Сегодня Сегодня 0 136

Японские ретро тетрисы, которые учат нас думать по-другому

+10

История культовой игры «Тетрис» берет свое начало в 1984 году и связана с именем советского программиста Алексея Пажитнова, работавшего в вычислительном центре Академии наук СССР. Изначально перед программистом стояла задача создать утилиту для проверки производительности советских компьютеров, а параллельно и стрессоустойчивость, и многозадачность операторов ЭВМ. Но вскоре разработка Алексея привлекла внимание коллег, которые увидели в ней своеобразное развлечение. Истории тетриса посвящено немало публикаций, а в 2022 году на стриминговом ресурсе Apple TV+ даже вышел фильм об игре. Но пересказывать историю в этой статье я не буду, поскольку интерес у меня совсем другой.

Многочисленные исследователи тетриса пришли к необычным выводам относительно влияния игры на человеческий мозг и психологическое состояние человека.

В общих чертах эксперты полагают, что регулярная игра в тетрис тренирует мозг. Она развивает скорость реакции и координации, скорость мышления и обработки информации. Игра развивает пространственное мышление, прогнозирование и планирование. При регулярной игре мозг человека начинает работать эффективнее, снижаются затраты на принятие решений по сложным задачам, растет концентрация внимания.

В психологических исследованиях эксперты пришли к выводам, что игра в тетрис способствует снижению тревожности и частоты навязчивых воспоминаний. Благодаря чему тетрис официально используют в терапии посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), а также в реабилитации после инсульта.

Напомню, что из себя представляет игра.

На игровое поле падают фигуры, состоящие из четырех квадратов, которые автор игры назвал тетрамино. Фигуры необходимо разместить так, чтобы сформировалась целая горизонтальная линия без пробелов. Такая линия исчезает с поля, добавляя очки и освобождая место для новых фигур. Во время падения игрок может вращать фигуру и перемещать ее на поле. Его задача — уничтожить как можно больше фигур и набрать таким образом как можно больше очков. Со временем скорость падения тетрамино увеличивается, что постепенно добавляет игре сложность.

Первая версия тетриса, 1984 г.
Первая версия тетриса, 1984 г.

Несмотря на то что тетрис был советской разработкой, со временем с игрой смог познакомиться и весь мир, что в итоге привело к копированию и созданию отличных от оригинала вариантов тетриса. Привлекла внимание новая игра и японских разработчиков, которые под впечатлением в начале и середине 90-х создали немало тетрисов со своим японским колоритом и модифицированными правилами.

К чему это привело?

У игроков, регулярно играющих в классический тетрис, складываются определенные схемы, воспроизводя которые, они с легкостью добиваются успеха в игре. В свою очередь, японские тетрисы ломают привычные схемы и заставляют игроков думать немного или даже сильно по-другому. Как именно? Расскажу в этой статье!

В обзоре будут такие популярные в Японии тетрис-игры: серия  Panel de Pon, Kurukuru Puzzle, франшиза  Bomberman, Mahou Poi-poi Poitto! и серия  Puyo Puyo. Я не буду фокусироваться на мелких деталях игры, а буду рассматривать базовые принципы, влияющие на схемы игры.

В конце статьи можно поучаствовать в опросе!

Panel de Pon (1995)

В первой игре обзора  Panel de Pon (рус. Панель де Пон, Панель Пон) игрок должен собрать кубики одного цвета в вертикальные или горизонтальные линии. Линии одного цвета из трех и более кубиков исчезают, освобождая место на игровом поле. Всего на поле представлены кубики следующих видов:

  • красные кубики с сердечками,
  • кубики с зелеными кругами,
  • фиолетовые ромбы,
  • желтые звездочки,
  • голубые и темно-синие треугольники.

В отличие от тетриса, где тетрамино падают сверху, заполняя игровое пространство, кубики в Panel de Pon постепенно поднимаются к верху игрового поля, и новые добавляются снизу.

Как перемещать кубики?

Игрок может менять местами два рядом стоящих кубика, но только по горизонтали. Этот способ требует серьезной перестройки мышления, поскольку мыслить нужно только «по горизонтали», не имея возможности перемещать блоки в вертикальной плоскости (а хочется).

Самое неожиданное в этом способе, что не сразу приходит в голову, — это возможность вытаскивать кубик из вертикальной линии в воздух. И тогда под силой тяжести он падает вниз при наличии пустоты под ним. В тетрисе, в свою очередь, мы помним, что часть тетрамино может висеть в воздухе, не падая.

Игра заканчивается, когда кубики упираются в потолок. Поэтому умение «вытаскивать кубик в воздух» быстро и эффективно можно даже назвать ключевым для успеха. Особенно когда скорость подъема кубиков снизу постепенно возрастает. И это умение требует тренировки и выработки новых привычек, отличных от тетриса.

Panel de Pon, Speedrun

В Panel de Pon несколько игровых режимов, включая игру на время и многопользовательский, а главными героинями являются феи. В синглплеер режиме можно выбрать на поле, какой феи будет проходить игра.

Вообще, японские игры, в сравнении с минималистичным подходом тетриса, предлагают игрокам фантазийные миры с необычными героями и своими уникальными историями. И большой популярностью в свое время пользовалась игра с героями известной японской детской книжки, которая также предлагала игрокам думать по-новому.

Nontan to Issho: Kurukuru Puzzle (1994)

Игра «Nontan to Issho: Kurukuru Puzzle», название которой я бы перевела как: «Нонтан и все-все-все. Головокружительная головоломка», основана на японской детской серии книг про котенка по имени Нонтан (1976). Он с друзьями — тройняшками-крольчатами, медведем, поросенком, младшей сестрой и другими героями исследует мир. Эти персонажи и представлены в игре, сопровождая ее прохождение.

Nontan to Issho: Kurukuru Puzzle, 1994
Nontan to Issho: Kurukuru Puzzle, 1994

Как и в тетрисе, в Kurukuru Puzzle идет заполнение игрового поля сверху. Но падают не отдельные фигуры, а блоки из двух картинок, которые размещаются друг над другом или рядом. Всего в игре 4 ключевые картинки: яблоко, лягушка, сова, рыбка. Но они имеют две стороны: лицевую и обратную. Например, целое яблоко и разрезанное яблоко, живая рыбка и скелет рыбки, лягушка и сова в фас. И они же со спины.

Задача игрока — переместить падающую пару в пространстве и перевернуть ее так, чтобы 2 или более картинки при приземлении совпали по горизонтали или вертикали. Тогда они исчезают с поля. Переворот, в свою очередь, не предполагает вращения пары вокруг оси, как в тетрисе, а предлагает только переворот с лицевой стороны на обратную.

В отличие от тетриса, в Kurukuru Puzzle (как и в Panel de Pon) картинки могут разделяться, и если одна часть пары находится над пустотой, эта часть падает вниз. Удачно, если при приземлении картинки совпадут. В тетрисе же, напомню, часть тетрамино не падает, если под ней пустота.

Переворот и падение — два существенных отличия игры, которые заставляют игроков, воспитанных тетрисом, думать по-новому. Особенно это обостряется при игре в режиме В, когда необходимо собрать указанное количество пчелок, размещенных на поле.

Пчелка по правилам скрыта в паре, поэтому для успеха в этом режиме нужно переворачивать каждую пару и смотреть, что у нее на другой стороне. Однако по привычке игры в бесконечный тетрис это правило порой забывается, и игра затягивается в гонке за очками.

Заканчивается игра, когда поле заполнится картинками до потолка. По классике скорость падения пар с каждым уровнем растет. В зависимости от уровня старт может быть на пустом поле или уже заполненным на несколько линий.

Из интересного, чего нет в тетрисе и других играх в обзоре, место появление пары меняется каждый раз, что, в свою очередь, добавляет игре непредсказуемости и требует особого внимания.

Kurukuru Puzzle, Speedrun

Еще большей популярностью в свое время пользовалась японская франшиза Bomberman, предлагающая игрокам свои правила тетриса. До сих пор в разделе ретро на японских стримах нередко можно увидеть хардмод Super Bomberman: Panic Bomber W.

Super Bomberman: Panic Bomber W (1995)

В  Super Bomberman: Panic Bomber W падающие блоки состоят из глазастых бомбочек разных цветов: белого, голубого, красного, зеленого, черного.

Три бомбочки объединяются в блоки разных вариантов буквы «Г» и появляются сверху в специальном квадратном пазе по центру потолка. Во время падения игрок может вращать эти блоки вокруг одной центральной бомбочки (но, не может переворачивать их, как в KuruKuru Puzzle).

Цепочки из трех и более одинаковых по цвету бомбочек по горизонтали, вертикали или диагонали (!) взрываются и исчезают с поля. При каждом взрыве на поле снизу появляется одна дополнительная классическая бомбочка, которая детонирует от взрыва зажженной бомбы, падающей время от времени с потолка.

Базовый режим Super Bomberman: Panic Bomber W всегда предполагает соревнование игрока с противником (компьютером) в отличие от Panel de Pon и KuruKuru Puzzle, где есть разные режимы. Задача игрока — заставить противника проиграть, очищая свое поле и дожидаясь заполнения доверху поля противника. При этом на поле противника появляются такие же блоки, что и у игрока.

В сравнении с классическим тетрисом и описанными ранее играми, Super Bomberman: Panic Bomber W — довольно напряженная игра, когда приходится следить за блоками, которые падают сверху, бомбочками, которые появляются внизу, а также за тем, что происходит на поле противника. Усложняют ситуацию непривычно вращающиеся блоки в форме «Г» и возможность создания диагональных цепочек, что заставляет думать в еще одном направлении, чего не было в других играх.

По наблюдениям за стримами могу отметить, что опытные игроки больше заточены на диагональные линии и стремятся создавать каскады и комбо, когда уничтожение 1 линии приводит к детонации других после исчезновения и падения бомбочек вниз.

Super Bomberman: Panic Bomber W, Speedrun

Как и во всех играх с падающими блоками, заканчивается игра, если поле игрока или противника заполнится до потолка.

Мыслить диагонально и не только предлагает еще одна не менее популярная в свое время игра в стиле тетрис — Mahou Poi-poi Poitto! Название игры с японского примерно можно перевести как «Волшебный бросок».

Mahou Poi-poi Poitto! (1994)

В Mahou Poi-poi Poitto! , как в тетрисе, в KuruKuru Puzzle и Super Bomberman: Panic Bomber W на поле тоже падают блоки. Но если в классике это тетрамино, в KuruKuru Puzzle — пары картинок, в Super Bomberman: Panic Bomber W — блоки бомбочек в форме буквы «Г», то в Mahou Poi-poi Poitto! — это блоки сразу из четырех картинок.

Картинки на первый взгляд никак не связаны общей темой, но выполнены в стиле фэнтази. Среди них: синие капли, зеленые листочки, головы в шлеме, глазастые огоньки и другие. Во время падения блоки из картинок можно вращать по часовой стрелке или против, а падают они всегда с центра на потолке.

В игре есть два режима: соревновательный для двух игроков и сюжетный для одного. В сюжетном режиме необходимо сражаться против монстров. Задача игрока — создавать цепочки из трех и более одинаковых картинок по горизонтали, вертикали, диагонали и включая сложные цепочки, сочетающие в себе все три направления.

Цепочки исчезают с поля и поднимают пол вместе с монстром вверх. Достигнув самого верха, монстр оказывается раздавленным, и игрок переходит на следующий уровень. Но не все так просто. Монстр в свою защиту случайным образом меняет картинки на поле игрока, мешая таким образом создавать результативные цепочки.

Как и Super Bomberman: Panic Bomber W, из-за наличия противника Mahou Poi-poi Poitto! создает особое напряжение, которого в относительно медитативном классическом тетрисе, конечно же, нет. Замена картинок добавляет непредсказуемость, ломает привычный ход игры и заставляет быстро искать новые решения. Сложные цепочки получается создавать только с опытом, познакомившись с игрой ближе и преодолев привычки тетриса. Не сразу становится понятным, что картинки от монстра также можно использовать для создания цепочек, и поначалу это существенно тормозит прогресс.

Все эти новые правила заставляют игрока пересматривать шаблоны, сформированные ранее при игре в тетрис и подобные ему игры.

Mahou Poi-poi Poitto! , Speedrun

Вместе с франшизой Bomberman и Panel de Pon в начале 90-х в Японии активно развивалась серия Puyo Puyo (рус. Пуё Пуё — звук ассоциирующийся с дрожанием желе). Первая игра была выпущена в 1991 году, а в 2014 вышла версия под названием Puyo Puyo Tetris, максимально совмещающая элементы Puyo Puyo и тетриса.

Puyo Puyo Tetris (2014)

В  Puyo Puyo Tetris (рус. Пуё Пуё Тетрис) как и в Mahou Poi-poi Poitto! и в Super Bomberman: Panic Bomber W, в сюжетной синглплеер компании также предстоит сражаться с противником. На поля игроков одновременно падают две глазастые капли разных цветов: зеленого, фиолетового, синего, желтого или красного. Падающие капли можно вращать по своей оси и перемещать в пространстве. В отличие от KuruKuru Puzzle, где картинки могут появляться друг над другом или рядом, капли в Puyo Puyo Tetris появляются только вертикально.

Задача игрока — собрать цепочку из четырех или более одинаковых по цвету капель по горизонтали, вертикали или в разных сложных комбинациях. Например, буквой «Т» или «Ш» и других. Диагональное направление, в отличие от других игр в обзоре, в Puyo Puyo Tetris не работает, потому что каплям нужна общая сторона для соприкосновения. Однако цепочка из четырех капель в форме квадрата исчезает, в отличие от Mahou Poi-poi Poitto! и в Super Bomberman: Panic Bomber W, где это не допускается.

Капли, которые исчезли с поля, попадают в виде прозрачных на поле противника, создавая таким образом ему помехи в игре. Новая цепочка рядом с прозрачными каплями уничтожает и их, освобождая игровое пространство. Игра заканчивается, если поле одного из игроков заполнилось до потолка.

Puyo Puyo Tetris, благодаря концепции капель воды, которые могут соединяться друг с другом, предлагает игрокам больше вариантов цепочек, не ограничивая вертикальными, горизонтальными или диагональными линиями. Более того, пристроить необходимо только две капли, что проще в сравнении с Super Bomberman: Panic Bomber W, где три бомбы и Mahou Poi-poi Poitto! , где аж четыре картинки.

Несмотря на соревнование с противником, напряжение в игре не такое интенсивное, как в других. Связано это с тем, что результативных цепочек в Puyo Puyo Tetris можно создать больше, а появление прозрачных капель не портит ситуацию на поле так кардинально.

Puyo Puyo, Speedrun

Тетрис создавался для практических целей, но в итоге покорил весь мир, превратившись в одну из самых популярных игр. Игра впечатлила не только игроков, но и разработчиков разных стран. И на волне популярности было создано немало копий и модификаций классического тетриса.

Японские разработчики предложили миру множество тетрис игр, которые существенно отличаются от оригинала и друг от друга. И в этом я вижу большой потенциал для тренировки мозга, развития гибкости мышления и широты взглядов на решение самых разнообразных задач. В каждой игре предлагаются новые правила, и каждый раз приходится перестраиваться, менять привычные схемы и смотреть на вещи по-новому.

Несмотря на годы выпуска, игры, представленные в обзоре, до сих пор популярны среди японских стримеров на Twitch в разделе ретро. Регулярно проводятся спидраны, в которых принимают участие большое количество игроков.

Если после обзора у вас появилось желание выйти за пределы привычного тетриса, то обязательно попробуйте эти игры! И напишите в комментариях, какие понравились вам больше всего.

Среди всех игр в обзоре меньше всего мне понравилась игра Mahou Poi-poi Poitto! , а больше всего — Nontan to Issho: KuruKuru Puzzle (с нее, собственно, и началась разработка этой статьи), а также Panel de Pon.


4
0
0 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Читай также