Вступление
В современности мы часто видим на больших и малых экранах фильмы и сериалы в жанре Макьюментари — кино имитирующее реальную съёмку с камер или телефона на которую попали странные происшествия. Вы можете помнить из подобных произведений Мраморных Шершней (да и весь Слэндервёрс который достоин отдельного блога.), Монстро, ведьму из Блэр и т. д. Да и тот-же формат хоррор-vhs по сути вышел из него.
И если сейчас данный жанр популярен среди выпускников кино-школ или простых энтузиастов ведь и большого бюджета не надо и оборудования в два раза меньше нужно, то в начале тридцатых метод «маскировка художественного под действительное» стал чуть-ли не табу. И целью данного блога и является рассказ об опыте тогдашних творцов (а речь пойдёт не только о кино) сымитировать реальную жизнь.
1. Создание Войны Миров
На дворе 1889 год и ещё молодой Британский писатель Герберт Уэлс решает написать книгу в жанре «вторжения» который был популярен в британской литературе.
Жанр этот, исходя из название, рассказывал об военных действиях связанных с вторжениями захватчиков. Данные книги приобрели популярность в Британии между 1871 и 1918. Для большего понимания — Литература Завоевания для Британцев это как для нас книги о пионерах или для Америки Вэстерны. Конечно, такая популярность именно в это время была обусловлена нуждой в патриотизме у британских граждан и поднятия боевого духа. Одной из первых таких книг стала « Битва при Доркинге» которая рассказывала об нападении Германских войск на Англию.
Примечательно что такие книги хоть и были вымыслом, но писались Ветеранами которые тщательно прорабатывали описания сражений, виды оружия и тактику маскируя всё под реальный военный рассказ. В наше время этот жанр остался, но сменил название и немного суть. Теперь похожая фабула в книгах называется «Альтернативной историей» и хоть парой тоже уходит в фантастику, но суть «Что если „ вставьте историческое событие»» остаётся.
Герберт решил преобразовать данный жанр и заменить реальные государства на Марсиан. Но один из главных принципов жанра оставался — маскировка фантастики под явь. В книге участвовали реальные британские города, улицы и виды земного оружия и т. п.
Сама книга рассказывала об нападении марсианских шагоходов на Англию и весь мир. И пришельцы даже побеждали, но оказалось что те не приспособлены к обычным земным бактериям. Тут можно предположить что данный сюжетный приём косвенно говорил читателю что даже если враг победит то ему не выжить в условиях обитания. (если перекладывать на русские поговорки то тут подходит « Что немцу смерть, Русскому в радость»)
В любом случае книга стала популярнейшим чтивом в Британии, а через несколько лет покорила сердца в Америке. И именно там начинается основное действие моего рассказа.
2. Липовая Война Миров
30 октября 1938 года молодой, но подающий надежды театральный режиссёр Орсон Уэлс в рамках своего радио-шоу хочет поставить аудио-постановку по книге его тёзки.
Но Орсон во время
адаптации добавил два важных изменения
1.
Перенёс действие из Лондона в город
США
2. Стилизовал всю постановку
под реальные радио-волны полиции, армии
и репортёров.
Второй пункт объяснялся тем что Уэлс (как и многие молодые творцы даже сейчас) был Перфекционистом и на предыдущих постановках пытался сделать всё максимально правдоподобно и реалистично. А тут как-раз и действие рассказа происходило в в современности на то время, а не в далёком прошлом да и популярность теории о « каналах на марсе» в то время только росла и поэтому как « реалистичная страшилка на день всех святых» постановка выглядела хорошей идеей.
Вообще метод «Необычная идея + продуманность до мелочей» присутствовал в творчестве Орсона всегда. Один раз к примеру он поставил спектакль по Шекспиру с полностью афро-американским кастом, но при этом костюмы и декорации были максимально проработанными. Или уже во время его карьеры на радио он добивался того что-бы каждый звук, акцент или крик был как настоящий вне зависимости от жанра, сюжета или бюджета.
И вот 30
октября, в Хэллоуин начинается трансляция,
и в начале проигрывается вступление
шоу, а потом и вступление книги в исполнении
самого Орсона. Начинается шоу где идёт
липовое предупреждение об нападении
Марсиан и распыление странного газа на
территории городка Гроверс-Милл.
И тут у всех людей по всей Америке началась паника! Люди стали выпрыгивать из окон боясь своей участи, другие же стали массово иммигрировать из городов создавая километровые пробки, а улицы заполонили погромы.....
Ну как? Интересная сказка?
Но вот только никакой
паники и погромов не было! А всё это
придумали газеты. На самом деле передача
Орсона не была настолько популярной,
особенно в вечер Хэллоуина когда
большинство людей предпочитали другой
вид досуга. Да, некоторые пропустили
вступление и подумали что шоу это
реальный репортаж, но их было мало да и
те что были просто подходили к ближайшему
полицейскому и спрашивали " всё ли
хорошо? «.
Но ради чего журналистам
было настолько преувеличивать масштаб
событий?
Ответ достаточно прост,
в 30х годы радио только начинало
существовать как полноценное СМИ и
составила не хилую конкуренцию газетам
. И поэтому 30 — 40 годы двадцатого века
ознаменовались так называемой "
Информационной войной " между газетой
и радио. Газеты напирали на недостоверность
в радио, а те на устаревание газетного
формата.
И вот представьте — радио
дало дезинформацию о нападении пришельцев.
Уже только это дало Журналистам раскрутить
всё до всеобщей паники и смертям из-за
радио.
Всё это привело к тому что по
выдуманному журналистами событию начали
выпускать книги и дискутировать на том
же радио.
Но Уэлс с командой на
следующий день извинились перед
слушателями и хоть осадок остался, но
глобально карьеру Орсона это не испортило.
Даже на оборот! После новости о том что
новичок смог убедить людей в атаке
марсиан в Голливуде того ждали с
распростёртыми объятиями. И уже на
фабрике грёз Орсон снял фильм как-раз
об газетной индустрии — Гражданин Кейн,
который станет классикой кинематографа.
А на годовщину постановки в Гроверс-Милле
вообще памятник поставили в честь «приземления Марсиан»
Но если в
Америке, в до военное время, всё прошло
гладко то в марте 1949 в Эквадоре были
реальные жертвы…
3. Паника от Войны Миров
Дело
в том что тридцатого февраля местная
радио станция решила повторить постановку
Уэлса, но уже в эту версию поверили куда
больше народа чем в Америке.
Почти половина
военных баз вблизи «места высадки»
отправилась на устранение чужаков, а
люди в городе брались за оружие. Но
почему сейчас был вызван такой диссонанс
(вопрос залу)? Всё просто:
1. Одно
дело слышать угрозы нападения железных
монстров в тридцатые годы когда в той-же
первой мировой участвовали конные
войска, а другое дело слышать это в сорок
девятом когда только недавно закончилась
вторая мировая с Танками, реактивными
самолётами и т. п.
2. По утверждению
очевидцев вместо правильного испанского
слова «marsianos» на радио произносили
выражение «marsistas», что на слух очень
легко спутать с «marxistas» — «марксисты».
Постановка звучала достаточно
правдоподобно и грозно: «Огромные массы
марксистов, одетых в непробиваемые
пулями комбинезоны, приземлились в
Котокольяо, недалеко от аэродрома Кито
и перебили наших лучших летчиков». Получается армия по сути думала что саму радио-передачу прервали на объявления нападения Камунистов!!!
3.
Кроме ценителей истории никто за
пределами Америки особо не интересовался
и не знал историю с оригинальной
постановкой. Всё-таки это всё ещё не не
наше время где каждое событие или скандал
становится известным
И как вы
поняли вся эта история вернулась к тому
с чего мы начали — постановка которая
начиналась с книги на фантазию « что
если реальные армии заменить на
пришельцев» заставила подумать Эквадорцев
что на них нападает реальная армия
Коммунистов!
Но жертв из обычного
народа было не так много по сравнению
с жертвами среди сотрудников Радио.
Ведь люди буквально озверели когда
поняли что на месте высадки некого не
было, а всё это было просто розыгрышем.
В итоге злая толпа взяла штурмом офис
радио " Эль Камерцио " и начала
бросать туда камни, а потом и коктейли
молотова из-за чего в пожаре погибли
шесть человек, а тех кому повезло выбраться
избили до полусмерти.
Итог
В октябре 1999 года юные кинематографисты из США решили повторить опыт Уэлса (хотя наверное не осознано) только уже с помощью современных технологий кино. И именно из этого и вышел фильм « Ведьма из Блэр „ который и своей рекламной компанией и стилем съёмки имитировал реальную найденную плёнку. Так кстати и стали называть данный жанр кино. Дальше пошли и „ Паранормальное Явление» и „ Кловерфилд» которые развили идею в современном понимании. Но все эти фильмы и постановку роднит один принцип — маскировка художественного произведения под реальность.
Но целью данного рассказа так-же было донести что во всём нужен баланс. Одно дело когда ты каждую неделю в газете которая ориентирована на рассказы печатаешь историю в известном в твоей стране жанре или ставишь радио-постановку на хэллоуин которая и должна пугать, но в меру. Но совсем другое когда ты пытаешься починить то что не сломано, выпуская постановку в тяжёлое пост-военное время и наводишь панику в целом городе, это конечно не оправдывает смертей в штате радио, но лишний раз подтверждает нужность баланса в таких вещах. И как-раз современные фильмы в жанре Макьюментари являются золотой серединой где ты и испуган, и заинтересован тем как хорошо снята и замаскирована та или иная картина под реальную жизнь ПОНИМАЯ что это вымысел, но не теряя удовольствие.
Лучшие комментарии
Стоп… Да это же было в Симпсонах 🗿
Забавно что ты решил именно обзор Критика привезти в пример )
Просто один из будущих блогов будет о нём в рамках рубрики «Титаны Обзоров» ( кстати выпуск про AVGN уже есть )
А к слову, недавно у Критика был обзор на фильм с Крузом, и в принципе всё как обычно, но финал меня очень зацепил, в конце обзора Критик процитировал:
Просто хотел в тему дополнить такой прекрасной и воодушевляющей цитатой)
Классный блог🤌
Конечно есть, я его комментировал LOL
Жду с нетерпением про Критика, этот бро меня уже много лет радует (точнее, Джошизо, который его озвучивает).