14 октября 14 окт. 7 1410

Почему игры жанра Fighting не популярны у большинства, или почему новому игроку крайне сложно в него влиться, получая удовольствие

0

Немного контекста

Сложно представить прошлое игровой индустрии без жанра файтингов, который настолько ранее был популярным и знаковым, что наверняка персонажи из игр этого жанра настолько же ассоциируется в голове при представления о видеоиграх в целом, что тот же Скорпион или Саб Зеро из Mortal Kombat или Рю, Кен и Чун Ли из Street Fighter где-то почти на уровне Марио или Соника.

Да и за пределы игровой индустрии файтинги то и дело попадаются людям, вспомните экранизацию Mortal Kombat или аниме по Street Fighter, как пример, что даже в далёкие времена по играм что-то да хорошее выходило (иронично, что и неудач у таких франшиз было полно) Да даже сейчас на момент написание блога готовиться к выходу сиквел перезапуска Mortal Kombat, а так же по Street Fighter тоже что-то готовят для кинотеатров. Можно много ещё привести примеров, как файтинги внесли свой вклад в современную культуру, но не об этом данный блог.

Тем не мнее смотря на всё это людям в 1 очередь приходит воспоминания или обрывки из геймплея именно старых частей, так как именно они считаются наиболее популярными для простого обывателя. К удивлению, но после того как аркадные автоматы перестали быть популярными (возможно в Японии где до сих пор выходят новые релизы на них) файтинги не вымерли вместе с ним (за исключением MK наверное который засечёт игры 2011 года для многих дал интерес к жанру пусть и время прошло) и выходят до сих пор притом как классическое трио файтингов (Mortal Kombat, Street Fighter, Tekken) так и франшизы поскромнее известностью, но как правило играют в них по ощущениям ток на релизе, а потом спустя время всё огромный уход онлайна, делая статистику одновременно играющих в steam настолько маленькой, Что для любой другой игры это было бы провалом, скандалом и прочим, ну и посты с низким онлайном тоже были от различных блогеров. Так почему так, что мешает файтингам быть любимым жанром большинства, попробую по своему опыту сказать почему так

1 Сложность жанра в целом

В основе своей файтинги это игра на реакцию, понимание механики, знание матчапа, фрейм даты, вводов и прочие нюансы в основе своей, я молчу о метрах который бывают аж несколько штук. И если некоторые самые озы обучение с нуля даёт игроку информацию (да и то не всегда и зачастую в последнее время) то большинство вещей игроку самому приходиться самому вникать, пытаться реализовывать, Что особенно сложнее если игра не переведена на русский (что довольно не редкость), то приходиться искать где-то в иностранных ресурсах, где к тому же полно терминов, не подготовленный игрок не поймёт сам вот вообще никак, а учитывая, что не все знают английский, а гугл переводчик(или чем пользуйтесь) не всегда помогает .

Ещё 1 проблемой скажем так тяжести файтингов для новых так это подготовка к PvP, где боты справляются с пояснением механик в безопасной среде для новичков крайне не важно, отчего когда новичок заходит вкладку онлайн и ждёт оппонента он ещё ничего не знающий, познаёт боль, отчаянье и в случаи если он покупал игру в стиме то ещё успеет её рефанднуть обратно и не споминать такой горький опыт больше никогда. В чём проблема? а это мы переходим ко 2 проблеме жанра, который как по мне актуален для любого файтинга

2 Проблема подбора оппонента

Приведу пример, который возможно вам знаком, если вы были гостем у друга с консолью или вы сами были тем другом у которого была консоль и к вам приходили друзья на праздник или вечеринку, и вы решаете поиграть в файтинг друг против друга, и наверняка часто было такое явление что хост как правило ввиду того что у него это игра есть, А других нет, довольно часто и не принуждённо обыгрывал остальных, отчего со временем просили включить что-то другое, дабы скажем было веселее и не так горько. Так вот, приблизительно тоже самое, но в куда большей разнице по скиллу ощущает новичков впервые попавший в онлайн против другого игрока. Новичков ничего не понимая и ничего не имея против такого оппонента просто терпит поражение за поражением, притом повезёт, что зелёный игрок не то, что сможет нанести какой-то серьёзный урон оппоненту, что он вообще сможет нормально выйти из комбо, а не быть весь раунд униженным, пока оппонент в условном Tekken жонглирует им.

Кто-то более лучше и возможно удачнее знакомый с жанром скажет, что проигрывать первые игры совершенно нормальная практика, особенно в файтингах, где ты остаешься 1 на 1 с оппонентом и не на кого опереться на начальных этапах или свалить всю ответственность. И вы в фактической точки зрения будете правы. Но вот в чём проблема по мне, в любой другой игре зачастую новичок сражается против такого же по уровню игры и набору знаний, что делает игру относительно честной, Да шансы 50/50, но всё же они реальны и на 1 поражения может быть 1 победа. Значит и в файтингах будет тоже самое, ведь так?

ведь так ?
ведь так ?

В файтингах нормальная практика, после того как вы встретили киберспортсмена, наткнуться на точно такого же оппонента в следующий раз, а затем ещё раз, а затем ещё раз. Да во многих играх в видите профиль и ник игрока перед принятием боя и вправе отказаться от спарринга с ним, но вот в чём прикол, альтернатива остаётся только боты. И вот, как я и хотел подвести, новичку просто не на ком получать практичный начальный опыт, чтобы продвигаться дальше и улучшать свои навыки, потому что просто не куда. Да, можете сказать, что есть определённые ресурсы, определённые режимы тренировки, испытания комбо. Но всё это вряд ли поможет, когда враг опытнее, лучше реагирует на твои атаки, адаптируется и прочее. По итогу мы попадаем в некое колесо Сансары, когда новичок не может получить практичный опыт на полноценном спарринге с живым оппонентом, Но и тут проблема с получением опыта в виду того что куда более опытный игрок просто не даёт бегиннеру дышать и зажимет его в углу где и хоронит, не дав совершить практические ничего того, Что он якобы изучил, а оппонентов других нету

Приводя аналогию с MOBA (например Dota 2 или Лига Легенд), был бы такой жанр игр настолько же востребованным и популярным у людей, если бы на старте пути в игре новичку приходилось уже на старте знать кучу матчаппов и как против них играть, что стоит пикать против оппонента на роли с тобой, что покупать против конкретного пика противников, какие механики кроме совсем базовых имеет конкретное умение и прочее прочее? Этим я просто хотел поделиться мнением, что 1 из препятствий для нового игрока получать удовольствие от игры и изучать её особенности для совершенствования, а не просто нажимать на всё подряд, так это не имения доступа к оппонентам своего уровня игры, это как если бы вы поднимались по лестнице, у которой половина ступенек нет, а другая половина разваливается, и чтобы добраться до своего дома без лифта нужно как-то это преодолеть.

3 Комьюнити (субъективно, но рассказать стоит)

Наверняка большинству известно про Комьюнити мобы (особенно Доты 2, да и ЛОЛ не отстаёт просто у Ру региона есть особенность в виде отсутствие голосового чата) про токсичность которых слагают легенды. А вот что касается файтингов то тут ситуация патовая как по мне. Сейчас попробую пояснить. Зачастую комьюнити файтингов принято считать довольно дружелюбным, которое да может по первой показаться со стороны особенно на турнирах довольно агрессивным (всё же стресс от важной игры особенно формата 1 vs 1), но как правило в общении и помощи новичкам они не откажут.

Ну как вам сказать?
Ну как вам сказать?

В своё время находясь в комьюнити Blazblue и да Guilty Gear я такой дозы дизморали не ощущал, даже когда в свои годы играл в мобы или TF 2

В принципе нечто подобное тут и говорят
В принципе нечто подобное тут и говорят

Помогали ли мне как-то втянуться в файтинги, понимая что самому разобраться в жанре довольно сложно? нет, вообще ни разу. Конечно, я благодарен что когда в своё время записывался на игры по пятницам мне хотя бы пытались подобрать оппонента равного по скилу, но чёт к сожалению не помогло.

Тем не менее, я бы не хотел показаться 1 известным Карликом в ру сегменте youtube, который считает что всё русское комьюнити злое и по определение токсичное, но всё же я не мог не рассказать свой негативный опыт с данным сегментом от слова совсем и был бы рад ошибаться и убедиться в дальнейшем.

Так почему я в течение года оставался в файтингах и всячески давал ему шансы заинтересовать меня и быть любимым жанром?

Вполне допускаю что те кто читал этот пост и дошёл до этого момента мог подумать, почему я в него играл, а не пошёл в более доступные игры, но на самом деле я не могу уделить некоторые плюсы. Первым для меня был дизайн персонажей, который как по мне в виду разнообразия и в некоторой степени культового статуса (ветеранов серии, которые знакомы даже если не особо вникал в файтинги ранее), как вы могли слышать про такой термин как Вайфу (Хасабндо) гейминг зачастую в играх с системой гачи, когда люди выбирают себе персонажа основываясь на самом персонаже (дизайн, сюжет, характер, Лор, музыкальная тема и прочее) и в файтингах как по мне это тоже работает, особенно когда твой выбранный чар не становиться во временем вообще не справляется по ощущению, что портит опыт игры на нём.

(1 раз в жизни пишу нечто такое, так что огрехи очевидно будет)


Лучшие комментарии

итак, блог вернулся. поехали)

дисклеймер — я играю в файтинги более 15 лет как на казуальном уровне так и вполне себе на соревновательном, хоть и в совсем крупных турнирах типа МФА не побеждал, но стабильно входил в топ-8 топ-3 на уральских турнирах по Soul Calibur 5. в данный момент уже почти не играю, но в около-файтинг коммьюнити продолжаю крутиться, участвую в организации екатеринбургского файтинг-ивента ЕФА и слежу за жанром

то приходиться искать где-то в иностранных ресурсах, где к тому же полно терминов, не подготовленный игрок не поймёт сам вот вообще никак, а учитывая, что не все знают английский, а гугл переводчик(или чем пользуйтесь) не всегда помогает .

в первой вариации блога, до удаления, помню, была ремарка что в русскоязычном пространстве просто не существует гайдов. это ложь от начала и до конца. в 2025 году по каждому популярному файтинги можно найти отдельный русскоязычный дискорд канал где будут как гайды по общим механикам игры, так и по каждому персонажу + постоянные обсуждения персонажей. а по особо популярным дисциплинам типа Теккена или МК вообще можно легко найти русскоязычные ютуб каналы с гайдами(особенно по МК). в районе 2010х годов ничего такого и близко не было и максимум можно было найти какие-то гайдики на ныне почившем форме файтинг.ру(ныне он нходится в режиме рид онли. писать там больше нельзя)

про термины — буквально первая же ссылка в гугле или даже краткое содержание от нейронки уже дает ответ. примеры на скриншоте

боты справляются с пояснением механик в безопасной среде для новичков крайне не важно, отчего когда новичок заходит вкладку онлайн и ждёт оппонента он ещё ничего не знающий, познаёт боль, отчаянье

боты в современных файтингах вполне себе сопоставими с людьми по уровню скилла, если ставить сложность ботов выше чем среднюю. они очень даже способны бросать вызов и обучать игрока различным ситуациям которые он будет встречать в бою с реальными людьми. да, люди играют иначе, чем боты, но все равно боты очень даже играбельны. просто нужно не бояться ставить высокую сложность. просто как пример — ботов 8 уровня в СФ6 даже профессиональные игроки, выступающие на EVO, не всегда способны победить

есть определённые ресурсы, определённые режимы тренировки, испытания комбо. Но всё это вряд ли поможет, когда враг опытнее, лучше реагирует на твои атаки, адаптируется и прочее.

триалы и комбо челленджи пусть и не дадут тебе реального боевого опыта, но они вполне способны набить тебе руки на конкретном персонаже, на котором ты хочешь играть + могут познакомить тебя с самим персонажем. не знаешь на ком играть? включил комбо челлендж мод и начал проходить за каждого персонажа, и просто сравниваешь ощущения за кого тебе больше нравится боевая система, комбо и т.п. БнБ комбы из комбо-челлендже вполне себе юзабельны в реальных боях, что заучив их ты можешь это использовать

новичку просто не на ком получать практичный начальный опыт, чтобы продвигаться дальше и улучшать свои навыки, потому что просто не куда. Да, можете сказать, что есть определённые ресурсы, определённые режимы тренировки, испытания комбо. Но всё это вряд ли поможет, когда враг опытнее, лучше реагирует на твои атаки, адаптируется и прочее

2 слова — РАНКЕД МАТЧИ. если в Квик Батле тебя будет подкидывать ко всем подряд то в ранкедах тебе будет подкидывать противников ± того же ранга что и ты сам. иногда бывают смурфы, которые тупо качают новый аккаунт или нового героя(когда ранг на каждом персе качается отдельно) но таких единицы. если ты после калибровки окажешься в бронзе, то тебе будет подкидывать таких же бронзовых чуваков, которые ничего не умеют

В своё время находясь в комьюнити Blazblue и да Guilty Gear я такой дозы дизморали не ощущал, даже когда в свои годы играл в мобы или TF 2

ру коммуна ГГ — одна из самых активных и дружелюбных файтинг коммун на данный момент.

Помогали ли мне как-то втянуться в файтинги, понимая что самому разобраться в жанре довольно сложно? нет, вообще ни разу.

вопрос — а ты просил тебе помочь? или надеялся что к тебе придут и скажут «чел, вижу что ты новичок, давай покажу че да как»… второго НИКОГДА не бывает. ни в одной игре. а вот на просьбу помочь потренить, рассказать азы, просто поспаринговаться в онлайне — буквально никогда не отказывают. можно как таргетно написать кому-нибудь, так и просто кинуть клич из ряда «чуваки, я новенький.мне нравится игра, помогите разобраться, плиз». игроков в жанре мало, и новички, которые проявляют интерес к играм всегда приветствуются. я сам лично несколько новичков в Soul Calibur 5 тренировал в свое время, просто потому что они попросили показать им азы игры. в последствии эти чуваки вполне себе меня обходили

в 2025 году в жанр файтингов влиться В РАЗЫ легче чем было в мое время

в остальном блог нормальный, но ОЧЕНЬ требует вычитки, очень много грамматических ошибок(Озы вместо Азы, перепутаны -тся и -ться и т.п)

Как по мне, так сейчас в жанр вкатиться проще некуда — режимы практики и обучения выросли на голову, тебе там и про терминологию расскажут хотя бы базово, про фрейм дату, в том же Т8 где на повторе игра сама тебе скажет где ты обосрался и как это исправить, есть богатая настройка ситуаций, какие-то файтинги позволяют понизить скорость игры или добавить задержку в фреймах, чтобы имитировать онлайн матч и актуализировать свои комбы/сетапы под это. Есть что-то подобное если ты вкатываешься в другой жанр? Да и просто сейчас каждый файтинг тупо имеет онлайн режим (да, тебя сначала могут унизить, но в условно каком-нибудь шутере, при условии что ты новичок, разве иначе?) с роллбэк неткодом, а я напомню что во времена аркадных залов и до 7 поколения консолей людям не то что надо было ходить в зал или собираться у кого-нибудь дома, а иногда и в соседнюю префектуру ехать в поисках противника для повышения скилла. Да даже в современном мире, лучшими игроками в Теккен являются пакистанцы, где даже консоли официально не продают, а аркадные залы сделаны собственными руками, так что дорогу осилит идущий.

Не новому игроку сложно влиться, а современный игрок не хочет прилагать усилий. Да и уровень полыхания от файтингов повыше будет, ведь на команду поражение не свалить.

пока до конца не прочитал, но в глаза сразу бросилось кое что — советую потереть мат! на сайте это запрещено

Здравствуй, спасибо за ответ. Дам комментарии и ответы на некоторые вопросы. Прошу прощение что не по порядку. 1)могу допустить что гайды есть на ру языке, правда удручает что ток в дискорд каналах, который у меня постоянно лагает, а необходимость после 2024 с лагами не сильно помог(могу так же предположить что просто на те сервера не попал, правда тогда остаётся вопрос где их искать) 2) Боты-то что они каким-то образом умудряются побеждать даже, могу разве что представить реально в SF6 который вы упоминали, но назвать их действительно тренировкой перед PvP ну лично я сомневаюсь(и да я играл на высокой сложности), но если сравнивать ботов в других файтингах по типу GG strive, Tekken8, Blazblue CF(да не свежак но последняя в серии, не считая тег кроссовер который не все приняли почему-то), боты если и могут дать проблем игроку, то ток в очень редкие момента, например(личный опыт) Нагориюки как босс когда при заполнение шкалы он меняет форму, но в отличии от игровой версии не теряет хп, да и по ощущениям хп гораздо больше чем у игровой, или в Tekken 8, где основная проблема была разве что сюжетном режиме против армии(там где игра внезапно в мусо превращается). 3)Ну комбо испытания зависят от конкретной игры и чара. Могу снова пример из BB привести. Эс как часто упоминаемый чар горилла, вообще имеет 1 из самых странный и при этом мало полезных комбинаций в этих испытаниях, помогают ли они прочувствавть чара, ну чёт я попробовал и даже на 2 испытании я 2 недели неприрывно не мог его испытать. Что там у других персонажей я вообще боюсь представить. Я пробовал пройти и других чаров, если не для выбора мейна, то хотя бы ради аччивки, в процессе думал найти мейна, но нет, нифига чёт, да за условного Рагну или Май процесс доходил и до 4 пройденных заданий, но в основном радость что до третьего дошёл. 4)Про ранкеды я скажу отдельно по каждой из игр. BB-он скорее мёртв чем жив, тут людей нет от слова совсем, а если изредка и появляются то тут попадаются совмем уже местные чалики(не знаю как тут распределены ранги посему использовал пример высшего ранга из лиги багов), тут как по мне особо мало что ранкед поможет. В SF6 вообще комедия, вначале ещё ладно на 1 мейнах тип Чун Ли или Камми ранг рокки и вроде нормально, ну и на основе тип Рю на котором я от рокки с калибровки до серебра позорного добрался и тут до сих пор спустя год сижу. Но потом не понятно по каким подсчётам я на М. Байсоне проиграв 7 игр из 10 сразу попал в золото, а на Сагате где-то 6 проиграв внезапно вообще платина, как работает подбор и вина тут определённый отток игроков отчего пул игроков низких рангов сильно ниже, я не знаю. Сейчас на Рю я продолжаю сидет в днище серебра ожидая по пол часа матча в ранкеде, Чтобы потом местный смурфик на Джейми или Эде мне всё сломал без шансов(за редким исключением).5) Отвечу на вопрос

вопрос — а ты просил тебе помочь? или надеялся что к тебе придут и скажут «чел, вижу что ты новичок, давай покажу че да как»… второго НИКОГДА не бывает. ни в одной игре. а вот на просьбу помочь потренить, рассказать азы, просто поспаринговаться в онлайне — буквально никогда не отказывают. можно как таргетно написать кому-нибудь, так и просто кинуть клич из ряда «чуваки, я новенький.мне нравится игра, помогите разобраться, плиз». игроков в жанре мало, и новички, которые проявляют интерес к играм всегда приветствуются. я сам лично несколько новичков в Soul Calibur 5 тренировал в свое время, просто потому что они попросили показать им азы игры. в последствии эти чуваки вполне себе меня обходили

да, просил, иногда помогали, но скажем так в основном давали ссылки на ту же Dustloop Wiki, но в основном это являлось просто избиение в лобби и после 7-8 попыток рейдж квик. Да иногда могут сказать про (адаптацию) или ещё что, но ты физически не успеваешь даже реактить атаки ближние и дальние, что конкретно у чара нужно блокать сидя или нет, вообще не успеваешь, ещё проблема когда это чар либо вообще не попадался против и тупа нет опыта против него играть, либо вообще из DLC которого у тебя нету. Так же скажу, что на моём опыте в конечном счёте, что если про ГГ я за комьюнити не могу говорить, но у BB комьюнити крайне не самое лучшее.

понял, давно привык к нему, хоть и старался не использовать его

Лично мне заголовки в этом блоге бросаются в глаза. Как будто лучше смотрелось с точкой после цифр или вовсе их убрать.

На самом деле ответ на вопрос нишевости файтингов в рамках постсоветского пространства мне кажется гораздо проще: в конце девяностых многие русские мужички, резавшиеся в МК на сеге или третий теккен на соньке, пересели на компы в компьютерных клубах. А файтинги львиную долю нулевых своей основной массой крупняка там не ошивались, ибо все еще ориентировались на консоли и аркадное железо, которое компы уже вполне перегоняли. Потому файтинги до выхода четвертого стрит файтера и девятого МК на ПК оставались больше нишевым уголком для людей в теме.

Читай также