Вчера Вчера 8 646

Brütal Legend — игра, которой стоит дать шанс

+18

В октябре 2009-го года состоялся релиз  Brütal Legend от небезызвестных Double Fine. Прошло без малого 12 лет, и вот, наконец, у меня дошли руки в неё погрузиться.

Пора!
Пора!

«Ну культовая игра, да. Мемная. Но ведь уже „олдовая“. Если пропустил в 2010-х, то, может, и не надо её и трогать уже? Пусть будет артефактом эпохи. Поезд ушёл, а вокруг много современных крутых релизов» — наверняка подумал читатель. Хороших игр за последние 12 лет вышло и правда немало. Но после прохождения Brutal Legend я заявляю: если Вы, как и я, пропустили этот проект, то ему стоит дать шанс!

Но для полноты картины сначала общие вводные для тех, кто вообще не имеет представления об этой игре или хочет освежить воспоминания

Да кто такой этот ваш Brutal Legend?!

TL; DR
TL; DR

Если попытаться описать Brutal Legend в жанровых терминах, то это экшн-адвенчура в небольшом открытом мире, перемежающаяся по воле сюжета и дополнительных миссий с элементами RTS, аркадными гонками и даже tower defence. Достаточно сумбурно, не правда ли? Спешу дополнить картину!

Главный герой Brutal Legend — Эдди Риггс, роуди металл-группы. Роуди — это работник закулисья; техник, который делает всё, чтобы концерт прошёл отлично: строит декорации, настраивает и чинит музыкальные инструменты, организует концерт, собирает и разбирает звуковое оборудование, исправляет технические сложности во время концерта, страхует музыкантов и предотвращает несчастные случаи. В наших реалиях к этому описанию ближе всего, наверное, техник-звуковик в рок-клубе. Если Вы были на концертах, то Вы знаете о каких парнях идёт речь.

Наш главный герой — металлист «старой школы»: брутальный и решительный добряк-трудоголик, который играет на гитаре на голову лучше тех музыкантов-звёзд, на которых он работает.

По долгу службы Эдди получает производственную травму (вероятно, несовместимую с жизнью). На этом игра могла бы и закончиться (смайл), но кровь попадает на пряжку ремня в виде головы демона, и наш роуди оказывается в потустороннем мире. И этот мир явно вдохновлён культовыми обложками альбомов метал-групп: красное небо, брызги лавы, гротескные детали автомобилей из земли, мотоциклы, латекс, кожанки, брутальные флора и фауна, шипы, каменные статуи…

Эдди в этом чудном мире чувствует себя как рыба в воде. Буквально в первые же минуты он находит обоюдоострый топор и, конечно, электрогитару, которые легли в руку как родные. «Ты, кажется, умер и оказался чёрт знает где, почему бы не сыграть крутое соло на крутой электрогитаре»? Вот и Эдди не видит причин не, однако быстро выясняет, что электрогитара в этом мире — это источник не только крутого звука в прямых руках, но и «магии», способной наносить урон недругам, разрушать строения и ободрять союзников.

Соло здесь выполнены в «классической» формуле Guitar Hero.
Соло здесь выполнены в «классической» формуле Guitar Hero.

Рукастый человек — он и в аду рукастый, а потому наш роуди сооружает из подручных средств стильную колымагу и — с гитарой и топором — отправляется в новое приключение в таком странном, но родном и понятном для себя мире.

Железный конь (и его колымага).
Железный конь (и его колымага).

Так и почему игре стоит дать шанс?

1. Это игра с отличной музыкой!

Поскольку наш главный герой попадает в мир, вдохновлённый текстами и обложками альбомов металл-групп, музыка здесь — краеугольный камень, и в Double Fine это отлично понимали. Игра напичкана лицензированными треками. И даже если Вы не ярый фанат метала, Вам может быть любопытно «фоном» ознакомиться с образцами как классики хэви- и трэш-метала, так и с современными (на 2000-е годы) композициями.

При этом музыки в игре много (больше сотни треков!), она постоянно мешается и не успевает приесться. В плейлисте постоянно попадается что-то новенькое. Более того, часть треков игрок открывает в виде коллектаблсов, что также вносит разнообразия в плейлист.

Небольшой кусочек плейлиста для примера.
Небольшой кусочек плейлиста для примера.

Отличный здесь и подбор музыки в сюжетных эпизодах. Побег через взрывающийся дворец под «Through the Fire and Flames» выглядит и ощущается эпично.

 

Оригинальный клип «Dragonforce — Through the Fire and Flames».

А столкновение в тумане с призраком дамы сопровождается треком с названием «Her Ghost in the Fog». Идеальнее не выдумать.

 

Оригинальный клип «Cradle of Filth — Her Ghost in the Fog»

Музыкальное сопровождение в открытом мире сделано в виде кассетной магнитолы в автомобиле главного героя. Ощущение винтажного просушивания с этими перещёлкиваниями кассетного плеера доставляет отдельно.

2. Brutal Legend — это игра про «барда»!

А что, если бы в эпичном приключении главным героем был не рыцарь, разбойник, лучник или маг, а… бард? Не в роли поддержки, а именно главным героем, двигателем сюжета и битв? Мне в таком контексте вспоминается разве что недавняя «Hi-Fi Rush».

В Brutal Legend есть сражения в формате RTS, которые нужно вести в первую очередь тактически. Можно, конечно, помимо тактики в эти сражения и самому влететь с топором и гитарой в первых рядах своего отряда (что, конечно, весело!), но это опционально. А вот выиграть такие сражения исключительно как командующий бард — вполне возможно (и, будто бы, так и задумывалось).

Вы строите точки сбора ресурсов, Вы призываете юнитов, Вы направляете отряды (иногда прибегая к микроменеджменту). Это всё стандартно для RTS.

Но! В то же время Вы ободряете гитарным соло Ваши отряды, Вы станите гитарным соло отряды противника, Вы блокируете гитарным соло призыв юнитов соперника, Вы влетаете в толпу врагов и гитарным соло буквально ПЛАВИТЕ ЛИЦА ВРАГОВ. Это ли не эпичная реализация барда как основного класса?

3. Это игра от Double Fine!

Сюрреалистичность окружения — пожалуйста.
Узнаваемый гротескный почерк студии Тима Шейфера — есть.
Самобытность и густая атмосфера — на месте.
Вычурный и запоминающийся дизайн — тут.
Задор и угар — вагон и маленькая тележка.

Стилизация у игры мрачно-агрессивная и гротескно-неряшливая. Дизайн не чурается гиперболизации. Но в этом и есть узнаваемый стиль Double Fine — гнуть свою линию столько, сколько нужно; следовать до конца своей задумке и не смущаться результата.

Если Вам в своё время понравились, скажем,  Psychonauts или   Psychonauts 2 со схожим визуальным стилем, то здесь Вы будете себя чувствовать почти как дома. Кстати, в игре есть и ненавязчивый фан-сервис.

Что у игры не отнять, так это чувство юмора, присущее проектам Double Fine. Здесь юмор, как и всё вокруг, тоже брутальный — визуальный, гиперболизированный, прямолинейный, но не менее остроумный и меткий. При всей абсурдности происходящего и наблюдаемого игра не скатывается в буффонаду ради клоунады. Юмора в игре, на мой взгляд, ровно столько, сколько нужно для поддержания сумасбродной атмосферы веселья во время оголтелого приключения.

4. Ненавязчивые коллектаблсы, которые приятно собирать без гайдов!

Коллектаблсы тут есть, и они разнообразны: новые точки улучшения авто, новые песни для автомагнитолы, новые гитарные соло, точки обзора достопримечательностей, прыжки на трамплинах, БДСМ-дракончики (что?! да!).

При этом сбор коллектаблсов необязателен для прохождения игры и прокачки — ресурсов в целом хватает. Разве что Вы захотите скупить всё, что есть в магазине. Отчасти это имеет смысл только на высшем уровне сложности. Ну и для ачивок, конечно.

Я помню свои мучения в GTA: Vice City с прыжками на трамплинах для прохождения на 100%. Поиск последнего прыжка даже по гайдам — это долгие стенания, ведь приходится методично проходить весь список трамплинов пока не найдёшь тот самый. А в Just Cause 2 в своё время я был на грани разочарования в человечестве: в игре гигантская карта, которую, конечно, можно закрыть без гайдов за много часов, но у меня забаговал счётчик разрушений, и мой прогресс завис на 99+%.

В Brutal Legend же после прохождения сюжета станет доступен апгрейд для авто на поиск несобранных коллектаблсов. Этот инструмент оказывается прост в исполнении, но достаточно эффективен. И здесь на руку играет умеренно-маленький открытый мир.

После завершения сюжета я с удовольствием покатался по карте под новые треки в плейлисте и менее чем за два часа вычистил карту. Мне понравились и процесс сбора, и ощущение от законченности сбора без танцев с бубном и без гайдов!

Это было не душно.
Это было не душно.

5. Brutal Legend оставляет ощущение как после встречи с друзьями!

Джек Блэк, с которого списан главный герой — уморительный и жизнерадостный. Оззи Озборн — старый харизматичный рок-н-рольщик. Лемми — меланхоличный, но свой в доску парень на стиле. И так можно сказать о каждом персонаже. В целом в игре отличный и обширный каст. От игры остаётся ощущение просмотра архивного видео, где любителем запечатлён праздник жизни и тусовка. И, вероятно, так оно и было.

После прохождения у меня осталось ощущение как от приятной дружеской встречи. Было весело, балагурно и как-то по-доброму. На титрах, в которых показаны записи актёров дубляжа, я прямо заулыбался.

Ложка дёгтя: недостатки и (возможные) проблемы

Куда же без них.

● В игре нет русской локализации. Но есть локализации энтузиастов. Я использовал перевод от от ZoG Forum Team — спасибо им! Их труды Вы видели на скриншотах.

● Это всё же старая игра на старом движке. В ней довольно простенький геймплей и очень условное управление машиной. Возможно, отчасти это сделано намерено во славу состояния потока и веселья.

● У меня возникали частые и неприятные статтеры, которые я так и не смог победить. Возможно, моему ноутбуку уже пора на покой, но больше похоже на так себе оптимизацию на современных операционных системах. Хотя есть шанс, что Вам повезёт больше, чем мне — судя по моим безрезультатным поискам в интернетах, это не такая уж и распространённая проблема.

● Сложность «брутал» действительно сложная, но исключительно из-за жироты противников. Это ленивый вид сложности. Иногда даже не выкупаешь что происходит и почему ты уже проиграл. Хорошая новость — сложность можно в любой момент поменять, и Вы не потеряете от этого контент. Или сразу ставьте среднюю - и не загоняйтесь.

● Часть ачивок в стиме завязана на мёртвом мультиплеере. Комментировать — только портить.

Brutal Legend неидеальна, но харизматична и очаровательна. Это проект, который делали с душой. Что называется, "для себя и для своих друзей". 
В этом блоге я без спойлеров изложил свои впечатления от игры и постарался донести то, что зацепило и порадовало меня. При этом я намеренно оставил за скобками спойлеры и несколько крутых моментов, чтобы у тех, кто загорится энтузиазмом после прочтения, осталось достаточно контента для самостоятельного исследования.

Если что-то из перечисленного зацепило и Вас — дайте игре шанс!
Есть вероятность, что её время настало и для Вас.

Пора!


4.1
643 оценки
Моя оценка

Лучшие комментарии

Отличная игра, местами кривая, местами косая, но видно что ребята делали с душой, проект в целом самобытный и любопытный, нечасто такие игры встречаются. Ну и саунд это отдельный разговор конечно

Игра однозначно с душой сделана, юмор и атмосфера моё почтение. Но я всё-таки в 2025 ее осилить не смог, на середине бросил. Геймплей душит. Очень хочется ремейк увидеть

Помню как я беспокоился за её судьбу до релиза. Выглядела она как игра моей мечты, но тут Шейфер поссорился с Бобби Котиком и игра легко могла остаться без издателя и умереть, но подсобили ЕА. Правда сначала это был консольный эксклюзив.

А показалась сама игра… Ну в общем как будто бы геймплей ей не был особо нужен и сделан наспех, но стилистика перекрывала этот недостаток.

Кайфанул благодаря этой игре дважды: сначала пока проходил(зачистил все маркеры), а потом когда нашел сборочку музыкальных треков из игры от хорошего человека в зеленом магазине.

Апвоут прекрасной статье, спасибо, что дал вспомнить эту охренительную игру!
Но если знаешь английский, лучше играть в оригинале. Мне запомнилось, что было много труднопереводимого юмора и была фантастическая озвучка

Геймплей действительно может задушить, понимаю. Но Вы дали ей шанс, получили свою порцию удовольствия — и это хорошо!

Не читая поставил плюс, обожаю эту игру, в своё время она морально меня спасла.

Если буду когда-нибудь перепроходить, попробую в оригинале, спасибо за совет!

Читай также