27 октября 2010 27.10.10 17 4047

Arma 2. Военное дело.

+13

Убивает не оружие, убивают люди. Оружие только помогает людям убивать друг друга.

Давно я хотел написать про Armed Assault 2 и все время почему-то откладывал. Наконец-то мои руки, ноги и голова до него дотянулись.
Для начала немного окунемся в историю. История серии Armed Assault берет начало в далеком 2001 году, когда компания Bohemia Interactive выпустила культовую ныне Operation Flashpoint: Cold War Crysis — тактический шутер с поразительной на те времена проработкой боя. Игра моментально обрела в определенных кругах статус культовой и поддерживалась разработками аж до 2004 года, когда вышел последний патч 1.96. Сюжет повествовал о конфликте между СССР и НАТО, происходящим на вымышленном архипелаге во время холодной войны. Потом случилось так, что права на Operation Flashpoint стала удерживать при себе Codemasters, а Bohemia как будто и не при делах была. И вот тогда и появилась серия Armed Assault, полноправный наследник Operation Flashpoint. Вышла она осенью 2006 года и была достаточно тепло принята фанатским сообществом, дополнительно обзаведясь и новыми фанатами.
И вот, летом 2009, вышла Armed Assault 2. Сегодня речь пойдет именно о ней.

- Мы идем, мы..

… идем, эта мы идем...

Начну издалека. Действие Armed Assault 2, так же как и всех предыдущих частей серии, происходит в вымышленном месте. Но теперь это не один остров, пускай и большой, теперь это целая небольшая страна — Черноруссия, раздираемая гражданской войной, в которой участвует целый сонм различных политических сил, с которыми нам так или иначе придется иметь дело. Уже из названия видно, что Черноруссия — это та же самая Россия, только названная чуть-чуть иначе и уменьшенная до смешных размеров. Тем не менее, карта имеет площадь около 225 квадратных километров, что на самом деле — очень много. Огромным плюсом выдуманной страны является ее поразительное наполнение — старинные замки, деревушки, парочка отлично смоделированных городов, леса, полянки, дороги. Порой складывается ощущение, что действия происходят прямо у тебя за окном, настолько окружающий мир здесь правдоподобен.
Сюжет снова погружает нас в дебри миротворческих будней, но (впервые в серии!) действуем мы в составе отряда «Лезвие», где каждый боец обладает хоть и примитивным, но характером. Вообще, Armed Assault 2 сделала неплохой шаг к тому, чтобы очеловечить сюжет. Здесь нередки кат-сценки, а пару раз случаются даже неожиданные повороты и завихрения. Но и это не все. Мало того, что сюжет вытащили из дальнего угла, где он скромно создавал фон основным баталиям, его сделали еще и нелинейным! Причем концовок не две, а намного больше и определяются они не в самый последний момент, а складываются из того, что успел сделать игрок за время компании, а чего — не успел. Провал большинства заданий не ведет к окончательному геймоверу, как это часто бывает, но вполне способен подпортить жизнь в будущем.
Стартует все вполне себе живо, мы выполняем несколько отлично поставленных миссий, за которыми следует череда необъяснимых и загадочных событий, вследствие которых мы вынуждены остаться в Черноруссии. И вот здесь игра очень неплохо проседает, так как возникают разнообразные лишние элементы вроде экономической стратегии и чуть ли не ролевой прокачки персонажа. Зачем это ввели — известно одной Bohemia Interactive, но, честное слово, военно-тактическая игра Armed Assault 2 в такие моменты становится похожа на неизвестно что. Тем не менее, сюжет хорош.

Не то..

пруд, не то болото.

Но ведь любят Armed Assault совсем не за сюжет, а за геймплей. За фантастическое внимание к деталям и реалиям современной войны. И на этом месте все, кто считал Call of Duty реалистичной мгновенно отсеиваются. Все дело в том, что смерть в ArmA 2 (как, впрочем и в Arma и Operation Flashpoint) – это дело буквально одной-двух метко выпущенных пуль. И даже если не убьет, то обязательно покалечит, зависит от того, куда попали. Еще в оригинальной Operation Flashpoint в миссии по зачистке поселка можно было в самом начале схлопотать пулю в ногу и потом всю(!) миссию ползать, пройти миссию и еще минут 40(!) реального времени ползти к точке эвакуации. Здесь — абсолютно та же история. Попали в ногу — падай. Попали в руку — значит оружие будет трястись, как у эпилептика. И так до тех пока, пока не подбежит санитар и не поможет. А ведь индикаторов, мол, «вон там враг» нету.
Но Arma 2 пошла в этом отношении еще дальше. Попадания в особые точки теперь не убивают бойца, а вводят его в состояние агонии — он падает, роняет оружие и начинает корчиться на земле. И помочь такому бойцу может только одно — друг-товарищ, который оттащит его из под огня и окажет первую медицинскую помощь.
Великолепная физическая модель стрельбы — осталась на месте, никуда не исчезла. На пулю по прежнему действует дедушка Ньютон, ей сопротивляется воздух и, если верить официальным анонсам, даже ветер действует на маленький кусочек свинца, несущий смерть. Кстати, о ветре. Помимо прочего, в игре присутствует динамическая смена погоды.
Сами бои претерпели достаточно мало изменений, в сравнении с первой Armed Assault или даже Operation Flashpoint. Мы все так же неспешно и аккуратно передвигаемся из укрытия к укрытию, осматриваем все углы, чтобы никто не выскочил на нас из-за спины, а стрелять доводится достаточно редко. Моментов в духе «зажал гашетку и вперед на врага» нету совсем, ибо игра не приветствует подобный стиль. Типичная перестрелка здесь больше похожа на игру в прятки. Только вот никто не кричит «Нашел!» И в этом — главная прелесть игры, потому что здесь чертовски умный ИИ, реагирующий на свет, на движение и на звук.
ИИ Armed Assault 2 – один из самых продвинутых по части открытых пространств, что делает его необычайно опасным противником. И дело тут вот в чем — компьютерные болванчики имеют полноценное собственное представление о ситуации вокруг. Каждый из них запоминает где и когда что он видел и слышал, причем есть как явные, так и неявные источники звуков. Например, если отряд, находящийся в деревне, обстреливает снайпер, то отряд сначала прячется, а потом перебежками начинает обходить предполагаемое место положения снайпера, причем радиус обхвата таков, что даже снайпер и переместился с изначальной позиции, в конце концов он окажется в кольце. К тому же, члены отряда в реальном времени ведут переговоры по рации, обмениваясь информацией, а команды вроде «Стой» и «Вперед» дублируются руками.
Благодаря встроенному и достаточно простому редактору карт, можно создать практически любую ситуацию и посмотреть, как будет себя вести ИИ в тех или иных условиях. И в 99 случаях из 100 это будут логичные действия, а не попытка протаранить очередную стену лбом.

Милый, милый..

… милый типичный отечественный деревенский домик. Ну, блин, круто же!

Но в какой бочке меда нету полбочки дегтя?
Проблемы сюжетной кампании и сюжета в целом я уже упомянул, настало время прокатиться паровым катком негатива по остальным составляющим.
Начну с достаточно спорного момента, касающегося первых миссий в игре. Дело в том, что там нам придется много ездить. Очень много и далеко. И мало стрелять. С одной стороны — это круто и честно, потому что показывают нам, что у разведки жизнь состоит не из непрекращающейся пальбы, а скорее наоборот. С другой стороны отряды ворогов и нечестивцев, что шастают вокруг никогда не против расстрелять джип, набитый американцами. К томе же — доставшиеся по наследству проблемы с управлением машинами. Порой кажется, что ведешь не машину, а гроб на колесиках. Разгоняться в какой-нибудь лесистой местности чревато тотальной потерей управления, врезанием в дерево и мгновенной смертью.
Теперь о графике. Графика в Armed Assault 2 значительно подросла в сравнении со своими предшественниками. Правда за все эти тени от травы на траве, безумные дали прорисовки, полигоны в кадре и освещения придется поплатиться хорошим компьютером. Игра умудряется тормозить на «Высоком» даже на сильных машинах. Правда, часть этих затрат вполне объяснима — игровой движок постоянно просчитывает один из самых умных ИИ, занимается генерацией поведения мирных жителей и всякой живности, которой смело заселили всю Черноруссию (кабаны, коровы, курицы и прочие), к тому же во время стрельбы идет детальный просчет множества параметров полета пули. Так что нагрузка такая вполне объяснима.
И, собственно, главная проблема Armed Assault 2 – это ее сырость. До последнего патча игра в мультиплеерном кооперативе напоминала скорее цирк «Шапито» на выезде. Миссии то не запускались вовсе, то безбожно глючили, то людей телами меняло, то происходило еще что-то из ряда вон. В самой игре такие штуки тоже встречались достаточно часто, когда не срабатывал какой-нибудь триггер и итоге миссия становилась невыполнимой из-за того, тот, с кем нам надо поговорить повешен, а мы этого не замечаем в упор.

Пейзаж..

… прямо из-за окна.

В общем и целом, Armed Assault 2 вышел отличной военно-тактической игрой, где очень мощно чувствуется война, где без хотя бы базовых тактических навыков не выжить и где убивают легко и быстро. И все бы было прекрасно, если бы не многочисленные недоработки, баги и глюки, которые в большинстве своем сейчас пофиксили кучкой патчей. С другой стороны, какая разница, ведь это единственная игра, где можно залечь на окраине березового леска с СВД и под до боли знакомый комариный писк выслеживать цель.

Плюсы: огромный игровой мир, богатый выбор высокодетализированного реального оружия и техники, умный ИИ.

Минусы: Высокие требования, многочисленные ошибки и вылеты.

PS:

Стоило бы провести какую-нибудь грань между Operation Flashpoint 2 и Armed Assault 2, ведь как ни крути, а игры собирались драться за рынок. Но тут просто каждый сам для себя решил, хочет ли он играть в убогий, но красивый Operation Flashpoint, или же в глючный Armed Assault 2, с шикарной начинкой внутри. Лично я выбрал Арму и до сих пор считаю, что сделал правильный выбор.


Лучшие комментарии

Отлично написано. И, хоть я и не могу судить, так как играл в неё, но, по-моему, у того, кто не играл и прочитает рецензию, сложится о ней полное впечатление и без игры. Молодец, Фен.
P.S. Я поставил собственный рекорд по запятым ;)
Ваше Величество, вы тут как тут! Куда-ж без Вас.
Ну а теперь специально для Короля, который включил дурачка: я имел ввиду, что Фен написал образцовую рецензию. Так лучше, Ваше Высочество?
Рад, что я всё Вам объяснил и был освобождён на весь сегодняшний вечер. Вы так великодушны, Король Много Цифр! Спасибо, что вы есть.
Забавно, что на «образцовую» рецензию набижало всего трое :3
Нормальный обзор, арма хороша.
Boom-kaboom!
Завтра с утра вернусь и узнаю Ваше мнение, Господа :3
Читай также