17 июля 2011 17.07.11 27 3156

О последней части кинопоттерианы. Субъективно и со спойлерами

+14

Перед попаданием непосредственно в кинотеатр, я успела на свою беду начитаться положительных отзывов в духе «Это лучший фильм Поттерианы!!11расрас». Зря. В смысле, зря я это читала. Вполне возможно, что если бы кино удивило неожиданными находками, впечатление было бы другим. Хотя кого я обманываю? Не было бы.

И вовсе не потому, что часть книжных событий режиссер со сценаристом просто переврали, а часть — слегка видоизменили в направлении опопсения.
Просто получился настолько типичный голливудский подростковый продукт, что становится даже немного совестно за его просмотр. За сам факт, да.

Шляпу можешь оставить
Наверное, вряд ли стоит что-то пересказывать из сюжета. В смысле, кого, кроме фанатов и почти фанатов, мог заинтересовать этот фильм? А фанаты в курсе, что Поттер(Рэдклифф)ищет хоркруксы, Волдеморт (Файнc) ищет Поттера, Рон и Гермиона (Гринт и Уотсон) двумя пришей-пристебай-сосисками болтаются поблизости (и делают основную часть черной работы). Снейп (Рикман) выполняет роль солиста-статиста, так как текста у него очень мало, а характерных выражений лица — много. В первой части седьмой части… хм, кажется, что-то тут не так. Ладно, в общем, в первой части все закончилось на смерти Добби и на триумфально-зверском выражении лица Файнcа, достающего бузинную палочку из рук мертвого Дамблдора. Оттуда же пляшем и теперь. После насыщенной спецэффектами сцены с добычей хоркрукса из банка, Поттер с товарищами перемещается в Хогвартс, и вся дальнейшая веселуха происходит уже там.

Это вовсе не удивительно, что главных героев опять раздевают по пояс. Формат и первоисточник не позволяют насытить ленту обнаженкой и сексом «по-взрослому», но видно, что режиссеру очень хотелось. А что, насилие есть, разрушений — полно, не хватает только «клубнички». «Ладно, по крайней мере, Рэдклиффа еще разок разоблачим, порадуем девушек в зале» — подумал, наверное, Йетс и заодно показал нам всем далеко не идеальную фигуру Гринта. Ну, спасибо и на том.

Эпик!
Вообще же весь фильм пронизан эдакой показной эпичностью. Дракон — эпичен. Сцена битвы за Хогвартс — ну тут сам Дамблдор велел. Зрелищно, не вопрос: каменные рыцари-защитники, групповое заклинание Большого Мыльного Пузыря, армия Пожирателей Смерти. Думается, что Пожиратели эти размножаются почкованием примерно с той же скоростью, с какой множится имущество Беллатрикс в ее сейфе. Иначе как объяснить такое дикое количество темных магов, если изначально их было хорошо, если два десятка человек? Либо почкование, либо очень качественная вербовка и пропаганда. Молодцы ребята, так держать!

Кстати, все эпизоды, связанные с активной заклинательной деятельностью, выглядят антиэпично. Потому что, когда герои уворачиваются от проносящихся мимо разноцветных лучей, начинаешь думать о джедайских мечах, о фейерверке с крайне плохой техникой безопасности, о перестрелке из лазеров, но уж никак не о магии. Ах да, все заклинания, разумеется — невербальны. Ну, все боевые. Главное — сделать лицо поозвериннее. Причем этот постулат касается как темной, так и светлой стороны. Какие рожи корчит старина Рэдклифф, когда кастует — Волдеморт, пожалуй, мог бы взять у него пару уроков. Сцена последнего поединка двух главных-центральных просто вопит «Люк, я твоя сестра!». В смысле, зелененький и красненький лучи, которые борются друг с другом — это так… оригинально и свежо.

Ну и о поцелуях. Что нужно сделать, уничтожив хоркрукс, сидя, между прочим, в Тайной Комнате под Слизерином, где все современные и старинные волшебные силы вам явно не рады? Понятное дело, целоваться. А потом с ужасом и, главное, удивлением, наблюдать, как присутствующие в помещении остаточные магические явления демонстрируют свое неудовольствие.

И про игру
От заглавной троицы дуболомов-вундеркиндов уже и ожидать ничего не приходится. Рэдклифф демонстрирует обычные два свои выражения лица на все случаи жизни и страдает. Уотсон носит всего одно лицо, ей больше не нужно. И тоже страдает. Особенно выразительны похныкивания Гермионы в тот момент, когда Поттер сообщает о своем намерении пойти умереть. (Этой безобразной сцены в оригинале не было, но сценарист с режиссером решили, что так будет жальче). Выглядит примерно так: «Ой, ты пошел на смерть? Хнык-хнык. Ну ладно, иди, нам тут есть, чем заняться». И правда. Раз мальчик и девочка уже открыли для себя волшебный мир поцелуев, им теперь Гарри как-то побоку. В конце концов, на могиле старого приятеля можно очень мило поплакать, а потом долго друг друга утешать.

Рикман, к счастью, играет, а не только страдает. Хотя роль его, кастрированная режиссером чуть менее, чем в предыдущих фильмах, но тоже вполне достаточно, как-то не располагает к разворачиванию актерского таланта. Файнс выжимает из своего героя все, что может. И что, очевидно, позволил ему Йетс. Поэтому когда Лорд произносит свои семь или восемь слов перед тем, как отправить Поттера в мир иной, в происходящее на экране внезапно начинаешь верить. Но ненадолго. Ведь дальше начинается диалог с Дамблдором, исполненный невероятного пафоса.

Проблема в том, что в сценарий вошли действительно наиболее пафосные фразы из всей книги. Не то, чтобы у Роулинг наблюдался недостаток таких фраз, особенно под конец саги. Но создатели фильма тщательно отфильтровали, процедили и экстрагировали самый сок патетики, а где не хватало — там еще и своего добавили. Например, Снейп с перерезанным горлом умиляется тому факту, что у Гарри «глаза мамины», чем тут же убивает своего героя гораздо более бесповоротно, чем это сделал Волдеморт. (В книге профессор зельеварения ограничивается просьбой посмотреть на него, обращенной к Гарри, остальное нам предоставляют додумать самостоятельно).

И про вообще
Я могу понять, почему событие, которое можно было бы назвать «Дары смерти — второй подход к штанге» сорвало столько положительных отзывов. Все-таки массовка, спецэффекты, масштабные «а-ля батальные» съемки делают свое дело. Фильм держится на красивых кадрах от начала и до конца. Поэтому когда персонажи начинают разговаривать, переживать и страдать, хочется промотать всю эту сопливую и бессмысленую ерунду, чтобы поскорее увидеть картины эпической войны магов. Пусть и с неуместными фейерверками.

В то же время очевидно, что человеку, не читавшему книгу, эта лента ничего не скажет ни об истории искушения великого волшебника идеей «ради большего блага», ни о милосердии и жалости к уже почти погибшему сопернику, ни о магии самопожертвования. Мало что можно понять из сказания о нескладной любви нескладного человека к женщине, для которой важнее оказались «чистенькие» политические убеждения избранника, чем его — чего душой кривить — моральные качества. Зато нам показали большого дракона, какой-никакой экшн и кучу небрежно сыгранных и не менее небрежно снятых сцен, где персонажи глубокомысленно изрекают обрывки цитат из бумажного оригинала. Диалоги ничего не объясняют и ни разу не работают на впечатление. Почему Поттер должен был обязательно погибнуть от руки Волдеморта? Почему он потом выжил? Что произошло между Дамблдорами — братом, еще братом и сестрой? С какой радости Гарри выбросил Воскрешающий Камень в траву? Чтобы бомжи подобрали, что ли? Почему Лили Поттер стала Лили Поттер, если она так дружила со Снейпом? В фильме ответов нет.

В то же время мы понимаем, что эта лента знаменует собой конец пусть небольшого, но очень значимого периода в жизни поколения. Наверное, поэтому критики, в основном, и прощают «Дарам смерти» не только недостатки, но и весьма сомнительное наличие каких-либо достоинств.


Лучшие комментарии

Ага, причем примкнули настолько плотно, что сходу понеслись громить Хогвартс. Наверняка набирали из числа заваливших экзамены. Что-то вроде:
— Сынок, хочешь вступить в ряды Пожирателей Смерти и бороться за чистоту крови?
— Нуу… не знаю… не особо.
— А еще в наших рядах у тебя будет возможность сжечь свою школу!
— Офигеть, дайте две метки, мне и моему другу!
Не смогу прочитать и оценить… не сотрел еще. :3
Хоть бы предупредила в начале статьи про наличие спойлеров.
Фильм очень добротный, очень очень, но огорчило, что большинство моментов из книги вырезали…
кхм насчёт пожирателей я вот тоже думаю как их стоко уродилось то? хотя возможно очень многие примкли к ним, единственный логичный ответ
Фильм всегда будет отличаться от книги, ему же нужно чем-то привлекать зрителя
Со смертью Снегга и его фразой про глаза было придумано очень хорошо, они обелили героя, фактически, показали то, что он действительно любил Лили и защищал Гарри
На фильм стоило бы пойти только ради смеха Волан-де-Морта
ИМХО, лучший момент:33
Если ты книгу читал, то для тебя всё очевидно должно быть
ну читал думаеш там раскрыты мельчайшие подробности?
На самом деле спойлеры, разумеется, опасны только для тех, кто не читал книгу:)
Значит читавшим можно особо не бояться?
А там и без подробностей всё ясно
Слишком утрированные мысли
Я дуб, предупреждение в названии.
Читай также