15 октября 15 окт. 1 454

О литературе: «Азатот» Лавкрафт: Эскиз Космического Безумия.

+5

В мире литературы ужасов многим точно известное не понаслышке, имя Говарда Филлипса Лавкрафта — синоним такого космического страха, безысходности перед лицом неведомого и стилистической эдакой витиеватости, порой граничащей с избыточностью. И рассказ же «Азатот», пусть и оставшись так и не незаконченным, служит таким ярким примером этих фирменных черт, задавшим такой интересный тон для всего лавкрафтовского повествования.

Азатот.
Азатот.

I. Общие Сведения: Фрагмент Вселенской Мозаики.

Написанный в 1922 году и опубликованный посмертно в 1938-м, «Азатот» — это не просто какой-то там рассказ, а скорее, эдакий набросок, эскиз к грандиозной фреске которые мы все (фанаты) зовем Мифов Ктулху. Именно же здесь, в этом фрагментарном тексте, впервые упоминается многим точно известный Азатот, слепой и безумный султан демонов, одна из самых центральных фигур в космогонии Лавкрафта. Это такая некая отправная точка, из которой уже произрастает вся последующая мифология необъятная и также трудно познаваемая и еще определяющая место человека как песчинки в бескрайней и равнодушной вселенной.

Азатот.
Азатот.

II. Сюжет и Структура: Путешествие в Безумии.

Рассказ же начинается с такого мрачного описания упадка некого мира (в представление рассказчика), лишившегося чудес и красоты. Мы же видим человека, живущего в этом сером, словно постапокалиптическом мире, погрязшем в оной рутине и отчаянии. Его же единственным спасением становятся некие мечты, в которых он находит скажем отдушину и возможность бежать от тягостной реальности (вам ничто не напоминает). И вот, в один прекрасный момент, сила его необычного воображения становится настолько уж мощной, что он совершает скажем ментальное путешествие в иное измерение.

Но вот что сходу интересно: самого же Азатота как такового в рассказе… нет. Да, он вроде упоминается в названии, он вроде присутствует в концепции, но по факту физически в повествовании его нет. Скорее, герой сталкивается скажем с неким мета-осознанием, с неким осознанием самой природы хаоса и безумия бытия, которое кстати и олицетворяет Азатот. Это не какое-то обычное столкновение с монстром, а скорее, соприкосновение с такой непостижимой истиной, которая лежит за гранью человеческого понимания. Именно же этот подход делает «Азатота» кстати столь пугающим и прям завораживающим.

Фрагментарность же структуры лишь усиливает это ощущение незаконченности и некой непознаваемости. Рассказ вроде состоит из отдельных зарисовок, связанных скажем общим мотивом, но никак не складывающихся в четкую картину. Это вроде как попытка собрать пазл, в котором не хватает скажем ключевых элементов.

Азатот в энциклопедии.
Азатот в энциклопедии.

III. Темы и Мотивы: Эхо в Космической Пустоте.

«Азатот» — это концентрат лавкрафтовских тем и мотивов:

Эскапизм: Бегство от унылой реальности в мир снов и фантазий если в общий и простых понятиях. Что, если наша реальность настолько невыносима, что это окажется реально единственный способ сохранить рассудок?

Запредельное: Жажда дикого познания непостижимого, стремление порой, а даже часто выйти за рамки человеческого понимания. «Азатот» словно нас с вами предупреждает, что некоторые такие знания опасны, а порой даже смертельны.

Космический ужас: Осознание своей ничтожности перед таким простым, но сложным, лицом бескрайней и равнодушной вселенной. Понимание же того, что существуют некие силы, которые к сожалению или счастью не поддаются какому-то контролю и пониманию.

Хаос и безумие: Азатот — это если просто, то воплощение хаоса, лежащего в основе целого мироздания. Это не какой-то злодей, а скорее, фундаментальный принцип, который к сожалению думается невозможно постичь.

Утрата невинности: Исчезновение чудес и наивных грез из современного мира, замена их цинизмом и разочарованием.

Говард Филипс Лавкрафт.
Говард Филипс Лавкрафт.

IV. Герои в Тени Абсолютного Хаоса: Мечтатель и Его Кошмар.

Персонажи «Азатота» — это не герои в классическом понимании. Они не борются со злом, не совершают подвиги, а скорее, существуют в тени космического ужаса. Главный же герой, эдакий безымянный мечтатель — это довольно ктстаи типичный лавкрафтовский персонаж: интеллектуал, вроде и эстет, прилично так отчужденный от общества, ищущий какие-то ответы на вопросы, которые лучше бы не задавать на самом деле. Он — скажем проводник для читателя, позволяющий немного приоткрыть завесу над миром необычных сновидений и столкнуться с ужасающим космическим кошмаром.

Азатот же не является действующим лицом. Как говорил уже это скорее, концепция, абсолютный хаос, лежащий в основе музыки и слов и в целом всего сущего. Он не какая-то личность, а сила, нечто непостижимое и настолько безумное, что постоянно скажем генерирует реальность, при этом кстати сам, будучи слепым и безумным, не осознает этого. Это знаете как программный код, написанный шизофреником (надеюсь аналогия понятна) — он работает, но объяснить его логику прям никак невозможно.

Оригинальный текст.
Оригинальный текст.

V. Образы-Символы: Язык Космического Безумия.

Образы в «Азатот» — это не просто какая-то красивая декорации, а символы, наполненные реально глубоким смыслом. Город же, в котором живет наш с вами главный герой, — это такая метафора упадка современной цивилизации, лишенной красоты и вдохновения (актуально!). Окно — портал в другой мир, незамысловатый символ надежды на спасение и возможность даже увидеть нечто за пределами своей обыденности. Звезды — это классические символы мечтаний, далеких тех миров и чего-то даже большего, чем может вместить наш маленький человеческий разум.

Азатот, как уже говорилось в оный раз, — воплощение хаоса, безумия и абсолютной власти, лежащей за гранью понимания (чтобы точно все поняли эфемерность его). Он — это прям нечто принципиально иное, ни с чем не сравнимое. Музыка, звучащая вокруг него, — не гармония, а какофония, хаотичный поток звуков, отражающий в точности безумную природу Азатота (музыка одна из его фишек). Это не какая-то там классическая услада для слуха, а скорее, сложное испытание для рассудка, способное свести с ума даже самого стойкого.

Хаос космоса.
Хаос космоса.

VI. Немного о стилистики: Плетение Космического Ужаса

Стилистика Лавкрафта — это то, что делает его произведения реально узнаваемыми и неповторимыми, хотя все уже повторили его стиль 1001 раз. Он же использует сложный, витиеватый язык, наполненный сочными и гибкими метафорами, эпитетами и сложными оборотами, создающими нужную атмосферу таинственности и того самого ужаса. Обилие описаний, призванных вызвать определенные чувства у читателя, погружает в такой порой мир мрачных фантазий и заставляет ощутить на кончиках пальцах гнетущую атмосферу безысходности.

Незавершенность же рассказа лишь только усиливает ощущение той самой недосказанности и любимой многими непознаваемости. Фрагментарность же повествования создает скажем эффект разорванности, как будто в сознание реально вторглись обрывки чужих мыслей, обрывки каких-то космических знаний, которые увы невозможно до конца осмыслить. Это зато оставляет читателя наедине со своими уже страхами и размышлениями, заставляя уже вас самого достраивать эдакую картину ужаса.

В это издание я читал.
В это издание я читал.

VII. «Азатот»: Зеркало Безумия в Кривом Зазеркалье Критики.

Интерпретации «Азатот» столь же хаотичны и безумны, как и само божество, как ни иронично. Одни же видят в нем олицетворение чистого хаоса и разрушения, довольно ясную бесформенную массу, из которой прям таки рождается вселенная. Другие же, напротив, считают его скажем символом абсолютной силы, неким первичным несравнимой мощности энергетическим импульсом, давшим начало творению. Существуют и более конечно мистические толкования, рассматривающие уже Азатота как символ мозговой творческой энергии, заключенной в безумии (это уже и есть самое безумие).

Влияние «Азатота» на культуру трудно переоценить, хоть и несколько переоценим. Этот рассказ, пусть и небольшой, заложил простые основы для множества произведений в жанре ужасов, фэнтези и научной фантастики уже последователей великого и ужасного Лавкрафта. Образ же самого Азатота, а также его любимой свиты — безумных флейтистов и барабанщиков, — часто довольно используется в качестве архетипа непредсказуемости, хаоса и разрушения уже устоявшихся норм.

Азатот.
Азатот.

VIII. Оценка: Эскиз величия, оставшийся наброском.

«Азатот» — как уже ни раз говорилось это рассказ, который вызывает противоречивые чувства. С одной же стороны, Лавкрафту точно удалось создать гнетущую атмосферу, наполненную чувством безысходности и космического ужаса, хоть и ненадолго (зато потом в других произведениях отыграется). Оригинальная же концепция Азатота (для того времени), а также довольно интересные образы и символизм делают этот рассказ надолго запоминающимся.

С другой же стороны, незавершенность и фрагментарность повествования оставляют ощущение недосказанности (для многих это сильны минус). Недостаточная проработка персонажей и отсутствие четкого сюжета не позволяют полностью погрузиться в мир, созданный Лавкрафтом, ведь как и говорилось лишь очерк.

Общая же оценка: 6.5/10. «Азатот» — это правда интересный эскиз, демонстрирующий гений Лавкрафта, но из-за своей краткости и незавершенности не раскрывающий всего потенциала, словно он хотел это превратить во что-то полноценное. Ему не хватает глубины и проработки, чтобы стать настоящим шедевром и просто хорошим чтоб рекомендовать всем, а не только тем кто фанатеет от Говарда.

«Азатот» — это приглашение к небольшим философским размышлениям о природе реальности, человеческом сознании и месте человека в бескрайней и такой равнодушной до нас вселенной. Этот эскиз, который некоторых и правда вдохновляет на собственные размышления и интерпретации, оставляя читателя наедине с космической бездной и вопросами, на даже которые, возможно, нет ответов.

Я тоже был удивлен, но обнаружил лоли-вариации Азатота. Живите с этим.

Азатот (Cthulhu Mythos) Anime Characters Fight
Азатот (Cthulhu Mythos) Anime Characters Fight
Азатот (Cthulhu Mythos) Anime Characters Fight.
Азатот (Cthulhu Mythos) Anime Characters Fight.


Лучшие комментарии

Захотелось прочитать, но текст сухой.

Читай также