Всем привет! Сегодня хотелось бы вспомнить классику жанра - шутер "Black", а также его малоизвестного "духовного наследника" шутер от первого лица "Bodycount". Противостояние обещает быть интересным!
Ниже представлены видео версия и текстовый вариант обзора. Всем приятного просмотра и чтения!
Пролог
Привет, друзья! Сегодня мы с вами посмотрим на “Bodycount”: шутер 2011 года, который на момент выхода позиционировался как духовный наследник той самой “Black” - культовой игры от Criterion Games, считающейся эталонным представителем жанра с крутой механикой стрельбы и частичной разрушаемостью окружения.
Ни в одну из них на момент выхода мне поиграть не довелось, в виду отсутствия консолей, но очень хотелось. Сейчас ни Xbox, ни PS нужных моделей у меня тоже не было, но эмуляторы творят чудеса :) Это ли не повод пройти знаменитый экшен и его малоизвестного продолжателя (или подражателя?!), чтобы разобраться, как сейчас играется “Black” и достойна ли “Bodycount” звания духовной наследницы.
С последней и начнем. Поехали!
Часть 1. Bodycount
Вы - расходный материал
Мы играем за агента организации “Сеть”, которая с помощью грубой силы и пушек вносит свою лепту в урегулирование вооруженных конфликтов по всему миру. Протагонист по классике молчалив - у него нет ни имени, ни прошлого. Он всего лишь ресурс, собственность компании, которой последняя распоряжается так, как ей вздумается. Каждый раз, когда игрок погибает, игра едко пишет на экране: “Потрачено”, как бы подчеркивая нашу “значимость”.
Первым заданием становится навести порядок в безымянной банановой республике где-то на побережье Африки. Местные повстанцы и силы правительства не на шутку повздорили, но по какой причине - неизвестно. Впрочем, нас это не сильно заботит. Вооружившись дробовиком и пистолетом-пулеметом мы отправляемся нести демократию в массы. Помогать нам в этом непростом деле будет координатор “сети”, которая периодически выходит на связь и выдает ЦУ.
Как в Doom
Первые геймплейные особенности бросаются игроку в глаза в виде разноцветных орб, которые выпадают из убитых противников. Флэшбеки в 2016, когда состоялся перезапуск Doom, вам обеспечены. Как и в игре про истребление адской нечисти, цветные сферы - это ресурсы. Жёлтые пополняют запас патрон и гранат, а голубые - шкалу спецспособностей, которые будут открываться постепенно по ходу прохождения. Польза, правда, будет всего от двух: неуязвимость и усиленные пули, а вот остальные, сканер и авиаудар, можно отправлять прямиком на свалку
Уровни в Bodycount организованы по принципу “больших коридоров”, т.е. они линейны, но дозволяют некоторую свободу перемещения: до цели можно дойти по улице слева, по переулку справа или по центру в лоб. На геймплей такое “разнообразие” никак не влияет. Это не иммерсив сим, так что мы в любом из вариантов просто стреляем.
К слову о стрельбе
Это тот единственный хороший ген, который достался игре по наследству от своего прародителя, шутера Black. Потому как ощущение от оружия - чистый кайф! Звук выстрелов, отдача, анимации перезарядки - все выполнено очень достойно. Усиливают это приятное ощущение еще пара факторов. Во-первых, несмотря на то, что общий боезапас ограничен, за всю игру вы ни разу не столкнетесь с ситуацией, когда вам нечем стрелять, поэтому давить на спуск можно сколько хочешь в свое удовольствие. Во-вторых, разрушаемость и куча пиротехники. А, ну ещё и музон бодрячковый :)
Все уровни просто под завязку забиты красными объектами: бочки, канистры, баллоны и т.д. Порой кажется, что тут даже обычный камень от попадания взрывается :) Громыхает и выглядит все сочно. Добавьте к этому разрушаемость окружения и получите феерию спецэффектов, заполняющих экран при каждом выстреле. Сравнять с землёй локацию не получится, но покрошить бетонные колонны, порубить в щепки деревянные ограждения и красиво разбить на осколки кучу стекол - всегда пожалуйста; разрушения в игре косметические, но этого достаточно для создания нужного эффекта.
Первые час-полтора ты получаешь неподдельное удовольствие от местного экшена, а за крутые убийства (скиллшоты): выстрелы в голову, подрыв гранатой, и пр., которые отображаются специальным счетчиком на экране, игра в конце уровня выставляет итоговую оценку твоему мастерству. Данная статистика, правда, ничего не даёт (пушки, перки, скины) и ни на что не влияет - просто повод для писькомерства в онлайне.
И тут в голову начинает закрадываться мысль: “а не скрытый ли шедевр передо мной, который десяток лет назад игрожуры обделили высокими оценками?”. Но вскоре начинают всплывать нюансы и не самые приятные.
Сюжет, которого нет
Все мы знаем, что сюжет в шутере должен быть, как в порнофильме. Но порнофильмы тоже бывают разные и не все из них возбуждают… воображение. Bodycount относится как раз к такой категории, потому что здешняя история ничего кроме кринжа и фейспалма не вызывает.
От миссии к миссии мы преследуем непонятные цели, про некоторые из которых игра вообще забывает при загрузке нового уровня, а некоторые меняются за долю секунды без какой-либо причины и мотивации. Вот мы идём передать важную информацию какому-то генералу, и тут же нам в ухо орет наш координатор: “Галя, отмена! Иди убей его!”. С какого, простите, хрена!? Нас, конечно, попытаются развлечь всякими заговорами, за которыми стоят темные кардиналы, но на поверку они (кардиналы) оказываются какими-то киберсолдатами в нелепой броне. И их дурацкие копипастные базы нас заставят посетить аж 4 раза за игру.
Повествование лишено даже самой простейшей структуры, отчего теряется логика происходящего, и все превращается просто в набор несвязанных между собой арен, участие в боях на которых со временем не спасает даже хорошая стрельба. И вот почему…
Бой с управлением
Игра работает в 30 fps, что для шутеров от первого лица, особенно динамичных, не лучший показатель, потому что перемещение, прицеливание и стрельба превращаются в пытку. В Bodycount персонажа тяжело контролировать в том числе из за инертного управления - ты как будто рулишь неповоротливым танком, который плечами задевает дверные проемы и перезаряжается только после 3-х нажатий соответствующей кнопки. Автоприцеливание сглаживает углы, но лишь самую малость. Принудительно увеличить фреймрейт на Xenia у меня, увы, не получилось, так что проходил игру в ее первозданном виде.
Кроме того, местный FOV может заставить напрячься даже самый крепкий вестибулярный аппарат: такое ощущение, будто смотришь в рупор, а сам в это время стоишь на борту лодки, которую качает на волнах. В пререндеренных заставках из за близкого расположения камеры порой даже рук протагониста не видно, хотя они есть.
Из Black сюда перекочевала и система ADS, когда вместо того, чтобы приложиться к прицельной планке, камера просто делает небольшой зум. Это нормальная механика, вот только в Bodycount она реализована с нюансом. Если в творении Criterion Games в такие моменты игрок мог свободно перемещаться и маневрировать, то здесь активируется режим “уклонения” (назовем его так), где ты, словно чертик на пружинке, можешь выглядывать из за углов, прижиматься к земле и вытягиваться. Вещь сомнительной пользы. Каждый раз активировал ее случайно, когда по привычке хотел прицелиться и сменить позицию.
"Сложна..."
Несмотря на высокий темп сражений, игра на “Нормале” не вызывает серьезных затруднений… до поры до времени. А, точнее, до второй половины, где становится больше киберсолдат и врагов в целом. Противники плотные и впитывают урон как губки. При этом разницы из какого оружия в них стрелять, по ощущениям, нет. Разве что энергетический пистолет-пулемет против кибербойцов лучше заходит, но это не точно.
В целом, арсенал довольно скудный: пара ПП, штурмовых винтовок и дробовиков. Выбирайте на свой вкус и не парьтесь об эффективности. Перебирать стволы тут стоит только ради разнообразия и внешнего вида.
Помимо толстокожести недругов и их количества, жизнь в игре делает некомфортной индикация урона. Она работает по стандартной схеме: при попадании по игроку экран затягивает красной пеленой до тех пор пока не появится надпись “Game over”. Однако точно определить момент, когда тебе стоило бы уйти в укрытие и отхилиться (автореген здоровья), не всегда удается. Вот ты, вроде, в гуще замеса, HUD светиться новогодней ёлкой от маркеров попаданий по тебе, но ты жив-здоров, да ещё и набил серию из 15 скиллшотов. А бывает, что и нет никого толком рядом, но что-то прилетает непонятно откуда и ты погибаешь. HUD при этом еле-еле покрылся румянцем.
Что в итоге?
Bodycount - неплохой шутер, который подарит вам пару часов драйвовых перестрелок со взрывами, разрушаемостью и бодрым саундтреком, но оставшуюся половину игры задушит повторяющимися, как две капли воды, базами киберсолдат, внезапными смертями и отсутствием геймплейного разнообразия: ни снайперской миссии, ни постановочных покатушек, ни даже, прости Господи, босса вертолёта. Про сюжет я, пожалуй, упоминать не буду - держите в уме слова Кармака :)
Но что же с оригинальной Black. Прошла ли она проверку временем? Предлагаю прямо сейчас и узнать.
Часть 2. Black
Затравка для хорошей истории
С первых кадров Black завлекает игрока в атмосферу военно-политического триллера. Минималистичное интро под музыку Майкла Джаккино (Medal of Honor, Call of Duty) и Криса Тилтона в исполнении Голливудского симфонического оркестра задает нужный настрой. Интересный факт: первыми во вступительных титрах появляются именно ответственные за музыку. И не удивительно - классический оркестровый саундтрек идеально подчеркивает местный сюжет.
Который подается через хорошо срежиссированные ролики с живыми актерами, где некий g-man допрашивает главного героя, агента Джека Келлера. Дядька в костюме просит Джека восстановить хронологию событий, касающихся действий протагониста в отношении “Седьмой волны” - организации, торгующей оружием с террористами по всему миру, и, в частности, Уильяма Леннокса - бывшего американского спецагента, основавшего “волну”.
На протяжении 4-х часовой кампании нас ожидают классические для данного жанра тропы: секретные операции, правительственные заговоры, срывы покровов и полуправда в каждом слове. Сценаристы умело нагнетают интригу и подстегивают интерес игрока, но вместо мощной развязки резко сворачивают представление и оставляют много недосказанностей и логических дыр, обещая продолжить рассказ во второй серии, которая до сих пор так и не вышла.
В конечном счете история является лишь затравкой к чему-то большему. Сюжет не выходит за рамки live-action видео, строго разделяя фабулу и геймплей.
Контроль отдачи
Для чистоты эксперимента, я проходил Black с теми же параметрами, что и Bodycount: 30 fps и разрешение 1080р. При таких вводных, в категории плавности, отклика и удобства управления, шутер от Criterion Games ощущается в разы удобнее, чем инертный и неповоротливый проект от Codemasters. В игре отключен автоаим, но даже без него прицеливание с геймпада не вызывает боль в суставах больших пальцев. И картинка в Black при Full HD выглядит четче из за отсутствия нескольких слоев блюра, блюма и прочих спецэффектов, хотя - де факто - в Bodycount она технологичнее.
Отзывчивость управления в шутере является ключевым элементом, который напрямую влияет на впечатления игрока от стрельбы - сердца любой стрелялки. Если она (стрельба) не работает, то даже хорошо сделанные прочие составляющие не спасут игру. У Black, несмотря на “возраст”, сердце до сих пор бьется в отличном ритме.
Потому как поливать врагов свинцом здесь - сплошное удовольствие! Все знаковые виды ПП, штурмовых винтовок и дробовиков на месте. При этом каждый ствол ощущается по-своему и может дать преимущество там, где проседает другой. “Эмка” и “Калаш” - всепогодные штуки на любой случай жизни, МП5 и P90 хороши в помещениях, а дробовики запросто выносят стальные двери и с двух попаданий убивают бронированных солдат. Чтобы игрок распробовал местный арсенал, в начале уровня в руки дают новый образец, так что каждый сможет найти любимое сочетание: одновременно можно носить только 2 любых вида оружия.
Из забавного можно отметить то, что вместимость магазинов всего автоматического оружия довольно большая, по 60-90 патронов, хотя визуально они не выглядят как увеличенные. Это можно объяснить либо особенностями местного ТТК - враги тут весьма плотные - или тем, что разработчики решили дать фору консольным игроками, которые будут целиться по недругам с геймпада при 30 кадрах.
Взрывы и разрушения
Помимо стрельбы, эти два элемента также лежат в основе геймплея Black. За грамотное сочетание всех трех шутер получил массовое признания среди игроков по всему по миру и удостоился эпитета “культовый”, даже несмотря на то, что выходил только на консолях - платформах, которые испокон веков считались не пригодными для игр такого жанра.
Концепция “стрельни в любой кирпич и он взорвётся, прихватив с собой кусок стены” идеально перекочевала отсюда в Bodycount. На воздух взлетают цистерны, бочки, ящики, оставляя красивый пиротехнический шлейф. Иной раз кажется, что ближайшая красная канистра готова задымить и бабахнуть только от одного взгляда главного героя.
Опять же, полностью развалить какой-нибудь дом не получится - разрушаемость постановочная и заранее прописана в тех местах, где полно взрывоопасных объектов. Несмотря на ограниченную функциональность, система разрушений создает отличный эффект “взрывного” (в прямом и переносном смыслах) боевика, где от твоих выстрелов красиво разлетается кафель, крошится штукатурка и рассыпаются бетонные преграды. Давить на спуск и наблюдать за подобной красотой хочется без передышки.
Обходной маневр
В отличие от Bodycount, где почти каждый уровень представлял собой прямоугольную коробку с лабиринтом из построек внутри, предлагая использовать альтернативные пути до цели, Black в большинстве случаев придерживается более линейной структуры, лишь иногда выпуская игрока в маленькую песочницу. При этом исследовать локации интереснее именно во второй, потому как в очевидных и не очень закутках можно найти разнообразные коллекционные предметы, сбор или уничтожение которых засчитывается за выполнение побочных заданий. Соберите их все и получите красивые скины на свои пушки. Особо дотошные исследователи могут найти еще и уникальные стволы
Вообще, много мест и ситуаций по ходу прохождения вам могут показаться знакомыми и вызвать чувство легкого дежа вю. Не знаю вдохновлялись ли (подсматривали) разработчики из Infinity Ward игрой Criterion Games, когда создавали не менее культовые части оригинальной подсерии Modern Warfare, но вы с лёгкостью словите вайбы Call of Duty, когда под покровом ночи по стелсу будете пересекать ночной лес на границе России, штурмовать тюремные кафельные душевые и прорываться через лабиринты ГУЛАГа - интересно, для американских сценаристов любая тюрьма на территории РФ ГУЛАГ:) ?
Секрет успеха
Проходя Black, я долго пытался понять - в чем же секрет данного шутера? Чем он заслужил народную любовь? Вроде и нет в нем ничего особенного: идёшь, стреляешь, идёшь, стреляешь… Но потом понял, что никакого секрета и нет! Black - это наглядный пример того, как простые, но на совесть реализованные идеи делают игру по-настоящему запоминающейся даже спустя годы.
Разработчики грамотно управляют темпом игры, чередуя эпизоды образцово показательного экшена с более размеренным геймплеем. В формулу “иди и стреляй” каждый раз добавляются маленькие нюансы, которые мы сто раз видели в других играх: стелс, снайперская миссия, уровень забитый минами и т.д. Однако, все эти мелочи вносят ту необходимую толику разнообразия, которая не даёт заскучать на протяжении всей кампании.
Black - сила, Bodycount - могила
К чему мы пришли в итоге? На самом деле к очевидным выводам, напрашивающимся ещё за долго до написания этого обзора. Шутер Criterion Games по праву, на мой взгляд, заслуживает народную любовь и звание одного из лучших FPS. В нем удачно сочетаются все геймплейные элементы при общей минималистичной структуре. Единственное, что дает маху - сюжет, да и то в самом конце. Live-action катсцены со вставками из каких-то новостных сводок и засекреченных архивов ЦРУ (вряд ли, конечно) создают очень крутую атмосферу военно-политического триллера.
Bodycount же получилась самым средним середнячком. Единственное, в чем она может потягаться на равных с Black, это механика стрельбы, включая взрывы и разрушаемость. Они сделаны добротно, и первое время доставляют неподдельное удовольствие, пока ты не осознаешь, что все арены сделаны здесь по одной схеме, без капли фантазии и разнообразия, и пока тебя не начинают душить толпы непробиваемых противников. Сюжет - в топку; а больше этой игре предложить и нечего.
Эпилог
На этом будем подвязывать. Всем спасибо, кто дочитал! Буду рад, если в комментариях поделитесь своими впечатлениями от Black. Считаете ли вы ее хорошим шутером? И играли ли когда-либо в Bodycount? Будет интересно почитать!
Лучшие комментарии
Текст очень хороший, но смутила немного странная последовательность рассмотрения проектов (учитывая как один явно «зависим» от другого). Ну и «чистота эксперимента» спорная, всё же эти игры выводили в разных разрешениях и соотношениях сторон. Не хватает упоминания того какая версия каждой из игр эмулировалась.
Зато всё разложил по полочкам, язык хороший, читать одно удовольствие)))
P.S. Какие-то неканоничные шрифты у вашей версии Black...
Согласен, последовательность действительно стоило бы сделать другой. А шрифты… это была какая-то версия для PS2 с любительским переводом и в формате 16:9. Я из за этого постоянно в лестницах застревал))