Вчера Вчера 5 1752

Запоздалый разбор «Клети»: одной из лучших русских инди-игр 2024

+14

Приветствую, друзья. Знаете ли вы что-нибудь о вселенной Самосбора? Может быть, слышали, читая про все еще популярный SCP или активно развивающийся Backrooms. А может, просто во время своего интернет-серфинга порой напарывались на странные истории о гигахрущевке и нелегкой жизни ее обитателей. Короче, Самосбор — это постсоветский постапокалипсис, где в основе сеттинга лежит бесконечное здание, из которого нет ни входа, ни выхода — тот самый гигахрущ. А также таинственное явление, которое периодически случается в разных блоках этого здания. Увидеть его невозможно, но если по полу струится фиолетовый туман, а ты все еще не за гермодверью, то скоро встретишься с Самосбором. Жаль, рассказать об этом уже никому не сможешь.

И, казалось бы, на волне популярности таких проектов, как  Lethal Company и  Content Warning, про эту вселенную так и напрашивается коопный хоррор на выживание. Да, один из тех, что заполонили Steam в прошлом году наряду с Survivors-лайками и умудрились всем жесточайше надоесть. Но с  «Клетью» вышло немного иначе. «Клеть» это… да, все еще коопный хоррор на выживание. Зато с кучей роглайк-элементов. Или рогалик с элементами коопного хорррора на выживание. Определиться так и не вышло, зато вышло хорошо провести десяток часов. Об этом далее.

 

Тут можно глянуть на геймплей и услышать сокращенную версию разбора

Не буду сильно углубляться в местный разношерстный лор, но основные точки все же необходимы для понимания происходящего в игре.

У нас есть:
1. Поделенный на блоки, бесконечный, постоянно перестраивающийся дом — гигахрущ.
2. Его не слишком то счастливые жильцы, вынужденные ходить на тяжелую работу и питаться концентратом, сделанным, по слухам, из них самих же.
3. Народные герои — ликвидаторы, готовые порешать любые проблемы и тебя вместе с ними, если ты оказался в ненужное время в ненужном месте.
4. Мутации, способные возникнуть по той же причине.
5. Хтонические твари в лучших традициях Лавкрафта.
6. Густая атмосфера безнадеги и приближающейся смерти.
7. Ну и, конечно же, сам Самосбор, являющийся прямым либо косвенным виновником существования 3-6 пунктов.

Начало дороги
Начало дороги

В рамках этого сеттинга и функционирует игра. Правда, обращаясь с ним весьма вольно, но для вселенной Самосбора такое вполне допустимо. Сначала ты (один/вместе с друзьями или рандомами) появляешься в небольшой комнате, в лице осужденного жильца гигахрущевки с набором рандомных перков. Собственно, твои правонарушения и отвечают за стартовые баффы-дебаффы. Волей администрации ты обречен на спуск к самому сердцу чудовищного монументального строения. Для этого тебе надо проехать 100 этажей на плотоядном лифте. В финале тебя ждет босс, победа над которым и знаменует успешный трай. Если погиб в пути, начинаешь заново.

Но просто проехать все 100 этажей и попытаться завалить босса голыми руками не выйдет. Лифт надо чинить и кормить, иногда заправляя его топливом, а иногда неудачливым тиммейтом. А значит, придется порой выходить на локации, чтобы собрать там ресурсов и найти улучшения, которые сделают лифт крепче или быстрее, а тебя выносливей. Мешать этому будут разнообразные ловушки, порождения, ну и, конечно же, самосбор.

Внимание, улыбочку
Внимание, улыбочку

Игровой цикл заключается в исследовании мира и поиске разных предметов в нем, с целью продолжить путь и в итоге победить босса (ну либо просто продолжить путь, если говорить о бесконечном режиме). Вы с командой выбираете, где остановиться, ориентируясь на показатели сканера и состояние лифта. После аккуратно исследуете локацию, деактивируя ловушки метательными предметами и собираете все, что может оказаться полезным. А именно инструменты, такие как гаечные ключи, огнетушители, баллончики с краской или грабли, расходники — концентраты, сигареты, бутылки или аптечки и баффы — батарейки для фонарика или шестерни для лифта. Оружие в игре представлено ножом и пушкой, но встречаются они редко, потому обычно приходится пользоваться, так сказать, дуальной природой инструментов. К примеру, в первый мой успешный трай босс позорно пал под натиском грабель.

Оружие судного дня
Оружие судного дня

Для того чтобы все это было увлекательно, в игре проработаны такие нюансы, как коллизии объектов, из-за которых регулярно ты или твой союзник встают не туда, куда нужно (чаще всего на мину), и взаимодействия игровых элементов. К примеру, ловушку могут активировать враги. Кстати, о врагах: их тут немного, но благодаря внезапности своего появления и крайней болезненности последствий встречи с ними, на борьбу приходится координировать всю команду игроков. Если последствия привели к гибели одного из членов команды, то его можно воскресить у автомата с пивом за несколько бутылок, выступающих тут в качестве своеобразной валюты

Порядок локаций и разные их элементы по большей части генерируются случайно, но примерную информацию о том, куда именно ты сейчас попадешь, можно узнать на сканере внутри лифта. Для разнообразия созданы еще и разные условия внутри локаций, такие как антигравитация, стужа и гроза. Есть и особые этажи, вроде магазина или разных аномальных пространств, которые лучше посетить самостоятельно, ведь в их изучении и заключается львиная доля удовольствия от игры.

Клеть предлагает два варианта разрешения. Можно установить 4х3 для атмосферы и аутентичности
Клеть предлагает два варианта разрешения. Можно установить 4х3 для атмосферы и аутентичности

Все эти детали складываются в осторожный, хоть и весьма хаотичный геймплей. Игровой процесс наполнен случайностями, ошибками и попытками их решения, что и делает его увлекательным. Звучит слишком общо, понимаю, но я стараюсь избегать конкретных формулировок намеренно. Хотя бы потому что «Клеть» на самом деле она ощущается тем лучше, чем меньше ты о ней знаешь перед запуском. И дело в том, что она кроме эффекта первопроходца также дарит чувство исследования, что в таких играх встречается редко. Сейчас постараюсь пояснить. В том же Content Warning был интересный концепт съемки пугающих моментов. То есть тебе надо было самому находить неприятности, чтобы получить интересное видео. И да, когда ты вместо помощи тиммейту снимал то, как его сжирает какая-то тварь в потолке — это ощущалось веселым. Но, заходя на локацию там, ты прекрасно знал, что рано или поздно появится какая-то тварь и начнет тебя пугать, ведь в этом и вся суть.

Я всегда с собой беру...
Я всегда с собой беру...

Неизведанное в Conten Warning неизбежно. «Клеть» же куда изящней. Ты не знаешь, что готовит для тебя следующая локация — это может быть как спокойное место с ресурсами, где можно чиллово покурить с другом, так и полное ловушек и монстров нечто, откуда вы будете бежать, теряя ресурсы, сокомандников и шансы нормально закончить трай. Ты не знаешь, какую мину сейчас подложит тебе игра и подложит ли вообще. Время не держит тебя за разные ценные органы, и от того местные локации интересно изучать.

Да, некоторые решения сомнительны. Спасибо разрабам за пятиминутные сессии пробивания стены снежками на очевидно безопасных локациях. Отличное попадание в атмосферу тоски и безнадеги. Да, их можно разбить эффективней, например, с помощью мины. Но в условиях дефицита ресурсов тратить что-то ценное на что-то, что можно сделать без потерь, но медленней (а я напоминаю, время тебя тут не мучает) просто бессмысленно. В итоге некоторые процессы затягиваются на отвратительно долгое время, что сильно снижает реиграбельность.

Мертвый товарищ может почти свободно летать по уровню и рассказывать о ловушках и врагах. Иногда такой сокомандник лучше чем живой
Мертвый товарищ может почти свободно летать по уровню и рассказывать о ловушках и врагах. Иногда такой сокомандник лучше чем живой

Но, тем не менее, желание провести вечер в «Клети» теперь появляется не только у любителей искать всякое по подъездам, но и у обычных работяг. О чем говорят 93% положительных отзывов в Steam и 135 тысяч проданных копий. Что, конечно же, крайне мало для крупного проекта, но вполне приемлемо для инди. Так что, в очередной раз убегая по фиолетовому туману и в последний момент запираясь в лифте, ты себя обманутым не чувствуешь. Ведь это действительно Самосбор. Это действительно необычная, нестандартная игра с интересной концепцией и аддиктивным геймплеем. Рандомная генерация делает каждый трай уникальным во многих планах, а особенности функционировании мира превращают его в небольшое, локальное путешествие. Игра в «Клеть» способна генерировать интересные истории. И это действительно круто.


КЛЕТЬ

Платформа
PC
Жанры
Дата выхода
12 декабря 2024
102
3.7
14 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

А так, Клеть реально атмосферная. После того, как прошли ее с друзьями, появилась метаигра (митаигра ахах, кхм) — теперь, гуляя по улицам, ищем фиолетовые окна и считаем, в скольких домах уже начался самосбор...

лучшего русского инди 2024

Вы разбудили Миту с безопилой. Бегите!

Только сонная Мита достойна любви!

О Miside я как-то позабыл, хотя пробежал его с удовольствием. Что ж, злая Мита с бензопилой — это тоже неплохо, хотя я предпочел бы Кепочку с ее микрофоном.

UPD: Косяк пофиксил

Читай также