7 ноября 7 нояб. 7 4282

Эффект Массы

+18

Вчера я наконец скачал и опробовал переиздание серии «Mass Effect» с нехитрым подзаголовком «Legendary Edition».

И вновь я окунулся в этот прекрасный мир на десяток часов, что навело меня на мысль — а что такого особенного было в той игре, что спустя почти двадцать лет мы всё ещё вспоминаем про неё с теплотой в сердце.

Это ностальгия? Признак хорошего геймдизайна?

Пристегивайтесь, мы отправляемся на Иден Прайм. Первая остановка — BioWare.

Разработка

Идея о создании собственной космической вселенной томилась в стенах BioWare еще со времен разработки знаменитой «Star Wars: Knights of the Old Republic». На тот момент студия уже была крупным игроком, за плечами которой стояли такие мастодонты как «Baldur’s Gate» и «Neverwinters Nights», и потому к ограниченности сеттинга относилась чувствительно.

Даже длина хвоста Джаббы Хатта описана

Разработчик BioWare

И тут на сцену выходит Кейси Хадсон которого избрали геймдизайнером на новый проект с интригующим названием «SFX». Предпродакшен будущего шедевра начался в 2004-м году, и уже в 2005-м игра была представлена на X05 под названием «Mass Effect».

Разумеется, как к любому другому новому IP, к анонсу относились с опаской. Как студия, работавшая над стратегиями формата «вид сверху с тонной текста» сделает энергичный экшен от третьего лица?

И сделает ли вообще.

Однако, уже к концу 2007-го года игра появилась на прилавках магазинов и оказалась хитом. До идеала, который воплотился в следующей части, было ещё далеко, но старт франшизе был положен. Игроки выделяли грамотно проработанную вселенную и необычный подход к отыгрыванию роли Командира Шепарда, который позволял вам быть либо «Ренегатом», либо «Парагоном». Но обо всём по-порядку.

Вселенная

На бумаге концепция сеттинга звучит так: Далекое будущее, где инопланетные цивилизации пытаются жить в мире и согласии. Регулирует этот мир и согласие всеобщий союз — Альянс, членом которого выступает главный герой.

В целом, основная часть на этом заканчивается. Но дьявол ведь кроется в деталях, так?

И деталей тут много. Например, если обратить внимание на кварианцев, расу покрытую с ног до головы скафандром, то можно услышать душещипательную историю о потерянном доме и восстании машин, гетов.

Никто напрямую в экспозиции вам об этом не скажет. Но если вы достаточно настойчивы, то эту историю вам поведает один из напарников, которых вы набираете по ходе сюжета. И так тут везде.

Казалось бы, вот есть раса забавных карликов, который издали смахивают на Бейнов-недоростков. Однако, это волусы, и они местные торговцы. Но несмотря на это, в совет, он тут тоже есть, их не берут, поскольку раса не столь значительная. И об этом вы узнаете только если будете слушать разговоры вокруг.

Главные торговцы вселенной
Главные торговцы вселенной

И тут так везде. На первый взгляд сеттинг выглядит просто, и для некоторых даже невзрачно. Но при углублении оказывается, что этот мир расписан чуть ли не глубже, чем все «Звездные Войны».

А я фанат «Звездных Войн», я знаю о чем говорю.

И разумеется, подобная работа с мелочами, и умение работать в нарратив не могла остаться незамеченной. Стоит ли говорить, что люди далекие от «Mass Effect» наверняка слышали про кроганов.

Слышали, ведь так?
Слышали, ведь так?

Сюжет

Такого же внимание к деталям удостоился и сюжет «Mass Effect». И под сюжетом я имею в виду не просто основную сюжетную ветку, но и персонажей с их второстепенными квестами.

Например, гуляя по финансовому кварталу Цитадели, вы натыкаетесь на загадочную даму, просящую у вас помощи. У неё есть информация о местоположении двух банд, и она готова эту информацию вам предоставить. Все что нужно сделать — навести кару на нечестивых. Однако, потом оказывается, что Шепард здесь выступал в качестве наемника, освободив место под солнцем для одного игрока — той самой дамы.

Нелюбопытный игрок об этом бы даже не узнал бы. А любопытный смог бы переиграть весь квест так, что бандитов не осталось бы вовсе. Игра поощряет ваше любопытство, и позволяет вам влиять на квесты разными способами.

Чаще всего — диалогами, которые тут, вспомните разговоры с репортерами, великолепны. Разумеется, это не уровень «Обливиона», но слушать местные разговоры интересно и не надоедать, хоть тут и довольно много.

Это действительно не уровень «Обливион»
Это действительно не уровень «Обливион»

Но самая главная черта здешнего сюжета — масштаб. Не зря эту серию прозвали «космооперой», ведь в конце всей трилогии мы собираем флот в десятки тысяч кораблей всех рас, которые в отчаянной атаке отбивают Землю от такой же по численности армии Жнецов. Это ли не эпик?

Отыгрыш героя

Особенно мне понравилась система отыгрыша персонажа. Да, она простая и да, тут нет такой огромной вариативности, какая есть во многих других играх этого жанра. Но она все-таки отличает эту серию от других.

Дело в том, что в «Mass Effect» есть система «Ренегата» и «Парагона», они же «Отступник» и «Герой». Работает это как: делая хорошие поступки, и помогая хорошим персонажам, мы повышаем черту «Героя». Совершая плохие — «Отступника». В зачастую это не совсем черно-белый вариант, потому играть только доброго не всегда получается (и хочется).

Кроме того, тем выше у вас «прокачана» подобная репутация, тем больше вариантов в диалогах у вас открывается. Иной раз это сильно влияет на развитие как дополнительных квестов, так и сюжета в целом.

Итог

Подводя итог моего сегодняшнего эссе на тему «как я поиграл в игру детства» я хочу поздравить каждого читающего, и тебя в том числе, с днем N7. Я рассказал вам почему, на мой взгляд, серия «Mass Effect» стоит вашего внимания и что в ней такого необычного, что заставляет нас вспоминать о ней каждое седьмое ноября. Всем спасибо и помните…

Пора идти
Пора идти


Mass Effect

Платформы
PC | PS3 | PS4 | PS5 | X360 | XONE | XBOXSX
Жанры
Дата выхода
20 ноября 2007
5.6K
4.4
4 076 оценок
Моя оценка

Лучшие комментарии

С праздником товарищи, с N7!

Грустно осознавать, что для фанатов день N7 и в целом оригинальный масс еффект гораздо более важен, чем для нынешних биоваров. Надеюсь я ошибаюсь, но причин соммневаться в этом пока маловато.

Безусловно сюжет, диалоги и вся вселенная важны.

Но нельзя забывать и о мемах, и о горячих цыпочках. Мемы по МЕ были очень популярны, а Лиара до сих пор популярна на профильных сайтах. Да и не только она. ( ͡° ͜ʖ ͡°)

Да, современным биотварям необходимо побольше квадроберов запихнуть в свои поделки на геймдвижках… Печально.

Буквально вчера начал впервые проходить первую часть, тоже легендарное издание, иии все очень плохо. В том смысле что постоянные просадки ФПС при том, что ни процессор, ни видеокарта даже наполовину не загружены. Стабильные 144 кадров минуту или две — хренакс на сколько секунд 50 кадров, и так постоянно. Не во время погрузки частей локации, а просто так, и при выходе из меню, и в катсценах, ещё и герои в катсценах могут резко дёргаться.

Гугл внятного ответа как это исправить и можно ли, не дал.

Кто сталкивался с такой хренью?

И кстати Биовар именно оба компонента полностью игнорирует. Диалоги настолько пресные, что мемы из них не получаются. Единственные мемы это о том насколько игры плохи.

И в целом ухудшение женской красоты. Нет красивых женщин. Да и мужчин нет. Никто с просто средними персонажами не хочут контент делать. Как и не хочет их косплеить.

Не знаю почему Биовар избрали такой путь.

Читай также