ПРЕДИСЛОВИЕ
Приветствую всех, кто, где бы то ни было, читает эту статью. Сегодня хочу разобрать очень важную и скандальную тему, про которую много кто наслышан. Call of Duty — бесспорно, очень громкий IP с огромной фанбазой, но и у этой серии игр есть свои проблемы. Разбирать я собрался, конечно, не только ее проблемы, но и Call of Duty как таковую. Хочу также, как минимум, затронуть ее историю и core-геймплей. НЕ посмею назвать себя трушным фанатом серии, поскольку играл в довольно небольшой список игр серии, но зато это были «золотой эпохи» CoD. Если быть чуть конкретнее, то я проходил CoD Modern Warfare 4-3 (не перезапуск серии в 2019), CoD Black Ops 1, 2, CoD Ghosts, так же чуть-чуть футурустичные части — Advanced Warfare и Infinite Warfare — трогал, и, наконец, наиграл свыше двухста часов в CoD Black Ops 6. В общем, небольшой опыт, но он есть, посему начну основную часть статьи.
МОЕ ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С СЕРИЕЙ
Знакомство мое началось с поистине легендарной части — Call of Duty Modern Warfare 4, когда я только начал познавать мир геймдева и ПК в целом. Играл я на тот момент на ужасно слабой системе, которая оснащалась видюхой GT 710 и процом AMD A-10-5700, и, к моему счастью, он был выше минимальных системных требований CoD MW4, и я смог наслаждаться игрой в полной мере. Я и по сей день имею только положительные воспоминания об этой игре и от нечего делать перепроходил ее раз за разом, перепрошел, по крайней мере, раз 10-15 в общем количестве. Настолько это приятная игра в моих газах.
После столь хорошего знакомства с серией я, конечно же, сразу (после пары перепрохождений) ринулся скачивать вторую часть — CoD MW 2. И, как я и предполагал, игра оказалась ничуть не хуже. Графика стала в разы лучше и приятнее, новое вооружение, отличный сюжет и двери, которые до сих пор могут открывать только сюжетные NPC. В целом, очень даже достойное продолжение для игры 2007-го года.
Прохождение третьей части тоже не заставило себя долго ждать. Хоть в интернете и принято ругать заключительную часть серии за различные аспекты, мне было абсолютно все равно, и я просто наслаждался игрой. Очень много эмоциональных моментов, над которыми неиронично хочется погрустить.
{Особенно много эмоций приносит судьба главного героя Соупа и второго главного героя, который героически пожертвовал своей жизнью ради убийства антогониста Макарова. Сама концовка со смертью Макарова тоже приносить много противоречивых эмоций.}
Примерно так и прошло мое первое знакомство с серией Call of Duty, которое подарило мне одну из самых любимых игр на моей памяти — CoD MW 4. Ладно, я все-таки не рецензию тут пишу, так что пришло время перейти от сладких воспоминаний к уже точно ОСНОВНОЙ части статьи.
ИСТОРИЯ
Кто читал мою прошлую статью, помнит, что я разделял историю на 3 части. Пожалуй, в этой статье я поступлю аналогичным образом, разделив главу на параграфы: «рождение», «апогея», «веха» и «имеем что имеем». Историю обещает быть интересной, поэтому не стану тянуть.
Параграф «рождение»
Рождение культовой серии произошло в относительно далеком 2003 году под крылом студии Infinity Ward. Тематиа игры была посвящена суровой Второй мировой войне. Чуть-чуть забегу вперед и скажу, что у Call of Duty особые отношения со Второй мировой — уж никак она не может отойти от этого сеттинга. Но кто знает, почему.
Так вот, вышла первая игра серии, но чего такого необычного она имела, что полюбилась большому числу гемеров? Думаю, потому что «Зов долга» (дословный перевод Call of Duty) была чем-то похожа на аттракцион — раз купил и наслаждаешься небольшое количество времени. Именно что небольшое — в отличие от RPG-игр, которые могут затягивать на сотни часов, Call of Duty предлагала геймерам короткий, но запоминающийся опыт.
Опять забегу чуть вперед и скажу, что Call of Duty строит свою сюжетную компанию на аспекте кинематографичности и «игре-аттракционе» и по сей день.
Хоть первая часть Call of Duty не привносила великих изменений в жанр, но и не просто копировала вышедшую примерно в то же время Medal of Honor. Call of Duty грамотно совершенствовала формулу, давая игрокам то, чего они хотят. А игроки и рады — уплетали за обе щеки, несмотря на релиз таких игр, как Max Payne 2, Prince of Persia: Sands of Time, Star Wars: Knights of the Old Republic, а еще и получила 91 балл из 100 на портале Metacritic.
Ну, если есть спрос, то предложение не заставило себя ждать, и буквально через 2 года в релиз вышла вторая игра серии — Call of Duty 2. Чем же отличалась уже она от первой части? Нууу… она привнесла очень важную систему Auto-heal (или автореген), которая заменила собой аптечки. Так же были уличшены искусственный интеллект врагов и графика: боты стали грамотнее использовать укрытия и начали координировать атаки, а насчет графики — она стала лучше с переходом на новый движок (IW engine 2.0), что позволило улучшить дым, текстуры, анимации и физику.
Как видно, изменений немало, но core-геймплей, так полюбившийся игрокам, остался тем же. И через еще один год выходит следующая часть серии. Да, новая игра выходит всего лишь через один год — что довольно скромные цифры для разработки игры. Причина такого скорого выхода — переход игры к системе ежегодного выпуска новой части франшизы, и дабы не разочаровывать фанатов, игры до сих пор выходят каждый год (за исключением 2024 года).
Период «апогея»
Периодом апогея я предпочитаю называть период, в котором выходили игры серии от Call of Duty Modern Warfare 4 до Call of Duty Black Ops 2. На мой взгляд, игры из этого периода жизни Call of Duty являются лучшими во всей серии и нацелены
на идеи основателей из поколения «рождение». Именно в этот период Call of Duty была на пике своей популярности — и в коммерческом плане, и в плане оценок критиков и геймеров.
Период «веха»
В период с Call of Duty: Ghosts (2013) по Call of Duty: Black Ops 4 (2018) с серией начали происходить видимые метаморфозы, которые скорее вели в худшую, чем в лучшую сторону. Call of Duty: Ghosts — первая игра периода «веха», и заметить изменения достаточно сложно, ведь они являются скорее минорными. Из основного: увеличение темпа игры и плохая сюжетная компания за долгое время. Изменения в Call of Duty: Advanced Warfare следующего года уже намного более явные. В серию были введены экзоскелеты и футуристичный сеттинг, а так же главная причина недовольства — «pay-to-win"-механика. Call of Duty: Black Ops III привнесла сложный мультиплеер с высоким порогом входа. Call of Duty: Infinite Warfare стала еще одной игрой в футуристическом сеттинге, что уже явно надоело фанатам и подстегнуло Activision вернуться к корням серии времен начала нулевых. Долгожданным возвращением к истокам стала Call of Duty: WWII. Переломной точкой стала Call of Duty: Black Ops 4 — с полным отказом от сюжетной компании и переходом к лайф-сервис модели. Так же эта игра серии заложила фундамент под будущую Call of Duty Warzone.
Таким образом и закончилась самая спорная эпоха в жизни Call of Duty. На ее протяжении можно заметить явный перевес в сторону мультиплеерной части игры, в отличие от периодов «рождение» и «апогея».
«Имеем что имеем»
Вот так и добрались до Call of Duty, которую привыкли видеть в наши дни: уклон в мультиплеерную составляющую, монетизация всего и вся, потеря идентичности (шкурки для оружия и оперативников никак не связаны с самой игрой). Call of Duty: Modern Warfare (2019) стала не только перезапуском подсерии Modern Warfare, но и перезапуском мультиплеера. В геймплей внесли тактический уклон: медленное передвижение, реалистичная баллистика. Кстати, в связи с медленным передвижением в мультиплеере было модно снимать весь обвес с пушек, дабы хоть чуть-чуть прибавить в мобильности. Из проблем можно отметить ужасную систему спавна и начало агрессивной монетизации. После следовало еще одно возвращение к корням с выходом Call of Duty: Black Ops Cold War. Black Ops Cold War привнесла быстрый TTK (time to kill) и интеграцию оружия в Warzone. Call of Duty: Vanguard провалилась из-за чрезмерной казуальности. Call of Duty: Modern Warfare II тоже добавила немного от себя, а именно: впервые в серии — вид от третьего лица, экстрашен-режим DMZ (как Escape From Tarkov), и на этом, в принципе, все. Следующая часть — Call of Duty: Modern Warfare III — заимела статус DLC ввиду малых геймплейных изменений. Call of Duty: Black Ops 6 получила больше времени на разработку и куда больше полюбилась игрокам. Особенно оценили систему передвижения Omnimovement, которая дарит полную свободу в управлении персонажем и может создавать невероятно красивые моменты в духе Max Payne. Отличился и сюжет: в отличие от предыдущих частей, он оказался более-менее вменяемым и мог похвастаться миссией в открытом мире и Hub-локацией, которую можно исследовать в поисках тайн и прокачивать за деньги, найденные на миссиях.
ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ CALL OF DUTY
1.Агрессивная монетизация.
Одной из (не побоюсь сказать) главных проблем последних игр серии CoD является агрессивная монетизация всего и вся при full-price цене. Боевые пропуски и платные ивенты на месте, а если верить слухам, то в грядущей Call of Duty Black Ops 7 (выходящей в этом году) и вовсе планируют добавить платные режимы. Но это все остается на уровне слухов, посему не буду брать это в учет. А в учет возьму последнюю игру серии — CoD BO6. В наличии множество разных оперативников, скинов, наклеек, брелков по огромной цене в 20-30 долларов за бандл скинов на оперативника и оружия. Влияет ли это как-либо на геймплей? Нет. Зато присутствует относительно хороший боевой пропуск. Хорош он тем, что является полностью самоокупаемым: сколько CP (местная валюта) вложил, столько и вывел + скины и прочая требуха. Но и у пропуска есть обратная сторона: даже после покупки пропуска за 1100 CP все награды ты забрать не сможешь — это смогут сделать только те, кто заплатил чуть больше за Black Cell.
2.Упадок качества одиночного контента.
Одиночная кампания недавней CoD MW3 (2023) составила всего каких-то жалких 3-4 часа, и это еще не обращая внимания на качество самого сюжета. Call of Duty уже достаточное время старается ориентироваться на «новую» аудиторию, которая как раз-таки и хочет мультиплеерную CoD, нежели одиночную. Конечно, проблема отнюдь не только в ориентировании на ту или иную аудиторию, а еще и в кратких сроках разработки. В пример опять приведу CoD BO6, которой удалось выбить чуть-чуть больше времени на разработку, и мы получили чуть более качественный сюжет, чем ранее. Но это все еще далеко не уровень сюжетов Call of Duty Modern Warfare (не перезапуск) и первых Black Ops.
3.Мета-оружие.
Играя в CoD, приходится брать мету, поскольку при появлении нового сильного оружия играть с другим становится почти невыносимо из-за явного перевеса. Выходит новый сезон или ивент с новым оружием? Обычно после этого появляется мета, которую занерфят в следующем сезоне. И опять же, все причины понятны: кому нужны новые пушки, которые хуже уже прокачанных старых?
4.Кемперы и читеры.
Пожалуй, это две касты людей, которые заслуживают отдельных котлов в аду, ибо никакой азиатский задрот с иероглифами в нике не в силах настолько сильно сломать темп игры. Неоднократно видел посты людей, которые уходят из серии по причине читеров. А что до кемперов… Пожалуй, это просто люди, которые не умеют чувствовать темп игры и портят его остальным.
5.Прокачка оружия.
Кто бы мог подумать, но многие относят это именно к минусам. Чуть некорректно выразился: большинству не нравится гриндить ради этих обвесов, ведь прокачка оружия — дело весьма не быстрое, но взамен позволяет собрать билд оружия именно под твой тип геймплея. Лично я не нахожу в этой системе ничего плохого и не против чуть-чуть погриндить пушку, дабы собрать нужные мне обвесы. Но сама система прокачки временами подвергается критике по причине сложности игры на стоковом оружии и вынужденности подбора собственного билда.
6.Сервера.
Эта проблема тоже заслуживает огласки, поскольку маленькой инди-студии (шутка) не хватило денег на нормальные сервера. Временами становится тяжело играть: часть видимых попаданий по факту просто не регистрируются, и приходится собирать билд пушки на скорострельность или урон, дабы хоть как-то перестрелять оппонента.
ИТОГ
Изначально я планировал всю эту статью как разбор проблем Call of Duty и того, являются ли они действительно проблемами. Но как-то уж кривая повела меня в другую сторону, и я опять сделал статью с «феномен» в названии. От изначальной идеи я, конечно, не отказался полностью и выделил под это целую главу.
Мое мнение насчет Call of Duty останется неизменным: эта игра была, есть и останется настоящим королем аркадных шутеров. Хоть у серии и много проблем, я питаю к ней в основном положительные чувства. Еще ни один шутер не смог побить планку, установленную Call of Duty, хотя и пытались многие — даже Ubisoft со своим F2P XDefiant.
Что ж, это была весьма интересная для работы статья, но за сим вынужден откланяться.
Лучшие комментарии
Я бы сказал, что эта статья — это добавление цемента в клишированный миф о колде, а не интересный взгляд на серию, которого мне бы хотелось.
Сам прошел зимой все колды от первой до Блэк Опс 3 и чет заглох пока. Но допройду. Тем более впереди Call of Duty: Infinite Warfare, которой в свое время поставил 9, да и игроки сингловую кампанию этой игры считают одной из лучших в серии.
Главная проблема каловой серии — это её core-геймплей, графонодрочерство и полный уход в реализм.