Вчера Вчера 6 104

«Baldur’s Gate» (1998 г.) — неужели не играли?! (часть первая)

+3

«Bioware и её детище, Baldur’s Gate, обладают особым обаянием, противостоять которому невозможно.» «Game EXE», № 1 за 1999 г

Буквально только что мне довелось наблюдать, как молодой человек современного поколения впервые играл в «Baldur’s Gate»… Он создал воина с весьма приличными показателями мудрости и интеллекта, пожертвовав телосложением и харизмой (!); пытался «поднять камеру» повыше: дескать, мал экран; жаловался на плохую детализацию «картинки». Возмущался невозможностью направить героя в «туман войны»; негодовал из-за отсутствия выделения предметов нажатием клавиши «Alt»; злился при виде «невскрываемого» замка на сундуке (вором начального уровня!); бесился, не находя подробной истории боевых действий; пришёл в ярость от снятия паузы во время открывания рюкзака.

И всё это произошло на первом часу игры… То есть, с моей точки зрения, он обращал чрезмерное внимание на вторичные особенности первой «Baldur’s Gate»! Проще говоря, не видел и не желал видеть игру целиком… (Правда, очень быстро разобрался, втянулся в игру и сейчас уже исследует вторую часть, «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn».) Не без улыбки глядя на его реакцию, я понял, что, возможно, современное поколение не очень-то желает вникать в тонкостях классических игр, благо выбор современных RPG велик. Что навело меня на мысль о необходимости познакомить с особенностями «Baldur’s Gate» тех, кто ещё не играл в эту великолепную игру.

СОЗДАНИЕ ГЕРОЯ

«Игра ещё не началась, а пользователи уже безумствуют. Хороший признак» — именно такими словами отозвались в статье журнала «Game EXE», № 1 за 1999 г. о создании характеристик персонажа «Baldur’s Gate». Что ж, давайте «побезумствуем»!

Прежде всего, стоит определиться с расовой принадлежностью. Все «нечеловеческие» расы за исключением полуэльфов имеют бонусы и штрафы к характеристикам. Например, у дварфов штраф к ловкости (17) и харизме (16) сочетается с бонусом к телосложению — 19; а эльфы имеют бонус к ловкости (19) и штраф к телосложению — 17. (Важно помнить: только «нечеловеческим» расам доступны мультиклассовые герои; более подробно поговорим об этом чуть позже.) У людей нет бонусов в характеристиках, но зато нет и штрафов. И только люди могут стать дуал-классовыми героями: важное преимущество!

Из расовых бонусов вытекает и классовая специализация: понятно, что вору пригодится ловкость в 19 единиц, а магу — такой же показатель интеллекта.

Следующий этап — выбор мировоззрения; не всё просто, часто оно зависит от выбранного класса. Например, паладин может быть только порядочно-добрым, а рейнджер и друид просто обязаны соблюдать нейтралитет. Ограничения по мировоззрению есть и у некоторых магических подклассов. Но особенно важен выбор мировоззрения для человеческих героев, собирающихся поменять класс.

Раса помогает выбрать класс, а от него зависит мировоззрение.
Раса помогает выбрать класс, а от него зависит мировоззрение.

Из личного опыта: в одном из первых прохождений я создал законопослушного-доброго воина и после достижения им третьего уровня захотел превратить его в вора: ничего не получилось, вор не может быть законопослушным-добрым!

И вот мы добрались до создания характеристик: их общий численный показатель зависит только от терпения и внимательности геймера! Сколько раз вы «кликните» по клавише «перебросить», столько раз изменится общая сумма, которая в идеале не должна быть меньше 90. Понравился результат? Сохраните и продолжайте: возможно, удастся его улучшить. Есть тонкость со значением силы у воинов, рейнджеров и паладинов: 18/90 лучше, чем 18/50, а идеально — 18/00. Ловкость и телосложение любого класса должны быть не ниже 18 (в крайнем случае — 16), числовой уровень остальных характеристик зависит только от вашей настойчивости. Кстати, человек-воин не испытывает никаких неудобств с мудростью и интеллектом в три единицы. (Но при экспорте героя во вторую часть — возможны проблемы.)

Для воина совсем неплохо. Но ни магом, ни клириком не стать — только вором.
Для воина совсем неплохо. Но ни магом, ни клириком не стать — только вором.

Так, а для чего нужна харизма? Во-первых, паладин вообще без неё не может существовать; во-вторых, от её уровня зависят цены у купцов-продавцов; в-третьих — награды за квест. Например, в самом начале путешествия некто Фуллер просит героя купить арбалетные болты. Герой с харизмой 18 получит за них кинжал +1 — первое магическое оружие! — а с меньшим показателем только немного золота. И в-четвёртых — некоторые квесты не удастся решить мирным путём. (С улыбкой вспоминаю совет одного из журнальных авторов того времени: «Покидайте кубики пару минут и сохраните лучший результат». Да разве парой минут тут обойдёшься?! «Пару минут»?! Нет, пару часов!) Всё? Нет, не всё!

Возможна «засада» для человеческого героя, решившего в будущем поменять класс на другой: дуал-классирование, помимо соответствующего второму классу мировоззрения, даёт возможность смены класса только в случае, если ведущая характеристика второго класса не ниже 17 единиц. Например, вы создали воина с ловкостью шестнадцать единиц — он не сможет стать вором после достижения второго уровня: ловкости недостаточно.

Так, стоп: а зачем вообще нужен этот странный дуал-класс: ведь есть же возможность создать мультиклассового героя? Например, эльфа воина-вора-мага? Верно, но он будет повышать уровни классов поочерёдно: улучшения воровских способностей придётся ждать только на каждом третьем уровне, достижение максимального уровня в каждом из классов такого героя просто невозможно.

А дуал-классовый человек изначально может быть неплохим воином и просто великолепным клириком, вором, магом после смены класса. Дело в том, что в «Baldur’s Gate» нет «уравниловки» по количеству опыта, необходимого для повышения уровня персонажа: быстрее всех растёт в уровнях вор, медленнее всех — маг.

Имоэн достигнет второго уровня раньше всех!
Имоэн достигнет второго уровня раньше всех!

То есть, начав игру человеческим магом с ловкостью 18 после второго уровня можно навсегда поменять его специализацию, превратив в вора. Как только этот вор достигнет третьего уровня, станет магом-вором: сможет идентифицировать магические предметы, читать свитки и применять жезлы как маг; обезвреживать ловушки, взламывать замки, стрелять из лука и наносить удары в спину, как вор. Причём в воровских специальностях он достигнет максимального уровня!

Дуал-классовый воин-друид получает ещё больше преимуществ: ему доступна тяжёлая рыцарская броня, он в три раза лучше простого друида владеет скимитаром, гораздо сильнее него и при этом достигает максимального уровня заклинаний друида. К сожалению, нельзя «задуалить» человека в паладина, рейнджера или барда (равно как и наоборот); эти классы самодостаточны. Кстати, необходимо помнить, что паладин и рейнджер требуют предельно внимательного управления: стоит вашим героям совершить злой поступок, как они навсегда потеряют свой класс, превратившись в обычных воинов.

Всего одна ошибка — и такие печальные последствия!
Всего одна ошибка — и такие печальные последствия!

Планируя дуал-классирование, не стоит забывать об оружейных ограничениях «Baldur’s Gate»: если начать игру воином с упором специализации на лук и длинный меч, то после превращения в клирика вы потеряете возможность использовать это оружие. Точно так же друид не сможет выпускать стрелы из лука или болты из арбалета, даже если изначальный воин был мастером в применении этого оружия.

Играете человеком и собираетесь в будущем поменять класс? Вначале посмотрите на особенности второго класса, чтобы в решающий момент не возникло неожиданных препятствий.

Едва не забыл: не хочется возиться с созданием героя? В начале игры примените импортирование готового персонажа. Но такой герой будет хуже созданного лично вами: просто потому, что многие его характеристики будут не только нечётными (лишь чётные дают бонус!), но и ниже максимальных показателей. Ну вот, Герой создан, пора отправляться… в магазин! А куда же ещё спешить безоружному и не защищённому?!

ПОКУПКА И ПРОДАЖА

Начинающему герою продавать практически нечего, кроме копеечных предметов, найденных во время осмотра бочек, ящиков и сундуков; а купить нужно многое. Торговля в «Baldur’s Gate» подчиняется незыблемому правилу: каждый новый визит в лавку с одинаковым трофейным оружием и доспехами снижает их стоимость. Поэтому полезнее заполнять, например, арбалетами, весь рюкзак, и лишь затем спешить к торговцу. Не все лавки принимают любые трофеи: кузнец Таэрум в Берегосте равнодушен к свиткам и кольцам, маг Талантир забирает всё подряд, храмы не покупают ничего.

Между прочим, в «Baldur’s Gate» совершенно уникальная система сбора трофеев. Если враг одет в тяжёлую броню, голова защищена шлемом, а в руках он держит щит и меч, то всё это можно будет снять с трупа, ничего не исчезнет! Плюс на трупе может оказаться и кое-какая мелочь: золото, свитки, зелья, стрелы. Увы, рюкзак героя до обидного мал, унести все трофеи не просто, а то, что осталось на земле, без следа исчезнет через трое игровых суток. В этом случае стоит поместить предметы в любую ёмкость, из неё они не исчезнут никогда.

Что касается приобретения необходимого снаряжения, то совершенно чудовищные цены значительно снижаются по мере повышения репутации отряда. (Повысить её можно, делая пожертвования в храмах и совершая добрые дела.)

Самые нужные и дорогие предметы украсть нельзя. Разную мелочь — можно, но не в лучших лавках.
Самые нужные и дорогие предметы украсть нельзя. Разную мелочь — можно, но не в лучших лавках.

Не хватает золота? Некоторых торговцев можно попытаться обокрасть, но делать это могут только вор и бард. Украденные в лавке предметы невозможно продать: либо использовать, либо выбросить. (К счастью, это правило не касается содержимого чужих карманов.) Товары в лавках не обновляются. Выкупили все защитные зелья у Талантира? Ищите их в другом месте.

СПУТНИКИ ГЕРОЯ

«Baldur’s Gate» отличается уникальным количеством соратников Героя: их двадцать пять, на любой вкус.

Все двадцать пять ночной порой собрались на мосту…
Все двадцать пять ночной порой собрались на мосту…

Стандартная численность отряда — шестеро, но можно пройти игру вдвоём или даже в одиночку: выбор за вами! Это тем более интересно, что опыт за квест или уничтожение врага делится поровну между соратниками. Проще говоря, выполнив квест на 600 единиц опыта, шестеро получат по сто очков; отряд из трёх спутников — по двести очков, одиночка заберёт все шестьсот! Таким образом, чем меньше приключенцев в отряде, тем быстрее они будут расти в уровнях.

Играть одиночкой соблазнительно, но непросто!
Играть одиночкой соблазнительно, но непросто!

На просторах «Baldur’s Gate» вам повстречаются четыре пары потенциальных спутников, причём две из них — разделённые. (Об этом поговорим чуть позже, во второй части материала.) Уволить из отряда «половину» такой пары обычным способом нельзя: тут же уйдёт и второй. Однако пару можно разделить, если уволить ненужного спутника в то время, когда он зашёл в любой дом или «случайно» погиб в бою.

Многие из потенциальных спутников имеют личные задания, о чём сообщают сразу после вступления в отряд. Надо ли спешить с выполнением такого задания? После второго напоминания — необходимо, иначе после третьего соратник навсегда покинет группу, да ещё и унесёт с собой выданное ему снаряжение!

Стоит обращать внимание на мировоззрение кандидатов: злые и добрые не любят друг друга, рано или поздно внутри отряда разразится смертельная битва, помешать которой вы не сможете. Кроме того, злые не любят повышения отрядной репутации, а добрые — её понижения; попросту разбегутся.

Ну вот, пожалуйста: Халид и Джахейра против Кзара и Монтарона. Загружаем игру!
Ну вот, пожалуйста: Халид и Джахейра против Кзара и Монтарона. Загружаем игру!

Любому отряду нужен клирик: лечить и призывать скелетов; маг — опознавать предметы (неопознанные могут оказаться проклятыми!), вызывать монстров и швыряться огненными шарами. (Впрочем, мага вполне может заменить бард: у него и здоровья больше, и доспех более мощен по сравнению с мантией мага.) Воров лучше нанять двоих: один вскрывает замки, ищет и обезвреживает ловушки, второй — обчищает чужие карманы и наносит удары из тени. Необходим хотя бы один «танк»: воин, рейнджер или паладин. И да: не получится постоянно увольнять и вновь принимать в отряд одних и тех же спутников: после третьего увольнения они покинут отряд навсегда. (Исключение — Имоен.)

ОРУЖИЕ И ДОСПЕХИ

Оружие в «Baldur’s Gate» распределяется по группам. Большие мечи: двуручные, полуторные, собственно длинные и скимитары. Кстати, использовать большие мечи может любой воин, независимо от расы: ну да, полурослик свободно управляется с двуручным мечом! Метательное оружие: арбалеты, пращи и дротики. Дробящее: посохи, булавы, дубины и молоты. Особенно хорошо это для новичков: не надо переживать, что взял специализацию по оружию, которого окажется мало и с низкими характеристиками.

Использовать любые виды оружия могут воины, рейнджеры, паладины и барды. По пять групп оружия используют друид и вор; клирик и маг ограничены сильнее всего — только по три группы. (С дуал-классовых воина-вора и воина-мага оружейные ограничения снимаются; у мага-вора увеличиваются с трёх до пяти.)

Оружейные преимущества дуал-классирования: мультиклассовому герою такого не добиться!
Оружейные преимущества дуал-классирования: мультиклассовому герою такого не добиться!

Ограничений по уровню оружия в «Baldur’s Gate» нет: герой первого уровня свободно может использовать лучший клинок в игре, независимо от своих показателей силы и ловкости. Выдающиеся оружейные мастера — воины, им доступно по пять «звёзд» в выбранной специализации. Затем идут паладин и рейнджер, по две «звезды»; у остальных «чистых» классов — по одной. (Но если «задуалить» воина после третьего уровня, то его второй класс получит три «звезды» в любимом оружии. Отлично! Должен предупредить: вбив три уровня в какое-то оружие и добавив при смене класса ещё один в ту же оружейную специализацию вы не получите четыре «звезды» после активации обеих классов; распределяйте оружейные навыки внимательно.)

Изготовить в «Baldur’s Gate» можно только два предмета: полные латы из панциря анкхеги сделает кузнец Таэрум в Берегосте (лучшая броня для «чистого» друида!); длинный меч с очень специфическим свойством изготавливает злой персонаж. Всё остальное покупаем, снимаем с трупов, находим в тайниках и сундуках. Что касается доспехов: «чистый» герой не может надеть броню другого класса; «задуаленный» или мультиклассовый — может, потеряв при этом способности. (Воин-вор в латах не использует воровские способности; воин-маг в тяжёлой броне применяет жезлы и читает свитки, но не колдует.)

МАГИЯ

Магических заклинаний, конечно, множество. Но… Все ли они нужны? Мои маги использовали опознавание предметов, невидимость, ускорение; иногда читали свитки «Облака смерти». Из жезлов — призыв монстров и огненный шар. Всё! Зачем запоминать массу заклинаний (за это не дают опыта!), если огненный шар укладывает врагов десятками, а жезл вызова монстров не имеет ограничения по количеству одновременно призванных?

Смертельно для многочисленных врагов, опасно для заклинателя: если он не защищён от огня.
Смертельно для многочисленных врагов, опасно для заклинателя: если он не защищён от огня.
Всех вызвал и контролирует единственный маг!
Всех вызвал и контролирует единственный маг!

Маг, после второго уровня «задуаленный» в воина (нет, это не извращение!) прекрасно справляется со своими магическими обязанностями в «Baldur’s Gate» и становится настоящим кошмаром для врагов, будучи экспортирован в «Baldur’s Gate II: Shadows of Amn».

«Чистый» маг всё-таки слабоват: брони практически нет, уровень жизни мал, дарты и праща наносят ничтожный урон. Поэтому частенько вместо мага я брал барда: по достижении второго уровня он может изучать любые магические заклинания, применяет жезлы и носит кольчугу. Вам решать!

Главное направление друидской магии — лечебное; иногда можно вызвать молнию или призвать зверей, но друид-медик приносит больше пользы. Отдельные заклинания друида становятся доступными для рейнджеров — на высоких уровнях развития при достаточной мудрости. Клирик лечит, благословляет и призывает скелетов, причём количество одновременно призванной нежити ограничивается только числом заклинаний её призыва. Паладин лечит и защищает от зла. Ах да! Ещё клирик и паладин могут изгонять нежить, но это нужно очень редко.

Существуют магические свитки, прочитать которые может любой персонаж, независимо от класса: они зелёного цвета. Осталось упомянуть жезлы страха, магических стрел и парализации — по моему скромному мнению, почти бесполезные, — и настоящий кошмар: жезл вызова молнии. Это заклинание обладает свойством отражения от неживых объектов в сочетании с большой скоростью и огромным уроном; применить его в помещении или пещере — почти наверняка убить кого-то из своего отряда. Активирование в чистом поле также небезопасно: вдруг где-то в «тумане войны» притаился камень или скала? Отражённая молния вернётся прямо к тому, кто её вызвал, с печальными для него последствиями.

ВОРЫ

«Baldur’s Gate абсолютно не признаёт героев-одиночек, будь вы Avatar, или, простите, Bruce Willis» — именно так отозвались в «Навигаторе игрового мира», № 1 за 1999 г. о возможности одиночного прохождения «Baldur’s Gate». И, разумеется, ошиблись: пройти игру одиноким героем всё-таки возможно. И легче всех это удаётся воину-вору!

Для взлома замков и поиска ловушек ему придётся применять зелья. Зато каковы удары в спину!
Для взлома замков и поиска ловушек ему придётся применять зелья. Зато каковы удары в спину!

В самом деле, обойтись без вора крайне трудно. Игра переполнена смертельными ловушками, которые невозможно миновать, а можно только обнаружить и обезвредить. Весьма часто сундуки с чем-то полезным, а то и уникальным защищены — ловушкой, заперты, при том, что далеко не каждый замок удаётся взломать. (Чтобы взломать замок, нужно атаковать сундук.) Только невидимый вор способен миновать сильнейших противников, не вступая с ними в бой; именно ему по силам одним ударом из тени (наносится в спину) прикончить вражеского мага.

А ещё вор успешно пополняет отрядную казну, продавая редкие предметы снаряжения и тут же похищая их у купца (возможно не с каждым купцом, увы). Кроме того, вор (ну и бард тоже) способен клонировать некоторые предметы. Например, обокрасть разиню-мага, дождаться, пока тот зайдёт в свою башню, и вновь облегчить его карманы: два редких кольца и два амулета. (Вообще небесполезно проверять содержимое карманов у любого именного NPC, а иногда это можно сделать и с потенциальным врагом: если подкрасться невидимкой и обокрасть до начала боя.) Правда, у «чистого» вора есть ряд недостатков: он слаб физически и не очень хорошо владеет оружием. Что легко исправить, создав мультиклассового персонажа или «задуалив» в воина.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Лучший друг геймера, играющего в «Baldur’s Gate» — пауза. Бои проходят в реальном времени, и уследить за этой каруселью не так просто. Но в любую секунду сражение может замереть, и отдавайте приказы: кому пить зелье, кому лечить раненого, кого из врагов атаковать следующим, а кому из соратников — бежать подальше от зоны сражения, чтобы не умер.

Всё-таки умер, и портрет персонажа стал серым? Придётся спешить в ближайший храм, чтобы воскресить. (Если храм далеко, соберите снаряжение временно павшего, иначе рискуете его потерять.) Пал в бою, и портрет исчез? Значит, погиб навсегда, загружайте игру. К слову, труп можно «уволить» из отряда без его воскрешения: в тех случаях, когда кто-то был временно принят для какой-то роли. (Заменить командира или просто поменять местами соратников, поместив слабых в середину, можно, «зажав» портрет справа от экрана и передвинув его, куда нужно.)

Периодически во время длинных переходов отряд попадает в засаду, на мини-локациях, вернуться на которые нельзя. Самое страшное, что может случиться в такой ситуации — встреча с василиском: в том случае, если у вас нет свитка «Камень в плоть», вы навсегда потеряете спутника. Впрочем, игру можно загрузить. Гораздо опаснее столкновение с противниками, обладающими умением отравлять. (Пауки, эттеркарпы, виверны, слизни, сирены, бандиты.) Яды в «Baldur’s Gate» обладают сокрушительным действием, так что порой отравленный даже не может принять противоядие — настолько быстро получает единицы урона.

Для одинокого героя крайне опасны заклинания очарования — игра тотчас же заканчивается (единственное спасение — свиток защиты от магии). Порой мирные жители, ставшие свидетелями сражения, становятся агрессивными по отношению к вашему отряду — немедленно отключайте ИИ в правом нижнем углу экрана. Если не уследить, кто-то выпустит по ним стрелу или заклинание, упадёт репутация, и, чего доброго, появится карательный отряд — а они бесконечны. Очень полезно сохранять игру в отдельный слот перед каждым повышением уровня любого из соратников, до начала нового диалога, войдя на неизвестную локацию. Сохранить игру во время боя — невозможно! Как невозможно сделать это, если поблизости невидимый для отряда противник. На этом — всё; во второй части поговорим о том, где, кого и что нужно отыскать в вашем путешествии по просторам «Baldur’s Gate».

Удачи всем вам!


Лучшие комментарии

Не зло, конечно. Знаете, я и сам своего рода манчкин. Но не в первом же прохождении? Или всё-таки в первом — сразу идеальной машиной для убийств, по гайду и в одиночку?

В БГ2 самая лучшая магия в играх, которую я встречал, так что играть за мага было клёво (но не за колдуна)

Ну так в том и прикол, что в невере нет ничего сложного, всё объяснено, но людям всё равно оказывается сложно.

На мой вкус, немного перебор с описанием манчкинских приколюх =)

А еще, помню в БГ2 было в описании, что колдуну необходим интеллект. Корявый перевод? Не знаю. Но насколько я помню, там колдуну вообще ничего не нужно — баг, походу. Игра и правда не очень всё объясняет. А вот Невервинтер — там на славу постарались, и когда люди говорят, что не смогли разобраться в правилах там — вот это действительно лень.

Как говорил мой хороший знакомый на сайте ЛКИ: «Манчкинизм — не абсолютное зло.»

Что касается БГ 2, то чуть позже я рассчитываю до него добраться (в смысле статьи). Правда, за колдуна ни разу не играл: не слишком люблю «чистых» волшебников.

В Невервинтер играл очень давно: на мой взгляд, там нет ничего сложного. Зато много «манчкинских приколюх». И классные там получаются доспехи, когда переделываешь лёгкие в тяжёлые.

Первое прохождение… Б-р-р. Сети нет, в журнала ничего нет… Ну почему рейнджеру не дают третью звезду в оружии? А почему не удаётся сделать дуал-класс? И т.д. И т.п. Долго мучился. Но когда разобрался… Ух ты!

Что касается магии в БГ2. Жезлы вызова монстров и облака смерти, да ещё парализация монстров. Остальное — дело клинков и ударного оружия. Я же после второго уровня мага дуалил его в воина, добывал плюс пятый посох мага и крушил всех подряд.

Ну не моё это — магия. Скучно. Спать надо часто. И обижают все.

Не слишком: оба геймеры. Только мне ближе Минск: всем взять по мечу! Я и в других играх предпочитаю оружие помощнее.

Читай также