— Мы абсолютно не контролируем нашу жизнь — не научились еще.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Наверное, эти фильмы знают если не все, то очень, очень многие. В свое время они стучали по внутренностям социокультурной среды так сильно, что мало кто из жизненно активных граждан всех стран мира, где есть кинотеатры и пиратские DVD в продаже, ушел с неповрежденной головой. Да и признаться честно: главная идея, главная основа действительно подводит некую черту под философскими размышлениями в том числе и 20 века, когда была выпущена первая и самая удачная часть трилогии. Подводит черту очень изящно, можно сказать даже «мистически изящно», если бы кто-нибудь хоть примерно представлял, что данное словосочетание означает.
Нет, серьезно: после первой части в голове буквально устраивается фейерверк из таких сочно-красочных вопросов, переживаний, воспоминаний, и вот уже ты задаешься сомнениями: а есть ли Матрица? А вдруг действительно мы все прямо здесь и сейчас находимся в некой контролируемой и по факту вымышленной среде и сами не знаем об этом? Может, правда мы все давно увязли в Матрице?
Увы, даже если всё так и есть (а это было бы ой как логично, на мой взгляд), истинное знание все равно останется «где-то там», за гранью наших глаз и умов, а потому все эти Матричные теории оставим в рамках рассуждения о фильмах, о которых можно многое сказать и многое в них пнуть, несмотря на статус.
Итак, мистер Андерсон, вы готовы вновь войти в Матрицу?
— Все начинается с выбора.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
Первая часть сего знаменательного кинособытия зажглась в богатом на отличнейшие фильмы 1999 году, ослепив всех тех, кто узрел с включенными мозгами весь тот интеллектуальный шик бунтующего против системы естества.
Томас Андерсон — замкнутый в себе работник крупной фирмы. Опаздывающий, неопрятный, весь такой Мистер Раздолбай, если даже не Мистер Похер…
Но в один прекрасный момент его крепко хватают за восточно-западного происхождения яйца, сжимают, а результат заставляют принять в виде решения: жить так, как он жил, или познать Истину, которая на сей раз тотально истинна, безо всяких «но».
Синяя и красная таблетки.
Морфеус.
Тринити.
Матрица.
Пифия.
Избранный.
Агенты.
Вы сами всё знаете, не так ли?
И вот бывший мистер Андерсон, он же хакер Нео, сам того не ведая, воплотил все мечтания брутального чернокожего Морфеуса, приняв, сам того не жаждая, титул Избранного и радостный пошел спасать чертов реальный мир, в котором осталась жалкая — по сравнению с «нормальными» размерами народонаселения в современном мире, скажем — кучка оборванцев. И свято поклялся освободить всех от оков проклятой Матрицы… прежде всего уяснив шикарный вопрос: «Что такое Матрица?»
— Я пытаюсь освободить твой разум. Но я могу лишь указать дверь. Ты сам должен выйти на волю.
А что такое Матрица? Если верить фильму, Матрица — это некая симуляция обычной жизни, в которой происходит ровно то, что происходит в привычной всем нам реальности. Но за одним исключением: всё не по-настоящему. Кладем кусок баранины в рот — Матрица симулирует вкус. Получаем удар бейсбольной битой по голове — Матрица рада предоставить новый вид боли: «Боль тупая, v.6». Влюбляемся — Матрица рада вам услужить…
Искусственный мир. А настоящий там, в подземельях разрушенных машинами городов. В городе Зионе — последнем оплоте надежды на выживание. В первой части, слава Матрице, об этом только упоминается, а потому картина выглядит не такой плохой, как в последующих творениях. И вот пойди пойми: то ли надо спасать Зион от умных машин, то ли народ, находящийся в Матрице, то ли собственную шкуру в двух мирах, потому что и там, и там есть претенденты как следует убить Избранного Нео…
— Выбор — это иллюзия, рубеж между теми, у кого есть власть и теми, у кого её нет.
И первая часть, как уже сказал, не шибко заморачивается насчет Зиона, насчет уникальных сил Нео, которыми ему еще предстоит овладеть, и прочим ненужным по большей части шлаком, которого потом будет навалом. Здесь всё просто: есть неудачник Нео, который, несмотря на все слова лидера Морфеуса, мало похож на Избранного, есть Агенты, которые охотятся за теми, кто отныне и впредь охотятся на тех, кто может находиться вне Матрицы, и есть какие-то расплывчатые и меняющиеся цели, которых надо непременно достичь, да чтоб выглядело сногшибательно.
Первая часть — это, на мое имхо, эталон того, как надо грамотно смешивать зрелище и «умную» часть. Являясь по сути своей боевиком, «Матрица» затрагивает, как уже догадались все мы, весьма интересные и глубокие вопросы, причем вопросы эти вполне логичны, а ответы не выбиваются из рамок придуманной вселенной. Все гармонично вписывается в канву мира, и, что самое главное, в происходящее веришь, потому что звучит всё весьма убедительно.
С другой стороны можно наблюдать шикарные экшен-сцены, которые даже спустя 12 лет смотрятся изумительно что по задумке, что по исполнению. Абсолютно не грех пересматривать подобные сцены и раз за разом восхищаться проработанностью всего и вся. И достоверностью; опять же, в рамках обозначенной вселенной.
И удивительно, как и то, и другое стильно выглядит.
И, казалось бы, оригинал ругать вообще не в чем. Действительно шикарное зрелище, от которого каждый берет по возможностям… Ведь актер может сыграть ровно столько, сколько может воспринять его зритель, не так ли? И в данном случае обиженным не уйдет никто, ведь холодный мир Матрицы настолько универсален, что каждому там найдется занятие…
— Знаете, что я решил за те десять лет, что свободен?
Счастье — в неведении.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
А вот начиная с самого конца «Матрицы 1» начинаются проблемы.
Проблемы прежде всего — да и пока что просто «только» — характера логического. Характера веры. Характера достоверности: ведь накручивают столько всего нового в уже понятый мир Матрицы, что, делая круглые глазенки и яростно хлопая ресницами, чуть не взлетая, хочется проорать только один вопрос: «Какого черта это было нужно?».
Ответа нет.
Вторая часть шикарна в плане боевика. Пожалуй, столь изящного, красивого и умного экшена не было, нет и не будет. Он действительно мощный, продолжительный, невероятно красивый и донельзя запоминающийся. Каждый, кто смотрел вторую часть, наверняка с ходу назовут сцену погони Агентов, полицейских и прекрасных Близнецов за Тринити, Морфеусом и Хранителем ключей. Сцена длиною в чуть ли не 20 минут, куча драйва, напряжения и СТИЛЯ — хороший пример? Или схватку Нео в замке Меровингена помните? И этот фильм стоит пересматривать лишь из-за действительно идеальных сцен взрывного характера, но, увы, за той интеллектуальной составляющей, которая была в оригинале, можно не приходить.
— Опровержение является самым предсказуемым из человеческих ответов.
Что-то прогнило в головах людей, писавших сценарий. Что-то серьезно прогнило.
И главная проблема, на мой взгляд, заключается в том, что авторы начали придумывать совершенно НЕИНТЕРЕСНЫЙ бред лишь за тем, чтобы оправдать красивую картинку.
Меровинген — программа, которая исполняет роль некоего убежища для тех, кто так или иначе оказался бесполезен для Матрицы…
Архитектор — создатель Матрицы…
Нео, который теперь меняет Матрицу под свои нужды, становясь при этом самым масштабным читером мира, совершенно сдулся в плане интереса к своей личности — на кой фиг переживать за героя, который мало того, что нагибает главную угрозу всея Матрицы одним пальцем, так еще и летает, как Супермен, и машины в РЕАЛЬНОМ мире одним пальцем останавливает, и жизнь в умирающих людей вселяет, и вообще является чистейшим имбалансным персонажем, который потерял милую индивидуальность мистера Андерсона и стал вконец толстокожим НЕО?
И к чему перед тем же Нео был поставлен совершенно идиотский и заштампованный выбор в самом конце фильма: или он позволяет Тринити, своей прекрасно красивой любви, погибнуть, но перезагружает Матрицу и спасает тем самым людишек в Зионе, либо, собственно, спасает Тринити и уничтожает шанс людей выжить? Разве нельзя это сделать было менее ПРИМИТИВНО?
Не говоря уж о мелких огрехах, которые в целом на общую картину не влияют, но мозолить глаза могут.
Не совсем понятно, чем думали сценаристы. Серьезно. И если мир Матрицы в первой части был таким искусно-изящным, то теперь всё это превратилось в нагромождение нарочито ВЫДУМАННЫХ условий, которые существуют лишь ради того, чтобы оправдать гениальное зрелище… Равноценный ли обмен?
И уже с этой части пошла проблема присутствия Зиона и снижения интереса к происходящему.
Если в оригинале, как мы все помним, повествование касалось ТОЛЬКО Нео, Морфеуса, Тринити, их окружения и проблем, которые возникали, то сейчас акцент — пока еще не фатально для фильма — сделан на Зион.
Надо спасти Зион.
Всё ради Зиона.
Входим в Матрицу ради Зиона.
Зион, Зион, Зион.
А теперь внимание, ибо вопрос. И не забудьте выключить навязанные извне потуги на сострадание к бедам других.
Кому интересно то, что творится в Зионе?
Почему кто-то решил, что Зион — это интереснее, чем личные проблемы святой троицы?
Почему должно быть интересно переживать за судьбу человечества? Особенно когда рядом есть нагибающий всех/вся и совершенно неуязвимый Нео?
Сделаю умное лицо: очень редко когда беды большого, в данном случае огромного коллектива интереснее и более волнующе, чем заботы отдельно взятых личностей. Потому что степень вовлеченности в проблемы гораздо сильнее тогда, когда есть личные привязанности к героям. А Зион… в Зионе много героев, но мало интересных, а уж тем более настолько, чтобы как-то сделать конкуренцию Нео и Ко, которые и так всегда где-то в просторах Матрицы бегают.
Надеюсь, вы уже сполна поняли мою мысль о том, что Зион, интерес и «Матрица 2» — это вещи несовместимые. И ненужные.
Стоит ли говорить, что в том числе данная ситуация не сделала фильму хорошо?
— Любая история может иметь два финала.
(Тут был Flash-плеер, но с 2020-го года Flash не поддерживается браузерами)
В финальной части трилогии, которая снималась одновременно со второй и вышла через целых полгода после оной, всё стало окончательно ужасно. И если сиквел оригинала вытягивали изумительные битвы, то третью часть вытягивает… пожалуй, пара фраз агента Смита в самом конце, которые напоминают по своему духу и глубине рассуждения из первого фильма. Но это не то, ради чего стоит смотреть 2 часа тотально невменяемого… правильно, Зиона, ибо кроме него в фильме есть… еще немного Зиона… Зион… слева тоже Зион… ах да, есть пространство между Матрицей и Зионом… в самом конце где-то совершенно убогая сцена битвы внезапно слившегося в своих силах Нео и Смита, о котором пару слов позже… ну да и всё.
Подавляющая часть третьей части «Матрицы» происходит вне Матрицы, Матрицу вообще не затрагивает и вообще не про Матрицу. Отлично!
В общем, по-хорошему если, то надо процитировать свой гневный монолог про Зион во второй части сюда, но это будет слишком легко.
А потому итог: Зион проигрывает Матрице. Во всем. Тчк.
И пусть создатели потратили бешеные деньги на 17-минутный эпический момент бойни машин с армией Зиона, и пусть тут РЕШАЕТСЯ СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ТРАМ-ТАРАРАМ, но это скучно, пресно и без того духа «Матрицы», за который лично я люблю первую часть и схватки во второй. Всё, что ли, по-голливудски стандартно, пусть для глаза и приятно.
Про то, что делались какие-то жалкие потуги достичь интеллектуального совершенства первой части, я промолчу, дабы не шибко портить настроения что себе, что еще кому-то. Стыд и срам. Особенно в конце.
— Надежда. Это самое существенное заблуждение человека, являющееся одновременно источником вашей величайшей силы и величайшей слабости.
В финале трилогии всё то, что было любимо, собственноручно уничтожилось руками создателей. Я тебя породил — я тебя и убью, и, увы, это сработало. Ни смысла, ни веры в открывающие грани вселенной, ни толковых и интересных сцен… «Матрица» стала не очень. И актеры, видимо, это уже понимали, потому что…
Куда делся шик и лоск Хьюго Уивинга, который, между нами говоря, шикарный чуть более, чем шикарный, дядька? Где это его сквозьзубное «Мисссстер Андерсссон»? Почему в третьей части он играет не Агента Смита — холодного, но агрессивного, умного, но такого циничного и живого, несмотря на то, что программа для уничтожения, а тупого клоуна, который корчит невменяемые рожи и лишь издали смахивает на старого-доброго Смита?
Где тот грациозный, невозмутимый и уверенный в себе Морфеус? В финале он — жалкий человечишко, один из себе подобных, и ни разу не лидер, не надежда. Всё, что у него осталось, — слепая вера в Нео, и ничего более.
Тринити… вы помните, какой сексуальной она была во второй части? Да даже в первой. Изящная, гибкая, красивая, по-кошачьи утонченная. А здесь? Разве что в сцене «уговора» Меровингена она выглядела на все сто, а потом… серая масса, +1.
Про изначальных статистов, вроде всяких капитанов Локков и им подобных, даже сказать нечего. Как были никем, так и остались.
Радует из персонажей разве что Ниобе (Найоби… еще варианты?). Хоть ее и мало, но зато она красива. И игра с ней хорошая. Вот.
— I will enjoy watching you die, mister Anderson.
Я не помню, как в русской версии звучит фраза в первом фильме, когда Нео пробуждается от того, что на экране его компьютера возникают слова: «Wake up, Neo. The Matrix has you».
Но если начать самостоятельно, дословно и без намека на литературную правильность переводить последнюю фразу, то примерно так: «Матрица имеет тебя».
И «Матрица» поимела.
Ведь сначала было приятно, потом тоже ничего так, а под конец акта стало невыносимо скучно, однообразно и неактуально.
«Матрица» растеряла всю свою изящность. И, увы, дурные в смысловом плане последние два фильма как-то портят все впечатление от гениальности первого. И обидно, что такая вселенная силами пресловутых фильмов обросла кучей совершенно идиотского, ненужного и не оставила шансов верить в себя.
Попросту обидно.
И Агент Смит, стреляющий из пистолета на картинке чуть выше, стреляет не в кого-либо, а в зарождавшуюся гениальность всего и вся, которая и была убита теми, кто породил это ВСЁ.
Символично, ага?
Лучшие комментарии
Отступление, его можно не читать.
Вообще, когда увидел по телевизору первую часть, толком и не понял, что к чему (ну правильно, мне было 8 лет). Подумал, что какая-то белиберда унылая и нафиг она нужна.
Позже увидел вторую и третью часть, где, не помню, но впечатлило.
После этого я подсел на матрицу. Сначала зацепили драки. Они действительно виртуозны, эпичны и, на удивление, кажутся «воздушными» во всех смыслах слова. Из-за драк пересматривал фильмы вновь и вновь, по телевизору, либо, качал и смотрел. Но на первую часть стал обращать внимания лишь когда начал взрослеть.
Т.к. глазу красочные сражение и битвы уже приелись, и хоть и вызывали восторг, но каждый удар был предсказуем, я стал цепляться за фразы, за сюжет, вникать в смысл происходящего на экране. Не просто, в чём суть и соль, а проводя аналогии с религией, с философией и прочим. Т.е. после, например, очередной интересной фразы одного из главных героев я мог погрузиться в свои мысли, раздумывая и разбирая её минут на 15. И действительно, Матрица имеет далеко не один смысл или парочку, как это может показаться после первых пяти просмотров… В ней заложены основные идеи, но сама она просто повсюду набита кучами ответвлений, которые происходят от основной ветки и о которых стоит задуматься. Каждый раз, пересматривая трилогию, я всё время открывал для себя что-то новое! Новый сюжет, новый нюанс, на который хотели обратить внимания создатели фильма. В фильме тысячи мелочей. Почти каждая фраза и каждое пятое действие.
В общем, в итоге я окончательно «погряз в Матрице», пополнил армию фанатов и пропитался идеей фильма и его духом.
Не меньше 14 раз я смотрел всю трилогию целиком.
Суть.
Первый фильм, это зародыш, это идея, её раскрытие и очень много смысла, в том числе и философского. И я бы не сказал, что он является абсолютным произведением искусства и фильмом номер один среди всей трилогии, но тогда, в то время (1999 год) это действительно был эпик. Эпик, в плане новизны идеи в кинематографе, эпик, в плане спецэффектов. Игра актёров была на уровне и соответствовала духу фильма почти полностью. Но не более.
Но более и не могло быть. Третья попытка «братьев» Вачовски «выйти на большую сцену» естественно спонсировалась достаточно бюджетно. Мало кто хотел ставить на фильм, где людей заставят столько думать. Тогда в моде были боевики с кучей взрывов, а не тягомотина с нечастым экшеном.
Но идея была очень хороша. Многие люди её подхватили и несли и передавали друг другу. О матрице говорили много, обсуждали как сам фильм, так и ту проблему, которую он затронул. Среди этих людей режиссёры и нашли поддержку и толчок для того, чтобы продолжить.
И винить их за последующие части не стоит. Ведь этих частей вообще могло и не быть(даже концовка первой части об этом намекает). И неужели вы бы предпочли так и не закончившеюся историю о всеми полюбившемся «супергерое» тому целому, что было создано? Не думаю.
Во второй части стало больше экшена, взрывов, боевика и погонь, но отнюдь, меньше смысловой нагрузки не стало, практически. После одного просмотра, возможно, так покажется, но не после 14 :)
И ветвь и стержень, который проросли в первой части, стали разветвляться и «отрастать» от сюжета, но они были его частью, важной и неотъемлемой, если вы действительно стараетесь понять фильм. Да, иногда видно давление со стороны шаблонов и стандартов того времени. Но этому давлению был дан такой ответ, что зрители, да и многие режиссёры, снимавшие в то время кино, ахнули. Не для кого не секрет, что с Матрицы (особенно со второй части) начался прорыв в кинематографе в плане спецэффектов и компьютерной графики?
А сюжетная линия, хоть и разрасталось, но хуже не становилась. Да, появилось больше ключевых фигур. Камера, как бы отдаляясь от главной тройки показывала общую картину происходящего. Чтобы мы не были зациклены на одном и том же, чтобы мы начали думать и понимать. Чтобы мыслили не линейно. Отсюда и Зион, и другие его жители и другие актёры.
И естественно, чем дальше «отдаляется» камера, тем больше нам нужно наблюдать общую картину происходящего, а не фокусироваться на всё той же троице, которая хоть и является ключевой фигурой в войне, но отнюдь не без поддержки «тыла».
Многие ругают последующие части за малоидейность. Но вы присмотритесь и прислушайтесь к ним. Вам понравилось, что в первой части на вас выливают ведро интеллектуальных продуктов и изречений, потому, когда режиссёры и сценаристы стали прятать смысл в закаулках и «ответвлениях» основной ветки сюжета, вы, естественно, не найдя их, или находя с огромным трудом, стали возмущаться, потому что видели только экшен.
P.S. «Вы» — это я для тех, кто придерживается мнения Эмиеля.
Из концовки это было понятно тогда, когда раскрыта была суть проблемы фильма, которая заключалась в том, что «забитый» обычный человек не мог поверить в себя, в свою уникальность.
Он поверил, убил агентов, стал неубиваемым суперменом, конец. И можно уже автоматически додумать, как ГГ раскидывает остатки агентов направо и налево, летает на корабле и освобождает всех от матрицы и т.д.
Зион, как ты и сказал, упоминался лишь для галочки в первой части: Где живут «настоящие», «сбежавшие» люди? В канализации, в отстроенном ими городе. Его суть и не должна была раскрываться, если бы всё закончилось на первой части.
Лишь только из-за отклика народа режиссёры решились на снятие второй части. Ну а как её продолжать, если они её сами для себя закончили на первой? И вот, они сделали переход, развитие сюжета, новые проблемы, ветки. И сделали шикарно, с учётом того, какая трудная задача перед ними стояла.
Вот это насмешил так насмешил :DDDDD
ДААААА!!!
Когда он шест взял — обогияфапаю:33
А фильм хороший, да.
Не знаю почему фильм назвали именно так
Да и повторюсь: было бы немного нелогично сначала долго рассказывать, как в мире «Матрицы» всё плохо, верить в Избранного, готовить его целый фильм, а потом… всё. :3
Может, современные тенденции избаловали, но сейчас, не существуй второй части, я бы ждал ее анонса с твердой уверенностью, ибо история борьбы человечества с машинами только началась.
То что ты их потыкал, хорошо конечно, но упомянуть стоило. Ибо без них трилогия бы не была столь эпична :)
Вот Смурфики — стоящее кино!