Вчера Вчера 1 362

Обзор выставки-фестиваля РЭД ЭКСПО

+3

Пора всё-таки заканчивать обзор «Недели игровой индустрии». Ведь она была ещё в конце ноября, а я всё откладывал и откладывал обзор завершающего её мероприятия — РЭД ЭКСПО. Кстати, что за привычка последнее время писать всё капсом?! Ну да, неважно.

В общем, выставка-фестиваль Рэд Экспо закрывал(а) «Неделю игровой индустрии» и более того, организаторы замахнулись ни много ни мало сделать мероприятие приемником Игромира, проходившего вначале на ВДНХ, а потом в Крокус Экспо 14 лет подряд.

Они даже местом проведения сделали тот же павильон в Крокусе. Он разделён на четыре зала, причём отделяющие их блоки сами содержат несколько небольших аудиторий, где в этот раз проходили различные презентации, доклады и «круглые столы» для специалистов индустрии.

Но, обо всём по порядку.

Сцена киберспорта

Зал, который на плане значится как №1 (и находится сразу слева от главного входа), был отведён в первую очередь под киберспортивные дисциплины. Все дни фестиваля там проводились турниры по PUBG Mobile, Standoff 2, Dota2, Point Blank, Mobile Legends Bang Bang, Superball, Simracing от SMP, «Мир кораблей», «Мир танков» и Tanks Blitz.

Финальные схватки по каждой игре транслировались на большом экране расположенной в углу сцены. А победители выходили на эту же сцену для награждения. Расположившаяся аж на трёх стендах «Леста» также озаботилась, чтобы киберспортсменов и зрителей не мучила жаджа и раздавала энергетические напитки всем, подписавшимся на сообщества своих игр.

Кстати, спонсором мобильных дисциплин ( Standoff 2, MLBB и PUBG Mobile) выступила компания Huawei. И она не только предоставила свои смартфоны и планшеты игрокам, но и организовала собственный стенд с собственным «Игровым маршрутом». Для участия надо было играть в игры из онлайн-магазина приложений AppGallery, делать фото с косплеерами и конечно же подписываться на соцсети. За полный обход всех четырёх секций стенда выдавали лотерейный билет. Шансы выиграть, правда, были невелики, учитывая толпу, но по крайней мере во время самого обхода можно было получить всякие ништяки — наклейки, промокоды и т. п.

Довольно большая площадка была у знакомой по Игропрому SMP Racing с её автосимуляторными креслами. Правда если там и были какие-то гоночные гран-при с призами, на сцене их не транслировали.

Русское инди

Напротив киберспортивного зала, справа от главного входа был зал № 2. В нём расположили секции для организаторов, охраны, прессы и нескольких бизнес партнёров фестиваля. Для посетителей же были доступны более 50 инди-игр, большинство которых были участниками всероссийского конкурса «Начни игру», либо получили грант от «Института Развития Интернета».

Как и на Игропроме, проекты были достаточно разнородны по жанру и масштабу, а также по степени готовности. Впрочем, геймплей на этот раз наличиствовал у всех, даже если демо-версия была сильно ограничена или жутко глючна. Жаль только, что возможностью опробовать геймплей пользовалось не так уж много из посетителей выставки. То есть для разработчиков — жаль, для тех, кто желал побольше узнать о проектах и лично протестировать их аспекты это было даже на руку.

Я, например, прошёл сверхсложную (по словам разработчиков) миссию в тактической игре «Спарта 2035». За что и получил небольшой подарок. Впрочем, подарки (особенно мандарины) были довольно часты на стенде в рамках различных розыгрышей.

За прохождение демки Flashloop ничего не давали, но я получил удовольствие и так. Игра явно делалась под вдохновением от Flashback и Metroid. А сюжет отсылает к «Неукротимой планете» Гаррисона и «Гипериону» Симмонса.

Любопытным проектом оказалась мобильная Transmigratio Inc. Нечто среднее между глобальной стратегией, симуляцией и уходу за питомцами. Только в качестве «питомца» выступает ни много ни мало — цивилизация в масштабах всей планеты. При этом люди по большей части живут, размножаются и мигрируют между территориями самостоятельно. Вы лишь подталкиваете их и решаете проблемы во время особых событий. Игра даже мотивирует вас не вмешиваться, поскольку чем сильнее ваше «божественное влияние», тем больше народ полагается на помощь свыше и медленнее развивается. Да, трудно быть богом. И да — сюжетно вы как раз играете за представителя высокоразвитой цивилизации, манипулирующего жизнью аборигенов планеты.

Также на одном из стендов была RPG «Сатурн», но эта игра есть бесплатно в Steam и VK Play, так что в неё можно поиграть и так. Ещё я видел адвенчуру Predefined, где вы играете за робота-собаку, помогающую детективу недалёкого киберпанка расследовать убийство. И тактику про Великую Отечественную «Красный рубеж», где также можно брать под прямой контроль любого из солдат. И даже прошёл короткую демку визаульной новеллы «Фильмоскоп Ужасов: Зелёные Глаза» по детским страшилкам.

Площадка развлечений

Признаюсь честно — мероприятия, подобные Рэд Экспо, я хожу не столько для того чтобы посмотреть на новые игры (это можно сделать и в Интернете) или пообщаться с разработчиками (это тоже сейчас не проблема, особенно если речь идёт об инди-командах, которые ищут возможности рассказать о своих проектах), сколько за развлечениями и колечно же лутом. И для таких как я зал №3 (тоже справа от центрального входа, дальше зала №2) представлял все возможности.

Косплей охоте за лутом не помеха!
Косплей охоте за лутом не помеха!

На стенде «Мира кораблей» посетителям предлагали самые разные задания: вязать узлы, расшифровывать сообщения, записанные азбукой Морзе, отгадывать звуки и так далее. А на аналогичной площадке «Мира танков» призы можно было получать за успехи с механическими игровыми автоматами — набить больше всего ударов по мини-груше, попасть мячом в мини-баскетболе, схватить шар манипулятором-хватайкой.

Вообще стенды от организаторов («Леста Игры», 1С Game Studios, VK Play) были весьма большие и включали несколько секций, где можно было и в игры поиграть и выполнить упомянутые задания и послушать то, что говорили со сцены. Или, как в случае со стендом кораблей, пели.

У VK и 1С были даже свои «Игровые маршруты» с наградами за прохождение. Да, именно за прохождение всех (или почти всех) пунктов можно было получить кастомную футболку от ВК с распечаткой статистики в VK Play. Я, правда, взять такую постеснялся — слишком уж мало у меня там наиграно, так что выбрал «по умолчанию». А у 1С за каждую активность (сфоткаться с косплеером, поиграть в каждый из четырёх проектов, подписаться в соцсетях) начисляли баллы, за которые в свою очередь можно было «купить» на стенде постеры, футболки, поясные сумки и даже носки с символикой «Калибра» (ну или другой игры).

Развлечения зала включали даже настольные игры — как в одной из секций VK Play, так и отдельную «Зону настолок». Но и компьютерных игр хватало: 1С привезла последний билд карточного рогалика «Бессмертный. Сказки Старой Руси», а также авиасимулятор «Корея. Серия Ил-2», причём с реальным авиа-джойстиком, креслом и кажется даже очками VR. На стендах «Мира кораблей», «Мира танков» и Tanks Blitz, разумеется, имелись соответствующие игры (хотя желающим всё-таки лучше было пойти в зал №1).

В зоне VK Play были и консоли и пара авто-симуляторных кресел от SMP Racing. А на компьютерах были установлены целые библиотеки игр для желающих опробовать «облачный гейминг». Правда грузилось облако довольно долго, что особенно стрёмно, учитывая почасовую оплату сервиса (на выставке, разумеется, ограничения не было).

Ну и ещё было несколько игр (или скорее даже прототипов от комплекса «Сколково» (он с недавних пор предлагает рабочее пространство инди-командам) и ещё нескольких высших учебных заведений. Последние годы в образовании всё больше внимания уделяется дисциплинам, связанным с разработкой игр. Так что логично, что многие решили заявить о себе на таком мероприятии как Рэд Экспо.

Заявляющие о себе

И, наконец, зал №4. Дальний от входа и слева. Он был связан с «площадью организаторов» через широкий проход, но в него можно было также и пройти из зала №1. Здесь расположились стенды различных компаний и сообществ, которые либо сами по себе не очень крупные, либо их бизнес связан с игрвой индустрией лишь частично. Как, например, производитель компьютерной периферии A4Tech был представлен на выставке только своим игровым брендом Bloody.

Исключением была компания Astrum Entertainment – четвёртый организатор выставки. Видимо руководители решили не тесниться с остальными тремя, что в целом понятно. Но как и у VK Play, стенд у них совмещал несколько секций — с компьютерами для Warface и других мультиплеерных состязаний, со сценой, на которой прошли анонсы MMORPG с упором на бои Bellatores и PvPvE арена-шутера NCORE.

Единственными, кто мог сравниться размерами со стендом Аструма были разработчики ММО Stalcraft. Они обустроили у себя и зону компьютеров, где можно было поиграть в особый мультиплеерный режим, и тир, где можно было выиграть какие-то призы, и магазин сувениров и небольшой уголок сделанный в антураже игры, на фоне которого можно было сфотографироваться. Очереди, правда, у них были немаленькие (как и на многих популярных стендах), но по крайней мере это означает что спрос на «наш сталкер дома» имеется.

Также в зале была сцена, где проходили презентации, косплей-дефиле и выступления специальных гостей фестиваля. Косплей я особо не смотрел, из презентаций видел только новый аниме-шутер Strinova и Stalcraft (да, многие проекты имели и стенд и презентацию), а что касается гостей, то застал только Дмитрия Пучкова aka Goblin'а.

А так в программе были и музыкальные группы (NCHIVE, T'oi, барабанщик Тим Иванов), и постановочные бои на световых мечах, и Эмир Кустурица. Правда, мне не очень понятно, почему решили пригласить именно его, а не кого-то кто ближе к играм Но может просто хотели какую-нибудь знаменитость, а в сегодняшней ситуации особо не развернёшься.

Большую часть площади червёртой секции же занимали небольшие стенды, в основном от разных сообществ и отдельных авторов. Там можно было купить разные авторские поделки, рисунки и прочее. Какие-то активности и даже квесты там тоже, кажется, были но так получилось, что бегая туда-сюда я ничего так и не застал.

Деловая часть

Для людей из игровой индустрии (или желающих приобщиться к ней и купивших VIP-пропуск) Рэд Экспо предлагала лекции и круглые столы на различные темы, связанные с сегодняшней индустрией игр в России.

Приветственное слово от представителей четырёх компаний-организаторов Рэд Экспо: 1С, Лесты, VK Play и Astrum Entertaniment.
Приветственное слово от представителей четырёх компаний-организаторов Рэд Экспо: 1С, Лесты, VK Play и Astrum Entertaniment.

О чём только не рассказывали! Были и практические советы: «Как составить соглашение между соавторами игры и договор с инвестором?», «От идеи до релиза: пошаговый процесс создания инди-игры», и анализ индустрии в целом: «Обсуждение роли видеоигр в воспитании подрастающего поколения в современных условиях», «Необходимость геймификации, как одна из основных задач в системе современного образования». Были выступления руководителей команд самого разного калибра, от инди до ААА.

Одна проблема — все эти мероприятия шли в четырёх залах одновременно, так что даже если забыть про развлечения и целиком посвятить своё время конференции, то физически нельзя было увидеть и услышать всё. Остаётся надеяться, что организаторы опубликуют запись, тем более что вроде обещали.

Минусы и плюсы

И раз уж речь зашла о недостатках, упомяну что я так и не посмотрел стенд онлайн-площадки BASE, а всё потому что этот стенд стоял где-то в стороне от основного прохода. И про «квест» на стенде 1С с «покупкой» сувенирова за баллы я узнал только в последний день. Да, в обоих случаях есть часть и моей вины, но отсутствие нормального плана выставки и полного списка компаний-участниц тут тоже сыграло роль.

Забавно, кстати, что в целом сайт Рэд оказался более информативен, чем портал Игропрома. Но при этом, например у Игропрома на сайте была ссылка на автосимуляторы SMP Racing, а тут даже названия зоны нет, хотя сама зона под названием Simracing с автосимулярорами есть. В общем, в будущем организаторам стоит лучше струкрутировать информацию на сайте, чтобы любой человек мог зайти и быстро посмотреть — кто, где, чем занимается, предпочтительно чтобы и ссылка была на сайт или сообщество в соцсети, связанные со стендом.

Кстати, на стендах инди-команд стоило писать не только название команды, но и название игры. У кого-то, вроде, так даже было? но точно не у всех.

Урн, как мне кажется, было мало. Например, выпив энергетик я довольно долго искал, куда можно выкинуть банку. И, конечно же, выставка не обошлась без очередей, которые были особенно длинными на несколько центральных стендов и на автограф-сессии.

Впрочем, по сравнению с Игромиром очереди были не такими уж большими и двигались быстрее. На саму выставку очередей (если не считать последнего дня) практически не было. Да и в целом народ в залах не так уж сильно и толпился.

Ещё одним плюсом был бесплатный Wi-Fi. Можно было подключиться аж к двум каналам (от Рэд и от Крокуса) и оба ловили практически по всей территории выставки. Учитывая необходимость доступа к соцсетям для участия в некоторых активностях (плюс викторина на стенде VK Play была реализована через онлайн-приложение) подобная забота о посетителях очень порадовала.

С надеждой на лучшее

Мне лично Рэд Экспо очень понравилась. И как выставка и как фестиваль. Я унёс оттуда немало позитивных впечатлений и классного лута. Да, были мелкие недочёты, но даже здесь кое в чём организаторы сумели обойти Игромир. И думаю, что многие из 45 тысяч (согласно статистике от организаторов) посетителей думают также.

Так что остаётся ждать сдедующего фестиваля в этом году. Надеюсь, что как и предыдущий он предложит не только интересные и перспективные игровые проекты, но и различные развлечения, конкурсы, подарки, выступления деятелей игровой индустрии и многое другое. А участники разовьют успешные идеи и смогут избежать уже известные проблемы.


Лучшие комментарии

Кстати, что за привычка последнее время писать всё капсом?!

Меня это тоже бесит, ахах)

Спасибо за блог! Из-за близости с Игропромом у меня не хватило ресурсов сгонять еще и на Рэд, хоть со стороны поглядела чего там да как у идейного наследника Игромира.

Читай также