22 июля 22 июл. 2 239

Кровавый кошмар «Butcher’s Creek». Обзор инди-хоррора в стиле «Condemned»

+2

Всем привет! В этот раз будет немного инди-жести :) Годной инди-жести! Чуть ниже, как обычно, видео-версия обзора и текстовая. Всем приятного просмотра и чтения.

 

Ниже VK Видео

Ужасы "Butcher's Creek"

Не знаю, как вы, а я обожаю аналоговые хорроры: картинка шакального качества с эффектом VHS, ностальгическая эстетика 90-х и начала 2000-х, атмосфера тревоги и нагнетание страха в каждом кадре “найденных пленок”. А ещё я люблю битэмапы от первого лица - очень редкий поджанр экшена, представителей которого можно пересчитать по пальцам одной руки. Самый яркий из них, наверное, серия “Condemned” от “Monolit”, есть ещё безумная “Zeno Clash” и… всё, пожалуй. Игра из сегодняшнего обзора сочетает в себе оба этих элемента.

“Butcher's Creek” - это небольшой инди-хоррор от первого лица, автором которого является известный в узких кругах разработчик Дэвид Сзимански. Его портфолио весьма разнообразно, но большинство проектов автора объединяет то, что они в той или иной степени включают в себя элементы хоррора. Самыми популярными работами являются: ретро-шутер “Dusk”, вызывающая приступы талассофобии “Iron Lung” и вдохновленный серией “Thief” иммерсив сим “Gloomwood”.

Все игры Дэвида выполнены в минималистичном графическом стиле, что характерно для многих независимых разработчиков, которые, даже несмотря на наличие более продвинутых инструментов в лице того же Unreal Engine, предпочитают технологиям продуманный дизайн. “Butcher's Creek”, которая делает большой упор на стилистику аналогового хоррора, от такого подхода только выигрывает.

В подвале сектантов

История вертится вокруг группы сектантов, поклоняющейся таинственной фигуре по прозвищю Смотрящий. Никто его никогда не видел, но всем известно, что он “всегда наблюдает”; даже, скорее, “смотрит”, потому как данная игра ослов подчеркивает важную сюжетную деталь, тесно связанную с геймплеем. Последователи снимают для своего “божества” снафф-видео и приносят видеокассеты в качестве подношения, чтобы он продолжал “смотреть”.

Он смотрит!
Он смотрит!

За подобными VHS охотиться и наш главный герой, который попадает в заварушку из за желания пополнить свою коллекцию записями с откровенным насилием. Однако, кто он, как вышел на культистов и с какой целью собирает кадры реальных убийств нам так и не расскажут.

Сюжет по классике малобюджетных игр раскрывается через разбросанные повсюду записки. Какие-то носят чисто утилитарный характер (с описанием того, где лежит ключ от двери, например), где-то нагоняют жути и рассказывают о неведомом “нечто”, обитающем в глубинах заброшенной шахты; полно и бессвязной белиберды с цитированием каких-то псалмов, а в некоторых раскрывается лор и становится понятно, что не все члены секты понимают, зачем они все это делают и сомневаются в реальности Смотрящего. Как бы кто не относился к подобному методу повествования, факт в том, что в данном случае это создает элемент недосказанности и тайны, свойственный любому хоррору жанра “найденная пленка”.

Сюжет через записки - нестареющая классика
Сюжет через записки - нестареющая классика

Правда, глядя на местный финал, в конечном счете, даже если вы соберете все листовки, все равно будет не до конца понятно, что же здесь происходит на самом деле. Что немного грустно, потому как тематика всяких сект и культов, почитающих жуткую хтонь и творящих свои темные делишки где-то в американской глубинке, среди ферм и лесов, лично мне очень по нраву.

Кровь и кинопленка

В отличие от большинства ужастиков, где главный герой вынужден прятаться и бегством спасать свою шкуру, протагонист “Butcher's Creek” может постоять за себя и дать отпор неприятелю. Всё, что попадется под руку, будь то: доска, молоток или топор, превращается в смертоносное оружие. Каждое из них имеет три параметра: состояние, наносимый урон и скорость атаки. При подборе той или иной палки-убивалки в правом нижнем углу всплывает табличка со сравнительными характеристиками - прям, как в “Condemned”, - ориентируясь на которые можно подобрать дубину под свои предпочтения. Иногда можно встретить ультимативные образцы, которые не ломаются и убивают культистов с пары тычков.

Молоток отлично подойдет для истребления культистов
Молоток отлично подойдет для истребления культистов

Боевая система работает по простой формуле: удар, пинок ногой и парирование. Первые два действия расходуют полоску выносливости, а вот во время нажатая кнопка блока отразит атаку врага и полностью восстановит стамину. Тайминг не жесткий, но в случае промаха удар молотком по черепушке гарантирован, что отнимает немало единиц здоровья. Его, кстати, можно восстановить довольно необычным образом. Вместо классических аптечек наше HP восстанавливают фотографии жестоких сцен расчлененки и снимки с кровищей и кишками. А кассеты в инвентаре увеличивают общее количество жизни: чем больше с собой носите, тем сильнее эффект.

Ключевыми элементами для победы в ожесточенных схватках являются: менеджмент стамины, контроль состояния своего оружия и грамотный зонинг - поддержание дистанции между вами и неприятелем. Если бездумно размахивать лопатой или попадать противнику в блок, то вы быстро выдохнетесь и потеряете возможность маневрировать, а это, скорее всего приведет к травмам. Похожего результата можно добиться, когда ломается оружие в руках, и остается либо убегать, судорожно ища какую-нибудь доску или пассатижи для обороны, либо пытаться запинать атакующего до смерти. Кик больше служит для временного оглушения и создания буфера между вами и сектантами. Держать недруга на расстоянии, используя метод “ударил-убежал”, - самая верная тактика, поскольку хитбокс большинства орудий очень большой, а враги не спеша подходят с фронта.

Они, откровенно говоря, туповаты - могут стоять на месте или без причины развернуться и уйти в другую сторону прямо во время боя. Культисты нападают небольшими группами по 2-3 человека максимум. Они не бегают, не пытаются бросить в вас что-либо и никаких контрмер, кроме редкого блока, не используют. Их основной козырь - урон, который они наносят и внезапное появление. Иногда их может по скрипту зареспаунить прямо за спиной. Всего есть 5 видов противников. Четыре из них отличаются только внешним видом и вооружением, а пятый… это невидимки. Никакого логичного объяснения в сюжете этому нет. Они невидимы просто потому что. Сражаясь с ними приходится ориентироваться на нецензурную брань, которую все последователи выкрикивают в адрес героя, и слабо заметные искажения воздуха.

Фотографирование кровавых сцен восстанавливает наше здоровье
Фотографирование кровавых сцен восстанавливает наше здоровье

В целом, бить морду реднекам в красных клетчатых рубашках с холщовыми мешками на головах прикольно. Боевая система дает минимум инструментов для развлечения, но каждый из них работает так, как задумано. Плюс ко всему, в некоторых моментах игра даёт возможность не только лупить всех направо и налево, а с креативом подходить к искоренению зла, используя элементы окружения. Многие объекты (бочки, стулья, ящики), расставленные на уровне, можно пинать во врагов и наносить неплохой урон, а в некоторых ситуациях можно пинать самих врагов и насаживать на крутящиеся пилы или скидывать в пропасть.

Снафф

Несмотря на то, что игра сделана с упором на экшен, “Butcher's Creek” не забывает о своей хоррор составляющей. Атмосфера “найденной пленки” тут на высоте. Это выражается не только в характерном фильтре, наложенном на изображение, но и в других деталях.

Необъяснимая тревога накатывает каждый раз, когда ты пробираешься через ветхие строения заброшенной фермы или густой ночной лес. Вот слева раздался отдаленный звук проезжающей мимо машины, сотовая вышка зловеще подмигивает тебе своими красными огоньками в темноте; на горизонте, сквозь непролазные ветви кустарника, виднеется спасительный свет маленького городка. Цивилизация совсем рядом, но от этого все равно неспокойно, а наоборот - на контрасте с обстановкой еще больше пугает, подливая масла в огонь воображения.

Каждая локация криповее другой. Жуткий лес сменяется грязными подвалами, где разделывают “мясо” (так сектанты называют своих жертв), а на выходе из катакомб нас встречает обшарпанный “дом забав”, где развлечением служат садистские пытки. А вот в подземном бункере, напоминающем законсервированный могильник с радиоактивными отходами, во мраке ходит “что-то”, издающее истошные вопли. Тесные коридоры большинства этих мест вызывают клаустрофобию.

Все уровни выстроены по принципу лабиринта, в разных закутках которого разбросаны видеокассеты со “снаффом”, служащие местной валютой. С их помощью можно сохраняться в определенных точках на телевизорах или обменивать на пропуск в тайные комнаты, где лежит мощное оружие и другие плюшки. Порой, возвращаясь после паузы на следующий день в игру, приходится вспоминать куда ты шел и что делал, потому как заданий и маркеров цели тут нет: заблудится в хитросплетениях местных закоулков - как нечего делать. Пару раз разработчик использует прием, который мне не очень нравится в левел дизайне: вместо совершения логичного действия, требуемого, чтобы продвинуться дальше по сюжету (нажать рычаг, отыскать ключ), приходится несколько раз обойти помещения, чтобы задеть невидимые скрипты и ранее запертые двери открываются сами собой.

Отдельно стоит похвалить работу со звуком. Думаю, я не покривлю душой, если скажу, что 50% любого хорошего хоррора составляет именно звуковое сопровождение. Тревожный эмбиент в “Butcher's Creek” играет во время исследования локаций, погружая в атмосферу и нагнетая страх, а “рваные” гитарные запилы подчеркивают ожесточенность схваток. Есть и маленькие детали, вроде скрипа половиц или звука приближающихся из тьмы леса шагов, которые усиливают эффект ужаса и заставляют сжимать оружие покрепче в ожидании чего-то плохого.

Конец записи

“Butcher’s Creek” - это пример хорошего инди-хоррора, сочетающего в себе классические жанровые клише и жестокую боевку с стиле “Condemned”. Несмотря на малый бюджет, он дает именно тот опыт, который рассчитываешь получить: эстетику аналогового хоррора и жуткую атмосферу. Из за наличия возможности дать вражинам по щам, проект только выигрывает, разбавляя стандартную формулу “прячься и убегай”.

К тому же, игра не стесняется откровенно демонстрировать насилие. Места, где культисты издевались над своими жертвами представляют собой кроваво-красные натюрморты, где ключевыми объектами композиции являются вырванные органы и выпотрошенные кишки. Учитывая, что все локации представляют собой бомжарник, с обоссаными матрацами и тотальной антисанитарией, эффект от жестоких сцен только усиливается - находится среди всего этого упадка крайне некомфортно. К тому же любой удар арматурой по голове способен выбить зубы нападающему, а если хорошенько приложиться топором, то башку можно и вовсе срубить.

Уверен поклонники творчества Дэвида Сзимански уже и так прошли данную игру, а вот тем любителям ужастиков, которые давненько не щупали годный инди-проект в жанре найденных пленок, всячески рекомендую “Butcher’s Creek” к ознакомлению.

Буду рад, если в комментариях поделитесь своими впечатлениями от данной игры и порекомендуете чего-то похожего и не менее годного. Спасибо всем за просмотр! Увидимся в какой-нибудь новой игре! Пока!


Butcher's Creek

Платформа
PC
Теги
Дата выхода
23 января 2025
71
2.9
17 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Блог отличный! Благодаря ему, решил вернуться в некогда заброшенную Gloomwood.
Butcher’s Creek — игра неоднозначная, с одной стороны хорошая стилистика и звуковое сопровождение, знакомая боевка, и нужно немного времени на прохождение, а с другой стороны — недоработанный лор и сюжет, слабоватый ии противников и малое развитие геймплея. Кажется, что Сзимански, таким образом, готовится к чему-то более серьезному, набивая руку.

Согласен, лор и сюжет тут и правда слабоваты, но, учитывая небольшую продолжительность игры, можно и закрыть глаза ))

Читай также