Привет всем! Самое время прокачать свой "инглиш" и порвать всех зомби на британский флаг )) Потому что сегодня мы посмотрим на самобытный и очень атмосферный выживач "ZOMBI" - он же "ZombiU". Внизу видео и текстовые версии. Всем приятного чтения и просмотра!
VK Видео
В 2012 г. компания “Nintendo” выпустила на рынок свою новую (на тот момент) консоль под названием “WiiU” - инновационный девайс, пришедший на замену “Wii”, который должен был конкурировать со своими “старшими братьями” в лице “PS4” и “Xbox One” и предложить геймерам уникальный игровой опыт. Ключевой фишкой устройства был планшет, служивший дополнительным экраном и геймпадом одновременно. Несмотря на теплый прием игроков, финансисты японской корпорации нарекли “WiiU” коммерческим провалом, и про нее все благополучно забыли. А вот игры, сделанные специально под уникальные фишки консоли, остались. Одной из них, причем вошедших в стартовую линейку приставки, была “ZombiU”.
Сложно представить, но когда-то “Ubisoft” не боялась экспериментировать и была готова выпустить достаточно нишевый проект - выживач про зомби с элементами “roguelite”, да ещё и в виде эксклюзива для одной платформы. Однако, в этом статусе проект пребывал недолго и спустя 3 года перебрался на другие консоли, а также ПК, потеряв букву U в названии и превратившись в лаконичное “ZOMBI”. Википедия говорит, что это ремейк аж самой первой игры французской студии. Что же в итоге получилось сейчас с вами и посмотрим.
28 зомби спустя
Про что же может быть игра с названием “ZOMBI”? Как несложно догадаться про живых мертвецов, наводнивших улицы современного Лондона. Неизвестная чума, которую ещё в 16-ом веке предсказывал в своих трудах известный алхимик Джон Ди, распространилась с молниеносной скоростью по округе и погрузила столицу Англии в хаос. Среди немногих выживших, которым удалось не заразиться, оказывается и главный герой. Бродя по разрушенным улицам туманного Альбиона, бедолага оказывается в шаге от того, чтобы примкнуть к стану инфицированных, но некто, именующий себя “Живой” и скрывающийся за городскими камерами видеонаблюдения, помогает протагонисту избежать печальной участи. В итоге, мы находим убежище в тоннелях метрополитена и, следуя подсказкам нашего нового друга, пытаемся выжить.
Поначалу нами движет банальное желание расширить - на столько, на сколько возможно в текущей обстановке - свою зону комфорта: разжиться пушками получше, обезопасить жилище, набрать впрок провизии и медикаментов, облутать Букингемский дворец и прочие достопримечательности сердца Великобритании на предмет всяких полезностей. Однако, по мере продвижения по сюжету, наши цели становятся более осязаемыми, и в том, что мы делаем появляется определенный смысл. Повстречав в королевском бункере доктора - члена элитного отряда “Омега” - мы отправляемся в квест по поиску лекарства от вируса.
Лично мне в сюжетах про зомби подобный троп нравится куда больше, чем простое “выживание ради выживания”. Поиск нулевого пациента, выяснение причин возникновения инфекции, создание вакцины - все это придает твоим действиям значение даже в условиях глобального кабздеца, когда кажется, что все потеряно и лучше никогда не будет. А туманный Лондон, как никакой другой город подходит для места действия таких историй. Англия - вообще кузница годных зомби-произведений. Чего только стоят культовые “28 дней спустя” или “Зомби по имени Шон”, или, хотя бы, менее известный, но крутой сериал “Dead Set” (“Тупик”).
В конечном счете надо понимать, что ходить в “ZOMBI” только ради сюжета не стоит. Он - стандартный: в глубь не копает и сложные драмы не разыгрывает, а, скорее, служит для создания контекста, чтобы у игрока был мотиватор двигаться от одной локации к другой. Однако лор, придуманный разработчиками для игры, весьма любопытный. Он завязан на личности Джона Ди и окружающих его тайнах, где есть место оккультизму, секретным орденам, предсказаниям и даже магии. В местный - британский - колорит это вписывается идеально, и даже заставляет полюбопытствовать и поизучать в интернете подноготную этого человека, оставившего след в английской истории.
За чем точно стоит отправиться в игру, так это качественно сделанные механики выживания и туманная дымка британских островов, нагоняющая жути и создающая гнетущую атмосферу зомби-апокалипсиса.
МОР - не утопия
Важной частью игрового процесса “ZOMBI”, как и в любом выживастике, является менеджмент ресурсов. Количество ячеек для предметов лимитировано, так что порой приходится сталкиваться с дилеммой: взять дополнительную пачку патронов к мощному дробовику или баночку колы со снеком, способных восстановить полоску здоровья. Полезных предметов много: от гранат и коктейлей Молотова до разнообразного арсенала, включающего пистолеты, арбалеты, снайперки, автоматы и прочие средства истребления зараженных. Унести все, как бы этого не хотелось, не получится, но сохранить большую часть можно с помощью бездонного ящика на базе или за счет прокачки своего МОРа.
Мешок Оперативного Реагирования - он же МОР - крайне полезная штука, без которой в мире “ZOMBI” не протянуть. На первый взгляд - это обычный рюкзак, выполняющий функцию инвентаря, куда мы складируем все найденное барахло. Но с ним связано несколько прикольных геймплейных механик, придающих выживанию небольшую изюминку.
Во-первых, покопаться в карманах на ходу не получится. Каждый раз, когда вы хотите подлечиться или достать оружие, которое не назначено в слот быстрого доступа, герой останавливается и снимает сумку с плеч. Камера при этом переключается на вид от третьего лица, выставляя ракурсы, вызывающие легкую паранойю - так и кажется, что вот-вот и из за границы кадра покажется разложившаяся тушка мертвеца и вцепиться вам в шею. Игра в такие моменты не ставится на паузу. Во-вторых, залезть в инвентарь можно не везде. Если персонаж находится по пояс в воде или на кортах ползет по вентиляции, то, соответственно, снять рюкзак он не может, потому что тесно или чтобы не намочить содержимое. В особо глубоких водоемах протагонист поднимает вещмешок над головой и вы мало того, что замедляетесь, так ещё и теряете способность сражаться. Проще говоря, в моменты использования инвентаря герой становится крайне уязвимым. А на WiiU эффект усиливался ещё и за счёт того, что меню снаряжения открывалось на экране планшета, а не на телевизоре, заставляя тем самым отводить глаз от основной картинки и расфокусировать внимание. Прозевать нападение зомби в такие моменты - как нечего делать. На ПК и других консолях, само собой, такого эффекта уже нет.
Уроки выживания
Ну, и казалось бы чего такого. Подумаешь враг покусает, и ты проиграешь. Загрузиться на ближайшем чекпоинта - да и дело в шляпе. Но и здесь тоже кроются свои нюансики. Дело в том, что в случае смерти персонажа мы теряем его навсегда. Если такое происходит нам выдают нового рандомно сгенерированного выжившего со случайными внешностью, именем и родом занятий (эти параметры ни на что не влияют). Живой его тут же берет под крыло и наставляет точно также, как и предыдущего. Прогресс сюжета при этом не сбрасывается - мы оказываемся ровно в том моменте истории, где остановились ранее. Однако все наше нажитое добро, как не трудно догадаться, осталось в МОРе у почившего ранее героя. Прежде чем продолжить путь нам требуется добраться до места его кончины и снять тревожный рюкзак с гниющего тела, избавив новообращенного зомби от страданий. Так что на такие случаи никогда не будет лишним оставлять в хранилище убежища парочку стволов, аптечек и бейсбольную биту, чтобы следующий выживальщик оказался не с пустыми руками.
А иметь при себе хоть какие-то средства обороны крайне важно. Здешние заражённые хоть и не отличаются прытью, но доставить проблем могут, потому что, как и подобает зомби, нападают стайками и нередко внезапно, норовя вас обнять или цапнуть за ляжку при любом удобном случае, а это отнимает не мало здоровья. Помимо обычных ходячих трупов тут есть и особые заражённые. Тем, что в броне, к примеру, сначала нужно сбить шлем, прежде чем отправить на покой, а вот крикунов лучше мочить в первую очередь, потому как они своим завыванием привлекают простых зомби. Есть ещё плевуны, которые харкают токсичной слюной на большие расстояния и, пожалуй, самые опасные - зараженные с балонами газа за плечами. Если такого встретить в узком проходе и нечаянно выстрелить в канистру или вдарить лопатой, то они не хило так бахнут, лишив вас половины жизни.
Тем не менее средств защиты от всего этого бестиария достаточно. Взявшему вас в смертельный клинч врагу можно вколоть вируцид - специальную жидкость, добываемую из тел некоторых инфицированных, которая моментально убьет нападавшего, но данное чудо-зелье появляется в нашем арсенале не сразу, а строго по сюжету. Гораздо надежнее держать орду на расстоянии, сокращая популяцию с помощью огнестрела или оружия ближнего боя. Для выживача про зомби, на мой взгляд, здесь даже слишком много пушек. Под конец игры ты уже не считаешь последние патроны, а с придирчивостью гурмана выбираешь из какой же бум-палки сегодня ставить хедшоты недругам.
В рукопашных сражениях тоже есть свои послабления. У героя нет показателя стамины, так что размахивать дубиной можно сколько душе угодно. В эпоху засилья соулс лайков, где в каждой второй игре у протагониста есть шкала выносливости, это ощущается глотком свежего воздуха. Оружие не имеет показателя износа и не ломается, что дает нехилое преимущество в бою, позволяя при желании пройти игру без единого выстрела. Существенной разницы между лопатой и какой-нибудь битой для крикета нет. Чтобы вы не выбрали вам все равно попадутся мертвяки, которые убиваются только с 5-6 ударов, и при этом точно такой же зараженный, встречный через пару шагов, ляжет с 2-х тычков. Вероятно, прочность зомби распределяется случайным образом. Нанеся достаточное количество урона, врага можно добить мощной атакой, что моментально умертвит негодяя, но в такие моменты герой не получает неуязвимости пока проигрывается анимация добивания, так что находящийся рядом ещё один монстр может спокойно вам дать леща.
Конечная
Лично для меня “ZOMBI” - это идеально сделанный выживач. В нем нет строительства, крафта, замороченного менеджмента ресурсов и прочих надстроек. Если собираешь припасы, то только самые важные (патроны, лечилки, оружие), если сражаешься с зомби, то не задумываешься о расходе выносливости, если стреляешь, то стволов столько, сколько в среднестатистическом шутере. Игра удачно балансирует между суровым survival-проектом и высокобюджетной вещью “для всех”. Она наказывает за невнимательность и бездумный подход к той или иной ситуации, но не настолько жестко, чтобы отвадить от себя рядового игрока.
Такой подход позволяет сконцентрировать внимание на ключевом аспекте - зомби-апокалипсисе. Здесь данная тематика отработана по полной: просто бродить по опустевшим и застывшим в хаосе эпидемии улочкам Лондона, покрытым густой туманной дымкой, под жуткий гул эмбиента, доставляет неподдельное удовольствие. Более того местами игра способна даже напугать: не только джампскерами, но и грамотно проставленными эпизодами, вроде посещения детского сада, где проект ненадолго отступает от концепции реалистичного хоррора и выдает чуточку паранормальщины. Как вспоминаю - мурашки по коже пробегают!
К сожалению не все фишки “ZombiU” добрались до “старших” устройств с момента релиза на консоли WiiU. В частности, был полностью вырезан мультиплеер, который включал в себя несколько режимов, начиная от стандартных “убей, как можно больше зомби за отведенное время” и “продержись, как можно дольше с ограниченным количеством припасов”, до более любопытных. Например, по ходу прохождения игроки могли оставлять другим выжившим подсказки (полезные и не очень), которые те видели в своем мире. К тому же умершие персонажи других пользователей, имели шанс появится в виде ходячего мертвеца у прочих игроков. Замочив такого зомби вы получали все припасы, которые человек нес в рюкзаке на момент смерти. Получалась такая забавная асинхронная активность.
Также под нож пошли и уникальные фишки планшета. Ну, то есть, функционально-то они остались, однако “тактильный” опыт их применения отличается. Мы по-прежнему можем с помощью данного девайса сканировать окружение на предмет полезностей и наличия врагов, искать скрытые послания, взламывать замки и распределительные щиты CCTV, открывая таким образом карту местности. При этом сам планшет от WiiU виртуально целиком перенесен в саму игру. При совершении описанных выше действий герой вытаскивает устройство перед собой и делает это так, как делал бы игрок, сидя перед телевизором, подключенному к приставке.
Выводы
"ZOMBI" - это смелый и, на мой взгляд, удавшийся эксперимент разработчиков из Ubisoft. Он с изобретательностью задействовал все уникальные фишки WiiU, оставаясь при этом крепким survival-хоррором. Порт на ПК и другие консоли явно продемонстрировал, что, даже лишенная части особенностей, способствующих погружению в мир, у игры крепкая основа. Она состоит из добротного “выживательного” геймплей, обволакивающей английским туманом атмосферы конца света и красивой, даже по сегодняшним меркам, картинки (особенно стильно смотрится эффект заляпанной и пыльной камеры, когда смотришь на яркий источник света).
Конечно, проект не лишен недостатков. Кому-то он может показаться слишком поверхностным и недостаточно сложным. Для выживача в нем нет таких механик, которые могли бы затянуть на многие часы. Игра не слишком богата на яркие события, а под конец убивать зомби даже слегка наскучивает, поскольку уже не так страшно, когда ресурсов для этого занятия более, чем достаточно.
Тем не менее, это уникальная в своем роде игра, потому что мне на ум не пришло похожих по концепции тайтлов: не дешёвый синглплеерный выживастик про зомби с сюжетом. Игры подобного жанра, как правило, больше делают упор на онлайн и разные pvp и/или pve активности, а вот чтобы так: лаконично, с упором на атмосферу и без лишних элементов, - даже и назвать не могу. Буду очень признателен, если в комментариях посоветуете похожие на “ZombieU” проекты.
Всем спасибо за внимание. До новых встреч!
Лучшие комментарии
Распишу немного про игру, сам прошел ее и в стиме (на фулл ачивки если не считая потери одной из-за бага) и на ви, в момент выхода. Главная проблема игры в том, что сюжет обрывается на полуслове, как будто у студии не хватило финансов. Да и пушки тоже проблема, под конец пушек много, а на какие-то патронов с гулькин нос (да и смысл в них, если есть арбалет, который просто имба в данной игре) в целом то проект продной, не считая атмосферы своей, она прям топчик, но в целом поиграть в игру стоит, тем более цена по скидке рублей 200 всего.
Да, сейчас по скидке — самое то взять. Я запал на игру именно из за атмосферы. Люблю сеттинг зомби-апокалипсиса, а тут он прям топчик