Вчера Вчера 4 76

Путь радио-постановки «Война Миров» Орсона Уэлса

Вступление

В современности мы часто видим на больших и малых экранах фильмы и сериалы в жанре Макьюментари  — кино имитирующее реальную съёмку с камер или телефона на которую попали странные происшествия. Вы можете помнить из подобных произведений Мраморных Шершней (да и весь Слэндервёрс который достоин отдельного блога.), Монстро, ведьму из Блэр и т. д. Да и тот-же формат хоррор-vhs по сути вышел из него.

И если сейчас данный жанр популярен среди выпускников кино-школ или простых энтузиастов ведь и большого бюджета не надо и оборудования в два раза меньше нужно, то в начале тридцатых метод «маскировка художественного под действительное» стал чуть-ли не табу. И целью данного блога и является рассказ об опыте тогдашних творцов (а речь пойдёт не только о кино) сымитировать реальную жизнь.

1. Создание Войны Миров

На дворе 1889 год и ещё молодой Британский писатель Герберт Уэлс решает написать книгу в жанре «вторжения» который был популярен в британской литературе.

Герберт Уэлс
Герберт Уэлс

Жанр этот, исходя из название, рассказывал об военных действиях связанных с вторжениями захватчиков. Данные книги приобрели популярность в Британии между 1871 и 1918. Для большего понимания — Литература Завоевания для Британцев это как для нас книги о пионерах или для Америки Вэстерны. Конечно, такая популярность именно в это время была обусловлена нуждой в патриотизме у британских граждан и поднятия боевого духа. Одной из первых таких книг стала « Битва при Доркинге» которая рассказывала об нападении Германских войск на Англию.

Примечательно что такие книги хоть и были вымыслом, но писались Ветеранами которые тщательно прорабатывали описания сражений, виды оружия и тактику маскируя всё под реальный военный рассказ. В наше время этот жанр остался, но сменил название и немного суть. Теперь похожая фабула в книгах называется «Альтернативной историей» и хоть парой тоже уходит в фантастику, но суть «Что если „ вставьте историческое событие»» остаётся.

Герберт решил преобразовать данный жанр и заменить реальные государства на Марсиан. Но один из главных принципов жанра оставался — маскировка фантастики под явь. В книге участвовали реальные британские города, улицы и виды земного оружия и т. п.

Сама книга рассказывала об нападении марсианских шагоходов на Англию и весь мир. И пришельцы даже побеждали, но оказалось что те не приспособлены к обычным земным бактериям. Тут можно предположить что данный сюжетный приём косвенно говорил читателю что даже если враг победит то ему не выжить в условиях обитания. (если перекладывать на русские поговорки то тут подходит « Что немцу смерть, Русскому в радость»)

В любом случае книга стала популярнейшим чтивом в Британии, а через несколько лет покорила сердца в Америке. И именно там начинается основное действие моего рассказа.

2. Липовая Война Миров

30 октября 1938 года молодой, но подающий надежды театральный режиссёр Орсон Уэлс в рамках своего радио-шоу хочет поставить аудио-постановку по книге его тёзки.

Орсон Уэлс
Орсон Уэлс



Но Орсон во время адаптации добавил два важных изменения

1. Перенёс действие из Лондона в город США

2. Стилизовал всю постановку под реальные радио-волны полиции, армии и репортёров.

Второй пункт объяснялся тем что Уэлс (как и многие молодые творцы даже сейчас) был Перфекционистом и на предыдущих постановках пытался сделать всё максимально правдоподобно и реалистично. А тут как-раз и действие рассказа происходило в в современности на то время, а не в далёком прошлом да и популярность теории о « каналах на марсе» в то время только росла и поэтому как « реалистичная страшилка на день всех святых» постановка выглядела хорошей идеей.

Вообще метод «Необычная идея + продуманность до мелочей» присутствовал в творчестве Орсона всегда. Один раз к примеру он поставил спектакль по Шекспиру с полностью афро-американским кастом, но при этом костюмы и декорации были максимально проработанными. Или уже во время его карьеры на радио он добивался того что-бы каждый звук, акцент или крик был как настоящий вне зависимости от жанра, сюжета или бюджета.


И вот 30 октября, в Хэллоуин начинается трансляция, и в начале проигрывается вступление шоу, а потом и вступление книги в исполнении самого Орсона. Начинается шоу где идёт липовое предупреждение об нападении Марсиан и распыление странного газа на территории городка Гроверс-Милл.
И тут у всех людей по всей Америке началась паника! Люди стали выпрыгивать из окон боясь своей участи, другие же стали массово иммигрировать из городов создавая километровые пробки, а улицы заполонили погромы.....

Ну как? Интересная сказка?

Но вот только никакой паники и погромов не было! А всё это придумали газеты. На самом деле передача Орсона не была настолько популярной, особенно в вечер Хэллоуина когда большинство людей предпочитали другой вид досуга. Да, некоторые пропустили вступление и подумали что шоу это реальный репортаж, но их было мало да и те что были просто подходили к ближайшему полицейскому и спрашивали " всё ли хорошо? «.
Но ради чего журналистам было настолько преувеличивать масштаб событий?

Ответ достаточно прост, в 30х годы радио только начинало существовать как полноценное СМИ и составила не хилую конкуренцию газетам . И поэтому 30 — 40 годы двадцатого века ознаменовались так называемой " Информационной войной " между газетой и радио. Газеты напирали на недостоверность в радио, а те на устаревание газетного формата.

И вот представьте — радио дало дезинформацию о нападении пришельцев. Уже только это дало Журналистам раскрутить всё до всеобщей паники и смертям из-за радио.
Всё это привело к тому что по выдуманному журналистами событию начали выпускать книги и дискутировать на том же радио.

Но Уэлс с командой на следующий день извинились перед слушателями и хоть осадок остался, но глобально карьеру Орсона это не испортило. Даже на оборот! После новости о том что новичок смог убедить людей в атаке марсиан в Голливуде того ждали с распростёртыми объятиями. И уже на фабрике грёз Орсон снял фильм как-раз об газетной индустрии — Гражданин Кейн, который станет классикой кинематографа. А на годовщину постановки в Гроверс-Милле вообще памятник поставили в честь «приземления Марсиан»



Но если в Америке, в до военное время, всё прошло гладко то в марте 1949 в Эквадоре были реальные жертвы…

3. Паника от Войны Миров

Дело в том что тридцатого февраля местная радио станция решила повторить постановку Уэлса, но уже в эту версию поверили куда больше народа чем в Америке.

Почти половина военных баз вблизи «места высадки» отправилась на устранение чужаков, а люди в городе брались за оружие. Но почему сейчас был вызван такой диссонанс (вопрос залу)? Всё просто:

1. Одно дело слышать угрозы нападения железных монстров в тридцатые годы когда в той-же первой мировой участвовали конные войска, а другое дело слышать это в сорок девятом когда только недавно закончилась вторая мировая с Танками, реактивными самолётами и т. п.

2. По утверждению очевидцев вместо правильного испанского слова «marsianos» на радио произносили выражение «marsistas», что на слух очень легко спутать с «marxistas» — «марксисты». Постановка звучала достаточно правдоподобно и грозно: «Огромные массы марксистов, одетых в непробиваемые пулями комбинезоны, приземлились в Котокольяо, недалеко от аэродрома Кито и перебили наших лучших летчиков». Получается армия по сути думала что саму радио-передачу прервали на объявления нападения Камунистов!!!

3. Кроме ценителей истории никто за пределами Америки особо не интересовался и не знал историю с оригинальной постановкой. Всё-таки это всё ещё не не наше время где каждое событие или скандал становится известным

И как вы поняли вся эта история вернулась к тому с чего мы начали — постановка которая начиналась с книги на фантазию « что если реальные армии заменить на пришельцев» заставила подумать Эквадорцев что на них нападает реальная армия Коммунистов!

Но жертв из обычного народа было не так много по сравнению с жертвами среди сотрудников Радио. Ведь люди буквально озверели когда поняли что на месте высадки некого не было, а всё это было просто розыгрышем. В итоге злая толпа взяла штурмом офис радио " Эль Камерцио " и начала бросать туда камни, а потом и коктейли молотова из-за чего в пожаре погибли шесть человек, а тех кому повезло выбраться избили до полусмерти.

Итог

В октябре 1999 года юные кинематографисты из США решили повторить опыт Уэлса (хотя наверное не осознано) только уже с помощью современных технологий кино. И именно из этого и вышел фильм « Ведьма из Блэр „ который и своей рекламной компанией и стилем съёмки имитировал реальную найденную плёнку. Так кстати и стали называть данный жанр кино. Дальше пошли и „ Паранормальное Явление» и „ Кловерфилд» которые развили идею в современном понимании. Но все эти фильмы и постановку роднит один принцип — маскировка художественного произведения под реальность.

Но целью данного рассказа так-же было донести что во всём нужен баланс. Одно дело когда ты каждую неделю в газете которая ориентирована на рассказы печатаешь историю в известном в твоей стране жанре или ставишь радио-постановку на хэллоуин которая и должна пугать, но в меру. Но совсем другое когда ты пытаешься починить то что не сломано, выпуская постановку в тяжёлое пост-военное время и наводишь панику в целом городе, это конечно не оправдывает смертей в штате радио, но лишний раз подтверждает нужность баланса в таких вещах. И как-раз современные фильмы в жанре Макьюментари являются золотой серединой где ты и испуган, и заинтересован тем как хорошо снята и замаскирована та или иная картина под реальную жизнь ПОНИМАЯ что это вымысел, но не теряя удовольствие.


Лучшие комментарии

Стоп… Да это же было в Симпсонах 🗿

Забавно что ты решил именно обзор Критика привезти в пример )

Просто один из будущих блогов будет о нём в рамках рубрики «Титаны Обзоров» ( кстати выпуск про AVGN уже есть )

А к слову, недавно у Критика был обзор на фильм с Крузом, и в принципе всё как обычно, но финал меня очень зацепил, в конце обзора Критик процитировал:

Заплатив биллионами жизней, человек купил право жить на Земле, и это право принадлежит ему вопреки всем пришельцам. Оно осталось бы за ним, будь марсиане даже в десять раз более могущественны. Ибо человек живёт и умирает не напрасно.

Просто хотел в тему дополнить такой прекрасной и воодушевляющей цитатой)

Классный блог🤌

Конечно есть, я его комментировал LOL

Жду с нетерпением про Критика, этот бро меня уже много лет радует (точнее, Джошизо, который его озвучивает).

Читай также