Вот и прошла эра, когда во все одиночные игры пытались белыми нитками пришить многопользовательский режим. Данная болезнь распространялась и усердно держалась, как клещ на теле ни в чём не повинного гражданина, на протяжении более 10 лет. Сейчас же это приняло другой размах. Мы сталкиваемся уже с сырыми и некачественными продуктами. Такое привычно видеть на полках в магазинах, но никак не на платформах, выпускаемых под брендом PlayStation или любого другого издателя. То, от чего раньше плевались, стало нормой, и индустрия всё с большим самолюбием пытается пробить новое дно и выдать нам это за привычку, с которой нужно смириться. Но игроки не промах и единым фронтом дают отпор безжалостным корпоратам, цель которых — не доставить удовольствие продуктом, а выжать побольше денег с доверчивых игроков.
Как и у любого фаната видеоигр, приключение в сей дивный мир началось у меня с чего-то, что по нынешним меркам принято считать «старым». Моё знакомство с играми началось ещё в нулевых, когда я впервые запустил «Moorhuhn» на компе, который даже не принадлежал мне. А вскоре это переросло в «BloodRayne» и «GTA 3».
Постепенно всё набирало обороты, у меня начало проявляться понимание того, какие жанры мне ближе и как трезво оценить игровой диск в киоске, ориентируясь только на обложку и описание с её обратной стороны. Переломным моментом стало то, что игры начали восприниматься не как индивидуальное приключение, а как нечто соревновательное.
Сейчас могут набежать люди со словами: мол, соревновательный режим был и раньше, а автор этих строк ничего не понимает и несёт околесицу. Но я отдаю себе отчёт в том, что ещё в начале нулевых CS был уже популяризирован. Другое дело, что играть могли далеко не все: нужен был игровой клуб, деньги на часы, а для домашнего подключения интернет оставался роскошью. Значение этих слов поймут только те читатели, что родились в том промежутке и имеют терпение дочитать до этой строчки.
Есть большая разница между тем, когда игра изначально создаётся для соревновательного режима, и когда проект строился под одиночный опыт, но главы студии решили привязать к нему сетевую часть — как якорь к матросу, которого вот-вот спустят под воду. А там его уже ждут акулы в лице игроков, жаждущих крови. Не отрицаю, порой удаётся выбраться сухим из воды, но зачастую проект ждёт неминуемая гибель.
А почему так произошло и что стало точкой невозврата — сейчас разберём.
Точка отсчёта пришлась на момент, когда интернет перестал быть роскошью и превратился в обязательный атрибут дома. Там, где раньше модем трещал, а родители ругались за «занятый телефон», появилось постоянное подключение. Xbox Live и PlayStation Network стали чем-то вроде пропускного пункта в новый мир — теперь каждая консоль выглядела как билет в бесконечный онлайн-клуб.
Ну а что, если мы на минуту шагнём в прошлое и опустимся в омут воспоминаний, чтобы рассмотреть, каким предстал перед нами 2007-й? Стоит только пробежаться по временной шкале релизов — и становится ясно: этот год дышал играми, жил ими, будто каждая неделя старалась оставить свой след в истории.
- S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl — 23 марта
- Command & Conquer 3: Tiberium Wars — 26 марта
- God of War II — 2 мая
- Overlord — 29 июня
- BioShock — 24 августа
- Portal — 10 октября
- Team Fortress 2 — 10 октября
- Half-Life 2: Episode Two - 10 откября
- The Witcher — 26 октября
- Need for Speed: ProStreet - 31 октября
- Call of Duty 4: Modern Warfare — 9 ноября
- Assassin’s Creed — 13 ноября
- Crysis — 13 ноября
- Mass Effect — 20 ноября
- Unreal Tournament 3 — 23 ноября
Самое примечательное событие — выход Call of Duty 4: Modern Warfare. Я лично в свои 6 лет наблюдал из-за плеча брата, как он проходил новенький COD. Не скажу, что был ярым фанатом серии, но впечатления для моего юного возраста она оставила серьёзные.
А что если приподнять занавес, стереть пелену с глаз и вглядеться в этот год чуть ближе?
Там, где раньше мультиплеер воспринимался как бесплатное приложение к основному блюду, Modern Warfare доказала: сетевая игра может стать главным блюдом и кормить игроков месяцами, а то и годами. Люди заходили не на пару сессий, а буквально жили там, прокачивая профили и соревнуясь за каждую каплю виртуального престижа.
Именно с выходом COD игроки впервые увидели, что мультиплеер — это не просто «дополнение», а двигатель продаж, топливо, на котором можно долго держать внимание миллионов. Но за яркой эгидой красок и взрывов скрывалась и обратная сторона медали — серая мораль. Можно вложить меньше усилий в сценарий, актёров и постановку, зато вбухать ресурсы в систему прогрессии и наград. Игроки сидели на этом, как на крючке. Так мультиплеер перестал быть дополнением и превратился в полноценный фундамент. Тысячи разработчиков, словно стая рыбаков, забрасывали сети в океан аудитории, надеясь вытащить жирный улов.
Чего только стоит агитация Facebook!* На каждом шагу, в каждой щели маячил этот маньяк, выглядывающий из кустов и пытающийся приманить тебя внутриигровой наградой за регистрацию на его сайте.
Столь отчётливо мне запомнился Mass Effect 3 с его внутриигровыми бонусами для Шепарда. И мало того — EA додумались добавить туда мультиплеер, нужный там как вороне кошачьи уши. Не чтобы доработать сюжет, подняв его хотя бы до уровня второй части, — нет. Они сделали ставку на количество, а не качество.
Тем же самым болел и Dead Space: начиная со второй части появился необязательный мультиплеер, а в третьей — уже полноценный ко-оп, напрочь убивший атмосферу одиночества и ужаса космоса.
В этот период студии пробовали себя в онлайне:
- The Last of Us
- Uncharted 2–3
- Far Cry
- God of War: Ascension
- GTA IV
- Hitman: Absolution
- Crysis
- BioShock 2
- Assassin’s Creed 2 и т.д
- Borderlands
- Tomb Raider
- Infamous 2 (с пользовательскими картами)
— и этот список можно продолжать бесконечно. Но далеко не все тайтлы смогли сыскать одобрение игроков и были разнесены в пух и прах. Казалось бы, студии должны были образумиться и сосредоточиться на том, что у них получается лучше всего… но по какой-то причине они снова свернули не туда.
За этот период я успел опробовать множество хороших игр с онлайном. И на фоне бури эмоций решил изложить свои мысли. Для тех, кому будет интересно, вот список онлайн-проектов, которые я попробовал:
- Assassin’s Creed IV
- GTA IV
- Red Dead Redemption 1–2
- Watch Dogs
- Call of Duty: World at War & Black Ops 1
- Tomb Raider
- Far Cry
- Dead Space 3
В последующих изложениях я постараюсь разбирать онлайн-составляющую каждой игры. Но также хотелось бы опробовать что-то новое (обладаю платформами PS3, PS4 и PS5). Так что, если кто захочет присоединиться к этому марафону онлайна — пишите, добавлю в друзья.
А с вами был я, Максим. До скорого!
* Деятельность родительской организации «Meta» признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации
Лучшие комментарии