Вчера Вчера 2 83

Black VS Bodycount. Забытый шедевр или провал?

0

Всем привет! Сегодня хотелось бы вспомнить классику жанра - шутер "Black", а также его малоизвестного "духовного наследника" шутер от первого лица "Bodycount". Противостояние обещает быть интересным!

Ниже представлены видео версия и текстовый вариант обзора. Всем приятного просмотра и чтения!

 

Black VS Bodycount 

Пролог

Привет, друзья! Сегодня мы с вами посмотрим на “Bodycount”: шутер 2011 года, который на момент выхода позиционировался как духовный наследник той самой “Black” - культовой игры от Criterion Games, считающейся эталонным представителем жанра с крутой механикой стрельбы и частичной разрушаемостью окружения.

Ни в одну из них на момент выхода мне поиграть не довелось, в виду отсутствия консолей, но очень хотелось. Сейчас ни Xbox, ни PS нужных моделей у меня тоже не было, но эмуляторы творят чудеса :) Это ли не повод пройти знаменитый экшен и его малоизвестного продолжателя (или подражателя?!), чтобы разобраться, как сейчас играется “Black” и достойна ли “Bodycount” звания духовной наследницы.

С последней и начнем. Поехали!

Часть 1. Bodycount

Вы - расходный материал

Мы играем за агента организации “Сеть”, которая с помощью грубой силы и пушек вносит свою лепту в урегулирование вооруженных конфликтов по всему миру. Протагонист по классике молчалив - у него нет ни имени, ни прошлого. Он всего лишь ресурс, собственность компании, которой последняя распоряжается так, как ей вздумается. Каждый раз, когда игрок погибает, игра едко пишет на экране: “Потрачено”, как бы подчеркивая нашу “значимость”.

Потрачено...
Потрачено...

Первым заданием становится навести порядок в безымянной банановой республике где-то на побережье Африки. Местные повстанцы и силы правительства не на шутку повздорили, но по какой причине - неизвестно. Впрочем, нас это не сильно заботит. Вооружившись дробовиком и пистолетом-пулеметом мы отправляемся нести демократию в массы. Помогать нам в этом непростом деле будет координатор “сети”, которая периодически выходит на связь и выдает ЦУ.

Как в Doom

Первые геймплейные особенности бросаются игроку в глаза в виде разноцветных орб, которые выпадают из убитых противников. Флэшбеки в 2016, когда состоялся перезапуск Doom, вам обеспечены. Как и в игре про истребление адской нечисти, цветные сферы - это ресурсы. Жёлтые пополняют запас патрон и гранат, а голубые - шкалу спецспособностей, которые будут открываться постепенно по ходу прохождения. Польза, правда, будет всего от двух: неуязвимость и усиленные пули, а вот остальные, сканер и авиаудар, можно отправлять прямиком на свалку

Уровни в Bodycount организованы по принципу “больших коридоров”, т.е. они линейны, но дозволяют некоторую свободу перемещения: до цели можно дойти по улице слева, по переулку справа или по центру в лоб. На геймплей такое “разнообразие” никак не влияет. Это не иммерсив сим, так что мы в любом из вариантов просто стреляем.

К слову о стрельбе

Это тот единственный хороший ген, который достался игре по наследству от своего прародителя, шутера Black. Потому как ощущение от оружия - чистый кайф! Звук выстрелов, отдача, анимации перезарядки - все выполнено очень достойно. Усиливают это приятное ощущение еще пара факторов. Во-первых, несмотря на то, что общий боезапас ограничен, за всю игру вы ни разу не столкнетесь с ситуацией, когда вам нечем стрелять, поэтому давить на спуск можно сколько хочешь в свое удовольствие. Во-вторых, разрушаемость и куча пиротехники. А, ну ещё и музон бодрячковый :)

Kaboom!
Kaboom!

Все уровни просто под завязку забиты красными объектами: бочки, канистры, баллоны и т.д. Порой кажется, что тут даже обычный камень от попадания взрывается :) Громыхает и выглядит все сочно. Добавьте к этому разрушаемость окружения и получите феерию спецэффектов, заполняющих экран при каждом выстреле. Сравнять с землёй локацию не получится, но покрошить бетонные колонны, порубить в щепки деревянные ограждения и красиво разбить на осколки кучу стекол - всегда пожалуйста; разрушения в игре косметические, но этого достаточно для создания нужного эффекта.

Первые час-полтора ты получаешь неподдельное удовольствие от местного экшена, а за крутые убийства (скиллшоты): выстрелы в голову, подрыв гранатой, и пр., которые отображаются специальным счетчиком на экране, игра в конце уровня выставляет итоговую оценку твоему мастерству. Данная статистика, правда, ничего не даёт (пушки, перки, скины) и ни на что не влияет - просто повод для писькомерства в онлайне.

И тут в голову начинает закрадываться мысль: “а не скрытый ли шедевр передо мной, который десяток лет назад игрожуры обделили высокими оценками?”. Но вскоре начинают всплывать нюансы и не самые приятные.

Сюжет, которого нет

Все мы знаем, что сюжет в шутере должен быть, как в порнофильме. Но порнофильмы тоже бывают разные и не все из них возбуждают… воображение. Bodycount относится как раз к такой категории, потому что здешняя история ничего кроме кринжа и фейспалма не вызывает.

От миссии к миссии мы преследуем непонятные цели, про некоторые из которых игра вообще забывает при загрузке нового уровня, а некоторые меняются за долю секунды без какой-либо причины и мотивации. Вот мы идём передать важную информацию какому-то генералу, и тут же нам в ухо орет наш координатор: “Галя, отмена! Иди убей его!”. С какого, простите, хрена!? Нас, конечно, попытаются развлечь всякими заговорами, за которыми стоят темные кардиналы, но на поверку они (кардиналы) оказываются какими-то киберсолдатами в нелепой броне. И их дурацкие копипастные базы нас заставят посетить аж 4 раза за игру.

Повествование лишено даже самой простейшей структуры, отчего теряется логика происходящего, и все превращается просто в набор несвязанных между собой арен, участие в боях на которых со временем не спасает даже хорошая стрельба. И вот почему…

Бой с управлением

Игра работает в 30 fps, что для шутеров от первого лица, особенно динамичных, не лучший показатель, потому что перемещение, прицеливание и стрельба превращаются в пытку. В Bodycount персонажа тяжело контролировать в том числе из за инертного управления - ты как будто рулишь неповоротливым танком, который плечами задевает дверные проемы и перезаряжается только после 3-х нажатий соответствующей кнопки. Автоприцеливание сглаживает углы, но лишь самую малость. Принудительно увеличить фреймрейт на Xenia у меня, увы, не получилось, так что проходил игру в ее первозданном виде.

Разносим трущобы
Разносим трущобы

Кроме того, местный FOV может заставить напрячься даже самый крепкий вестибулярный аппарат: такое ощущение, будто смотришь в рупор, а сам в это время стоишь на борту лодки, которую качает на волнах. В пререндеренных заставках из за близкого расположения камеры порой даже рук протагониста не видно, хотя они есть.

Из Black сюда перекочевала и система ADS, когда вместо того, чтобы приложиться к прицельной планке, камера просто делает небольшой зум. Это нормальная механика, вот только в Bodycount она реализована с нюансом. Если в творении Criterion Games в такие моменты игрок мог свободно перемещаться и маневрировать, то здесь активируется режим “уклонения” (назовем его так), где ты, словно чертик на пружинке, можешь выглядывать из за углов, прижиматься к земле и вытягиваться. Вещь сомнительной пользы. Каждый раз активировал ее случайно, когда по привычке хотел прицелиться и сменить позицию.

Местный ADS
Местный ADS

"Сложна..."

Несмотря на высокий темп сражений, игра на “Нормале” не вызывает серьезных затруднений… до поры до времени. А, точнее, до второй половины, где становится больше киберсолдат и врагов в целом. Противники плотные и впитывают урон как губки. При этом разницы из какого оружия в них стрелять, по ощущениям, нет. Разве что энергетический пистолет-пулемет против кибербойцов лучше заходит, но это не точно.

Бомбануло
Бомбануло

В целом, арсенал довольно скудный: пара ПП, штурмовых винтовок и дробовиков. Выбирайте на свой вкус и не парьтесь об эффективности. Перебирать стволы тут стоит только ради разнообразия и внешнего вида.

Не богато...
Не богато...

Помимо толстокожести недругов и их количества, жизнь в игре делает некомфортной индикация урона. Она работает по стандартной схеме: при попадании по игроку экран затягивает красной пеленой до тех пор пока не появится надпись “Game over”. Однако точно определить момент, когда тебе стоило бы уйти в укрытие и отхилиться (автореген здоровья), не всегда удается. Вот ты, вроде, в гуще замеса, HUD светиться новогодней ёлкой от маркеров попаданий по тебе, но ты жив-здоров, да ещё и набил серию из 15 скиллшотов. А бывает, что и нет никого толком рядом, но что-то прилетает непонятно откуда и ты погибаешь. HUD при этом еле-еле покрылся румянцем.

Что в итоге?

Bodycount - неплохой шутер, который подарит вам пару часов драйвовых перестрелок со взрывами, разрушаемостью и бодрым саундтреком, но оставшуюся половину игры задушит повторяющимися, как две капли воды, базами киберсолдат, внезапными смертями и отсутствием геймплейного разнообразия: ни снайперской миссии, ни постановочных покатушек, ни даже, прости Господи, босса вертолёта. Про сюжет я, пожалуй, упоминать не буду - держите в уме слова Кармака :)

Но что же с оригинальной Black. Прошла ли она проверку временем? Предлагаю прямо сейчас и узнать.

Часть 2. Black

Затравка для хорошей истории

С первых кадров Black завлекает игрока в атмосферу военно-политического триллера. Минималистичное интро под музыку Майкла Джаккино (Medal of Honor, Call of Duty) и Криса Тилтона в исполнении Голливудского симфонического оркестра задает нужный настрой. Интересный факт: первыми во вступительных титрах появляются именно ответственные за музыку. И не удивительно - классический оркестровый саундтрек идеально подчеркивает местный сюжет.

Black Ops
Black Ops

Который подается через хорошо срежиссированные ролики с живыми актерами, где некий g-man допрашивает главного героя, агента Джека Келлера. Дядька в костюме просит Джека восстановить хронологию событий, касающихся действий протагониста в отношении “Седьмой волны” - организации, торгующей оружием с террористами по всему миру, и, в частности, Уильяма Леннокса - бывшего американского спецагента, основавшего “волну”.

Стильные live-action заставки
Стильные live-action заставки

На протяжении 4-х часовой кампании нас ожидают классические для данного жанра тропы: секретные операции, правительственные заговоры, срывы покровов и полуправда в каждом слове. Сценаристы умело нагнетают интригу и подстегивают интерес игрока, но вместо мощной развязки резко сворачивают представление и оставляют много недосказанностей и логических дыр, обещая продолжить рассказ во второй серии, которая до сих пор так и не вышла.

В конечном счете история является лишь затравкой к чему-то большему. Сюжет не выходит за рамки live-action видео, строго разделяя фабулу и геймплей.

Контроль отдачи

Для чистоты эксперимента, я проходил Black с теми же параметрами, что и Bodycount: 30 fps и разрешение 1080р. При таких вводных, в категории плавности, отклика и удобства управления, шутер от Criterion Games ощущается в разы удобнее, чем инертный и неповоротливый проект от Codemasters. В игре отключен автоаим, но даже без него прицеливание с геймпада не вызывает боль в суставах больших пальцев. И картинка в Black при Full HD выглядит четче из за отсутствия нескольких слоев блюра, блюма и прочих спецэффектов, хотя - де факто - в Bodycount она технологичнее.

Бой на улицах города
Бой на улицах города

Отзывчивость управления в шутере является ключевым элементом, который напрямую влияет на впечатления игрока от стрельбы - сердца любой стрелялки. Если она (стрельба) не работает, то даже хорошо сделанные прочие составляющие не спасут игру. У Black, несмотря на “возраст”, сердце до сих пор бьется в отличном ритме.

Потому как поливать врагов свинцом здесь - сплошное удовольствие! Все знаковые виды ПП, штурмовых винтовок и дробовиков на месте. При этом каждый ствол ощущается по-своему и может дать преимущество там, где проседает другой. “Эмка” и “Калаш” - всепогодные штуки на любой случай жизни, МП5 и P90 хороши в помещениях, а дробовики запросто выносят стальные двери и с двух попаданий убивают бронированных солдат. Чтобы игрок распробовал местный арсенал, в начале уровня в руки дают новый образец, так что каждый сможет найти любимое сочетание: одновременно можно носить только 2 любых вида оружия.

Из забавного можно отметить то, что вместимость магазинов всего автоматического оружия довольно большая, по 60-90 патронов, хотя визуально они не выглядят как увеличенные. Это можно объяснить либо особенностями местного ТТК - враги тут весьма плотные - или тем, что разработчики решили дать фору консольным игроками, которые будут целиться по недругам с геймпада при 30 кадрах.

Взрывы и разрушения

Помимо стрельбы, эти два элемента также лежат в основе геймплея Black. За грамотное сочетание всех трех шутер получил массовое признания среди игроков по всему по миру и удостоился эпитета “культовый”, даже несмотря на то, что выходил только на консолях - платформах, которые испокон веков считались не пригодными для игр такого жанра.

Взрывы!
Взрывы!

Концепция “стрельни в любой кирпич и он взорвётся, прихватив с собой кусок стены” идеально перекочевала отсюда в Bodycount. На воздух взлетают цистерны, бочки, ящики, оставляя красивый пиротехнический шлейф. Иной раз кажется, что ближайшая красная канистра готова задымить и бабахнуть только от одного взгляда главного героя.

Больше взрывов
Больше взрывов

Опять же, полностью развалить какой-нибудь дом не получится - разрушаемость постановочная и заранее прописана в тех местах, где полно взрывоопасных объектов. Несмотря на ограниченную функциональность, система разрушений создает отличный эффект “взрывного” (в прямом и переносном смыслах) боевика, где от твоих выстрелов красиво разлетается кафель, крошится штукатурка и рассыпаются бетонные преграды. Давить на спуск и наблюдать за подобной красотой хочется без передышки.

Обходной маневр

В отличие от Bodycount, где почти каждый уровень представлял собой прямоугольную коробку с лабиринтом из построек внутри, предлагая использовать альтернативные пути до цели, Black в большинстве случаев придерживается более линейной структуры, лишь иногда выпуская игрока в маленькую песочницу. При этом исследовать локации интереснее именно во второй, потому как в очевидных и не очень закутках можно найти разнообразные коллекционные предметы, сбор или уничтожение которых засчитывается за выполнение побочных заданий. Соберите их все и получите красивые скины на свои пушки. Особо дотошные исследователи могут найти еще и уникальные стволы

Оп, коллекционочка!
Оп, коллекционочка!

Вообще, много мест и ситуаций по ходу прохождения вам могут показаться знакомыми и вызвать чувство легкого дежа вю. Не знаю вдохновлялись ли (подсматривали) разработчики из Infinity Ward игрой Criterion Games, когда создавали не менее культовые части оригинальной подсерии Modern Warfare, но вы с лёгкостью словите вайбы Call of Duty, когда под покровом ночи по стелсу будете пересекать ночной лес на границе России, штурмовать тюремные кафельные душевые и прорываться через лабиринты ГУЛАГа - интересно, для американских сценаристов любая тюрьма на территории РФ ГУЛАГ:) ?

Вайбы MW2
Вайбы MW2

Секрет успеха

Проходя Black, я долго пытался понять - в чем же секрет данного шутера? Чем он заслужил народную любовь? Вроде и нет в нем ничего особенного: идёшь, стреляешь, идёшь, стреляешь… Но потом понял, что никакого секрета и нет! Black - это наглядный пример того, как простые, но на совесть реализованные идеи делают игру по-настоящему запоминающейся даже спустя годы.

Форсируем мост
Форсируем мост

Разработчики грамотно управляют темпом игры, чередуя эпизоды образцово показательного экшена с более размеренным геймплеем. В формулу “иди и стреляй” каждый раз добавляются маленькие нюансы, которые мы сто раз видели в других играх: стелс, снайперская миссия, уровень забитый минами и т.д. Однако, все эти мелочи вносят ту необходимую толику разнообразия, которая не даёт заскучать на протяжении всей кампании.

Black - сила, Bodycount - могила

К чему мы пришли в итоге? На самом деле к очевидным выводам, напрашивающимся ещё за долго до написания этого обзора. Шутер Criterion Games по праву, на мой взгляд, заслуживает народную любовь и звание одного из лучших FPS. В нем удачно сочетаются все геймплейные элементы при общей минималистичной структуре. Единственное, что дает маху - сюжет, да и то в самом конце. Live-action катсцены со вставками из каких-то новостных сводок и засекреченных архивов ЦРУ (вряд ли, конечно) создают очень крутую атмосферу военно-политического триллера.

Bodycount же получилась самым средним середнячком. Единственное, в чем она может потягаться на равных с Black, это механика стрельбы, включая взрывы и разрушаемость. Они сделаны добротно, и первое время доставляют неподдельное удовольствие, пока ты не осознаешь, что все арены сделаны здесь по одной схеме, без капли фантазии и разнообразия, и пока тебя не начинают душить толпы непробиваемых противников. Сюжет - в топку; а больше этой игре предложить и нечего.

Эпилог

На этом будем подвязывать. Всем спасибо, кто дочитал! Буду рад, если в комментариях поделитесь своими впечатлениями от Black. Считаете ли вы ее хорошим шутером? И играли ли когда-либо в Bodycount? Будет интересно почитать!


Bodycount (2011)

Платформы
PS3 | X360
Теги
Дата выхода
30 августа 2011
56
3.0
22 оценки
Моя оценка

Black

Платформы
PS2 | XBOX | X360 | XONE | XBOXSX
Теги
Дата выхода
24 февраля 2006
377
4.1
200 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

Текст очень хороший, но смутила немного странная последовательность рассмотрения проектов (учитывая как один явно «зависим» от другого). Ну и «чистота эксперимента» спорная, всё же эти игры выводили в разных разрешениях и соотношениях сторон. Не хватает упоминания того какая версия каждой из игр эмулировалась.

Зато всё разложил по полочкам, язык хороший, читать одно удовольствие)))

P.S. Какие-то неканоничные шрифты у вашей версии Black...

Согласен, последовательность действительно стоило бы сделать другой. А шрифты… это была какая-то версия для PS2 с любительским переводом и в формате 16:9. Я из за этого постоянно в лестницах застревал))

Читай также