Перед попаданием непосредственно в кинотеатр, я успела на свою беду начитаться положительных отзывов в духе «Это лучший фильм Поттерианы!!11расрас». Зря. В смысле, зря я это читала. Вполне возможно, что если бы кино удивило неожиданными находками, впечатление было бы другим. Хотя кого я обманываю? Не было бы.
И вовсе не потому, что часть книжных событий режиссер со сценаристом просто переврали, а часть — слегка видоизменили в направлении опопсения.
Просто получился настолько типичный голливудский подростковый продукт, что становится даже немного совестно за его просмотр. За сам факт, да.
Шляпу можешь оставить
Наверное, вряд ли стоит что-то пересказывать из сюжета. В смысле, кого, кроме фанатов и почти фанатов, мог заинтересовать этот фильм? А фанаты в курсе, что Поттер(Рэдклифф)ищет хоркруксы, Волдеморт (Файнc) ищет Поттера, Рон и Гермиона (Гринт и Уотсон) двумя пришей-пристебай-сосисками болтаются поблизости (и делают основную часть черной работы). Снейп (Рикман) выполняет роль солиста-статиста, так как текста у него очень мало, а характерных выражений лица — много. В первой части седьмой части… хм, кажется, что-то тут не так. Ладно, в общем, в первой части все закончилось на смерти Добби и на триумфально-зверском выражении лица Файнcа, достающего бузинную палочку из рук мертвого Дамблдора. Оттуда же пляшем и теперь. После насыщенной спецэффектами сцены с добычей хоркрукса из банка, Поттер с товарищами перемещается в Хогвартс, и вся дальнейшая веселуха происходит уже там.
Это вовсе не удивительно, что главных героев опять раздевают по пояс. Формат и первоисточник не позволяют насытить ленту обнаженкой и сексом «по-взрослому», но видно, что режиссеру очень хотелось. А что, насилие есть, разрушений — полно, не хватает только «клубнички». «Ладно, по крайней мере, Рэдклиффа еще разок разоблачим, порадуем девушек в зале» — подумал, наверное, Йетс и заодно показал нам всем далеко не идеальную фигуру Гринта. Ну, спасибо и на том.
Эпик!
Вообще же весь фильм пронизан эдакой показной эпичностью. Дракон — эпичен. Сцена битвы за Хогвартс — ну тут сам Дамблдор велел. Зрелищно, не вопрос: каменные рыцари-защитники, групповое заклинание Большого Мыльного Пузыря, армия Пожирателей Смерти. Думается, что Пожиратели эти размножаются почкованием примерно с той же скоростью, с какой множится имущество Беллатрикс в ее сейфе. Иначе как объяснить такое дикое количество темных магов, если изначально их было хорошо, если два десятка человек? Либо почкование, либо очень качественная вербовка и пропаганда. Молодцы ребята, так держать!
Кстати, все эпизоды, связанные с активной заклинательной деятельностью, выглядят антиэпично. Потому что, когда герои уворачиваются от проносящихся мимо разноцветных лучей, начинаешь думать о джедайских мечах, о фейерверке с крайне плохой техникой безопасности, о перестрелке из лазеров, но уж никак не о магии. Ах да, все заклинания, разумеется — невербальны. Ну, все боевые. Главное — сделать лицо поозвериннее. Причем этот постулат касается как темной, так и светлой стороны. Какие рожи корчит старина Рэдклифф, когда кастует — Волдеморт, пожалуй, мог бы взять у него пару уроков. Сцена последнего поединка двух главных-центральных просто вопит «Люк, я твоя сестра!». В смысле, зелененький и красненький лучи, которые борются друг с другом — это так… оригинально и свежо.
Ну и о поцелуях. Что нужно сделать, уничтожив хоркрукс, сидя, между прочим, в Тайной Комнате под Слизерином, где все современные и старинные волшебные силы вам явно не рады? Понятное дело, целоваться. А потом с ужасом и, главное, удивлением, наблюдать, как присутствующие в помещении остаточные магические явления демонстрируют свое неудовольствие.
И про игру
От заглавной троицы дуболомов-вундеркиндов уже и ожидать ничего не приходится. Рэдклифф демонстрирует обычные два свои выражения лица на все случаи жизни и страдает. Уотсон носит всего одно лицо, ей больше не нужно. И тоже страдает. Особенно выразительны похныкивания Гермионы в тот момент, когда Поттер сообщает о своем намерении пойти умереть. (Этой безобразной сцены в оригинале не было, но сценарист с режиссером решили, что так будет жальче). Выглядит примерно так: «Ой, ты пошел на смерть? Хнык-хнык. Ну ладно, иди, нам тут есть, чем заняться». И правда. Раз мальчик и девочка уже открыли для себя волшебный мир поцелуев, им теперь Гарри как-то побоку. В конце концов, на могиле старого приятеля можно очень мило поплакать, а потом долго друг друга утешать.
Рикман, к счастью, играет, а не только страдает. Хотя роль его, кастрированная режиссером чуть менее, чем в предыдущих фильмах, но тоже вполне достаточно, как-то не располагает к разворачиванию актерского таланта. Файнс выжимает из своего героя все, что может. И что, очевидно, позволил ему Йетс. Поэтому когда Лорд произносит свои семь или восемь слов перед тем, как отправить Поттера в мир иной, в происходящее на экране внезапно начинаешь верить. Но ненадолго. Ведь дальше начинается диалог с Дамблдором, исполненный невероятного пафоса.
Проблема в том, что в сценарий вошли действительно наиболее пафосные фразы из всей книги. Не то, чтобы у Роулинг наблюдался недостаток таких фраз, особенно под конец саги. Но создатели фильма тщательно отфильтровали, процедили и экстрагировали самый сок патетики, а где не хватало — там еще и своего добавили. Например, Снейп с перерезанным горлом умиляется тому факту, что у Гарри «глаза мамины», чем тут же убивает своего героя гораздо более бесповоротно, чем это сделал Волдеморт. (В книге профессор зельеварения ограничивается просьбой посмотреть на него, обращенной к Гарри, остальное нам предоставляют додумать самостоятельно).
И про вообще
Я могу понять, почему событие, которое можно было бы назвать «Дары смерти — второй подход к штанге» сорвало столько положительных отзывов. Все-таки массовка, спецэффекты, масштабные «а-ля батальные» съемки делают свое дело. Фильм держится на красивых кадрах от начала и до конца. Поэтому когда персонажи начинают разговаривать, переживать и страдать, хочется промотать всю эту сопливую и бессмысленую ерунду, чтобы поскорее увидеть картины эпической войны магов. Пусть и с неуместными фейерверками.
В то же время очевидно, что человеку, не читавшему книгу, эта лента ничего не скажет ни об истории искушения великого волшебника идеей «ради большего блага», ни о милосердии и жалости к уже почти погибшему сопернику, ни о магии самопожертвования. Мало что можно понять из сказания о нескладной любви нескладного человека к женщине, для которой важнее оказались «чистенькие» политические убеждения избранника, чем его — чего душой кривить — моральные качества. Зато нам показали большого дракона, какой-никакой экшн и кучу небрежно сыгранных и не менее небрежно снятых сцен, где персонажи глубокомысленно изрекают обрывки цитат из бумажного оригинала. Диалоги ничего не объясняют и ни разу не работают на впечатление. Почему Поттер должен был обязательно погибнуть от руки Волдеморта? Почему он потом выжил? Что произошло между Дамблдорами — братом, еще братом и сестрой? С какой радости Гарри выбросил Воскрешающий Камень в траву? Чтобы бомжи подобрали, что ли? Почему Лили Поттер стала Лили Поттер, если она так дружила со Снейпом? В фильме ответов нет.
В то же время мы понимаем, что эта лента знаменует собой конец пусть небольшого, но очень значимого периода в жизни поколения. Наверное, поэтому критики, в основном, и прощают «Дарам смерти» не только недостатки, но и весьма сомнительное наличие каких-либо достоинств.
Лучшие комментарии
— Сынок, хочешь вступить в ряды Пожирателей Смерти и бороться за чистоту крови?
— Нуу… не знаю… не особо.
— А еще в наших рядах у тебя будет возможность сжечь свою школу!
— Офигеть, дайте две метки, мне и моему другу!
Со смертью Снегга и его фразой про глаза было придумано очень хорошо, они обелили героя, фактически, показали то, что он действительно любил Лили и защищал Гарри
На фильм стоило бы пойти только ради смеха Волан-де-Морта
ИМХО, лучший момент:33