16 сентября 16 сент. 6 449

Многопользовательский бум

-9

Вот и прошла эра, когда во все одиночные игры пытались белыми нитками пришить многопользовательский режим. Данная болезнь распространялась и усердно держалась, как клещ на теле ни в чём не повинного гражданина, на протяжении более 10 лет. Сейчас же это приняло другой размах. Мы сталкиваемся уже с сырыми и некачественными продуктами. Такое привычно видеть на полках в магазинах, но никак не на платформах, выпускаемых под брендом PlayStation или любого другого издателя. То, от чего раньше плевались, стало нормой, и индустрия всё с большим самолюбием пытается пробить новое дно и выдать нам это за привычку, с которой нужно смириться. Но игроки не промах и единым фронтом дают отпор безжалостным корпоратам, цель которых — не доставить удовольствие продуктом, а выжать побольше денег с доверчивых игроков.

Как и у любого фаната видеоигр, приключение в сей дивный мир началось у меня с чего-то, что по нынешним меркам принято считать «старым». Моё знакомство с играми началось ещё в нулевых, когда я впервые запустил «Moorhuhn» на компе, который даже не принадлежал мне. А вскоре это переросло в «BloodRayne» и «GTA 3».

Постепенно всё набирало обороты, у меня начало проявляться понимание того, какие жанры мне ближе и как трезво оценить игровой диск в киоске, ориентируясь только на обложку и описание с её обратной стороны. Переломным моментом стало то, что игры начали восприниматься не как индивидуальное приключение, а как нечто соревновательное.

Сейчас могут набежать люди со словами: мол, соревновательный режим был и раньше, а автор этих строк ничего не понимает и несёт околесицу. Но я отдаю себе отчёт в том, что ещё в начале нулевых CS был уже популяризирован. Другое дело, что играть могли далеко не все: нужен был игровой клуб, деньги на часы, а для домашнего подключения интернет оставался роскошью. Значение этих слов поймут только те читатели, что родились в том промежутке и имеют терпение дочитать до этой строчки.

Есть большая разница между тем, когда игра изначально создаётся для соревновательного режима, и когда проект строился под одиночный опыт, но главы студии решили привязать к нему сетевую часть — как якорь к матросу, которого вот-вот спустят под воду. А там его уже ждут акулы в лице игроков, жаждущих крови. Не отрицаю, порой удаётся выбраться сухим из воды, но зачастую проект ждёт неминуемая гибель.

А почему так произошло и что стало точкой невозврата — сейчас разберём.

Точка отсчёта пришлась на момент, когда интернет перестал быть роскошью и превратился в обязательный атрибут дома. Там, где раньше модем трещал, а родители ругались за «занятый телефон», появилось постоянное подключение. Xbox Live и PlayStation Network стали чем-то вроде пропускного пункта в новый мир — теперь каждая консоль выглядела как билет в бесконечный онлайн-клуб.

Ну а что, если мы на минуту шагнём в прошлое и опустимся в омут воспоминаний, чтобы рассмотреть, каким предстал перед нами 2007-й? Стоит только пробежаться по временной шкале релизов — и становится ясно: этот год дышал играми, жил ими, будто каждая неделя старалась оставить свой след в истории.

  • S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl — 23 марта
  • Command & Conquer 3: Tiberium Wars — 26 марта
  • God of War II — 2 мая
  • Overlord — 29 июня
  • BioShock — 24 августа
  • Portal — 10 октября
  • Team Fortress 2 — 10 октября
  • Half-Life 2: Episode Two - 10 откября
  • The Witcher — 26 октября
  • Need for Speed: ProStreet - 31 октября
  • Call of Duty 4: Modern Warfare — 9 ноября
  • Assassin’s Creed — 13 ноября
  • Crysis — 13 ноября
  • Mass Effect — 20 ноября
  • Unreal Tournament 3 — 23 ноября

Самое примечательное событие — выход Call of Duty 4: Modern Warfare. Я лично в свои 6 лет наблюдал из-за плеча брата, как он проходил новенький COD. Не скажу, что был ярым фанатом серии, но впечатления для моего юного возраста она оставила серьёзные.

А что если приподнять занавес, стереть пелену с глаз и вглядеться в этот год чуть ближе?

Там, где раньше мультиплеер воспринимался как бесплатное приложение к основному блюду, Modern Warfare доказала: сетевая игра может стать главным блюдом и кормить игроков месяцами, а то и годами. Люди заходили не на пару сессий, а буквально жили там, прокачивая профили и соревнуясь за каждую каплю виртуального престижа.

Именно с выходом COD игроки впервые увидели, что мультиплеер — это не просто «дополнение», а двигатель продаж, топливо, на котором можно долго держать внимание миллионов. Но за яркой эгидой красок и взрывов скрывалась и обратная сторона медали — серая мораль. Можно вложить меньше усилий в сценарий, актёров и постановку, зато вбухать ресурсы в систему прогрессии и наград. Игроки сидели на этом, как на крючке. Так мультиплеер перестал быть дополнением и превратился в полноценный фундамент. Тысячи разработчиков, словно стая рыбаков, забрасывали сети в океан аудитории, надеясь вытащить жирный улов.

Чего только стоит агитация Facebook!* На каждом шагу, в каждой щели маячил этот маньяк, выглядывающий из кустов и пытающийся приманить тебя внутриигровой наградой за регистрацию на его сайте.

Столь отчётливо мне запомнился Mass Effect 3 с его внутриигровыми бонусами для Шепарда. И мало того — EA додумались добавить туда мультиплеер, нужный там как вороне кошачьи уши. Не чтобы доработать сюжет, подняв его хотя бы до уровня второй части, — нет. Они сделали ставку на количество, а не качество.

Тем же самым болел и Dead Space: начиная со второй части появился необязательный мультиплеер, а в третьей — уже полноценный ко-оп, напрочь убивший атмосферу одиночества и ужаса космоса.

В этот период студии пробовали себя в онлайне:

  • The Last of Us
  • Uncharted 2–3
  • Far Cry
  • God of War: Ascension
  • GTA IV
  • Hitman: Absolution
  • Crysis
  • BioShock 2
  • Assassin’s Creed 2 и т.д
  • Borderlands
  • Tomb Raider
  • Infamous 2 (с пользовательскими картами)

— и этот список можно продолжать бесконечно. Но далеко не все тайтлы смогли сыскать одобрение игроков и были разнесены в пух и прах. Казалось бы, студии должны были образумиться и сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего… но по какой-то причине они снова свернули не туда.

За этот период я успел опробовать множество хороших игр с онлайном. И на фоне бури эмоций решил изложить свои мысли. Для тех, кому будет интересно, вот список онлайн-проектов, которые я попробовал:

  • Assassin’s Creed IV
  • GTA IV
  • Red Dead Redemption 1–2
  • Watch Dogs
  • Call of Duty: World at War & Black Ops 1
  • Tomb Raider
  • Far Cry
  • Dead Space 3

В последующих изложениях я постараюсь разбирать онлайн-составляющую каждой игры. Но также хотелось бы опробовать что-то новое (обладаю платформами PS3, PS4 и PS5). Так что, если кто захочет присоединиться к этому марафону онлайна — пишите, добавлю в друзья.

А с вами был я, Максим. До скорого!

* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации


Лучшие комментарии

При всем уважении, я прямо вижу формулировки и обороты ИИшки.

Да будет так, проверять, я конечно не буду и сомневаться в твоих словах тоже.

Просто такое ощущение создается в связи с тем, что её активно использовал на учебе. И вот эти обороты, шутки, слова, которые редко используются в обычной речи — очень сильно наталкивают на такие мысли.

По самому блогу, его сложно читать без структуры, разделов и абзацев (лично мне), то что картинок нет — сам все понимаешь, не первый раз тебе это говорят

Абзацы есть, вы допустили ошибку. Читать легко (не могу гарантировать, что так всем легко читать).

Да без проблем, кому как удобнее, хорошо что статья есть, плохо когда её совсем нет

Ну вот ты заявил, а сам же сказал, что проверять не будешь. А я вот проверил — этот текст написан человеком. То что он так написан и структурирован еще не значит, что это ИИшка.

Другое дело смысловая нагрузка и прочее, но тут уже не любителя.

Читай также