему моральность. А потом сели на рельсы «мы хотим понравиться каждому» и скатились в унылое УГ, коим и является Пила 7.
Я это все к тому, что терпение мое кончилось. Отныне в кинотеатр на «Пилу» — ни ногой.


Лучшие комментарии

всё было, но потом не стало
если бы закончили историю, то простил бы всё разом
концовки всегда больше всего нравились в пилах, тут напоминает фильмы хичкока, когда последнии 10 мин. ставят всё «с ушей на жопу», в общем крутые они очень были
сценарий второй части вроде просто купили у сценариста, то есть был он про другое, но попросили переделать за определённую сумму
Аманда же ещё в первой части убила ради того чтобы выжить
в 7 пиле уже даже мативации из пальца высосаны
1 часть — классика
2 часть — грамотное развитие
3 и 4 части — самые любимые, ибо и сюжет и герои вкатили сильно
5 и 6 части — просто хорошо и хофман жжот, да и постоянное вспоминание старых героев, впринципе флэшбэки — фишка серии
7 часть — разочарование
Жалко, товарищи, жалко
Меня уже неделю минусят прямой наводкой ;) В каждом посте по минусу ловлю. В любой коммент. Но сегодня, пока что, везёт…
Так вроде ж усё, Пила на этой гавёной ноте под названием «Пила 7» и закончилась, нет?
Когда, вроде бы, в четвертом фильме нам показали то, что осталось за кадром первого, я понял — эти сиквелы потрясающи! А когда мы встречаемся с ГГ третьего фильма в следующей части? А когда Крамер помер, но мы все еще смотрим фильмы, о его сложнейшей комбинации? А Главные герои, которые мрут, как мухи?
Нет, Фен. Не знаю, как седьмая часть, но вплоть до шестой все было круто.
в том то и дело логической концовки нет
?.. Они ещё бабла хотят?..
Крамера на них нету, так над франшизой издеваться :(
Прочитал с удовольствием, но фильм посмотреть не решусь:)
Флэшбеки — есть, да. Местами — приятные, местами — за уши притянутые.
сложнейшей комбинации
В Комбинацию и в то, что все это приведет к какому-то финалу я верил ровно до того, как начал смотреть Пилу 6. Сейчас — не верю. Сейчас это слив по всем параметрам, кроме качества картинки и мясистости.
Неа, не закончили.
Единственное, что меня утешает, так это то, что, может быть, новый супер-секретный последователь Конструктора будет не таким клиническим идиотом, как Хоффман и Янг.
супер-секретный, ага, смешно)))
ну вот фен ты ещё один ответ на свой вопрос получил, кто-то верит, а кто уже знает во что другие верят
Не сказать что являюсь каким-то особенным фанатом «Пилы» но соглашусь с Феном, тупое мясо и СИСЬГЕЕ, не самое лучшее наполнения для психологических триллеров!
Я посмотрел только 3 части, понравились лишь первые две… Стоит продолжать?
Да там уже ни психологичности, ни триллерности.
Для меня это уже голимый трешак пошел.
если бы закончили историю, то простил бы всё разом
Ключевое. Они с пятой части обещают «эпик финале»
Кстати, о героях вот что хотел сказать.
Когда история начинает изобиловать Главными действующими лицами, когда эти самые лица сменяют одно за другим, как кусочки калейдоскопической мозаики — это явный признак острого недостатка идей у сценаристов. Иначе говоря лично для меня это (хоть в литературе, хоть в аниме, хоть в кино) явный признак плохого качества.
Ну четвертая еще куда ни шло. Пятая — сама по себе уже не торт, но концовка шикарна.
Шестую и седьмую не рекомендую в очень резкой форме.
Не, ну много ГГ я тоже не люблю. Много путался, когда смотрел, у меня на лица память так себе… Но здесь они очень здорово в сюжет вписаны. И фигурируют с самой первой части в основном, хоть мы это и узнает косвенно. Короче по-моему серия очень косячная, но она все время искупает свои грехи клевыми сюжетными ходами, как Лост. Уж не знаю, что там такого страшного натворили в финале, но выясню. :)
Читай также