3 января 3 янв. 2 750

А что Е3?

+3

Предисловие

В прошлом месяце произошло одно из крупнейших событий в индустрии видеоигр — TGA (The Game Awards). Вручение наград проводится ежегодно, и практически каждый год представляется настоящим шоу для любителей игр, и поприщем для споров относительно как номинаций, так и победителей. Впрочем, ещё десять лет назад под светом софитов находилось другое шоу, в историческом контексте намного более важное — E3. На протяжении уже нескольких лет Electronic Entertainment Expo, он же Е3, пребывает в состоянии гибернации, пытаясь вернуть себе былое величие, или хотя-бы вернуться на рынок массовых медиа. Как Атлант пал, и что стало причиной его падения — рассмотрим далее.

История

Видеоигровые выставки берут своё начало с 1980-х годов, когда игры только набирали свою популярность, и им срочно нужны были платформы для распространения. Наиболее значимой площадкой в тот период стала выставка CES (Consumer Electronics Show). Consumer Electronics Show — одна из крупнейших мировых выставок электроники, которая с момента своего основания в 1967 году стала центром для презентации новых технологий, и игры не стали исключением. Впервые игровые компании появились на CES в начале 1970-х годов с дебютом консолей первого поколения, таких как Magnavox Odyssey и Atari Pong.

Позднее, на выставке появились тогдашние новички, сейчас уже легионеры, Nintendo и Sega. В 1985-м году Nintendo представила свою NES, а уже в 1990-е Sega с Nintendo плотно занимались грекоримской борьбой за внимание публики, продвигая свои консоли и рекламируя нововведения в индустрии видеоигр.

Однако, индустрия видеоигр росла настолько быстро, что уже в скором времени потребовала собственного места под солнцем. Именно тогда Entertainment Software Association (ESA) решила создать отдельное событие, посвящённое исключительно видеоиграм. Так в 1995-м году в Лос-Анджелесе прошла первая E3.

Дебют стал настоящим открытием. Sony представила оригинальную PlayStation, Sega анонсировала Saturn, а Nintendo намекнула на свои планы по выпуску Nintendo 64. Более 40 тысяч посетителей пришли на дебютное событие, а пресса была в восторге.

Разумеется, после такого яркого старта, уже к 2000-м годам E3 превратилась в главное ежегодное событие для всей игровой индустрии. И это не было просто праздным местом для разнообразных анонсов, на Е3 были журналисты, косплееры, шоу, в том числе и музыкальные, и много чего другого, что выделяло Е3 на фоне других мероприятий. Для контекста, на Е3 впервые показали: PlayStation 2/¾, Xbox 360/One и другие консоли, ставшие символом целого времени.

Помимо гениальных консолей, на Е3 также были представлены настоящие видеолегенды: Halo 2, The Last of Us, GTA: San Andreas, God of War и многие другие. Благодаря всему вышеперечисленному Е3 стала не только площадкой для бизнеса, но и настоящим культурным феноменом, который вспоминают геймеры по всему миру до сих пор.

Цифровая революция

С наступлением нового десятилетия, на рынок масштабных видеоигровых мероприятий вышли новые игроки, каждый из которых начал занимать свою нишу. Значительно увеличились просмотры Tokyo Game Show, который появился параллельно Е3 в 1996-м году. Эта выставка концептуально схожа с Е3, разница в нацеленности на восточную аудиторию.

А в 2009-м году появился здоровый конкурент в виде Кёльнского Gamescom, который сейчас занял место Е3 как по масштабам, так и по значимости в индустрии.

Но даже подобная конкуренция не составляла Е3 особых проблем. Проблем доставило скоротечное развитие цифрового маркетинга, который стал роковым для выставки. Дело в том, что несмотря на огромную популярность Е3 как площадки для демонстрации собственных проектов и привлечения внимания игроков и СМИ, стоила она немало. Затраты на игровые стенды, подготовку шоу, траты на перевозку и многое другое пусть и били по кошельку, но окупались.

Перестали они окупаться в ковидный 2020-й год, когда множество выставок и публичных мероприятий по всему миру были отменены. Electronic Entertainment Expo не стала исключением, и была отменена. Но возвратилась на экраны телефонов уже в следующем году, в онлайн-формате, что, тем не менее, ситуации не помогло.

Крупные студии, которые пытались пережить новый кризис, сокращали затраты на маркетинг, став скромнее в плане рекламы. Кроме того, некоторые воспользовались возможностями того самого цифрового маркетинга, став проводить свои собственные мероприятия в онлайн-формате. Это дешевле, пусть и не так помпезно. Яркие примеры такого тренда: Nintendo Direct, Playstation Experience, State of Play и Summer Game Fest.

От такого удара Е3 оправиться уже не смог. После последней проведенной выставки в 2021-м году, из уст генеральных директоров и представителей начали сыпаться сообщения об отмене сначала Е3 2022, а потом и вовсе разговоры о полном и безвременном закрытии Electronic Entertainment Expo. Слухи о возращении гуляют и до сих пор, но ни точной даты, ни надежд на скорое возвращение пока нет.

В интервью GamesIndustry Стэнли Пьер-Луи, генеральный директор ESA, затронул несколько причин, заставивших ESA отменить мероприятие в 2023-м году. Он указал следующее:

Мы хорошо начали. Был интерес со стороны возможных участников выставки, представителей индустрии, СМИ и, конечно, фанатов. Однако в конце концов, возникли проблемы, которые оказались слишком большими, чтобы их преодолеть. Во-первых, несколько компаний сообщили, что сроки разработки их игр были изменены после начала пандемии COVID. Во-вторых, изменения на рынке заставили несколько компаний пересмотреть подход к инвестициям в крупные маркетинговые мероприятия. И, в-третьих, компании начинают экспериментировать с тем, как найти правильный баланс между живыми мероприятиями и возможностями цифрового маркетинга

Стэнли Пьер-Луи

Но даже несмотря на такие высказывания, прозвучавшие ещё в 2023-м году, надежды у руководства ESA оставались. Были даже рассказы о «гибридном» формате выставки в 2024-м году, но, как вы могли заметить, ни старого, ни нового формата ESA не представили, а фанаты так и остались у разбитого корыта. Впрочем, не поверите, кто-то говорит о возвращении E3 в наступившем 2025-м году, с, не поверите, «новым» форматом, но пока это остается слухами.

Заключение

Даже несмотря на свой анабиоз, Е3 остаётся важной частью истории видеоигр. Она была местом, где создавались легенды и объединялись миллионы геймеров. Но времена меняются, и формат крупных выставок постепенно уступает место цифровым событиям.

Сможет ли E3 найти свою нишу в новой реальности? Или её эпоха уже позади? Пишите в комментариях, что вы думаете об этом. А мы благодарим E3 за все яркие воспоминания и надеемся, что она ещё удивит нас в будущем. Ну или нет.


Лучшие комментарии

Мне кажется с нынешней конкуренции и фактом того что E3 фактически умерла, врятли он возродится, уж тем более займёт те позиции которые занимал раньше.

А что Е3?

А всё Е3.

Удобство и экономия средств победили пышное празднество. Мне как жителю условных Нижних Булочек тоже лучше, когда игроделы сосредоточены на играх, а не на шоу, где меня всё равно не будет.

(заголовок неудачный, не раскрывает материал)

Читай также