4 ноября 4 нояб. 9 1134

Путь радио-постановки «Война Миров» Орсона Уэлса

Вступление

В современности мы часто видим на больших и малых экранах фильмы и сериалы в жанре Макьюментари  — кино имитирующее реальную съёмку с камер или телефона на которую попали странные происшествия. Вы можете помнить из подобных произведений Мраморных Шершней (да и весь Слэндервёрс который достоин отдельного блога.), Монстро, ведьму из Блэр и т. д. Да и тот-же формат хоррор-vhs по сути вышел из него.

И если сейчас данный жанр популярен среди выпускников кино-школ или простых энтузиастов ведь и большого бюджета не надо и оборудования в два раза меньше нужно, то в начале тридцатых метод «маскировка художественного под действительное» стал чуть-ли не табу. И целью данного блога и является рассказ об опыте тогдашних творцов (а речь пойдёт не только о кино) сымитировать реальную жизнь.

1. Создание Войны Миров

На дворе 1889 год и ещё молодой Британский писатель Герберт Уэлс решает написать книгу в жанре «вторжения» который был популярен в британской литературе.

Герберт Уэлс
Герберт Уэлс

Жанр этот, исходя из название, рассказывал об военных действиях связанных с вторжениями захватчиков. Данные книги приобрели популярность в Британии между 1871 и 1918. Для большего понимания — Литература Завоевания для Британцев это как для нас книги о пионерах или для Америки Вэстерны. Конечно, такая популярность именно в это время была обусловлена нуждой в патриотизме у британских граждан и поднятия боевого духа. Одной из первых таких книг стала « Битва при Доркинге» которая рассказывала об нападении Германских войск на Англию.

Примечательно что такие книги хоть и были вымыслом, но писались Ветеранами которые тщательно прорабатывали описания сражений, виды оружия и тактику маскируя всё под реальный военный рассказ. В наше время этот жанр остался, но сменил название и немного суть. Теперь похожая фабула в книгах называется «Альтернативной историей» и хоть парой тоже уходит в фантастику, но суть «Что если „ вставьте историческое событие»» остаётся.

Герберт решил преобразовать данный жанр и заменить реальные государства на Марсиан. Но один из главных принципов жанра оставался — маскировка фантастики под явь. В книге участвовали реальные британские города, улицы и виды земного оружия и т. п.

Сама книга рассказывала об нападении марсианских шагоходов на Англию и весь мир. И пришельцы даже побеждали, но оказалось что те не приспособлены к обычным земным бактериям. Тут можно предположить что данный сюжетный приём косвенно говорил читателю что даже если враг победит то ему не выжить в условиях обитания. (если перекладывать на русские поговорки то тут подходит « Что немцу смерть, Русскому в радость»)

В любом случае книга стала популярнейшим чтивом в Британии, а через несколько лет покорила сердца в Америке. И именно там начинается основное действие моего рассказа.

2. Липовая Война Миров

30 октября 1938 года молодой, но подающий надежды театральный режиссёр Орсон Уэлс в рамках своего радио-шоу хочет поставить аудио-постановку по книге его тёзки.

Орсон Уэлс
Орсон Уэлс



Но Орсон во время адаптации добавил два важных изменения

1. Перенёс действие из Лондона в город США

2. Стилизовал всю постановку под реальные радио-волны полиции, армии и репортёров.

Второй пункт объяснялся тем что Уэлс (как и многие молодые творцы даже сейчас) был Перфекционистом и на предыдущих постановках пытался сделать всё максимально правдоподобно и реалистично. А тут как-раз и действие рассказа происходило в в современности на то время, а не в далёком прошлом да и популярность теории о « каналах на марсе» в то время только росла и поэтому как « реалистичная страшилка на день всех святых» постановка выглядела хорошей идеей.

Вообще метод «Необычная идея + продуманность до мелочей» присутствовал в творчестве Орсона всегда. Один раз к примеру он поставил спектакль по Шекспиру с полностью афро-американским кастом, но при этом костюмы и декорации были максимально проработанными. Или уже во время его карьеры на радио он добивался того что-бы каждый звук, акцент или крик был как настоящий вне зависимости от жанра, сюжета или бюджета.


И вот 30 октября, в Хэллоуин начинается трансляция, и в начале проигрывается вступление шоу, а потом и вступление книги в исполнении самого Орсона. Начинается шоу где идёт липовое предупреждение об нападении Марсиан и распыление странного газа на территории городка Гроверс-Милл.
И тут у всех людей по всей Америке началась паника! Люди стали выпрыгивать из окон боясь своей участи, другие же стали массово иммигрировать из городов создавая километровые пробки, а улицы заполонили погромы.....

Ну как? Интересная сказка?

Но вот только никакой паники и погромов не было! А всё это придумали газеты. На самом деле передача Орсона не была настолько популярной, особенно в вечер Хэллоуина когда большинство людей предпочитали другой вид досуга. Да, некоторые пропустили вступление и подумали что шоу это реальный репортаж, но их было мало да и те что были просто подходили к ближайшему полицейскому и спрашивали " всё ли хорошо? «.
Но ради чего журналистам было настолько преувеличивать масштаб событий?

Ответ достаточно прост, в 30х годы радио только начинало существовать как полноценное СМИ и составила не хилую конкуренцию газетам . И поэтому 30 — 40 годы двадцатого века ознаменовались так называемой " Информационной войной " между газетой и радио. Газеты напирали на недостоверность в радио, а те на устаревание газетного формата.

И вот представьте — радио дало дезинформацию о нападении пришельцев. Уже только это дало Журналистам раскрутить всё до всеобщей паники и смертям из-за радио.
Всё это привело к тому что по выдуманному журналистами событию начали выпускать книги и дискутировать на том же радио.

Но Уэлс с командой на следующий день извинились перед слушателями и хоть осадок остался, но глобально карьеру Орсона это не испортило. Даже на оборот! После новости о том что новичок смог убедить людей в атаке марсиан в Голливуде того ждали с распростёртыми объятиями. И уже на фабрике грёз Орсон снял фильм как-раз об газетной индустрии — Гражданин Кейн, который станет классикой кинематографа. А на годовщину постановки в Гроверс-Милле вообще памятник поставили в честь «приземления Марсиан»



Но если в Америке, в до военное время, всё прошло гладко то в марте 1949 в Эквадоре были реальные жертвы…

3. Паника от Войны Миров

Дело в том что тридцатого февраля местная радио станция решила повторить постановку Уэлса, но уже в эту версию поверили куда больше народа чем в Америке.

Почти половина военных баз вблизи «места высадки» отправилась на устранение чужаков, а люди в городе брались за оружие. Но почему сейчас был вызван такой диссонанс (вопрос залу)? Всё просто:

1. Одно дело слышать угрозы нападения железных монстров в тридцатые годы когда в той-же первой мировой участвовали конные войска, а другое дело слышать это в сорок девятом когда только недавно закончилась вторая мировая с Танками, реактивными самолётами и т. п.

2. По утверждению очевидцев вместо правильного испанского слова «marsianos» на радио произносили выражение «marsistas», что на слух очень легко спутать с «marxistas» — «марксисты». Постановка звучала достаточно правдоподобно и грозно: «Огромные массы марксистов, одетых в непробиваемые пулями комбинезоны, приземлились в Котокольяо, недалеко от аэродрома Кито и перебили наших лучших летчиков». Получается армия по сути думала что саму радио-передачу прервали на объявления нападения Камунистов!!!

3. Кроме ценителей истории никто за пределами Америки особо не интересовался и не знал историю с оригинальной постановкой. Всё-таки это всё ещё не не наше время где каждое событие или скандал становится известным

И как вы поняли вся эта история вернулась к тому с чего мы начали — постановка которая начиналась с книги на фантазию « что если реальные армии заменить на пришельцев» заставила подумать Эквадорцев что на них нападает реальная армия Коммунистов!

Но жертв из обычного народа было не так много по сравнению с жертвами среди сотрудников Радио. Ведь люди буквально озверели когда поняли что на месте высадки некого не было, а всё это было просто розыгрышем. В итоге злая толпа взяла штурмом офис радио " Эль Камерцио " и начала бросать туда камни, а потом и коктейли молотова из-за чего в пожаре погибли шесть человек, а тех кому повезло выбраться избили до полусмерти.

Итог

В октябре 1999 года юные кинематографисты из США решили повторить опыт Уэлса (хотя наверное не осознано) только уже с помощью современных технологий кино. И именно из этого и вышел фильм « Ведьма из Блэр „ который и своей рекламной компанией и стилем съёмки имитировал реальную найденную плёнку. Так кстати и стали называть данный жанр кино. Дальше пошли и „ Паранормальное Явление» и „ Кловерфилд» которые развили идею в современном понимании. Но все эти фильмы и постановку роднит один принцип — маскировка художественного произведения под реальность.

Но целью данного рассказа так-же было донести что во всём нужен баланс. Одно дело когда ты каждую неделю в газете которая ориентирована на рассказы печатаешь историю в известном в твоей стране жанре или ставишь радио-постановку на хэллоуин которая и должна пугать, но в меру. Но совсем другое когда ты пытаешься починить то что не сломано, выпуская постановку в тяжёлое пост-военное время и наводишь панику в целом городе, это конечно не оправдывает смертей в штате радио, но лишний раз подтверждает нужность баланса в таких вещах. И как-раз современные фильмы в жанре Макьюментари являются золотой серединой где ты и испуган, и заинтересован тем как хорошо снята и замаскирована та или иная картина под реальную жизнь ПОНИМАЯ что это вымысел, но не теряя удовольствие.


Лучшие комментарии

Спасибо за подробную и адекватную критику). Дело в том что у этого текста было не мало вариаций и поэтому в конце получился небольшой Фрэнкенштэйн с ошибками.

Стоп… Да это же было в Симпсонах 🗿

Забавно что ты решил именно обзор Критика привезти в пример )

Просто один из будущих блогов будет о нём в рамках рубрики «Титаны Обзоров» ( кстати выпуск про AVGN уже есть )

Мы с бородой блог прочли. Дюже радует нас, уважаемый автор, что у Вас стиль письма, скажем так, лёгкий. Читается непринуждённо, на одном дыхании. За это плюс. Однако, на наш взгляд, материал не лишён и минусов. Минусов, которые, к сожалению, портят общее впечатление.

Самый главный недочёт, бич, можно сказать, — это грамотность. Причём достаточно ошибок обидных. Типо, этих ошибок можно было бы легко избежать при повторном прочтении текста. Допустим, вот здесь пробел лишний:

« Что немцу смерть...

Или вот здесь запятые спрятались куда-то:

В современности мы часто видим на больших и малых экранах фильмы и сериалы в жанре Макьюментари — кино имитирующее реальную съёмку с камер или телефона на которую попали странные происшествия.

Второе. Советуем при работе над блогом вставать на место читателя. То есть, далеко не факт, что информация известная Вам — известна читателям. К примеру:

Вы можете помнить из подобных произведений Мраморных Шершней (да и весь Слэндервёрс который достоин отдельного блога.), Монстро, ведьму из Блэр и т. д.

Что за произведения Мраморных Шершней? Мы, видимо, к своему стыду, не знаем о них ничего. И здесь, как нам кажется, следовало поставить ссылку, как вариант. Или примечание добавить, чтобы люди, подобные нам, могли осознать контекст. Ну, или перефразировать абзац, впихнув краткое объяснение, касаемо затрагиваемых произведений. Что угодно, что больше Вам по душе.

И третье. Это прям субъективщина-субъективщина. Так что имейте ввиду. Нам лично не хватило глубины блога. В плане, информация, о которой Вы рассказываете, кочует из одного материала про радиопостановку в другой. Из года в год. Не хватает Вашей личной лепты в тексте. Возможно, каких-то подробностей, которые Вы откопали при работе с источниками. Либо, чем рок не шутит, каких-то лично Ваших рассуждений, выкладок. Хоть чего-нибудь, что по первой ссылке в поисковике не найти. Нам кажется, устрани эти три недочёта и хороший блог в момент стал бы великолепным)

Р.s. Мы бы ещё избегали в блоге разделения текста на пункты. Подобный ход нас постоянно выбивает из колеи, превращая интересную статью в некое подобие математической задачки. Но это совсем уж из категории «доколупался до мышей», поэтому недочётом не считаем. Чисто необязательное пожелание.

Знакомо.) Бывает такое же. Когда блог написали, составили, и появляется жгучее желание его опубликовать. Вынести на суд общественности. Но мы постоянно себя одёргиваем и, немного отдохнув, переходим к повторной вычитке. Ибо надо)

Конечно есть, я его комментировал LOL

Жду с нетерпением про Критика, этот бро меня уже много лет радует (точнее, Джошизо, который его озвучивает).

А к слову, недавно у Критика был обзор на фильм с Крузом, и в принципе всё как обычно, но финал меня очень зацепил, в конце обзора Критик процитировал:

Заплатив биллионами жизней, человек купил право жить на Земле, и это право принадлежит ему вопреки всем пришельцам. Оно осталось бы за ним, будь марсиане даже в десять раз более могущественны. Ибо человек живёт и умирает не напрасно.

Просто хотел в тему дополнить такой прекрасной и воодушевляющей цитатой)

Классный блог🤌

Читай также